ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-11083/20 от 30.03.2021 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А19-11083/2020  «06» апреля 2021 года 

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 30 марта 2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 06 апреля 2021 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Загерсон  А.А., 

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной  ответственностью «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ» (ОГРН 1027739203293, ИНН 7734201810) 

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области

третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Аэрофьюэлз Усть-Кут»  (ОГРН 1023802082072, ИНН 3818014827) 

о признании недействительными решения № 038/285/20 от 23.03.2020г.
и предписания № 038/35/20 от 23.03.2020г.,

третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Аэрофьюэлз Усть-Кут»  (ОГРН 1023802082072, ИНН 3818014827, адрес: 666782, Иркутская область, г. Усть- Кут, территория аэропорт,-,-,-,) 

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Попов Ю.Н. – генеральный директор, представлен паспорт, решение  участника; 

от антимонопольного органа: Новикова И.В. – представитель по доверенности,  представлено удостоверение; 


от третьего лица: не явились; 

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ» (далее –  заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с  заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской  области (далее - УФАС по Иркутской области) о признании недействительными  решения № 038/285/20 от 23.03.2020г. и предписания № 038/35/20 от 23.03.2020г. 

В судебном заседании представитель ООО «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ» заявленные  требования о признании незаконными оспариваемых ненормативных актов  антимонопольного органа поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. 

Представитель антимонопольного органа заявленные требования не признал, по  основаниям, изложенным в отзыве на заявление. 

Третье лицо надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте  рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, отзыв не  направило. 

Дело рассмотрено в порядке статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации по имеющимся доказательствам, исследовав которые, суд  установил следующее. 

Общество с ограниченной ответственностью «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ»  зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным  регистрационным номером 1027739203293. Основным видом деятельности Общества  является торговля оптовая моторным топливом, включая авиационный бензин. 

Антимонопольный орган в ходе рассмотрения дела пришел к выводу, что ООО  «Аэрофьюэлз Усть-Кут» и ООО «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ», входящие в состав группы  лиц с ООО «Аэрофьюэлз Групп» и ООО «Аэрофьюэлз Инк», оказывают услуги, цены  на которые регулируются государством, определенные перечнем услуг субъектов  естественных монополий в аэропортах, утвержденным Постановлением  Правительства РФ от 23.04.2008 № 293: оказывают услуги по заправке воздушных  судов и по хранению авиатоплива в аэропорту г. Усть-Кут, при этом, ООО  «Аэрофьюэлз Усть-Кут» и ООО «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ» самостоятельно установили  тарифы и сборы без обращения в установленном порядке в регулирующий орган. В  связи с указанным, ФАС России Иркутскому УФАС России поручением от  02.08.2019г. № ВК/66813/19 поручило провести проверку таких фактов на предмет  наличия/отсутствия нарушений антимонопольного законодательства ООО 


«Аэрофьюэлз Усть-Кут» в части ценообразования тарифов за обеспечение заправки  воздушных судов авиационным топливом и хранение авиатоплива. 

По результатам рассмотрения документов, представленных в процессе  антимонопольного расследования ООО «Аэрофьюэлз Усть-Кут», АО «Аэропорт Усть- Кут», ООО «ТЗК Аэрофьюэлз», приказом Иркутского УФАС России от 19.11.2019г.   № 038/512/19 возбуждено дело № 038/01/10-1878/2019 по признакам нарушения ООО  «Аэрофьюэлз Усть-Кут» и ООО «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ», входящих в состав группы  лиц с ООО «Аэрофьюэлз Групп» и ООО «Аэрофьюэлз инк», пункта 10 части 1 статьи  10 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в применении  тарифов на услуги по заправке воздушных судов, оказываемых авиакомпаниями в  аэропорту г. Усть-Кут Иркутской области и хранение авиатоплива в аэропорту г.  Усть-Кут Иркутской области, не утвержденных регулирующим органом в нарушение  установленного нормативными актами порядка ценообразования, что может привести  к ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов в сфере  предпринимательской деятельности. 

В ходе исполнения поручения ФАС России, анализа представленных материалов  установлено, что ООО «Аэрофьюэлз Усть-Кут» оказывает услуги по техническому  обеспечению Воздушных Судов (ВС) авиатопливом и авиационными горюче- смазочными материалами; а также заправки ГСМ. Участниками ООО «Аэрофьюэлз  Усть-Кут» являются ООО «Аэрофьюэлз Групп» - доля 67%, АО «Аэропорт Усть-Кут»  - доля 33%. 

Основным видом деятельности ООО «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ» является торговля  оптовая моторным топливом, включая авиационный бензин (код ОКВЭД 46.71.2).  Участником ООО «Аэрофьюэлз инк» является ООО «Аэрофьюэлз Групп» (доля  100%). 

ООО «Аэрофьюэлз Усть-Кут» заключен с ООО «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ» договор   № 191/АП от 01.11.2001г. об оказании услуг по приему, хранению, контролю качества,  подготовке к выдаче на заправку, заправке авиатоплива и авиаГСМ в воздушные суда. 

В соответствии с п. 1.1. договора исполнитель (ООО «Аэрофьюэлз Усть-Кут»)  обязуется обеспечить услуги по заправке авиатопливом и авиаГСМ ВС эксплуатантов.  выполняющих грузовые, чартерные и пассажирские авиаперевозки из/через а/п, по  письменной заявке заказчика (ООО «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ»), а также осуществлять  прием, хранение, контроль качества, подготовку и выдачу на заправку авиатоплива в  ВС эксплуатантов, а заказчик в свою очередь, обязуется оплатить исполнителю услуги 


по приему, хранению, контролю качества, подготовке к выдаче на заправку  авиатоплива в ВС эксплуатантов. Согласно пункту 1.1. приложения № 1 к договору  исполнитель берет на себя обязанность по приему принадлежащего заказчику  авиатоплива, включая транспортировку до места хранения, его хранение и выдачу в  ВС по заявке заказчика. 

Договоры с авиаперевозчиками на оказание услуг по заправке воздушных судов  и хранению авиатоплива на территории аэропорта г. Усть-Кут ООО «Аэрофьюэлз  Усть-Кут» не заключались. 

У ООО «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ» в 2019г. действовало 24 договора на  топливообеспечение воздушных судов в аэропортах РФ с авиаперевозчиками.  Непосредственно оказание услуг (заправка и хранение авиатоплива) данным  авиаперевозчикам в аэропорту г. Усть-Кут оказываются ООО «Аэрофьюэлз Усть- Кут» в рамках договора № 191/АП от 01.11.2001 г., 

ООО «Аэрофьюэлз Усть-Кут» заключен с ООО Фирма «Аэрофьюэлз инк»  договор аренды № 012/03 от 01.04.2003г., в соответствии с которым арендодатель  (ООО Фирма «Аэрофьюэлз Инк») обязуется предоставить арендатору (ООО  «Аэрофьюэлз Усть-Кут») за плату во временное владение и пользование топливо- заправочный комплекс (ТЗК), расположенный на территории аэропорта г.Усть-Кут в  составе согласно реестру, являющегося приложением № 1 к договору, а также договор  аренды транспортных средств № 041 АР/10 от 01.10.2010г., в соответствии с которым  арендодатель (ООО Фирма «Аэрофьюэлз инк») обязуется предоставить арендатору  (ООО «Аэрофьюэлз Усть-Кут») за плату во временное владение и пользование  специализированные (предназначенные для транспортировки топлива и его заправки  в транспортные средства) транспортное средство (автозаправщик). 

Таким образом, ООО «Аэрофьюэлз Усть-Кут» и ООО «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ»,  входящие в состав группы лиц с ООО «Аэрофьюэлз Групп» и ООО «Аэрофьюэлз  инк», оказывают услуги по заправке ВС и по хранению авиатоплива в аэропорту г.  Усть-Кут. 

В соответствии с дополнительным соглашением № 1 от 01.01.2019г. к договору   № 191/АП от 01.11.2001г., заключенному с ООО «ТЗК Аэрофьюэлз», стоимость  комплекса оказываемых исполнителем (ООО «Аэрофьюэлз Усть-Кут») услуг в месяц  установлена в размере 2 000 000 руб. без НДС. Расчет стоимости услуг по заправке  ВС и стоимость услуг по хранению авиатоплива выполняет ООО «ТЗК  АЭРОФЬЮЭЛЗ». 


В соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции проведен анализ  состояния конкуренции с целью установления признаков доминирующего положения  ООО «Аэрофьюэлз Усть-Кут» на рынке услуг по авиатопливообеспечению (заправка  воздушных судов авиакомпаний в аэропорту г. Усть-Кут Иркутской области и  хранение авиатоплива в аэропорту г. Усть-Кут Иркутской области), ООО «ТЗК  АЭРОФЬЮЭЛЗ» на рынке услуг по авиатопливообеспечению (реализация  авиатоплива хозяйствующим субъектам (авиакомпании) в аэропорту г. Усть-Кут  Иркутской области). 

По результатам проведенного анализа установлено, что в соответствии с п. 1 ст.  5 Закона о защите конкуренции ООО «Аэрофьюэлз Усть-Кут» и ООО «ТЗК  АЭРОФЬЮЭЛЗ», входящие в состав группы лиц с ООО «Аэрофьюэлз Групп» и ООО  «Аэрофьюэлз инк», занимают доминирующее положение на рынке услуг по  авиатопливообеспечению (заправка и реализация авиатоплива хозяйствующим  субъектам - авиакомпаниям, хранение авиатоплива) в аэропорту г. Усть-Кут  Иркутской области. 

Антимонопольным органом установлено, что именно ООО «ТЗК  АЭРОФЬЮЭЛЗ» заключило договоры на топливообеспечение воздушных судов в  аэропортах РФ с авиаперевозчиками, согласно которых Общество приняло на себя  обязательства по обеспечению авиатопливом и авиа ГСМ воздушных судов, а ООО  «Аэрофьюэлз Усть-Кут» на основании согласованных заявок осуществляет заправку  авиатоплива «в крыло», при этом, ни ООО «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ», ни ООО  «Аэрофьюэлз Усть-Кут» не обращались в органы регулирования для установления  соответствующих тарифов и оказывают услуги по заправке воздушных судов и по  хранению авиатоплива а аэропорту г. Усть-Кут применяя установленные  самостоятельно тарифы. 

Антимонопольным органом вынесено решение № 038/285/20 от 23.03.2020г., в  соответствии с которым ООО «Аэрофьюэлз Усть-Кут» и ООО «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ»,  входящие в состав группы лиц с ООО «Аэрофьюэлз Групп» и ООО «Аэрофьюэлз  инк», занимающих доминирующее положение на рынке услуг по  авиатопливообеспечению (услуг по заправке воздушных судов, оказываемых  авиакомпаниями в аэропорту г. Усть-Кут Иркутской области и хранение авиатоплива  в аэропорту г. Усть-Кут Иркутской области), признаны нарушившими пункт 10 части  1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в применении не 


утвержденных регулирующим органом тарифов на указанные услуги, в нарушение  установленного порядка ценообразования. 

На основании указанного решения антимонопольным органом ООО  «Аэрофьюэлз Усть-Кут» и ООО «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ» выдано предписание от  23.03.2020г. № 038/35/20 в котором установлена обязанность: 

- ООО «Аэрофьюэлз Усть-Кут» и ООО «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ» прекратить  нарушение антимонопольного законодательства в срок до 30.05.2020г. путем  принятия необходимых и достаточных мер по установлению тарифа на услуги по  хранению авиационного топлива, обеспечению заправки авиационным топливом  воздушных судов в аэропорту г. Усть-Кут Иркутской области уполномоченным  государственным органом в сфере регулирования тарифов. 

- ООО «Аэрофьюэлз Усть-Кут» и ООО «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ» обеспечить  информирование контрагентов об установленных тарифах на услуги по хранению  авиационного топлива, обеспечению заправки авиационным топливом воздушных  судов в  аэропорту г, Усть-Кут Иркутской области уполномоченным государственным  органом в сфере регулирования тарифов. 

- ООО «Аэрофьюэлз Усть-Кут» и ООО «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ» обеспечить  применение установленных тарифов на услуги по хранению авиационного топлива,  обеспечению заправки авиационным топливом воздушных судов в аэропорту г. Усть- Кут 

Иркутской области уполномоченным государственным органом в сфере  регулирования тарифов. 

Полагая, что вышеуказанные решение и предписание антимонопольного органа  не соответствует требованиям закона и нарушают права и законные интересы  Общества с ограниченной ответственностью «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ» в сфере его  предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в  Арбитражный суд Иркутской области с настоящим требованием. 

В обоснование заявленных требований Общество указало, что не согласно с  выводом Управления о том, что Обществом оказываются услуги по хранению  авиатоплива и заправке воздушных судов в аэропорту г. Усть-Кут. В связи с тем, что  указанные услуги Обществом не оказываются, то оно не вправе обратиться в  уполномоченный орган за утверждением тарифов на хранение авиатоплива и заправку  воздушных судов в аэропорту г. Усть-Кут. 


Кроме того, ООО «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ» указало, что не включено в реестр  субъектов естественной монополии, в отношении оказываемых им услуг  государственное регулирование не предусмотрено. Факт занятия Обществом  доминирующего положения антимонопольным органом установлен только в связи с  фактическим признанием ООО «Аэрофьюэлз Усть-Кут» субъектом естественной  монополии на основании части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Общество  полагает, что не является субъектом естественной монополии. 

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их  совокупности, суд приходит к следующим выводам. 

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в  арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных  правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права  и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные  препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании  ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4  статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в  соответствии с которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных  правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих  публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании  осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений,  оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие  закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий  у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили  оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли 


оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого  ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту,  законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий  (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие  оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а  также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта,  решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или  лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). 

В свою очередь, заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения  обжалуемым ненормативным правовым актом, решением своих прав и законных  интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации установлено, что не  допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и  недобросовестную конкуренцию. 

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)  антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает  дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их  рассмотрения решения и выдает предписания (часть 1). 

Согласно части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основанием для  возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении  антимонопольного законодательства являются, в том числе поступление из  государственных органов, органов местного самоуправления материалов,  указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства  (далее - материалы); обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения  антимонопольного законодательства; результат проверки, при проведении которой  выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства коммерческими  организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами  исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской  Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции 


указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными  фондами. 

В данном случае обжалуемое решение принято и оспариваемое предписание  выдано Иркутским УФАС России в пределах предоставленных полномочий. 

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий  Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты  конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции. 

На основании пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение  хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться  недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов  других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности  либо неопределенного круга потребителей, в том числе: нарушение установленного  нормативными правовыми актами порядка ценообразования. 

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о  защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он  занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие),  характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало  угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц. 

Как следует из статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №  147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях),  субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый  производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги в  транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности  субъектов естественных монополий. 

В соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях под  естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором  удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу  технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением  издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства),  а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть  заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном 


рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей  степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. 

Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый  производством реализацией товаров в условиях естественной монополии. 

В соответствии со статьей 4 Закона о естественных монополиях к сферам  деятельности субъектов естественных монополий относятся, в том числе услуги в  транспортных терминалах, портах и аэропортах. 

В соответствии со статьей 10 Закона о естественных монополиях органы  регулирования естественных монополий формируют и ведут реестр субъектов  естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные  регулирование и контроль. Основаниями для введения государственного  регулирования деятельности в отношении субъекта естественной монополии и  включения его в данный реестр являются заявление хозяйствующего субъекта,  предложения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной  власти субъектов Российской Федерации и органа местного самоуправления,  общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов. 

Реестр субъектов естественных монополий носит заявительный характер и  формируется на основании информации, полученной от федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской  Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений  потребителей, их ассоциаций и союзов, а также по заявлению самих организаций о  включении их в Реестр либо исключении их из Реестра. 

При этом, отсутствие хозяйствующего субъекта в Реестре субъектов  естественных монополий не может свидетельствовать об отсутствии у него статуса  естественной монополии. 

В случае отсутствия хозяйствующего субъекта в реестре субъектов естественной  монополии, принадлежность хозяйствующего субъекта к субъектам естественных  монополий определяется путем установления факта осуществления им деятельности в  сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях, а также  соответствия его признакам, указанным в статье 3 Закона о естественных монополиях. 

Из материалов дела усматривается, что ООО «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ» не состоит  в реестре субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных  терминалах, портах и аэропортах. 


В то же время, Общество не оспаривает, что оно является хозяйствующим  субъектом, осуществляющим деятельность (реализацию товаров, работ, услуг) в  аэропорту г. Усть-Кут. 

Заявитель в заявлении и в ходе рассмотрения дела указал, что вывод Управления  о наличии у Общества статуса субъекта естественной монополии ввиду оказания  услуг, перечисленных в части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях, не  основан на нормах права, поскольку Общество не включено в реестр субъектов  естественной монополии. Антимонопольный орган не имел права признавать  Общество субъектом естественной монополии в рамках рассмотрения дела о  нарушении статьи 10 Закона о защите конкуренции, данная компетенция принадлежит  исключительно ФАС России. 

Данный довод суд находит необоснованным на основании следующего. 

Отсутствие хозяйствующего субъекта в Реестре субъектов естественных  монополий не может свидетельствовать об отсутствии у него статуса естественной  монополии. 

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта  естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной  монополии (часть 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции). 

Приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от  28.04.2010г. № 220 утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на  товарном рынке (далее - Порядок № 220). 

Как следует из пункта 1.1 Порядка № 220, данный Порядок разработан на  основании Закона о защите конкуренции и используется для анализа состояния  конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего  субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения,  ограничения или устранения конкуренции, в том числе при формировании реестра  хозяйствующих субъектов, ведение которого предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи  23 Закона о защите конкуренции. 

В соответствии с пунктом 12.5 Порядка № 220 на товарном рынке без  проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке доминирующим  признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной  монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. 

В рассматриваемом случае Общество в 2019 году оказывало услуги в  географических границах аэропорта г. Усть-Кут по реализации авиатоплива. 


Факт оказания услуг Обществом подтверждается договором № 191/АП от  01.11.2001г. об оказании услуг по приему, хранению, контролю качества, подготовке  к выдаче на заправку, заправке авиатоплива и авиаГСМ в воздушные суда  заключенного между ООО «Аэрофьюэлз Усть-Кут» и ООО «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ»,  согласно которого исполнитель (ООО «Аэрофьюэлз Усть-Кут») обязуется обеспечить  услуги по заправке авиатопливом и авиаГСМ ВС эксплуатантов выполняющих  грузовые, чартерные и пассажирские авиаперевозки из/через а/п, по письменной  заявке заказчика (ООО «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ»), а также осуществлять прием,  хранение, контроль качества, подготовку и выдачу на заправку авиатоплива в ВС  эксплуатантов, а заказчик в свою очередь, обязуется оплатить исполнителю услуги по  приему, хранению, контролю качества, подготовке к выдаче на заправку авиатоплива  в ВС эксплуатантов. Согласно пункту 1.1. приложения № 1 к договору исполнитель  берет на себя обязанность по приему принадлежащего заказчику авиатоплива,  включая транспортировку до места хранения, его хранение и выдачу в ВС по заявке  заказчика (п. 1.1 договора). 

ООО «Аэрофьюэлз Усть-Кут» договоры с авиаперевозчиками напрямую не  заключало. 

При этом, у ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» в 2019г. действовало 24 договора на  топливообеспечение воздушных судов в аэропортах РФ с авиаперевозчиками.  Непосредственно оказание услуг (заправка и хранение авиатоплива) данным  авиаперевозчикам в аэропорту г.Усть-Кут оказываются ООО «Аэрофьюэлз Усть-Кут»  в рамках договора № 191/АП от 01.11.2001г. 

ООО «Аэрофьюэлз Усть-Кут» заключен с ООО Фирма «Аэрофьюэлз инк»  договор аренды № 012/03 от 01.04.2003г., в соответствии с которым арендодатель  (ООО Фирма «Аэрофьюэлз Инк») обязуется предоставить арендатору (ООО  «Аэрофьюэлз Усть-Кут») за плату во временное владение и пользование топливо- заправочный комплекс (ТЗК), расположенный на территории аэропорта г.Усть-Кут в  составе согласно реестру, являющегося приложением № 1 к договору, а также договор  аренды транспортных средств № 041 АР/10 от 01.10.2010г., в соответствии с которым  арендодатель (ООО Фирма «Аэрофьюэлз инк») обязуется предоставить арендатору  (ООО «Аэрофьюэлз Усть-Кут») за плату во временное владение и пользование  специализированные (предназначенные для транспортировки топлива и его заправки  в транспортные средства) транспортное средство (автозаправщик). 


Таким образом, ООО «Аэрофьюэлз Усть-Кут» и ООО «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ»,  входящие в состав группы лиц с ООО «Аэрофьюэлз Групп» и ООО «Аэрофьюэлз  инк», оказывают услуги по заправке ВС и по хранению авиатоплива в аэропорту  г.Усть-Кут. 

В соответствии с дополнительным соглашением № 1 от 01.01.2019г. к договору   № 191/АП от 01.11.2001г., заключенному с ООО «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ», стоимость  комплекса оказываемых исполнителем (ООО «Аэрофьюэлз Усть-Кут») услуг в месяц  установлена в размере 2 000 000 руб. без НДС. Расчет стоимости услуг по заправке  ВС и стоимость услуг по хранению авиатоплива выполняет ООО «ТЗК  АЭРОФЬЮЭЛЗ». 

Из указанного следует, что именно ООО «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ» заключало  договоры на топливообеспечение воздушных судов в аэропортах РФ с  авиаперевозчиками, согласно которых Общество приняло на себя обязательства по  обеспечению авиатопливом и авиа ГСМ воздушных судов, а ООО «Аэрофьюэлз Усть- Кут» на основании согласованных заявок авиакомпаний осуществляет заправку  авиатоплива «в крыло». 

При этом, ООО «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ» и ООО «Аэрофьюэлз Усть-Кут»  составляют группу лиц (входят в состав группы лиц с ООО «ООО «Аэрофьюэлз  Групп» и ООО «Аэрофьюэлз инк»). 

Таким образом, Общество, оказывая услуги в аэропорту города Усть-Кут по  реализации авиатоплива и авиа ГСМ ООО «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ», занимает  доминирующее положение на рынке услуг в аэропорту города Усть-Кут. 

Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации   № 1 (2018), утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации  28.03.2018, исходя из положений статей 3, 4, 5, 6 Закона о естественных монополиях  основополагающим признаком субъекта естественной монополии следует считать  осуществление данным субъектом деятельности в условиях естественной монополии  в сферах, установленных данным Законом, а не факт его включения в реестр  естественных монополий, который формируется на основании информации,  полученной от различных органов и организаций, а также на основании заявлений  самих организаций, осуществляющих указанную деятельность. 

В границах аэропорта г. Усть-Кут реализует собственное топливо ООО «ТЗК  АЭРОФЬЮЭЛЗ» с долей 100%. 


Исходя из материалов дела, Общества является владельцем реализуемого  авиатоплива и авиа ГСМ, тем самым оказывает комплексные услуги по заправке  авиатопливом и авиа ГСМ воздушные суда, выполняющих регулярные и  нерегулярные, грузовые и чартерные авиаперевозки из/через аэропорт г. Усть-Кут,  посредством заключенного договора с ООО «Аэрофьюэлз Усть-Кут», входящими в  группу лиц. 

На основании изложенного, ООО «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ» имеет необходимое  для осуществления деятельности, отнесенной к сфере деятельности субъекта  естественной монополии, имущество, фактически осуществляет деятельность в сфере  деятельности субъекта естественной монополии, перечень которых приведен в статье  4 Закона о естественных монополиях в условиях естественной монополии. Поскольку  услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах, в том числе, услуги по  обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, в силу приведенных  норм Закона об естественных монополиях относятся к деятельности, осуществляемой  в условиях естественной монополии, следовательно, Общество, оказывая услуги в  аэропорту города Усть-Кут, осуществляло естественно-монопольный вид  деятельности. 

Таким образом, Общество является субъектом естественной монополии,  занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по обеспечению  заправки воздушных судов авиационным топливом, услуг по реализации авиатоплива  и авиа ГСМ хозяйствующим субъектам (авиакомпаниям) в границах аэропорта Усть- Кут. 

Таким образом, антимонопольный орган провел анализ состояния конкуренции  на товарном рынке, поскольку в соответствии с пунктом 12.5 Порядка проведения  анализа состояния конкуренции на товарном рынке утвержденного Приказом  Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 28.04.2010г. № 220,  на товарном рынке без проведения анализа состояния конкуренции на товарном  рынке доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта  естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной  монополии. 

Иными словами, если хозяйствующий субъект признается субъектом  естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной  монополии, то он признается доминирующим на товарном рынке, без проведения  анализа состояния конкуренции на товарном рынке. 


Указанное согласуется с разъяснениями, данными в пункте 18 Обзора судебной  практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденному  Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018г. 

Таким образом, в отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что  Общество не является доминирующим на указанном рынке, либо такое  доминирующее положение нестабильно, либо антимонопольным органом  неправильно определены границы названного рынка, Управление обоснованно  определило факт доминирования ООО «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ» на товарном рынке  услуг по толивообеспечению в границах аэропорта г. Усть-Кут. 

Управлением по результатам проверки сделан вывод, что в применении  Обществом в отношении услуг по хранению авиатоплива и обеспечению заправки  воздушных судов авиатопливом цен (тарифов), не установленных уполномоченным  органом государственного регулирования, содержатся признаки нарушения пункта 10  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 

Суд полагает данный вывод антимонопольного органа обоснованным на  основании следующего. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Воздушного кодекса Российской  Федерации оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной  основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской  Федерации. 

Согласно статье 6 Закона о естественных монополиях органами регулирования  естественных монополий могут применяться методы регулирования деятельности  субъектов естественных монополий (далее - методы регулирования), в том числе  ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления)  цен (тарифов) или их предельного уровня. 

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены  (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного  регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы  ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются  Правительством Российской Федерации. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008г. № 293  утверждено Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на  услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах (далее  – Положение № 293) и Перечень услуг субъектов естественных монополий в 


аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством (далее –  Перечень № 293). 

В соответствии с пунктом 3 Положения № 293 государственное регулирование  тарифов осуществляется в целях создания условий для устойчивого безопасного  функционирования и динамичного развития транспортных терминалов, портов,  аэропортов и инфраструктуры внутренних водных путей на основе обеспечения  баланса интересов субъектов регулирования и потребителей их услуг, а также для  развития конкуренции на рынке транспортных услуг и снижения транспортных  издержек; обеспечения доступности услуг в транспортных терминалах, портах,  аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;  повышения качества оказываемых услуг. 

Государственное регулирование тарифов осуществляется органами  регулирования в пределах их компетенции (пункт 4 Положения № 293). 

Пунктом 5 Положения № 293 предусмотрено, что тарифы на услуги субъектов  регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому  конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными  Правительством РФ перечнями услуг субъектов естественных монополий в  транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию  инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются  государством. 

Исходя из пунктов 5 и 6 Перечня № 293 к указанным услугам относятся услуги  по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и хранение  авиационного топлива. 

Приказом Министерства транспорта России от 17.07.2012г. № 241 «Об  аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных  судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации и  воздушном пространстве Российской Федерации» утверждены Перечень и правила  формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и  воздушном пространстве Российской Федерации (далее - Правила формирования  тарифов). 

Согласно пункту 4.14.1 Правил формирования тарифов тариф за хранение  авиационного топлива устанавливается за предоставление комплекса услуг по  приему, хранению и выдаче авиационного топлива, включая: прием авиационного  топлива на склад; лабораторный контроль качества авиационного топлива; хранение 


авиационного топлива, в том числе предоставление емкостей для хранения  авиационного топлива; подготовку и выдачу авиационного топлива на заправку  (фильтрация, добавление противоводокристаллизационной жидкости (далее - ПВК  жидкость) и другие операции, предусмотренные технологией); предоставление  персонала (включая инженерно-авиационный). 

Тариф устанавливается на одну тонну авиационного топлива в сутки или на  одну тонну авиационного топлива, принятого на хранение. 

Плата за хранение авиационного топлива определяется на основе  установленного тарифа, веса принятого на хранение авиационного топлив а и времени  хранения в сутках (при этом часть суток округляется до целых суток) или на основе  установленного тарифа и веса принятого на хранение авиационного топлива. 

Цена авиационного керосина, бензина и ПВК жидкости устанавливается  отдельно в соответствии с законодательством Российской Федерации и в тариф за  хранение авиационного топлива не включается. 

Пунктом 4.14.2 Правил формирования тарифов предусмотрено, что тариф за  обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна устанавливается за  предоставление комплекса услуг по обеспечению заправки авиационным топливом  воздушного судна, включая: предоставление персонала (включая инженерно- авиационный) и технических передвижных и/или стационарных средств для заправки  воздушного судна авиационным топливом; аэродромный контроль качества  авиационного топлива. Тариф устанавливается на одну тонну авиационного топлива. 

Плата за заправку авиационным топливом воздушного судна определяется на  основе установленного тарифа и веса заправленного авиационного топлива. 

Цена авиационного керосина, бензина и ПВК жидкости устанавливается  отдельно в соответствии с законодательством Российской Федерации и в тариф за  обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна не включается. 

Таким образом, действующим законодательством установлен специальный  порядок ценообразования на услуги по обеспечению заправки воздушных судов  авиационным топливом, хранению авиационного топлива, согласно которому  указанные цены регулируются государством. 

Возможность хозяйствующего субъекта самостоятельно устанавливать размер  платы за указанные услуги в отсутствие решения уполномоченного государственного  органа законодательством не предусмотрена. 


Факт включения товаров (работ, услуг) в перечень товаров (работ, услуг)  субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются  государством, означает, что в отношении субъектов естественных монополий,  осуществляющих такие виды деятельности, распространяется обязательное ценовое  регулирование. 

ООО «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ» в уполномоченные органы регулирования с  заявлением об установлении тарифов на соответствующие услуги не обращалось. 

Поскольку услуги по реализации авиатоплива и авиа ГСМ включены в перечень  услуг, цены на которые регулируются государством, ООО «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ» не  вправе оказывать данные услуги по самостоятельно установленным ценам. 

В соответствии с пунктом 16 Положения № 293 порядок рассмотрения вопросов  по установлению (изменению) тарифов, а также перечень документов,  предоставляемых для их установления (изменения), определяются Федеральной  антимонопольной службой. 

Для целей ценового регулирования деятельности субъектов естественных  монополий, оказывающих услуги в портах, применяется Порядок рассмотрения  вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного  уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах,  портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных  путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления  (изменения), утвержденный приказом ФСТ России от 24.06.2009г. № 135-т/1. 

Согласно пункту 4 указанного приказа тариф может быть установлен как на  основании заявления хозяйствующего субъекта, так и по инициативе регулирующего  органа. 

Учитывая императивные требования статьи 6 Закона о естественных  монополиях об обязательном государственном регулировании тарифов на услуги по  хранению авиационного топлива, обеспечению заправки авиационным топливом,  субъект регулирования, планирующий оказывать такие услуги, обязан обратиться в  регулирующий орган с заявлением об установлении тарифа на данные услуги. 

В случае если субъектом регулирования не исполнена вышеуказанная  обязанность, тариф может быть установлен по инициативе регулирующего органа.  Вместе с тем, указанная норма не снимает с субъекта регулирования ответственности  за нарушение порядка ценообразования. 


В рассматриваемом случае Общество могло оказывать спорные услуги в  аэропорту города Усть-Кута только по цене, урегулированной государством. Вместе с  тем услуги в аэропорту г. Усть-Кут по обеспечению заправки воздушных судов  авиационным топливом, по хранению авиационного топлива оказывались Обществом  по иным ценам, что запрещено, исходя из приведенных выше норм Закона о  естественных монополиях. 

При таких обстоятельствах, суд соглашается с выводами Управления,  изложенными в оспариваемом решении, что Общество в исследуемый период, ввиду  осуществления им естественно-монопольного вида деятельности по оказанию услуг в  аэропорту г. Усть-Кут, являлось субъектом естественных монополий в силу самого  факта осуществления указанного вида деятельности, а также допустило нарушение  пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку в Федеральную  службу по тарифам или иные органы регулирования с заявлением об установлении  тарифов на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным  топливом, услуг по хранению авиационного топлива в границах аэропорта г. Усть-Кут  не обращалось; тарифы на спорные услуги в отношении Общества уполномоченными  органами не устанавливались; взимало плату за реализованное им авиатопливо не по  тарифам, установленным для Общества уполномоченным органом публичной власти,  а по самостоятельно установленной цене. 

На основании изложенного, у суда отсутствуют основания для признания  оспариваемого решения не соответствующим положениям Закона о защите  конкуренции. 

У суда также не имеется оснований для признания недействительным  обжалуемого предписания, поскольку на основании пункта 2 части 1 статьи 23 Закона  о защите конкуренции выдавать предписание об устранении нарушения является не  только правом, но и обязанностью антимонопольного органа. 

Судом оценены все доводы заявителя, однако на выводы суда об отсутствии  оснований для признания оспариваемых решения и предписания  недействительными, данные доводы не влияют. 

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемые  Обществом решение № 038/285/20 от 23.03.2020г. и выданное на его основании  предписание № 038/35/20 от 23.03.2020г. по делу № 038/01/10-1878/2019  соответствуют Закону о защите конкуренции, Закону о естественных монополиях и не 


нарушают прав и законных интересов заявителя в предпринимательской  деятельности. 

Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого  доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств  в их совокупности, суд полагает, что вывод УФАС по Иркутской области,  изложенный в оспариваемых решении и предписании, о признании ООО «ТЗК  Аэрофьюэлз» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона защите о конкуренции  соответствует установленным и исследованным обстоятельствам дела, нормам  антимонопольного законодательства. 

Следовательно, оспариваемые решение № 038/285/20 от 23.03.2020г. и выданное  на его основании предписание № 038/35/20 от 23.03.2020г., вынесенные УФАС по  Иркутской области, являются законными, обоснованными, не нарушают прав и  законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности, в связи с чем, у суда отсутствуют основания для признания указанных  актов незаконным. 

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации в случае, если суд установит, что оспариваемый акт, решение,  действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления,  или иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному  акту, и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об  отказе в удовлетворении заявленного требования. 

При таких обстоятельствах, заявленные требования ООО «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ»  удовлетворению не подлежат. 

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на  заявителя. 

При обращении с заявлением в арбитражный суд, заявителем государственная  пошлина в суд оплачена платежным поручением № 1502 от 19.06.2020г. в сумме 3 000  рублей. 

Размер государственной пошлины, подлежащий уплате при подаче заявлений о  признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов  осуществляющих публичные полномочия, иных органов, должностных лиц  незаконными, установлен подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса 


РФ и составляет для организаций – 3 000 рублей за каждое самостоятельное  требование. 

Заявитель в настоящем деле оспаривал решение № 038/285/20 от 23.03.2020г. и

предписание № 038/35/20 от 23.03.2020г., то есть обратился в арбитражный суд с  двумя требованиями, однако государственная пошлина оплачена только за одно  требование. 

Таким образом, с Общества с ограниченной ответственностью «ТЗК  АЭРОФЬЮЭЛЗ» подлежит взысканию в доход федерального бюджета сумма  недоплаченной государственной пошлины в размере 3 000 рублей. 

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

решил:

в удовлетворении требований отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ»  в доход федерального бюджета Российской Федерации госпошлину в размере 3000  рублей. 

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в  законную силу. 

 Судья Л.А. Куклина