АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-11139/2020
19.07.2021
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 12.07.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 19.07.2021 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Архипенко А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Доновской Н.Н. помощником судьи Линейцевым Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: <...>)
к обществу с ограниченной ответственностью «УК Народная» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес местонахождения: 664047, <...>)
о взыскании 417 012 руб. 80 коп., составляющих сумму задолженности за отпущенную в ноябре-декабре 2019, январе-апреле 2020 года на общедомовые нужды тепловую энергию в горячей воде и
по встречному иску общества с ограниченной ответственностью «УК Народная» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес местонахождения: 664047, <...>)
к Иркутскому публичному акционерному обществу энергетики и электрификации (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: <...>)
о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 714 443 руб. 44 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца – не явились, извещены;
от ответчика (истец по встречному исковому заявлению) – ФИО1 (доверенность от 31.12.2019, паспорт), ФИО2 (доверенность от 11.01.2021, паспорт),
УСТАНОВИЛ:
Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации обратилось к обществу с ограниченной ответственностью «УК Народная» с требованиями о взыскании 417 012 руб. 80 коп., составляющих сумму задолженности за отпущенную в ноябре-декабре 2019, январе-апреле 2020 года на общедомовые нужды тепловую энергию в горячей воде.
Ответчик в представленном отзыве возражал против удовлетворения иска по мотиву недостоверности произведенных расчетов.
Общество с ограниченной ответственностью «УК Народная» обратилось к ПАО «Иркутскэнерго» со встречным иском о взыскании 757 420 руб. 81 коп., составляющих сумму неосновательно полученных с применением повышающего коэффициента при расчете стоимости ресурса, поставленного в многоквартирные дома, находящиеся в управлении и оборудованных общедомовыми приборами учета, за тепловую энергию с июня 2019 по апрель 2020 года, и 53 962 руб. 61 коп. - проценты за пользование денежными средствами. .
ПАО «Иркутскэнерго» представило возражения на дополнительные пояснения (с частичным обоснованием и расчетом), просило рассмотреть дело без его участия, от исполнения ранее предложенных судом определениями действий по обоснованию своей правовой позиции по делу и контррасчета по спорным обстоятельствам не представило.
Обстоятельства дела.
25.01.2017 между ПАО «Иркутскэнерго» (единая теплоснабжающая организация) и ООО «УК Народная» (исполнитель) заключен договор горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома № 11323 (в редакции протокола согласования разногласий от 06.10.2017, дополнительного соглашения от 10.02.2020 № 3-11323-2020), по условиям которого единая теплоснабжающая организация обязалась подавать исполнителю через присоединенную сеть коммунальные ресурсы – горячую воду до точки (точек) поставки в количестве, необходимом исполнителю для предоставления коммунальных услуг в целях содержания общего имущества многоквартирных домом, а исполнитель обязался принимать и оплачивать коммунальные ресурсы.
Точки поставки горячей воды (многоквартирные дома) перечислены в Приложении № 1 к договору от 25.01.2017 № 11323 – жилые многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО «УК Народная».
Отношения сторон по отпуску одной стороне через присоединенную сеть тепловой энергии и ее потребление и оплата другой стороной регулируются нормами о договоре энергоснабжения.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию исходя из ее количества (статьи 539, 544 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 5.1 договора стороны договорились о том, что количество поставленной горячей воды на общедомовые нужды будет определяться в форме размере разницы между количеством горячей воды по показаниям ОДПУ и объемом коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленным потребителями ЕТО (собственниками жилых и нежилых помещений ). В случае отсутствия приборов учета – в соответствии с требованиями действующего законодательства.
По утверждению единой теплоснабжающей организацией, в ноябре-декабре 2019, январе-апреле 2020 на общедомовые нужды обслуживаемых исполнителем многоквартирных домов (МКД) им была отпущена горячая вода в количестве – 397,1863 Гкал, что зафиксировано в накладных от 30.11.2019 № 16121, от 31.12.2019 № 30936-17528, от 31.01.2020 № 483, от 29.02.2020 № 1777, от 31.03.2020 № 4677, от 30.04.2020 № 6275 направленных исполнителю.
Оплата энергии в соответствие со статьей 544 Гражданского кодекса РФ производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено, в том числе соглашением сторон, в порядке, установленном законом, либо соглашением сторон.
Исполнитель в соответствии с условиями договора (пункт 6.3) обязан на основании предъявляемых теплоснабжающей организацией счетов-фактур оплатить фактически полученную тепловую энергию и теплоноситель не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Для оплаты отпущенной горячей воды единой теплоснабжающей организацией были выставлены исполнителю счета - фактуры от 30.11.2019 № 27695-11323 на сумму 61 265 руб. 57 коп.. от 31.12.2019 № 30936-11323 на сумму 73 459 руб. 12 коп., от 31.01.2020 № 564-11323 на сумму 59 125 руб. 63 коп., от 29.02.2020 № 3529-11323 на сумму 101 088 руб. 64 коп., от 31.03.2020 № 9417-11323 на сумму 134 500 руб. 69 коп., от 30.04.2020 № 12912-11323 на сумму 123 805 руб. 92 коп.
Исполнитель отпущенную горячую воду не оплатил, задолженность на его стороне составила 422 225 руб. 36 коп., за взысканием которой единая теплоснабжающая организация обратилась в с настоящим иском в суд.
В ходе судебного разбирательства истец размер исковых требований уменьшил до суммы 417 012 руб. 80 коп. (за счет корректировки счет-фактуры №27695-11323 и накладной №16121 от 30.11.2019. на сумму 61 265,57руб. с учетом корректировка расчетов за ноябрь 2019 в ноябре 2020 в части не осуществленных перерасчетов по лицевым счетам до 01.01.2017 с учетом оплаты до суммы - 14 124,48руб.; счет-фактуры №30936-11323 и накладной № 17528 от 31.12.2019 на сумму 73 459,12 руб. осуществлена корректировка расчетов за декабрь 2019 в ноябре 2020 в части не
осуществленных перерасчетов по лицевым счетам до 01.01.2017 с учетом оплаты до суммы 28 044,52руб; счет-фактура № 564-11323 и накладная № 483 от 31.01.2020г. на сумму 15 448,55руб.; счет-фактура №3529-11323 и накладная №1777 от 29.02.2020 на сумму 101 088,64 руб.; счет-фактура №9417-11323 и накладная №4677 от 31.03.2020 на сумму 134 500,69 руб.; счет-фактура №12912-11323 и накладная № 6275 от 30.04.2020 на сумму 123 805,92 руб.).
Исполнитель - ответчик по делу оспорил правильность произведенных истцом расчетов.
По мнению исполнителя, чтобы определить объем коммунального ресурса, использованного при содержании общего имущества в многоквартирном доме (МКД), следует вычесть из всего поставленного в МКД объема коммунального ресурса объем коммунального ресурса, потребленного собственниками помещений (определяется по показаниям индивидуальных приборов учета или по нормативам при отсутствии индивидуальных приборов учета в жилых помещениях), при расчете по нормативу необходимо учесть на основании Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 ( Правила 354), Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, разъяснений, изложенных в письмах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.03.2015 № 7288-фч/04;от 02.06.2017 № 19506-00/04; от 25.08.2017 № 30394-00/04 количество собственников жилых помещений, в которых отсутствуют постоянно или временно проживающие граждане, применить повышающий коэффициент и отрицательную разницу показаний; правильно применить тариф в зависимости от степени благоустройства и т.д.
При исчислении размера коммунального ресурса, использованного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, по мнению исполнителя, ЕТО неправильно исчисляла:
- произведенные исполнителем в период с июня 2019 года по ноябрь 2019 года оплаты с указанием назначения платежа за конкретный месяц (июнь-октябрь) платежными поручениями №№ 1446 от 31.07.2019, 1541 от 21.08.2019, 1684 от 23.09.2019, 1811 от 21.10.2019, 1938 от 18.11.2019 на сумму 222 065-80;
- нормативы степени благоустройства, находящихся на обслуживании у исполнителя МКД по адресам Красноярская, 32, Байкальская, 198-а, ФИО3, 213. Так, МКД по ул. Красноярская, 32 согласно техническому паспорту представляет собой общежитие коридорного типа, на первом этаже которого расположены общие душевые (использовать которые может любой проживающий в общежитии), норматив потребления горячей воды в этому случае на одного человека -1,9 м3/чел, в то время как ЕТО применяет для расчета норматив 1,23 м3/чел, поскольку в помещениях на 2-5 этажах расположены только раковина и унитаз; правовой режим зданий по ул.Байкальская, 198-а и ФИО3, 213 установлен постановлениями мэра г.Иркутска от 17.03.2003; 24.06.2003, согласно которым был изменен с общежития на статус жилых домов со степенью благоустройства, соответствующее нормативу 2.62, что соответствует степени благоустройство отраженной в технических паспортах на здания.
По выполненному исполнителем за отыскиваемый ЕТО период контррасчету, исходя из нормативов потребления, соответствующих реальной степени благоустройства, потребленный и не учтенный ЕТО расход теплоносителя составил 3 013,7381 м3 на сумму 302 279,64 руб. ;
- в отыскиваемый ЕТО периоде времени с июня 2019 года по октябрь 2019 года величины потребления по ОДПУ были меньше объемов потребления физических и юридических лиц, что зафиксировано в представленной ЕТО Справке о состоянии платежей от 11.11.2020, при этом разница между указанными величинами ЕТО не определялась и при составления расчета в нарушение правовой позиции, изложенной в определении Верховного суда РФ № 303-ЭС18-24912 от 27.06.2019, не учитывалась, по расчету исполнителя неучтенная разница составила в денежном выражении сумму 177 970 руб.;
-в результате проверки расшифровок индивидуального потребления физических лиц ответчиком были выявлены нарушения, влияющую на количество и стоимость тепловой энергии, подлежащих отнесению к оплате на управляющую компанию, а именно:
- истцом при проведении перерасчетов собственникам учитываются показания установленных индивидуальных приборов учета, сведениями об установке которых в нарушение пункта 81 Постановления № 354 ответчик не обладает;
- производятся перерасчеты собственникам по временному отсутствию с предоставлением акта о невозможности установки приборов учета воды. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета, а также форма акта обследовании на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно¬-коммунального хозяйства Российской Федерации (приказ от 29.12.2011 № 627). Данный приказ содержит исчерпывающий перечень причин отсутствия
технической возможности установки счетчиков и не предусматривает такую причину как «коммунальная квартира» и «Общежитие», по части помещений акты невозможности установки ИПУ отсутствуют;
- при перерасчетах по убытию собственника помещения не учитываются положения пункта 56(2) Правил 354, согласно которым в таком случае производится начисление исходя из количества собственников помещения;
- при перерасчетах по изменению числа прописанных лиц учитываются периоды 2015 год, в то время как к управлению МКД ответчик приступил лишь с марта 2016 года, кроме того, по части периодов имеется отказ истца от иска;
- перерасчеты не подтверждены документально, не соответствуют и не подтверждаются приложенными истцом документами о количестве прописанных лиц, документами по площади помещений;
- необоснованно произведены перерасчеты по истечении межповерочного интервала проверки прибора учета, в иных случаях напротив принимаются к расчетам показания приборов учета с истекшим межповерочным интервалом, начисления в помещения без ИПУ производится без учета повышающего коэффициента, по незаконным мотивам – ремонт, по части помещений - без объяснения причин для перерасчетов; в нарушение норм права сминусованы объемы потребления ГВС, начисленные до установки прибора учета;
в результате исполнитель оспорил представленные ЕТО расшифровки произведенных перерасчетов по лицевым счетам физических лиц по периоду ноябрь 2019-апрель 2020 года, согласно его контрасчету, количество теплоносителя определено уменьшением объема перерасчетов в размере 1 541,1239 м3 на сумму 154 867,54 руб. ;
При расчете потребителям платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению ЕТО начисляло на сумму оплаты в соответствии с пунктом 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее Правил 354) , повышающий коэффициент (носит стимулирующий характер для собственников помещений в МКД) с целью установления стимулирования их к установке приборов учета ресурса. Суммы начислений повышающего коэффициента подлежат, по мнению исполнителя, перечислению управляющей организации на основании правовой позиции, изложенной в определении Верховного суда № 302-ЭС18-21882 от 13.09.2019, потому ЕТО обязана была при составлении расчета вычесть из него соответствующую сумму.
Согласно расчетам исполнителя объем начислений повышающего коэффициента согласно помесячным расшифровкам по лицевым счетам по квартирам, не оборудованным ИПУ, за рассматриваемый период с объема 31749,4348 м2 составил сумму 757 420,81 руб., а с учетом ошибок при проведении расчетов начислений потребителям допущенных при определении нормативов по степени благоустройства домов следует приплюсовать объем 1 506,869 м3 на сумму 35 958,45 руб. – всего 793 379,26 руб. (33 256,3038 м3);
Все встречные расчеты выполнены исполнителем на основании представленных ЕТО Сводных ведомостей по ОДПУ, расшифровкам начислений по горячей воде и перерасчетам потребителям с представленными обоснованиями, Справке о состоянии платежей, представлены как на бумажном, так и электронном носителях.
Все позиции возражений и контррасчета ответчиком объединены в блоки, со ссылкой на первичные документы исполнителя , нормы права и ведомости перерасчетов по лицевым счетам за заявленный период.
Определениями суда от 09.02.2021, от 02.03.2021. от 26.03.2021 и т.д. суд обязывал стороны за инициативой истца произвести и направить в суд акты сверки за спорный период с отражением в нем оспариваемых и неоспариваемых позиций по количеству, стоимости поставленного ресурса, оплаты и приведенных мотивов возражений, с представлением доказательств по каждой спорной позиции расчетов и показателям как по количеству, так и по стоимости.
Для проверки применения истцом достоверных данных в части проведенных перерасчетов необходимо было представить и подтвердить количество проживающих/пописанных граждан на основании справки о движении с паспортного стола по форме С13 при перерасчете по временному отсутствию необходим перечень документов, предусмотрены й Правилам 354 (Глава VIII); при перерасчете по выявленному отсутствию помещения необходима сверка с ответчиком (данные по начислениям за коммунальные платежи) и технический паспорт жилья; при перерасчете по индивидуальным приборам учета за период более 6 месяцев - Акт ввода в эксплуатацию прибора учета (основания: п. 80, 81 главы VII Правилам 354), предусматривающий сроки поверки счетчиков, поскольку у ответчика отсутствует информация о введенных в действие приборах учета, перерасчет по которым произведен истцом; по некоторым потребителям истец производит перерасчеты по приборам учета ресурса, показания по которым не подавались 1 год и более, несмотря на установленный порядок.
Требования суда истцом исполнялись частично, неполно, без предоставления соответствующих контррасчетов и пояснений относительно каждой из оспоренных исполнителем позиций первоначального расчета ЕТО.
Ответчик в заседания суда с учетом вновь поступивших в его адрес документов от истца систематически представлял по перерасчетам дополнительные пояснения в обоснование своей позиции относительно недостатков произведенных истцом расчетов, которые сводятся к следующему.
При использовании двухкомпонентных тарифов расчет размера платы производится из двух составляющих: цены одного кубометра холодной воды и цены одной гикакалории тепловой энергии. Однако истец при проведении расчетов не отразил в учетных документов объемы потребленной для этих целей холодной воды на подогрев, а учитывал лишь гикакалории тепловой энергии (расчеты произведены в Г/калл) без связи в объемами поставленного теплоносителя , в то время как расчеты по лицевым счетам с потребителями производились им исходя из объемов отпущенного теплоносителя в (м3, куб.м.), в этой связи, исполнитель при проведении перерасчетов привел показатели поставленного и отпущенного ресурса к единой единице измерения .
Ответчик обратился к истцу с заявлением о встречном иске о взыскании неосновательного обогащения в сумме 757 420 руб., 53 962 руб. 61 коп. – процентов за пользование чужими денежными средствами (при этом просил исключить названные обстоятельства из числа возражения против основного иска).
В обоснование встречного иска указано, что в период управления многоквартирными домами с июня 2019 по апрель 2020 года им в счет оплаты тепловой энергии на расчетный счет ПАО «Иркутскэнерго» были излишне перечислены денежные средства в сумме 757 420 руб., о чем свидетельствует следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого но показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 80, 81 Правил № 354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета; оснащение жилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги (принятие к коммерческому учету прибора), осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной Исполнителю.
Согласно пунктам 80, 81 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период (пункт 42 Правил № 354).
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения № 2 к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента (абзац 3 пункта 42 Правил №354.
В силу пункта 4 раздела 1 приложения № 2 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной волы, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета согласно пункту 42 Правил №354 определяется но формуле 4(1):
Pi = ni x Nj x Kпов x Tкр,
где:
ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;
Kпов - повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт, а также в случаях, если законодательством Российской Федерации об электроэнергетике обязанность по оснащению помещений в многоквартирном доме, а также жилых домов (домовладений) приборами учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика или сетевую организацию;
В целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, постановлениями Правительства РФ от 16.04,2013 № 344 и от 17.12.2014 № 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания o6niero имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» внесены изменения в нормативные правовые акты действующего законодательства РФ, в том числе в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с РСО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124.
Норматив потребления коммунальной услуги определяется Правилами 354, а также Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 как количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета (пункт 2 Правил 354, пункт 2 Правил 306). Правила 306 регулируют порядок определения норматива потребления соответствующей коммунальной услуги, который включает в себя, в частности, предварительный сбор от РСО и управляющих компаний сведений, зафиксированных в порядке пункта 38 данных правил (в частности, показания приборов учета по каждому виду коммунальных услуг или по каждому виду коммунального ресурса, учитываемого в составе коммунальной услуги, адреса многоквартирных домов или жилых домов, число проживающих жителей, количество квартир, дата и время снятия показаний приборов учета и т.д.), использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации полученных сведений при установлении нормативов потребления, применение предусмотренных действующих законодательством методов (аналога либо расчетного) при установлении нормативов. Норматив потребления коммунальной услуги является обоснованно установленным объемом потребления, максимально приближенным к фактическим объемам потребления таких услуг, утвержденным с целью исключения невозможности осуществления расчетов в отсутствие средств учета потребленных коммунальных услуг или в случае непредставления потребителями показаний приборов учета (пункты 21, 22 Правил 306).
Повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг введены постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» в целях применения при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений, не исполнивших обязанность по оснащению принадлежавших им помещений приборами учета коммунальных ресурсов. Применение повышающих коэффициентов при определении размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленные потребителям в жилых помещениях в многоквартирном доме, предусмотрено также в пунктах 60 и 60.1 Правил 354.
Как разъяснено в письмах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 №28483-АЧ/04 и от 02,06.2017 № 19506-00/04, повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг. Применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги. В определении от 27.04.2017 №60-АПГ17-6 Верховный Суд РФ также указал, что применение повышающего коэффициента при расчетах количества коммунального ресурса исходя из норматива потребления обусловлено мерами, стимулирующими именно потребителей к осуществлению расчетов на основании приборов учета.
Таким образом, нормативно установлено правило о применении повышающих коэффициентов в расчетах за коммунальные услуги в случаях, установленных в Правилах 354, и в расчетах за коммунальные ресурсы в случаях, установленных в Правилах № 4 (в том числе в подпункте "в" пункта 21.1) при отсутствии в жилом помещении и (или) в многоквартирном доме приборов учета (в случаях обязательного оборудования соответствующих помещений или многоквартирного дома индивидуальным, квартирным, общедомовым приборами учета).
Потому, именно управляющая компания вправе получать от собственников и нанимателей помещений плату в размере, установленном Правилами 354, в том числе в размере, увеличенном на соответствующий коэффициент.
Исходя из цели деятельности управляющей организации (эффективное управление многоквартирным домом) и источника получения дохода (плата собственников определенного дома за коммунальную услугу в повышенном размере), расходование этих денежных средств должно осуществляться в интересах конкретного дома применительно к перечню работ (услуг) по управлению, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, в том числе обеспечивающих соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (пункты 10 и 11 Правил № 491). Приведенный правовой подход сформирован Верховным Судом РФ в определении от 13.09.2019 № 302-ЭС18-21882.
Следовательно, в отсутствие в спорном периоде в жилых помещениях управляемых многоквартирных домов индивидуальных приборов учета ГВС при наличии технической возможности их установки оплата подлежит определению с учетом повышающего коэффициента, соответствующая разница направляется исполнителем коммунальных услуг на проведение мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности. Увеличение размера платы собственников жилых помещений за счет повышающего коэффициента не свидетельствует об увеличении объема ресурса.
Из представленных в материалы дела расчетов следует, что за период с июня 2019 года по апрель 2020 года РСО – ПАО «Иркутскэнерго» были произведены начисления потребителям без применения индивидуальных приборов учета (ИПУ) в количестве 63 498.870 м3. Расчетный объем повышающего коэффициента составляет 31 749.43 м3 на общую сумму в сумме 757 420 руб. 81 коп.
По мнению, управляющей организации, правом на получение денежных средств повышающего коэффициента исходя из вышеперечисленных норм права наделена управляющая компания, а не ресурсоснабжающая организация, ответчик обратился в суд с иском о взыскании неосновательно полученных истцом денежных средств повышающего коэффициента в размере 757 420 руб. 81 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами.
В последнем заседании по требованию суда исполнитель уточнил свои возражения и требования по встречному иску: просил взыскать с ПАО «Иркутскэнерго» в пользу ООО «УК Народная» сумму неосновательного обогащения в размере 714 443 руб.44 коп. , из расчета начислений повышающего коэффициента в размере 29 948.51 м3 и расходы по госпошлине.
Все возражения в окончательном виде изложены следующим образом.
За рассматриваемый период с июня 2019 года по апрель 2020 года ПАО «Иркутскэнерго» в адрес ООО «УК Народная» были предоставлены для расчетов товарные накладные и счет-фактуры на объем отпущенной энергии 397,1863 Гкал на общую сумму 553 245-57 руб., а именно:
Номер товарной накладной | Дата | Объем, Гкал | Тариф, руб./Гкал | Сумма, руб |
16121 | 30 ноября 2019 г. | 43,9838 | 1392,91 | 61 265,57 |
17528 | 31 декабря 2019 г. | 52,7378 | 1392,91 | 73 459,12 |
483 | 31 января 2020 г. | 42,4475 | 1392,91 | 59 125,63 |
1777 | 29 февраля 2020 г. | 72,5736 | 1392,91 | 101 088,64 |
4677 | 31 марта 2020 г. | 96,5608 | 1392,91 | 134 500,69 |
6275 | 30 апреля 2020 г. | 88,8828 | 1392,91 | 123 805,92 |
ВСЕГО | 397,1863 | 553 245,57 |
По расчетам исполнителя фактический объем реально потребленного ресурса (горячей воды ) за указанный период составляет 216,7015 Гкал на сумму 302 757-42 рублей (см.сводный расчет представлен в Приложении 4).
Расчет исполнителем произведен в учетных величинах теплоносителя с учетом разъяснений данных в письмах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.06.2017 № 19506-00/04; от 25.08.2017 № 30394-00/04 с переводом в расчетную величину гикакаллорий двухкомпонентного тарифа путем умножения на коэффициент пересчета 0,055 Гкал/м3 за исключением случаев, когда ЕТО прямо указано количество потребленной тепловой энергии в сводных ведомостях, а именно: «под объемом отпущенной в многоквартирный дом горячей воды не понимается объем тепловой энергии, то у организации, осуществляющей горячее водоснабжение в соответствии с Законом N 416-ФЗ, а также у организации, осуществляющей поставку горячей воды в соответствии с Законом N 190-ФЗ (далее - теплоснабжающая организация), отсутствуют правовые основания для использования пункта 21 Правил N 124 в целях определения объемов тепловой энергии, использованной на нужды горячего водоснабжения. Объем тепловой энергии, использованной на нужды горячего водоснабжения многоквартирных домов, подлежит учету только в целях определения стоимости горячей воды по компоненту «тепловая энергия».
Неверность расчетов ЕТО состоит, как полагает исполнитель в следующем :
Во-первых, согласно выводам решения Верховного Суда РФ от 20.06.2018 № АКПИ18-386, определения ВС от 27.06.2019 303-ЭС18-24912 в случае когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за неоказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного, в частности, невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета. Объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
Сторонами не оспаривается, что в предшествующий отчетному периоду период с июня 2019 года по октябрь 2019 года были сформированы отрицательные разницы, которые подлежат учету в период положительных разниц, а именно в ноябре 2019 года.
Исполнителем по предоставленным ЕТО расшифровкам, сводным ведомостям расчет отрицательных разниц с июня 2019 года по октябрь 2020 года соответствует представленным ЕТО в последних возражения расчетам (см.таблицу в возражениях), однако к ним необходимо прибавить неучтенные показатели по отрицательного расхода в июне 2019 по МКД, расположенному по улице ФИО3, 213 и отсутствует объем теплоносителя (м3) в августе 2019 года.
Всего с учетом отрицательной разницы с июня 2019 по октябрь 2019 на 31.10.2019 согласно сводным ведомостям было накоплено -54,7365 Гкал, и, следовательно, по расчету исполнителя при выставлении за ноябрь 2019 года ЕТО 91,3057 Гкал из этого количества подлежали вычету отрицательные разницы за предыдущий отчетный период в размере – 54,7365 Гкал, потому за ноябрь 2019 выставить следовало 36,5692 Гкал (91,3057 Гкал) по тарифу 1392,91 руб./Гкал на сумму 50 937,60 руб., в то время как ЕТО производит неверное выставление 43,9838 Гкал на сумму 61 265,57 руб. (завышенная ЕТО сумма составила -7,4146 Гкал на сумму 10328.67 руб. (см.таблицу – расчет представлен в уточненном Приложении 2 к заседанию 12.07.2021 (колонка 14):
Период | Данные ПАО "Иркутскэнерго" из возражений от 30.06.21 | Расчеты ООО "УК Народная", произведенные из расшифровок Истца к 22.04.2021 | Разница, которая следует уменьшению | Примечание | |||
Гкал | м3 | Гкал | м3 | Гкал | м3 | ||
июн.19 | -9,4877 | -118,4487 | -9,488 | -118,4487 | 0,0000 | 0,0000 | |
июн.19 | -7,0166 | -125,4842 | 7,0166 | 125,4842 | ФИО3, 213 | ||
июл.19 | -49,35792 | -879,8045 | -49,358 | -879,8045 | 0,0000 | 0,0000 | |
авг.19 | -65,673 | ? | -65,673 | -1188,6194 | 0,0000 | 1188,6194 | Объем м3 1188,6194 потерян Истцом в расчетах |
сен.19 | 38,2807 | 752,092 | 38,236 | 752,0925 | 0,0450 | -0,0005 | Завышен объем выставления в Гкал на 0,045 |
окт.19 | 38,562979 | 729,084 | 38,563 | 729,084 | 0,0000 | 0,0000 | |
Итог «-» месяцев | -47,6749 | 482,9228 | -54,7365 | -831,1803 | 7,0616 | 1314,1031 | |
ноя.19 | 91,3057 | 1673,0519 | 91,306 | 1666,6319 | 0,0000 | 6,4200 | |
дек.19 | 52,7378 | 961,924 | 52,738 | 961,924 | 0,0000 | 0,0000 | |
янв.20 | 42,4475 | 803,1478 | 42,448 | 803,1478 | 0,0000 | 0,0000 | |
фев.20 | 72,5736 | 1285,8478 | 72,574 | 1285,8478 | 0,0000 | 0,0000 | |
мар.20 | 96,5608 | 1744,6731 | 96,561 | 1744,6731 | 0,0000 | 0,0000 | |
апр.20 | 88,8828 | 1694,0195 | 88,883 | 1694,0195 | 0,0000 | 0,0000 | |
Итог «+» месяцев | 444,508 | 8162,664 | 444,508 | 8156,244 | 0,000 | 6,420 | |
ВСЕГО, руб. | 396,83326 | 8645,5869 | 389,772 | 7325,0638 | 7,06156 | 1320,523 | |
Во-вторых, в неправильном определении степени благоустройства, повлекшее за собой применение ЕТО к потребителям заниженных нормативов степени благоустройства МКД по ул.Красноярская, 32, ул.Байкальская, 198-а, ул.ФИО3, 213
В соответствии с Правилами 354 в расчете по лицевым счетам применяются нормативы потребления, утвержденные Приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области № 184-мпр от 30.12.2016 .
Нормативы потребления используются для расчетов объема теплоносителя в помещениях собственников без ИПУ в случае:
- выхода из строя или утраты прибора учета;
- непредставления потребителем показаний приборов учета;
- не допуска исполнителя в помещения для проведения проверки состояния приборов учета и достоверности его показаний.
ЕТО при расчете необоснованно применило заниженные нормативы степени благоустройства, несоответствующие фактической степени благоустройства жилых помещений потребителей , чем существенно занизило объем потребления определенный собственникам помещений по лицевым счетам и увеличило, тем самым, объем теплоносителя на общедомовые нужды:
- МКД по адресу Иркутск улица Байкальская 198-А рассчитан ЕТО по нормативу 1,9м3/чел. (пункт 16 Приказа) как для общежитий. Между тем, МКД по адресу Байкальская 198-А постановлением мэра города Иркутск №031-06-1148/3 от 17.09.2003 переведено в статус жилых домов с отдельными жилыми помещениями, оборудованными согласно техническому паспорту, актами обследования помещений на предмет установки сантехнического оборудования - ваннами, раковинами, мойками, унитазами, поэтому должен применятся норматив 3,28 м3/чел. (пункт 3 Приказа);
- МКД по адресу Иркутск улица Красноярская 32 рассчитан ЕТО по нормативу 1,23м3/чел. (пункт 17 Приказа) исходя из наличия сантехнического оборудования: раковина, мойка, унитаз, но в соответствии с фактической степенью благоустройства - помещения дома оснащены кухнями с мойками, туалетами с раковинами и унитазами, а также душевыми комнатами, что отражено в техпаспорте, а значит, должен применятся норматив применен 2,62 м3/чел.(пункт 5 Приказа);
- МКД по адресу Иркутск улица ФИО3 д.213 рассчитан ЕТО по нормативу 1,9м3/чел. (пункт 16 Приказа) как для общежитий, в то время как в соответствии с постановлением мэра города Иркутск №031-06-710/3 от 24.06.2003 переведено в статус жилых домов с отдельными жилыми помещениями, оборудованными согласно техническому паспорту, актами обследования помещений на предмет установки сантехнического оборудования - ваннами, раковинами, мойками, унитазами, поэтому должен применятся норматив 2,62 м3/чел. м3/чел. (пункт 3 Приказа)
Из-за неверного применения нормативов по степени благоустройства МКД собственникам помещений недоначислен теплоноситель в количестве 3 128,2181 м3 (74 617, 48 руб.) и тепловая энергия 172,052 Гкал (238 795,76 руб.) , всего на сумму 313 413-24 руб. (расчет по неправомерному применению нормативов по степени благоустройства произведен в Приложении 1).
Кроме того, неправомерное применении ЕТО заниженных нормативов по степени благоустройства домов (Красноярская, 32, ФИО3, 213, Байкальская, 198-а), повлекло за собой неверное применение и начисление повышающего коэффициента.
В связи с этим исполнитель понес убыток (упущенная выгода) от неначисления потребителям повышающего коэффициента на теплоноситель в объеме 3 128,2181 м3 на сумму 37 308-74 руб., указанный в табличном варианте (расчет представлен в приложении к Пояснениям от 24.04.2021).
В-третьих, исполнитель обратил внимание на бездокументальное включение ЕТО в таблицу Сводной ведомости ОДПУ по ООО «УК Народная» в столбце Дельта ОДН за июнь 2019 года данные относительно МК Пограничный 1-е, так по строке МКД Пограничный, 1-е включен объем отпущенного теплоносителя 18,512 м3 на сумму 436,70 руб. (по тарифу 23,59 руб.) и 1,0182 Гкал на сумму 1363,72 руб. ( по тарифу 1 339,34 руб.) , всего на сумму 1 800,42 руб.
Данное количество поставленной горячей воды ЕТО не подтверждена.
В-четвертых, объем непринятого ЕТО исчисленного исполнителем перерасчета теплоносителя с переводом в тепловую энергию соответственно составляет -1 857,57 м3 и 102,166 Гкал на сумму 186 375,20 руб. (см. таблицу).
В-пятых, сумма платежей, произведенные исполнителем за отыскиваемые периоды составляет согласно следующей таблице
Дата платежа | Номер платежного поручения | Сумма, руб. |
31.07.2019 | 1446 | 43276,56 |
21.08.2019 | 1541 | 44710,11 |
23.09.2019 | 1684 | 44715,20 |
21.10.2019 | 1811 | 44681,93 |
18.11.2019 | 1938 | 44682,00 |
31.01.2020 | 127 | 43666,05 |
31.01.2020 | 128 | 43677,08 |
28.02.2020 | 110 | 43677,08 |
сумму | 353 086,01 | |
что значительно больше суммы достоверно начисленных платежей за отпущенную тепловую энергию :
- согласно расчетам с расшифровкам ЕТО исполнителю за отчетный период отпущена тепловая энергия в количестве 389,772 Гкал на сумму 542 916, 90 руб., при тарифе 1 392,91 руб./Гкал (приложение 2 строка «ВСЕГО», столбец 6);
- при вычете перечисленных в пунктах с 1 по 5 недостоверно определенных данных по количеству отпущенной тепловой энергии, а именно:
а) зачет отрицательных величин по подогреву (Гкал) за период с июня 2019 по октябрь 2019 в количестве 7,4146 Гкал на сумму 10 328,67 руб.;
б) зачет от необоснованных нормативов по степени благоустройства в количестве 172,052 Гкал тепловой энергии на сумму 238 795,76 руб. и убытка (упущенная выгода) от неначисления потребителям повышающего коэффициента на теплоноситель в объеме 3 128,2181 м3 на сумму 37 308-74 руб.,
в) неправомерное отражение в Сводной ведомости за июнь 2019 года количества отпущенной тепловой энергии 1,0182 Гкал на сумму 1 363,72 руб.
г) объем непринятого ЕТО исчисленного исполнителем перерасчета теплоносителя с переводом в тепловую энергию соответственно составляет -1 857,57 м3 и 102,166 Гкал на сумму 186 375,20 руб. (см. таблицу).
Исполнитель уточнил свои требования по встречному иску и просил взыскать с ЕТО взысканную последним с собственников МКД только сумму повышающего коэффициента с учетом расшифровок составляющей 714 443,44 руб. за 29 948,51 м3 отпущенного теплоносителя.
В продолженном после перерыва заседании суда исполнитель исключил из числа своих возражений неправомерно произведенные перерасчеты 1857,57 м3 и 102,166 Гкал на сумму 186 375.20 руб. и повышающий коэффициент на недоначисленные объемы по степени благоустройства в объеме 3128,2181 м3 на сумму 37 308.74 руб. и просил их не учитывать при определении количества поставленного ресурса.
Таким образом, истец утверждает, что следовало к выставлению 216,7015 Гкал на сумму 302 757, 42 руб., которые оплачены значительно большей суммой - 353 086,01 руб., потому в этой части иска просил отказать.
Исследовав материалы дела и выслушав доводы ответчика, суд находит основной иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
ООО «УК Народная» является управляющей организацией в отношении ряда многоквартирных домов (МКД) в городе Иркутск.
Как видно из материалов дела 25.01.2017 между ПАО «Иркутскэнерго» (единая теплоснабжающая организация) и ООО «УК Народная» (исполнитель) заключен договор горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома № 11323 (в редакции протокола согласования разногласий от 06.10.2017, дополнительного соглашения от 10.02.2020 № 3-11323-2020), по условиям которого единая теплоснабжающая организация обязалась подавать исполнителю через присоединенную сеть коммунальные ресурсы – горячую воду до точки (точек) поставки в количестве, необходимом исполнителю для предоставления коммунальных услуг в целях содержания общего имущества многоквартирных домом, а исполнитель обязался принимать и оплачивать коммунальные ресурсы.
Точки поставки горячей воды (тепловые установки многоквартирных жилых домов) перечислены в Приложении № 1 к договору – жилые многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО «УК Народная».
Отношения сторон по отпуску одной стороне через присоединенную сеть тепловой энергии и ее потребление и оплата другой стороной регулируются нормами о договоре энергоснабжения(статьи 539-548 Гражданского кодекса РФ).
Оплата энергии в соответствие со статьей 544 Гражданского кодекса РФ производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено, в том числе соглашением сторон, в порядке, установленном законом, либо соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 5.1 договора стороны договорились о том, что количество поставленной горячей воды на общедомовые нужды будет определяться в форме размере разницы между количеством горячей воды по показаниям ОДПУ (в случае отсутствия приборов учета количество будет определяться в соответствии с требованиями действующего законодательства по нормативам потребления) и объемом коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленным потребителями ЕТО (собственниками жилых и нежилых помещений ).
Следовательно, обращаясь с иском о взыскании стоимости отпущенной горячей воды за отыскиваемый период времени ЕТО на основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ должна подтвердить и обосновать правильность произведенного ей и вменяемого исполнителю количества потребленного коммунального ресурса на общедомовые нужды.
Спор между сторонами возник именно в отношении правильности определенного ЕТО количества коммунальных ресурсов, потребленных на содержание общего имущества в МКД.
Согласно представленным единой теплоснабжающей организацией товарным накладным от 30.11.2019 № 16121, от 31.12.2019 № 30936-17528, от 31.01.2020 № 483, от 29.02.2020 № 1777, от 31.03.2020 № 4677, от 30.04.2020 № 6275 в ноябре-декабре 2019, январе-апреле 2020 на общедомовые нужды обслуживаемых исполнителем многоквартирных домов (МКД) им была отпущена горячая вода в количестве – 397,1863 Гкал, что зафиксировано в накладных направленных исполнителю.
В последующем истец уточнил количество поставленной энергии по корректировочным счет-фактурам и согласно расчетам с расшифровкам ЕТО исполнителю составило за отчетный период - в количестве 389,772 Гкал на сумму 542 916, 90 руб. при тарифе 1 392,91 руб./Гкал (приложение 2 строка «ВСЕГО», столбец 6).
При проверке указанного расчета исполнителем выявлен факт неправильного применения ЕТО при расчете действующего законодательства, что повлекло за собой неверное определение количества потребленных коммунальных ресурсов на общедомовые нужды.
Все встречные расчеты выполнены исполнителем на основании представленных ЕТО Сводных ведомостей по ОДПУ, расшифровкам начислений по горячей воде и перерасчетам потребителям с представленными обоснованиями; Справке о состоянии платежей, представленных как на бумажном, так и электронном носителях.
Все позиции возражений и контррасчета ответчиком объединены в блоки, со ссылкой на первичные документы исполнителя, нормы права и ведомости перерасчетов по лицевым счетам потребителям по каждому отчетному месяцу.
При расчетах количества поставленной горячей воды на общедомовые нужды и на нужды потребителей ЕТО применило различные единицы измерения – потребителям количество и стоимость потребленной воды, определяя их исходя из показателей потребленного теплоносителя в куб.м., в то время как расчет количества горячей воды отпущенной на общедомовые нужды ЕТО производило исходя из количество потребленных килокалорий.
Потому Расчет исполнителем произведен в учетных величинах теплоносителя с учетом разъяснений данных в письмах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.06.2017 № 19506-00/04; от 25.08.2017 № 30394-00/04 с переводом в расчетную величину гикакаллорий двухкомпонентного тарифа путем умножения на коэффициент пересчета 0,055 Гкал/м3 (за исключением случаев, когда ЕТО прямо указано количество потребленной тепловой энергии в сводных ведомостях).
Проанализировав представленные сторонами первичные доказательства суд приходит к следующим выводам.
1. При расчете ЕТО объемов по ГВС на ОДН в период с июня 2019 по октябрь 2019 неправильно учитывались результаты, когда величина Vпотр превышала объем Vодпу.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в решении от 20.06.2018 № АКПИ18-386, определении ВС РФ от 27.06.2019 № 303-ЭС18-24912, в случае когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за неоказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного, в частности, невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета. Объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
Сторонами не оспаривается, что в предшествующий отчетному периоду период с июня 2019 года по октябрь 2019 года были сформированы отрицательные разницы, которые подлежат учету в период положительных разниц, а именно в ноябре 2019 года.
Исполнителем по предоставленным ЕТО расшифровкам, сводным ведомостям расчет отрицательных разниц с июня 2019 года по октябрь 2020 года соответствует представленным ЕТО в последних возражения расчетам (см.таблицу в возражениях), однако к ним необходимо прибавить неучтенные показатели по отрицательного расхода в июне 2019 по МКД, расположенному по улице ФИО3, 213 и отсутствует объем теплоносителя (м3) в августе 2019 года.
Всего с учетом отрицательной разницы с июня 2019 по октябрь 2019 на 31.10.2019 согласно сводным ведомостям было накоплено -54,7365 Гкал, и, следовательно, по расчету исполнителя при выставлении за ноябрь 2019 года ЕТО 91,3057 Гкал из этого количества подлежали вычету отрицательные разницы за предыдущий отчетный период в размере – 54,7365 Гкал, потому заза ноябрь 2019 выставить следовало 36,5692 Гкал (91,3057 Гкал) по тарифу 1392,91 руб./Гкал на сумму 50 937,60 руб., в то время как ЕТО производит неверное выставление 43,9838 Гкал на сумму 61 265,57 руб.
Сумма завышенная со стороны ЕТО сумма составила -7,4146 Гкал на сумму 10 328.67 руб. (см.таблицу – расчет представлен в уточненном Приложении 2 к заседанию 12.07.2021 (колонка 14).
2. Для расчета объема теплоносителя (ГВС) поступившего в помещениях собственников, не оборудованных приборами учета согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 35, применяются нормативы потребления.
Приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области № 184-мпр от 30.12.2016 утверждены нормативы коммунальных услуг по горячему водоснабжению в помещениях на территории Иркутской области.
Применение того или иного норматива зависит от степени благоустройства жилого помещения.
ЕТО при расчете необоснованно применило заниженные нормативы степени благоустройства, несоответствующие фактической степени благоустройства жилых помещений потребителей , чем существенно занизило объем потребления определенный собственникам помещений по лицевым счетам и увеличило, тем самым, объем теплоносителя на общедомовые нужды:
- МКД по адресу Иркутск улица Байкальская 198-А рассчитан ЕТО по нормативу 1,9м3/чел. (пункт 16 Приказа) как для общежитий. Между тем, МКД по адресу Байкальская 198-А постановлением мэра города Иркутск №031-06-1148/3 от 17.09.2003 переведено в статус жилых домов с отдельными жилыми помещениями, оборудованными согласно техническому паспорту, актами обследования помещений на предмет установки сантехнического оборудования – ваннами с душами, раковинами, мойками, унитазами, поэтому должен применятся норматив 3,28 м3/чел. (пункт 3 Приказа);
- МКД по адресу Иркутск улица Красноярская 32 рассчитан ЕТО по нормативу 1,23м3/чел. (пункт 17 Приказа) исходя из наличия сантехнического оборудования: раковина, мойка, унитаз, но в соответствии с фактической степенью благоустройства - помещения дома оснащены кухнями с мойками, туалетами с раковинами и унитазами, а также душевыми комнатами, что отражено в техпаспорте, а значит, должен применятся норматив применен 2,62 м3/чел.(пункт 5 Приказа);
- МКД по адресу Иркутск улица ФИО3 д.213 рассчитан ЕТО по нормативу 1,9м3/чел. (пункт 16 Приказа) как для общежитий, в то время как в соответствии с постановлением мэра города Иркутск №031-06-710/3 от 24.06.2003 переведено в статус жилых домов с отдельными жилыми помещениями, оборудованными согласно техническому паспорту, актами обследования помещений на предмет установки сантехнического оборудования - ваннами, раковинами, мойками, унитазами, поэтому должен применятся норматив 2,62 м3/чел. м3/чел. (пункт 3 Приказа)
Из-за неверного применения нормативов по степени благоустройства МКД собственникам помещений недоначислен теплоноситель в количестве 3 128,2181 м3 (74 617, 48 руб.) и тепловая энергия 172,052 Гкал (238 795,76 руб.), всего на сумму 313 413-24 руб. (расчет по неправомерному применению нормативов по степени благоустройства произведен в Приложении 1).
3. ЕТО в таблицу Сводной ведомости ОДПУ по ООО «УК Народная» в столбце Дельта ОДН за июнь 2019 года внесены данные относительно МК Пограничный 1-е, так по строке МКД Пограничный, 1-е , объем отпущенного теплоносителя составил 18,512 м3 на сумму 436,70 руб. (по тарифу 23,59 руб.) и 1,0182 Гкал на сумму 1363,72 руб. ( по тарифу 1 339,34 руб.) , всего на сумму 1 800,42 руб., от представления доказательств поставки коммунального ресурса, несмотря на предложения суда их предоставить, ЕТО уклонилось.
Перечисленные обстоятельства в своей совокупности подтверждают завышение ЕТО при расчете количества отпущенной горячей воды на 7,4146 Гкал + 172,052 Гкал + 1,0182 Гкал = 180.3848 Гкал.
Таким образом, за отыскиваемый ЕТО период фактически на ОДН исполнителя поставлена горячая вод в количестве: 397,1863 Гкал - 180.3848 Гкал. = 209.2872 Гкал
Оплата энергии в соответствие со статьей 544 Гражданского кодекса РФ производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено, в том числе соглашением сторон, в порядке, установленном законом, либо соглашением сторон.
Исполнитель в соответствии с условиями договора (пункт 6.3) обязан на основании предъявляемых теплоснабжающей организацией счетов-фактур оплатить фактически полученную тепловую энергию и теплоноситель не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Для оплаты отпущенной горячей воды единой теплоснабжающей организацией были выставлены исполнителю счета - фактуры от 30.11.2019 № 27695-11323 на сумму 61 265 руб. 57 коп.. от 31.12.2019 № 30936-11323 на сумму 73 459 руб. 12 коп., от 31.01.2020 № 564-11323 на сумму 59 125 руб. 63 коп., от 29.02.2020 № 3529-11323 на сумму 101 088 руб. 64 коп., от 31.03.2020 № 9417-11323 на сумму 134 500 руб. 69 коп., от 30.04.2020 № 12912-11323 на сумму 123 805 руб. 92 коп., всего на оплату 397,1863 Гкал на сумму 553 245,57 руб.
В последующем (за счет корректировки счет-фактуры №27695-11323 и накладной №16121 от 30.11.2019. на сумму 61 265,57руб. с учетом корректировка расчетов за ноябрь 2019 в ноябре 2020 в части не осуществленных перерасчетов по лицевым счетам до 01.01.2017 с учетом оплаты до суммы - 14 124,48руб.; счет-фактуры №30936-11323 и накладной № 17528 от 31.12.2019 на сумму 73 459,12 руб. осуществлена корректировка расчетов за декабрь 2019 в ноябре 2020 в части не осуществленных перерасчетов по лицевым счетам до 01.01.2017 с учетом оплаты до суммы 28 044,52руб; счет-фактура № 564-11323 и накладная № 483 от 31.01.2020г. на сумму 15 448,55руб.; счет-фактура №3529-11323 и накладная №1777 от 29.02.2020 на сумму 101 088,64 руб.; счет-фактура №9417-11323 и накладная №4677 от 31.03.2020 на сумму 134 500,69 руб.; счет-фактура №12912-11323 и накладная № 6275 от 30.04.2020 на сумму 123 805,92 руб.) количество отпущенной в отчетном периоде тепловой энергии в окончательном виде ЕТО было определено в размере 389,772 Гкал на сумму 542 916, 90 руб., при тарифе 1 392,91 руб./Гкал (приложение 2 строка «ВСЕГО», столбец 6).
Поскольку судом установлено, что фактически ЕТО поставило исполнителю ГВС на ОДН не 389,772 Гкал, а 389,772 Гкал - 180.3848 = 209.2872 Гкал, то стоимость подлежащей оплате энергии составит при тарифе при тарифе 1 392,91 руб./Гкал = 291 518 руб.
Из представленных исполнителем платежных поручений от 31.07.2019 № 1446 на сумму 43 276,56 руб.; 21.08.2019 № 1541 на сумму 44 710,11 руб.; 23.09.2019 № 1684на сумму 44715,20 руб.; 21.10.2019 № 1811 на сумму 44 681,93 руб.; 18.11.2019 № 1938 на сумму 44682 руб.; 31.01.2020 № 127 на сумму 43 666,05 руб.; 31.01.2020 №128 на сумму 43 677,08 руб.; 28.02.2020 № 110 на сумму 43 677,08 руб. усматривается, что оплата производилась с назначением платежа именно за отыскиваемый период и составила сумму 353 086,01 руб., что с избытком превышает стоимость поставленной за этот период тепловой энергии равной 291 518 руб.
В этой связи и в связи с тем, что исполнитель снял иные свои возражения по делу, то они судом не исследовались.
В соответствии со статьей 408 Гражданского кодекса РФ исполнение, произведенное надлежащим образом, прекращает обязательство.
Поскольку исполнитель полностью оплатил ЕТО стоимость поставленной за отыскиваемый период времени тепловой энергии, то в основном иске следует отказать.
Судом рассмотрен встречный иск исполнителя к ЕТО о перечислении разницы платы за горячее водоснабжение с применением повышающего коэффициента за период с июня 2019 по апрель 2020, взысканной последним с собственников МКД в сумме повышающего коэффициента - 714 443,44 руб., из расчета отпущенного с коэффициентом теплоносителя в объеме 29 948,51 м3.
ЕТО, не оспаривая встречный иск по размеру, обратил внимание суда на право получать с собственников и нанимателей помещений в МКД плату за коммунальные услуги, в том числе увеличенную на соответствующий коэффициент, полагая, что повышающий коэффициент подлежит оплате тому лицу, с которым потребители осуществляют расчеты за поставленные коммунальные ресурсы, то есть ресурсоснабжающей организацией и полученные с повышающим коэффициентом средства используются ЕТО для реализации программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а не по своему усмотрению, как указывает исполнитель.
Таким образом, предметом возникших между сторонами разногласий является вопрос о том, кто из участников отношений по поставке коммунального ресурса: ресурсоснабжающая организация либо исполнитель имеют право требования оплаты повышающего коэффициента.
Суд, изучил представленные сторонами документы и пояснения.
Согласно направленным ЕТО Ведомостям начислений по повышающему коэффициенту за период с июня 2019 по апрель 2020 объем исчисленного потребителям повышающего коэффициента теплоносителя составил 29 948,51 м3., за что с потребителей удержана сумма 714 443,44 руб.
Названные обстоятельства ЕТО не опровергаются.
В целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, постановлениями Правительства РФ от 16.04,2013 № 344 и от 17.12.2014 № 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, стоимость поставленного ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом коммунального ресурса также определяется с применением повышающего коэффициента.
Пунктами 42, 43, 60, 60(1), 62, 81(11), 85(3) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 предусмотрены случаи применения повышающего коэффициента к размеру платы за соответствующие коммунальные услуги.
Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг.
Применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги (часть 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Верховный суд в нескольких судебных актах, предметом спора в которых был вопрос о правах на получении оплаты в форме повышающего коэффициента (решение ВС РФ от 26.10.2017 № АКПИ17-729; определения от 13.09.2019 № 302-ЭС18-21882; от 04.02.2021 № 303-ЭС20-22763) принял следующую правовую позицию: денежные средства от продажи коммунальных ресурсов населению с учетом повышающего коэффициента принадлежат управляющей компании как исполнителю коммунальных услуг, используемые последним в целях осуществления расходов по регулируемой деятельности.
При этом ВС РФ разъяснил, что и в случае внесения потребителями платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается, что собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме исполняют свои обязательства по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ до признания ее утратившей силу).
Указанный порядок расчетов не лишает управляющую организацию статуса исполнителя коммунальной услуги и не влечет возникновение этого статуса у ресурсоснабжающей организации.
ЕТО, осуществляя непосредственные расчеты с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме за коммунальную услугу, не заменяет управляющую организацию в ее правоотношениях с потребителями.
Следовательно, именно истец вправе получать с собственников и нанимателей помещений плату в размере, установленном Правилами № 354, в том числе увеличенную на соответствующий коэффициент.
Аналогичные разъяснения содержаться и в письмах Минстроя России от 02.09.2016 № 28483-АЧ/04, от 02.06.2017 № 19506-00/04.
При наличии таких обстоятельств суд считает доказанным, что повышающий коэффициент подлежит оплате потребителями непосредственно исполнителю - управляющей компании.
В этой связи требования исполнителя - управляющей компании о возврате по основаниям, предусмотренным статьями 1102, 1105 Гражданского кодекса РФ, полученных ЕТО от потребителей денежных средств от применения повышающего коэффициента при расчете за горячее водоснабжения, признаются законными и обоснованными, а встречный иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Госпошлина за рассмотрение данного дела составляет 17 288 руб. 87 коп.
Ответчиком при обращении в суд со встречным иском уплачена госпошлина в сумме 11 313 руб. 83 коп.
Сумма недоплаченной государственной пошлины в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит взысканию с истца в доход федерального бюджета в размере 5 975 руб. 04 коп.
руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении первоначального иска отказать.
Встречный иск удовлетворить.
Взыскать с Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: <...>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «УК Народная» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес местонахождения: 664047, <...>) 714 443 руб. 44 коп. – сумму неосновательного обогащения, 11 313 руб. 83 коп. – расходы по оплате государственной пошлины.
Взыскать с Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: <...>) в доход бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 5 975 руб.04 коп
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья А.А. Архипенко