ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-11326/14 от 08.09.2014 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                 Дело  А19-11326/2014

08.09.2014 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

судьи Щуко В.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сыроватской Л.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Консерватор» (ОГРН 1023800521920,               ИНН 3801056635, место нахождения: 665825, Иркутская область, г. Ангарск, квартал 92/93, д. 24 офис 131)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области                   (ОГРН 1043800546437, ИНН 3801073983, место нахождения: 665835, Иркутская область, г. Ангарск, микрорайон 7А, д. 34)

о признании недействительным требования № 13-10468 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Консерватор» о предоставлении документов (информации),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Ким А.В. – представитель по доверенности;

от ответчика: Серебренникова Л.М.  – представитель по доверенности;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Консерватор» обратилось в арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области (далее – налоговая инспекция, налоговый орган) о признании недействительным требования № 13-10468 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Консерватор» о предоставлении документов (информации).

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, приведенным в заявлении от 11.07.2014г., возражениях на отзыв, в том числе указал, что налоговым органом в отношении ООО «Консерватор» проводится выездная налоговая проверка; решением от 10.02.2014г. проведение выездной налоговой проверки было приостановлено; 02.06.2014г. директору общества налоговым органом вручено требование № 13-10468 о предоставлении документов (информации); оспариваемое требование вынесено с нарушением пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть в период приостановления проведения выездной налоговой проверки; объем документов по требованию – 1 622 листа, срок для предоставления запрашиваемых документов указан 10 дней, то есть требование заведомо неисполнимо в установленные сроки; документы по требованию были представлены в подлинниках только за 2010 год.

Представитель налоговой инспекции против удовлетворения требований возражал по основаниям, приведенным в отзыве от 15.08.2014г., в котором указал, что 27.12.2013г. налоговой инспекцией было принято решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении ООО «КОНСЕРВАТОР» за период с 01.01.2010г. по 31.12.2012г.; одновременно с решением от 27.12.2013г. обществу было вручено уведомление о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов;  решением от 10.02.2014г. проведение выездной налоговой проверки было приостановлено; 23.05.2014г. решением № 13-67/1-45 проведение выездной налоговой проверки было возобновлено; 02.06.2014г. директору общества лично вручено требование № 13-10468 о предоставлении документов (информации); 03.06.2014г. решением                             № 13-68-149 налогового органа проведение выездной налоговой проверки приостановлено, данное решение получено налогоплательщиком 03.06.2014г.; следовательно налоговым органом запрошены документы у общества до приостановления выездной налоговой проверки, в связи с чем п. 9 ст. 89 НК РФ налоговой инспекцией не нарушен; также представил в материалы дела требование № 13-10468 о представлении документов (информации); решение от 25.07.2014г. № 26-13/012378@ Управления ФНС России по Иркутской области об оставлении жалобы без удовлетворения; решение от 27.12.2013г.             № 13-65-218 о проведении выездной налоговой проверки; уведомление от 27.12.2013г.                 № 13-62/800 о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов; решение от 10.02.2014г. № 13-68-44 и решение от 03.06.2014г. № 13-68-149 о приостановлении проведения выездной налоговой проверки; решение от 23.05.2014г. № 13-67/1-45 и решение от 11.08.2014г. № 13-67/48 о возобновлении проведения выездной налоговой проверки.

Судом на основании материалов дела установлены следующие обстоятельства.

На основании положений статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом 27.12.2013г. принято решение № 13-65-218 о проведении выездной налоговой проверки ООО «Консерватор» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) по всем налогам и сборам за период с 01.01.2010г. по 31.12.2012г., полученное директором общества 27.12.2013г., которому также было вручено 27.12.2013г. уведомление о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Решением от 10.02.2014г. № 13-68/44 проведение проверки приостановлено;          данное решение получено директором ООО «Консерватор» 10.02.2014г.

Решением от 23.05.2014г. № 13-67/1-45 проведение проверки возобновлено;           данное решение получено директором ООО «Консерватор» 26.05.2014г.

В порядке статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации 02.06.2014г. налоговым органом вручено директору ООО «Консерватор» требование № 13-10468 о представлении документов (информации), в соответствии с которым ООО «Консерватор» предложено представить в течение 10 дней со дня вручения требования следующие документы за период с 01.01.2010г. по 31.12.2012г.: журнал проводок 68.2/19.3, карточку счета бухгалтерского учета 41.2 по каждому контрагенту, карточку счета бухгалтерского учета 51 «Расчетные счета» по контрагентам ИП Бородько А.Н., ИП Алексееву П.Г.,         ИП Брусовой Ж.П., карточки счетов бухгалтерского учета 08 «Вложение во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 57 «Переводы в пути», журнал проводок 60/62, пояснения по реализации товаров по себестоимости (без наценки) или ниже себестоимости с приложением регистра, где указано наименование товаров, покупатели и продавцы данного товара, ссылка на первичные документы, карточка счета бухгалтерского учета 41.1, 41.2 с отражением наименования контрагентов (покупателей и поставщиков) по номенлатуре товаров, журнал проводок по счетам бухгалтерского учета 41/60 за 2012 год по номенклатуре товаров, счета-фактуры, отраженные в книге продаж ООО «Консерватор»          за 2010-2012 годы, а также товарные накладные к данным счетам-фактурам. 

03.06.2014г. заявитель обратился в налоговую инспекцию с ходатайством о продлении срока представления документов по требованию № 13-10468, по результатам рассмотрения которого налоговым органом принято решение от 03.06.2014г. № 13-482 о продлении срока представления документов до 07.07.2014г.

Решением от 03.06.2014г. № 13-68/149 проведение проверки приостановлено;  данное решение получено директором ООО «Консерватор» 03.06.2014г.

ООО «Консерватор» обратилось с жалобами на требование налоговой инспекции            № 13-10468 о представлении документов (информации) и на решение налоговой инспекции            от 03.06.2014г. № 13-482 о продлении срока представления документов в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской  области, решением которогоот 25.07.2014г. № 26-13/012378@ жалобы были оставлены без удовлетворения.

Налогоплательщик, полагая, что требование налогового органа № 13-10468 о представлении документов (информации) не соответствует нормам законодательства о налогах и сборах и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании его недействительным.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах.

На основании пункта 1 статьи 82 Кодекса налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации  налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по                    формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления)                налогов, сборов.

Данному праву корреспондирует обязанность налогоплательщиков, установленная подпунктом 6 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ, представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Согласно пункту 12 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 настоящего Кодекса.

Нормами статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

В случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории налогоплательщика требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку.

Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.

В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Как следует из материалов дела, 02.06.2014г. в рамках проведения выездной налоговой проверки ООО «Консерватор» налоговым органом вручено законному представителю общества требование № 13-10468 о представлении документов (информации), в соответствии с которым ООО «Консерватор» предложено представить в течение 10 дней со дня вручения требования следующие документы за период с 01.01.2010г. по 31.12.2012г.: журнал проводок 68.2/19.3, карточку счета бухгалтерского учета 41.2 по каждому контрагенту, карточку счета бухгалтерского учета 51 «Расчетные счета» по контрагентам ИП Бородько А.Н., ИП Алексееву П.Г., ИП Брусовой Ж.П., карточки счетов бухгалтерского учета 08 «Вложение во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 57 «Переводы в пути», журнал проводок 60/62, пояснения по реализации товаров по себестоимости (без наценки) или ниже себестоимости с приложением регистра, где указано наименование товаров, покупатели и продавцы данного товара, ссылка на первичные документы, карточка счета бухгалтерского учета 41.1, 41.2 с отражением наименования контрагентов (покупателей и поставщиков) по номенлатуре товаров, журнал проводок по счетам бухгалтерского учета 41/60 за 2012 год по номенклатуре товаров, счета-фактуры, отраженные в книге продаж ООО «Консерватор» за 2010-2012 годы, а также товарные накладные к данным счетам-фактурам. Обстоятельство необходимости наличия у общества указанных документов, в том числе для целей исчисления обязательных платежей, следует из содержания оспариваемого требования, норм законодательства о налогах и сборах и о бухгалтерском учете и не оспаривается заявителем.

При этом 03.06.2014г. ООО «Консерватор» обратилось в налоговую инспекцию с ходатайством о продлении срока представления документов по требованию № 13-10468, по результатам рассмотрения которого налоговым органом принято решение от 03.06.2014г.  № 13-482 о продлении срока представления документов на один месяц (до 07.07.2014г.).

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу, что налоговым органом при выставлении заявителю требования № 13-10468 о представлении документов (информации) были соблюдены положения норм статей 89, 93 Налогового кодекса РФ.

Довод общества о незаконности оспариваемого требования, мотивированный его выставлением налоговой инспекцией в период приостановления выездной налоговой проверки, не принят судом во внимание, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 9 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки, в том числе для истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Кодекса.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории                        (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения выездной налоговой             проверки ООО «Консерватор» налоговым органом было принято решение от 03.06.2014г. № 13-68/149 о приостановлении проведения выезлной налоговой проверки.

Вместе с тем, вышеуказанное решение принято налоговой инспекцией и получено законным представителем ООО «Консерватор» 03.06.2014г., в то время как оспариваемое требование № 13-10468 о представлении документов (информации) получено законным представителем ООО «Консерватор» 02.06.2014г., в связи с чем требования п. 9 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации ответчиком не нарушены.

Арбитражным судом также отклонен довод заявителя о том, что посредством выставления налоговой инспекцией требования № 13-10468 о представлении документов (информации) выездная налоговая проверка была перенесена на территорию налогового органа по следующим основаниям.

Согласно абзацу 1 статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Порядок проведения выездной налоговой проверки установлен статьей 89 Налогового кодекса РФ, согласно которой выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, а по окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

Пунктом 1 статьи 89 Налогового кодекса РФ установлено, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, а в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для выездной налоговой проверки, проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Таким образом, нахождение проверяющих должностных лиц налогового органа на территории проверяемого налогоплательщика является не основным и не единственным признаком выездной налоговой проверки.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16.07.2004г. № 14-П, основное содержание выездной налоговой проверки – проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения, для чего осуществляющие ее уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр, (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

Таким образом, по смыслу пункта 1 статьи 89 Налогового кодекса РФ во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 91 Кодекса, нахождение на территории проверяемого налогоплательщика является правом, а не обязанностью налогового органа.

Следовательно, налоговый орган вправе осуществлять проверку правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогоплательщиком налогов, сборов, в том числе посредством исследования представленных последним документов как на территории проверяемого налогоплательщика, так и по месту нахождения контролирующего органа, истребования у налогоплательщика заверенных копий документов, необходимых для проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты обязательных платежей, выемки оригиналов этих документов.

Также арбитражным судом отклонен довод заявителя о нарушении налоговой инспекцией принципа недопустимости избыточного применения мер налогового контроля, мотивированный большим объемом истребованных у налогоплательщика документов, поскольку данное обстоятельство не является основанием для освобождения налогоплательщика от исполнения им своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Какой-либо предельный объем (по количеству) подлежащих истребованию документов налоговым законодательством не предусмотрен. Более того, как указывалось выше, ООО «Консерватор» обращалось в налоговую инспекцию с ходатайством о продлении срока представления документов по требованию  № 13-10468, по результатам рассмотрения которого налоговым органом принято решение от 03.06.2014г. № 13-482 о продлении срока представления документов до 07.07.2014г.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения, действия государственных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Принимая во внимание, что требование налоговой инспекции № 13-10468 о предоставлении документов (информации) соответствует законодательству о налогах и сборах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд                 в течение месяца со дня его принятия.

      Судья                                                                                                                      В.А. Щуко