АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-11329/2015
14.09.2015 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 09.09.2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 14.09.2015 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Дягилевой И.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровой Н.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ДАЧНОГО НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА «ЛЕСНОЕ» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 664040, <...>)
к АГЕНТСТВУ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>; 664003, <...>)
о признании бездействия государственного органа незаконным
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1 – доверенность, паспорт,
от АГЕНТСТВА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ – ФИО2, - доверенность, удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
ДАЧНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «ЛЕСНОЕ» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании бездействия агентства лесного хозяйства Иркутской области, выразившееся в непредставлении в Федеральное агентство лесного хозяйства в двухнедельный срок с момента представления переводной документации Дачным некоммерческим партнерством «Лесное», указанной в пункте 4 и подпунктах "в", "г", "д" и "м" пункта 2 Положения о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 48, в отношении лесного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, Ангарское лесничество, Тальцинское участковое лесничество «Ангарская дача», кварталы №№ 149, 150, общей площадью 45,0 га, с кадастровым номером 38:06:143704:633, незаконным; об обязании агентства лесного хозяйства Иркутской области устранить допущенные нарушения путем направления им переводной документации Дачного некоммерческого партнерства «Лесное» в двухнедельный срок с момента ее представления (в установленный действующим законодательством срок), в отношении лесного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, Ангарское лесничество, Тальцинское участковое лесничество «Ангарская дача», кварталы №№ 149, 150, общей площадью 45,0 га, с кадастровым номером 38:06.143704:633, в Федеральное агентство лесного хозяйства.
В обоснование заявленного требования ДНП «Лесное» ссылается на нарушение органом государственной власти требований Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую», а также Положения о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 48 в связи с бездействием, выраженном в непредставлении в двухнедельный срок ходатайства ДНП и прилагаемых к нему документов в Федеральное агентство лесного хозяйства.
Агентство лесного хозяйства Иркутской области заявленные требования не признало, в отзыве на заявление указало, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку ДНП «Лесное» является некоммерческой организацией, цель которой – реализация прав граждан, являющихся членами товарищества на получение дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, следовательно, правоотношения по настоящему делу связаны с правами граждан – членов Дачного некоммерческого партнерства «Лесное», а земельный участок, являющийся предметом заявленных требований, не предназначен для осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем, по мнению заинтересованного лица, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеются основания для прекращения производства по делу.
Представитель ДНП «ЛЕСНОЕ» в судебном заседании, поддержав заявленные требования, пояснил, что поскольку Агентством лесного хозяйства Иркутской области в 2-х недельный срок, установленный пунктом 7 Положения о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 48, не выполнены действия по направлению представленной заявителем в Агентство лесного хозяйства документации, указанной в подпунктах «в», «г», «д», и «м» пункта 2 Положения, в Федеральное агентство лесного хозяйства, настоящее требование заявлено именно о признании бездействия государственного органа незаконным. При этом, заявитель указал, что представленное им в материалы дела письмо Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 04.08.2015 №91-37-5914/15, является ответом на ходатайство заявителя от 22.07.2015 №171 о представлении в Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) документации о переводе земельного участка, кадастровый номер 38:06:143704:633, из категории земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения, и служит дополнительным доказательством, свидетельствующим о бездействии государственного органа.
Представитель Агентства лесного хозяйства Иркутской области в судебном заседании ссылался на то, что земельный участок лесного фонда, испрашиваемый для строительства ДНП «Лесное», расположен в защитных лесах, в связи с чем, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод указанного земельного участка из земель лесного фонда в земли других категорий возможен, в том числе только в случае размещения объектов государственного или муниципального значения, при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Однако, по мнению заинтересованного лица, заявителем не представлен документ, подтверждающий муниципальное значение объекта, а также документ, подтверждающий отсутствие других вариантов возможного размещения ДНП «Лесное».
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и ознакомившись с письменными доказательствами, суд по существу заявленных требований установил следующие обстоятельства.
В целях выделения земельного участка для размещения Дачного некоммерческого партнерства для ведения дачного хозяйства, ДНП «Лесное» обратилось в Агентство лесного хозяйства Иркутской области (далее - Агентство) с ходатайством от 15.04.2015 №1509/Е, дополненным ходатайством от 27.04.2015, о представлении в Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) документации о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, Ангарское лесничество, Тальцинское участковое лесничество «Ангарская дача», кварталы №149, 150 общей площадью 45,0 га, с кадастровым номером 38:06:143704:633, из категории земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
В ответ на указанное ходатайство письмом от 30.04.2015 № 91-35-2872/15 Агентством предложено заявителю представить дополнительные документы, а именно: ходатайство Правительства Иркутской области за подписью Губернатора о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий и документацию, обосновывающую перевод в заявленных целях на акт выбора лесного участка № 53 от 22.09.2014. Названным письмом так же сообщено, что ходатайство будет рассмотрено после предоставления истребуемых документов.
Считая бездействие Агентства лесного хозяйства Иркутской области, выразившееся в ненаправлении документации в Федеральное агентство лесного хозяйства незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон и представленные доказательства каждое в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм основанием для принятия судом решения о признании действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными является одновременно как несоответствие действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение этими действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 №736 Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
В соответствии с пунктом 5.4.2 названного Положения к полномочиям Рослесхоза относится рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий.
Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федерльными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п.4 Положения о Рослесхозе).
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон №172-ФЗ) установлено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок (пункт 3 статьи 2 Закона №172-ФЗ).
Перечень документов, подлежащих приложению к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, приведен в части 4 статьи 2 названного федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий» утверждено Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, которое определяет состав и порядок подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий (далее - Положение).
Пунктами 3 и 4 Положения № 48 предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений (в Иркутской области – Агентство лесного хозяйства Иркутской области), в месячный срок с даты обращения заявителя обеспечивает выбор участка земель лесного фонда в проведении соответствующих процедур согласования, результаты выбора участка земель лесного фонда оформляются актом выбора с приложением к нему плана (чертежа), которые являются основанием для подготовки документации, обосновывающей перевод в заявленных целях. Заявитель обеспечивает формирование обязательной документации и вместе с ходатайством предоставляет ее в указанный орган.
Как указывалось выше, руководствуясь вышеназванными нормами права, в целях выделения земельного участка для размещения ДНП из земель сельскохозяйственного назначения, заявитель обратился в агентство лесного хозяйства Иркутской области в установленном порядке с ходатайством о переводе участка из состава земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
Из материалов дела следует, что Агентством лесного хозяйства Иркутской области в 2010 году обеспечен ДНП «Лесное» выбор земельного участка из земель лесного фонда, посредством утверждения распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 29.12.2010 №1222-ра Акта выбора лесного участка № 70 от 27.12.2010 для перевода в категорию земель сельскохозяйственного назначения лесного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, Ангарское лесничество, Тальцинское участковое лесничество «Ангарская дача», кварталы №№ 149, 150, общей площадью 45,0 га.
Распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 26.09.2014 №2613-ра, в связи с окончанием срока действия Акта выбора лесного участка №70 от 27.12.2010 и проведением дальнейшей процедуры оформления перевода участка из состава земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения под заявленные цели ДНП «Лесное» был утвержден Акт выбора лесного участка № 53 от 22.09.2014 для перевода в категорию земель сельскохозяйственного назначения лесного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, Ангарское лесничество, Тальцинское участковое лесничество «Ангарская дача», кварталы №№ 149, 150, общей площадью 45,0 га.
Таким образом, утверждение агентством лесного хозяйства Иркутской области акта выбора лесного участка от 27.12.2010 № 70 и акта выбора лесного участка №53 от 22.09.2014 для перевода в категорию земель сельскохозяйственного назначения свидетельствует о том, что заинтересованное лицо реализовало право административного усмотрения на перевод земель в иную категорию.
В силу пункта 7 Положения № 48 орган, указанный в пункте 3 Положения, в 2-недельный срок с даты представления заявителем указанной в пункте 4 настоящего Положения документации представляет ее, а также документацию, указанную в подпунктах «в», «г», «д» и «м» пункта 2 настоящего Положения, в Федеральное агентство лесного хозяйства либо возвращает заявителю материалы с обоснованием причин возврата.
В соответствии с пунктом 4 Положения № 48 заявитель обеспечивает формирование документации, указанной в подпунктах "б", "ж", "к" и "о" пункта 2 настоящего Положения, и вместе с ходатайством представляет ее в соответствующий орган, указанный в пункте 3 настоящего Положения, по месту нахождения участка земель лесного фонда, перевод которого предполагается осуществить.
Анализ пунктов 7, 4, 2 Положения № 48 позволяет прийти к выводу о том, что заявителем подлежит формированию и представлению с ходатайством о переводе земель из одной категории в другую следующая обязательная к направлению органом, указанным в пункте 3 Положения, в двухнедельный срок в Федеральное агентство лесного хозяйства, документация:
- копии документов, подтверждающих личность заявителя - физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
- схема (проект) размещаемого на участке земель лесного фонда объекта, составленная с учетом схем территориального планирования соответствующих территорий в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности и согласованная с органами архитектуры и градостроительства;
- справка территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере недропользования об отсутствии на выбранном участке земель лесного фонда полезных ископаемых, а при их наличии - разрешение органа государственного горного надзора на освоение указанного участка;
- положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
- акт выбора участка земель лесного фонда (далее - акт выбора) с приложением к нему плана (чертежа) с краткой характеристикой участка по материалам лесоустройства, описанием имеющихся на участке сооружений и объектов и указанием категории земель, прилегающих к границам участка. При наличии охранной, санитарно-защитной зон промышленного или иного объекта на участке земель лесного фонда на план (чертеж) наносятся их границы;
- решение органа, указанного в пункте 3 настоящего Положения, об утверждении акта выбора;
- акт натурного технического обследования участка земель лесного фонда, содержание, а также порядок подготовки и утверждения которого устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на участок земель лесного фонда, перевод которого предполагается осуществить.
Учитывая вышеназванные требования законодательства, Дачным некоммерческим партнерством в соответствии с Законом №172-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий» сформирован необходимый пакет документов о переводе, получены все необходимые согласования, проведена процедура публичных слушаний, осуществлена постановка участка на кадастровый учет и государственная регистрация права собственности Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок, в связи с чем, заявитель 15.04.2015 обратился в Агентство лесного хозяйства Иркутской области с ходатайством (дополненным письмом от 27.04.2015) о представлении в Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) документации о переводе земельного участка кадастровый номер 38:06:143704:633 из категории земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
В качестве документов, обосновывающих перевод лесного участка из состава земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения, заявителем к указанному ходатайству приложены следующие документы: ходатайство Администрации Ушаковского муниципального образования Иркутского района Иркутской области от 15.12.2014 №1124 «О переводе земельного участка из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения в целях строительства дачного поселка ДНП «Лесное»; письмо первого заместителя председателя Правительства Иркутской области от 28.10.2011 №02-11-2400/11 «О переводе земель лесного фонда»; письмо Администрации Иркутского районного муниципального образования от 16.11.2011 №3073 «Ходатайство о переводе», выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 17.04.2015 №21077В/2015 на ДАЧНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «ЛЕСНОЕ»; свидетельство о государственной регистрации юридического лица – ДНП «Лесное» серии 38 №003008341; свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серии 38 №003008342; Акт выбора лесного участка №53 от 22.09.2014; План лесного участка; Распоряжение Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 26.09.2014 №2613-агр «Об утверждении акта выбора»; акт натурного технического обследования лесного участка от 26.09.2014; чертеж лесного участка; схема (проект) размещения объектов дачного поселка ДНП «Лесное» в 2-х масштабах; выкопировка из проектного зонирования территории – схемы территориального планирования МО «Иркутский район»; градостроительное обоснование Администрации Иркутского районного муниципального образования от 24.10.2011 №2791; Заключение Управления по недропользованию по Иркутской области об отсутствии (наличии) полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.12.2014 №01/054/2014-643 в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:06:143704:633, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский рациона, Ангарское лесничество, Тальцинское участковое лесничество, «Ангарская дача», кварталы №149 (выделы 1-6, 8-12, 15-17, 20), №150 (выделы 1-4, 8, 10, 23); свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок от 29.09.2011 серии 38 АД №597639; Распоряжение Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 02.09.2011 №2102-ра «О разделении лесного участка»; кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 38:06:143704:633; акт выбора лесного участка №70 от 27.12.2010; план лесного участка; распоряжение Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 29.12.2010 №1222-ра «Об утверждении акта выбора»; акт натурного технического обследования лесного участка от 29.12.2010; план (чертеж) лесного участка; санитарно-эпидемиологическое заключение от 01.12.2010 №38.ИЦ.06.000.Т.001628.12.10; экспертное заключение Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» о возможности использования земельного участка под строительство от 29.11.2010 №457/02; заключение Федерального государственного учреждения Байкальское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов по материалам, обосновывающим выбор участка под размещение дачного некоммерческого партнерства от 13.07.2010 №ИРК/К13; письмо Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентство по рыболовству от 16.07.2010 №14-18/628; письмо Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 24.11.2010 №76-37-5519/10 «О согласовании»; письмо Службы архитектуры Иркутской области от 28.10.21011 №82-37-992/11 «О земельном участке»; решение Думы Ушаковского муниципального образования от 28.04.2010 №21 «О внесении дополнений в «Программу: комплексного социально-экономического развития Ушаковского муниципального образования на период 2009-2012»; решение Думы Ушаковского муниципального образования от 22.03.2007 №9 «О программе: комплексного социально-экономического развития Ушаковского муниципального образования на период до 2012 года»; программа: комплексного социально-экономического развития Ушаковского муниципального образования на период 2009-2012 годы; газета «Ангарские огни» от 27.08.2010 №33 (извещение о проведении публичных слушаний); газета «Ангарские огни» от 24.12.2010 №49 (заключение о результате публичных слушаний); список граждан – членов ДНП «Лесное».
Изучив перечень приложенных к ходатайству документов, суд приходит к выводу, что заявителем в Агентство лесного хозяйства Иркутской области с ходатайством о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения были представлены документы, указанные как в пункте 4 Положения №48, так и документы, указанные в подпунктах «в», «г», «д» и «м» пункта 2 Положения, которые в силу требований пункта 7 Положения № 48 подлежали направлению Агентством лесного хозяйства Иркутской области в Федеральное агентство лесного хозяйства.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статья 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
Из материалов дела видно, что Решением Думы Ушаковского муниципального образования от 22.03.2007 № 9, на территории которого расположен спорный лесной участок, утверждена «Программа комплексного социально-экономического развития Ушаковского муниципального образования», пунктом 2.3 которой предусмотрено размещение дачных некоммерческих организаций на территории Ушаковского муниципального образования.
Решением Думы Ушаковского муниципального образования от 28.04.2010 № 21 внесены дополнения в «Программу комплексного социально-экономического развития Ушаковского муниципального образования», согласно которым ДНП «Лесное» также включено в перечень данных некоммерческих организаций, размещаемых на территории Ушаковского муниципального образования как объектов муниципального значения.
Участок для размещения ДНП «Лесное» учтен и в схеме территориального планирования Иркутского районного муниципального образования, утвержденной решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 25.11.2010 № 15-101/рд. Инициатива перевода участка лесного фонда для размещения ДНП «Лесное» согласована с мэром Иркутского районного муниципального образования и мэром Ушаковского муниципального образования.
Таким образом, в силу пункта 7 Положения № 48 применительно к рассматриваемой ситуации ходатайство ДНП «Лесное» от 15.07.2015, дополненное ходатайством от 27.04.2015, направленное в адрес Агентства лесного хозяйства Иркутской области, подлежало направлению в двухнедельный срок в Рослесхоз, являющийся уполномоченным органом на принятие решения о переводе спорного земельного участка из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения.
Вместе с тем, как видно из ответа Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 30.04.2015, заинтересованное лицо истребует представления полного комплекта документов, в том числе ходатайства Правительства Иркутской области за подписью губернатора о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, и всей необходимой документации, обосновывающей перевод в заявленных целях на акт выбора лесного участка №53 от 22.09.2014, тогда как действующее законодательство согласно вышеназванным нормам права не предусматривает право государственного органа, в данном случае Агентства лесного хозяйства Иркутской области, истребовать от заявителя дополнительные документы и возможности не рассматривать заявление заинтересованного лица до предоставления этих документов.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд приходит к выводу, что по истечении установленного пунктом 7 Положения № 48 двухнедельного срока с момента обращения ДНП «Лесное» с ходатайством от 15.04.2015 о переводе спорного земельного участка из состава земель лесного фонда в земли населенных пунктов Агентство лесного хозяйства Иркутской области не исполнило возложенную на него статьей 2 Закона №172-ФЗ и пунктом 7 Положения № 48 обязанность по направлению документации заявителя в Федеральное агентство лесного хозяйства, допустив незаконное бездействие.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, арбитражный суд находит доводы Дачного некоммерческого партнерства «Лесное» обоснованными, а оспариваемое бездействие Агентства лесного хозяйства Иркутской области, выразившиеся в ненаправлении в Федеральное агентство лестного хозяйства в двухнедельный срок с момента представления Дачным некоммерческим партнерством «Лесное» документации о переводе лесного участка, с кадастровым номером 38:06:143704:633, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, Ангарское лесничество, Тальцинское участковое лесничество «Ангарская дача», кварталы №№ 149, 150, общей площадью 45,0 га, в другую категорию – незаконным.
Рассмотрев доводы Агентства лесного хозяйства о наличии оснований для прекращении производства по делу, суд находит их необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ) садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение).
Заявитель является основанной на членстве некоммерческой организацией, созданной, в том числе, для реализации прав гражданина на получение дачных земельных участков, содействия в оформление согласовании предоставления земельного участка в совместную собственность членов партнерства (пункт 1.1. раздела 1 и пункт 2.1. раздела 2 Устава), следовательно, подпадает под понятие садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан, указанное в вышеназванной норме права.
На основании частей 1, 3 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности; к подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
Согласно части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пунктах 2, 5 части 1 статьи 29 АПК РФ указаны рассматриваемые арбитражным судом дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Исходя из пунктов 4, 5 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, после их государственной регистрации земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Заявитель для осуществления уставной деятельности по предоставлению земельного участка в собственность членов партнерства инициировал процедуру перевода из состава земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения земельного участка с кадастровым номером 38:06:143704:633 для осуществления в последующем на нем хозяйственной деятельности ДНП «Лесное».
В результате согласования переводной документации со стороны Агентства в отношении партнерства допущено бездействие, что явилось основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исходя из статьи 7 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ, садоводческое некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе обращаться в суд, арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого некоммерческого объединения.
Таким образом, поскольку названным законом предусмотрена возможность обращения садоводческого некоммерческого объединения в арбитражный суд с заявлением о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого некоммерческого объединения, настоящее заявление принято Арбитражный судом Иркутской области с соблюдением правил подведомственности.
Указанная правовая позиция полностью согласуется с правовым подходом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении Президиума от 24.05.2011 № 17510/10.
Судом отклоняется довод Агентства о том, что оспариваемое бездействие фактически нарушает не права и интересы ДНП «Лесное», а физических лиц – членов партнерства.
Бездействие оспаривается на стадии выбора участка для его последующего предоставления и осуществления хозяйственной деятельности ДНП «Лесное», и только в дальнейшем для передачи членам партнерства.Следовательно, на момент оспариваемого бездействия еще не определена как принадлежность земельного участка для размещения партнерству, так и круг конкретных физических лиц, а равно прав и законных интересов таких лиц на испрашиваемый земельный участок либо его часть.
Каких-либо доказательств непосредственного нарушения оспариваемым бездействием прав и законных интересов физических лиц Агентством в материалы настоящего дела не представлено.
Таким образом, на стадии определения земельного участка для осуществления хозяйственной деятельности ДНП «Лесное» преждевременно полагать установленным факт непосредственного нарушения прав и законных интересов физических лиц – членов партнерства.
Иной подход к применению положений статьи 7 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ приведет к ограничению доступа к правосудию и права на судебную защиту, поскольку отдельные физические лица – члены партнерства на стадии определения участка для осуществления хозяйственной деятельности партнерством в любом случае лишены возможности доказать сам факт непосредственного нарушения их прав и законных интересов в отношении земельного участка, вещное право на который у партнерства еще не возникло, и тем более не возникло у конкретных физических лиц - его членов, участвующих в спорных правоотношениях опосредовано через партнерство.
Доводы заинтересованного лица о том, что в соответствии с действующим законодательством запрещен перевод лесных участков, расположенных в защитных лесах в земли сельскохозяйственного назначения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 27.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» не принимаются судом во внимание по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 11 Закона №172-ФЗ перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае: организации особо охраняемых природных территорий; установления или изменения границы населенного пункта; размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов; создания туристско-рекреационных особых экономических зон.
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий» не обуславливает возможность выбора лесного участка, оформления и утверждения акта выбора лесного участка необходимостью заявителю на данной стадии оформления документов, прилагаемых к ходатайству о переводе лесного участка, доказывания, что выбираемый для перевода лесной участок, находящийся в защитных лесах, испрашивается для перевода в установленном статьей 11 Закона о переводе случае.
Между тем, согласно пункту 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объекты местного значения – это объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.
Как указано выше, ДНП «Лесное» включено в Программу комплексного социально-экономического развития Ушаковского муниципального образования, кроме того, участок под размещение ДНП «Лесное» учтен в схеме территориального планирования Иркутского районного муниципального образования, утвержденной решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 25.11.2010 №15/101/рд. Учитывая изложенное, арбитражный суд считает, что указанные обстоятельства свидетельствуют об отнесении заявителя к категории объектов муниципального значения согласно требованиям статьи 11 Закона №172-ФЗ.
Кроме того, правомерность (неправомерность) перевода спорного земельного участка из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения не является предметом настоящего спора, поэтому доводы Агентства относительно указанного обстоятельства во внимание не принимаются. Между тем, суд считает необходимым отметить, что возможность перевода расположенного в защитных лесах спорного лесного участка для целей размещения ДНП подтверждается сложившейся правоприменительной практикой Правительства Российской Федерации.
Так, распоряжениями Правительства Российской Федерации переведены для целей размещения дачных некоммерческих объединений лесных участков в защитных лесах Ангарского лесничества, в том числе, распоряжение от 30.07.2007 №1017-р о переводе лесных участков в защитных лесах в кварталах 127, 131, 112, 116 Ангарского лесничества для расширения СНТ «Жаворонки» и СК «Политехник» в земли сельскохозяйственного назначения; распоряжение от 11.05.2010 №715-р о переводе лесных участков в защитных лесах в кварталах 159-160 Ангарского лесничества для строительства дачного поселка ДНП «Жемчужина» в земли сельскохозяйственного назначения; распоряжение от 29.07.2010 №1274-р о переводе лесных участков в защитных лесах в квартале 160 Ангарского лесничества для размещения дачного поселка в земли сельскохозяйственного назначения; распоряжение от 15.02.201 I №212-р о переводе лесных участков в защитных лесах в квартале 116 Ангарского лесничества для строительства дачного поселка ДНТ «Падь Еловая» в земли сельскохозяйственного назначения; распоряжение от 26.04.2012 №655-р о переводе лесных участков в защитных лесах в квартале 176 Ангарского лесничества для размещения дачного поселка ДНТ «Приангарье» в земли сельскохозяйственного назначения.
Следовательно, сложившаяся правоприменительная практика Правительства Российской Федерации исходит из того, что перевод лесных участков в защитных лесах Ангарского лесничества в целях размещения дачных некоммерческих образований, при отсутствии иных вариантов размещения данных объектов, возможен в силу подпункта 3 статьи 11 Закона №172-ФЗ.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 65, пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо, которые совершили действия (бездействие).
Учитывая изложенное, арбитражный суд считает, что заинтересованное лицо в нарушение пункта 1 статьи 65, пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не привело правовых оснований, а также не представило доказательств, свидетельствующих о законности допущенного им бездействия, выразившегося в ненаправлении в Федеральное агентство лесного хозяйства в двухнедельный срок с момента представления ДНП «Лесное» документации о переводе лесного участка, с кадастровым номером 38:06:143704:633, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, Ангарское лесничество, Тальцинское участковое лесничество «Ангарская дача», кварталы №149, 150, общей площадью 45,0 га в другую категорию, равно как и не представило доказательств несоответствия представленных заявителем документов требованиям действующего законодательства.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия (противоречия) действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушения этими действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование заявителя по делу подлежит удовлетворению только в том случае, если будет установлена совокупность двух вышеназванных обстоятельств.
Влияние обжалуемого бездействия на интересы заявителя установлено судом при оценке доводов Агентства лесного хозяйства Иркутской области о наличии оснований для прекращения производства по делу и выражается в том, что процедура перевода земель инициирована ДНП «Лесное» для осуществления своих уставных целей, а именно перевода земельного участка в категорию, на котором возможно размещение дачного партнерства и в дальнейшем получение этого участка для осуществления партнерством своей хозяйственной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что бездействие Агентства лесного хозяйства Иркутской области выразившееся в ненаправлении в Федеральное агентства лесного хозяйства в двухнедельный срок с момента представления Дачным некоммерческим партнерством «Лесное» документации о переводе лесного участка, с кадастровым номером 38:06:143704:633, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, Ангарское лесничество, Тальцинское участковое лесничество «Ангарская дача», кварталы №№ 149, 150, общей площадью 45,0 га, в другую категорию, подлежит признанию незаконным, как несоответствующее требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий».
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Следовательно, требования заявителя не могут быть удовлетворены судом только путем констатации факта нарушения оспариваемым ненормативным актом (действием, бездействием) положений закона, если установление такого нарушения не повлечет благоприятных последствий для заявителя. В случае признания оспариваемого ненормативного акта (действия, бездействия) несоответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя, суд обязан применить меру, обеспечивающую восстановление нарушенного права, по правилам пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что оспариваемое заявителем бездействие нарушает его прав и законные интересы, суд на основании пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает, что надлежащим способом устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя в данном случае является обязание Агентства лесного хозяйства Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Дачного некоммерческого партнерства «Лесное» путем направления документации дачного некоммерческого партнерства «Лесное» о переводе лесного участка, с кадастровым номером 38:06:143704:633, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, Ангарское лесничество, Тальцинское участковое лесничество «Ангарская дача», кварталы №№149, 150, общей площадью 45,0 га, в другую категорию в двухнедельный срок с момента ее представления в Федеральное агентство лесного хозяйства.
Распределяя понесенные ДНП «Лесное» при подаче настоящего заявления судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб., суд исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подп.1.1 п.1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа истцу в возмещении его судебных расходов.
При таких обстоятельствах суд относит расходы, понесенные ДНП «Лесное» при подаче настоящего заявления по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб., на Агентство лесного хозяйства Иркутской области.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Агентства лесного хозяйства Иркутской области, выразившееся в ненаправлении в Федеральное агентство лестного хозяйства в двухнедельный срок с момента представления Дачным некоммерческим партнерством «Лесное» документации о переводе лесного участка, с кадастровым номером 38:06:143704:633, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, Ангарское лесничество, Тальцинское участковое лесничество «Ангарская дача», кварталы №№ 149, 150, общей площадью 45,0 га, в другую категорию, как несоответствующее требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий».
Обязать Агентство лесного хозяйства Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Дачного некоммерческого партнерства "Лесное", путем направления документации Дачного некоммерческого партнерства «Лесное» о переводе лесного участка, с кадастровым номером 38:06:143704:633, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, Ангарское лесничество, Тальцинское участковое лесничество «Ангарская дача», кварталы №№ 149, 150, общей площадью 45,0 га, в другую категорию в двухнедельный срок с момента её представления в Федеральное агентство лесного хозяйства.
Взыскать с Агентства лесного хозяйства Иркутской области в пользу Дачного некоммерческого партнерства «Лесное» расходы по госпошлине в сумме 3 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья И.ФИО3