ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-11404/13 от 27.11.2013 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.

1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):

ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.

Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-11404/2013

05.12.2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 27.11.2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 05.12.2013 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Синюгиной С.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "РУСАЛ Братский алюминиевый завод" (ОГРН 1023800836377, ИНН 3803100054, 665716, Иркутская обл., Братский р-н, г. Братск)

к Иркутской таможне (ОГРН 1023801543908, ИНН 3800000703, 664046, Иркутская обл., Иркутский р-н, г. Иркутск, ул. Александра Невского, 78)

о признании незаконным: решения от 30.04.2013г. №10607000/400/300413/Т0007; требований об уплате таможенных платежей от 15.05.2013г №№ 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель по доверенности Бельский С.С., после перерыва не явился,

от ответчика – представители по доверенности Хамидулина В.И., Репина Л.С., Рязанцев И.С.,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "РУСАЛ Братский алюминиевый завод" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Иркутской таможне о признании незаконными решения от 30.04.2013г. № 10607000/400/300413/Т0007 и требований об уплате таможенных платежей от 15.05.2013г. №№ 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112; обязании Иркутскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «РУСАЛ Братск» путем возврата на расчетный счет общества излишне взысканные таможенные пошлины, налоги и пени в размере 1293425,29 руб.

Представитель общества в судебном заседании заявленные требования поддержал, указал, что характерные для марок товара (Г-00, Г-0 согласно ГОСТ 30558-98) показатели для переработки должны учитываться таможенным органом только в процессе идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки и отходов (при определении норм выхода продуктов переработки/отходов, производственных потерь). Также заявителем указано, что при несоответствии результатов испытаний глинозема из одной партии требованиям ГОСТ 30558-98, хотя бы по одному из показателей, проводят повторное испытание по этому показателю, однако экспертные заключения не содержат данных о проведении повторных испытаний товара, что указывает на несоответствие результатов экспертизы требованиям стандарта. Более того, заявителем указано, что экспертные заключения не соответствуют требованиям ст. 142 ТК ТС, поскольку в заключениях отсутствуют данные об используемых приборах и оборудования, отсутствует указание на метод отбора проб товара для исследования; таблица испытаний не подписана лаборантом. Отказ в проведении повторной таможенной экспертизы по заявлению общества не мотивирован в нарушение п.2 ст. 141 ТК ТС. По мнению заявителя, ввезенный в соответствии с контрактом товар для переработки по своим физико-химическим показателям полностью соответствует его условиям о качестве, что подтверждается товаросопроводительными документами (сертификатами анализа), следовательно, обществом соблюдены условия помещения товара под заявленную таможенную процедуру переработки на таможенной территории.

Представители Иркутской таможни в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, указали на наличие законных оснований для принятия решения об отказе в предоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин при помещении товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории и выставления требований об уплате таможенных платежей, ввиду того, что камеральная проверка проведена таможенным органом законно и обоснованно, на основании документов, имеющихся в распоряжении таможенного органа (экспертных заключений), в ходе проведения которой установлено, что продекларированный товар не соответствует требованиям ГОСТ 30558-98 для глинозема марки Г-00, указанной в п. 8 разрешения. Данный факт свидетельствует о невозможности применения к указанному ввезенному товару разрешения на переработку товара, что повлекло начисление таможенных платежей.

В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 26.11.2013г. объявлен перерыв до 11 час. 00 мин. 27.11.2013г.

Дело рассмотрено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, между ОАО «РУСАЛ Братск» и «RS International GmbH» заключен внешнеэкономический контракт от 20.11.2010г. № BRT- 1006 на поставку глинозема металлургического (товар для переработки). В соответствии с условиями названного контракта Переработчик принимает и перерабатывает товар для переработки в алюминий первичный нелегированный, необработанный и катанку алюминиевую (товарную продукцию) и передает товарную продукцию Заказчику. Заказчик обязуется принять товарную продукцию и оплатить переработку.

Согласно пункту 2.3 контракта № BRT-1006 физико-химические показатели товара для переработки должны соответствовать спецификациям Приложения № 4 и подтверждаться сертификатом качества. Допускается поставка товара для переработки от поставщиков, не указанных в спецификациях Приложений №№ 4-6 и в таком случае показатели качества товара для переработки должны соответствовать: для глинозема - ГОСТ 30558-98 «Глинозем. Технические условия».

ОАО «РУСАЛ Братский алюминиевый завод» получено разрешение на переработку товаров на таможенной территории № 10607000/28120/51/3, поставляемого в рамках контракта от 20.11.2010г. № BRT- 1006. Данное разрешение содержит сведения: о лице, которому выдан документ – ОАО «РУСАЛ Братск» (п.1); о товаре для переработки - оксид алюминия (глинозем металлургический) ГОСТ 30558/98, код по ЕТН ВЭД ТС 2818 20 000, количество 1 359 407 400 кг., стоимость 14 570 019 087,8 руб., таможня – Братская до 01.02.2011 включительно, Иркутская с 02.02.2011 (п.2); о нормах выхода в абсолютном значении (п.3); о продуктах переработки (п.4); об отходах переработки (п.5); производственные потери (п.6); об остатках (п.7); о способах идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки и отходах (п.8); эквивалентной компенсации (п.9); описание производственного процесса (п.10); о сроках переработки - с 01.07.2011г. до 01.07.2014г. (п.11); об организации-переработчике - ОАО «РУСАЛ Братск» (п.12); контракт от 20.11.2010г. № BRT- 1006 (п.13); особые отметки таможни (п.14).

В пункт 8 «Способ идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки и отходах» Разрешения на переработку, внесены изменения от 28.02.2012, указано, что ввозимый товар на переработку должен соответствовать по техническим и химическим показателям требованиям Приложения № 4 к контракту от 20.11.2010 № BRT-1006 и быть не ниже марок Г-00 и Г-0 согласно ГОСТ 30558-98 «Глинозем металлургический. Технические условия». Товарная продукция, выпускаемая на ОАО «РУСАЛ Братск», должна соответствовать по техническим и химическим показателям требованиям ГОСТ 11069-2001, ГОСТ 11070-74, ТУ 1712-195-05785247-02, ТУ 1712-002-58806883-03, ТС 440-02-06, ТС 440-03-04, ГОСТ 13843-78, ТУ 1712-143-05785247-2010, ТУ 1712-149-05785247, ТУ 1712-193-05785247-02.

По ввезенному в рамках контракта от 20.11.2010г. № BRT- 1006 товару, 12.09.2012г., 04.10.2012г., 31.10.2012г. ОАО «РУСАЛ Братск» на Братский таможенный пост Иркутской таможни были поданы декларации на товары № 10607090/120912/0016103, № 10607090/120912/0016107, № 10607090/120912/0016109, № 10607090/120912/0016112, № 10607090/120912/0016114, № 10607090/041012/0017459, № 10607090/041012/0017462, № 10607090/041012/0017464, № 10607090/041012/0017467, № 10607090/041012/00117471, № 10607090/311012/0019027, № 10607090/311312/0019033 - оксид алюминия (глинозем металлургический) марки Г-00 в соответствии с ГОСТом 30558-98. В качестве дополнительно представленных документов в графе 44 каждой из приведенных деклараций указано разрешение № 10607000/28120/51/3 на переработку товара на таможенной территории.

В рамках осуществления таможенного контроля, в порядке 144 ТК ТС, Братским таможенным постом 12.09.2012, 04.10.2012, 31.10.2012 в отношении товаров заявленных в указанных ДТ были отобраны пробы ввезенного товара - оксида алюминия (глинозем металлургический) по 1000г. каждая (акты отбора проб и образцов от 12.09.2012 №№ 10607090/120912/000049; 10607090/120912/000048; 10607090/120912/000047; 10607090/120912/000050; 10607090/120912/000046, от 04.10.2012 №№ 10607090/041012/000052; 10607090/041012/000057; 10607090/041012/000056; 10607090/041012/000055; 10607090/041012/000053; от 31.10.2012 №№ 10607090/311012/000066; 10607090/311012/000067 соответственно).

В целях исключения вероятности заявления недостоверных сведений, при ввозе продуктов переработки, для установления физико-химических свойств заявленного товара оксида алюминия (глинозем металлургический) таможенным органом приняты решения от 13.09.2012, 04.10.2012, 31.10.2012 о назначении таможенной экспертизы по каждой ДТ соответственно.

13.09.2012г., 05.10.2012г., 01.11.2012г. по ДТ условный выпуск товара разрешен, что следует из отметки таможенного органа в указанных декларациях, под обеспечение уплаты налогов в сумме, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения таких исследований или экспертиз в порядке статьи 198 ТК ТС.

Экспертами ЭКС-филиала ЦЭКТУ г. Иркутска в отношении проб товара, заявленного в графе 31 ДТ № 10607090/120912/0016103, № 10607090/120912/0016107, № 10607090/120912/0016109, № 10607090/120912/0016112, № 10607090/120912/0016114, № 10607090/041012/0017459, № 10607090/041012/0017462, № 10607090/041012/0017464, № 10607090/041012/0017467, № 10607090/041012/00117471, № 10607090/311012/0019027, № 10607090/311312/0019033 даны заключения соответственно от 28.112012 № 1-0-1891-12, от 30.11.2012 № 1-0-1893-12, от 29.11.2012 № 1-0-1894-12, от 30.11.2012 № 1-0-1902-12, от 29.11.2012 № 1-0-1904-12; от 12.12.2012 №1-0-2102-12, от 10.12.2012 № 1-0-2099-12, от 12.12.2012 № 1-0-2100-12, от 12.12.2012 № 1-0-2096-12, от 12.12.2012 № 1-0-2104-12, от 27.12.2012 № 1-0-2316-12, от 26.12.2012 № 1-0-2314-12, согласно выводам которых, исследованные пробы товара №1, заявленного в графе 31 ДТ как «оксид алюминия (глинозем металлургический марки Г-00 в соответствии с ГОСТ 30558-98) …»:

- не соответствует требованиям, предъявленным ГОСТ 30558-98 для глинозема марки Г-00, по следующим нормируемым показателям качества (таблица 3): потере массы при прокаливании и заниженному значению массовой доли основного вещества – оксида алюминия (ДТ №№ 10607090/120912/0016103, 10607090/120912/0016107, 10607090/120912/0016109, 10607090/120912/0016112, 10607090/120912/0016114);

- не соответствует требованиям, предъявленным ГОСТ 30558-98 для глинозема марки Г-00 по содержанию массовой доли оксида кремния - завышено в исследованных пробах таблица 3 (ДТ №№ 10607090/041012/0017459, 10607090/041012/0017462, 10607090/041012/0017464, 10607090/041012/00117471);

- не соответствует требованиям, предъявленным ГОСТ 30558-98 для глинозема марки Г-00 по содержанию массовой доли оксида кремния и оксида железа – завышено в исследованной пробе таблица 3 (ДТ № 10607090/041012/0017467);

- не соответствует требованиям, предъявленным ГОСТ 30558-98 для глинозема марки Г-00 по содержанию диоксида кремния - завышено в исследованных пробах таблица 3 (ДТ №№ 10607090/311012/0019027, 10607090/311312/0019033).

Таможенным органом 30.01.2013г. на основании ст. 131 ТК ТС проведена камеральная таможенная проверка ОАО «РУСАЛ Братский алюминиевый завод» по вопросам проверки соблюдения установленных таможенным законодательством Таможенного союза условий помещения под заявленную таможенную процедуру товаров, в ходе проведения которой установлено, что физико-химические показатели качества товара, продекларированного по декларациям на товары №№ 10607090/120912/0016103, 10607090/120912/0016107, 10607090/120912/0016109, 10607090/120912/0016112, 10607090/120912/0016114, 10607090/041012/0017459, 10607090/041012/0017462, 10607090/041012/0017464, 10607090/041012/0017467, 10607090/041012/0017471, 10607090/311012/0019027, 10607090/311012/0019033, по результатам таможенных экспертиз, проведенных в отношении данного товара, не соответствуют сведениям о качественных характеристиках товара, заявленных в графе 31 проверяемых ДТ, значениям показателей качества поставляемого сырья, установленным спецификациями №№ 4-01, 4-11 приложения №4 к контракту № BRT-1006 для соответствующих поставщиков товара для переработки, указанным в ДТ, а также требованиям ГОСТ 30558-98 «Глинозем металлургический. Технические условия», установленным для глинозема марки Г-00, в связи с чем таможенный орган пришел к выводу о том, что ввезенный товар не соответствует товару, на переработку которого ОАО «РУСАЛ Братск» получено Разрешение на переработку товаров на таможенной территории № 10607000/28120/51/3, разрешение на переработку товаров на таможенной территории № 10607000/28120/51/3 неприменимо к товару, продекларированному по указанным выше декларациям на товары и неправомерности получения условного освобождения от уплаты начисленного налога на добавленную стоимость в общей сумме 1 222 354,88 руб.

Результаты проверки отражены в акте камеральной проверки от 30.04.2013 № 10607000/400/300413/А0007.

На основании результатов проверки Иркутской таможней 30.04.2013г. вынесено решение №10607000/400/300413/Т0007 об отказе в предоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов по декларациям на товары №№ 10607090/120912/0016103, 10607090/120912/0016107, 10607090/120912/0016109, 10607090/120912/0016112, 10607090/120912/0016114, 10607090/041012/0017459, 10607090/041012/0017462, 10607090/041012/0017464, 10607090/041012/0017467, 10607090/041012/0017471, 10607090/311012/0019027, 10607090/311012/0019033,

предусмотренного ст. 239 ТК ТС при помещении товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и взыскании условно начисленного налога на добавленную стоимость по указанным де декларациям на товары.

15.05.2013 Иркутской таможней выставлены требования №№ 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112 об уплате пеней, начисленных с 14.09.2012, 06.10.2013, 02.11.2012 по 30.04.2013г. Общая сумма таможенных платежей, с учетом начисленных пени, составила 1 293 425,29 руб.

Не согласившись с решением Иркутской таможни об отказе в предоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов и выставлением требований об уплате таможенных платежей, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из анализа изложенных выше норм права следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 150 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

В силу положений п. 5 и 6 ст. 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан:

- соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре;

- выполнять иные требования, предусмотренные ТК ТС.

В соответствии с п. 1 ст. 239 ТК ТС переработка на таможенной территории - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории таможенного союза.

Товары, помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, сохраняют статус иностранных товаров, а товары, полученные в результате операции по переработке товаров, приобретают статус иностранных товаров (п. 2 ст. 239 ТК ТС).

В соответствии с п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 222 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", статьей 200 ТК ТС товары, помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории считаются условно выпущенными до приобретения ими статуса товаров Таможенного союза, фактического уничтожения или вывоза из Российской Федерации за пределы Таможенного союза либо отказа в пользу государства. Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.

В соответствии с ч. 1 ст. 240 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории допускается при условии:

1) предоставления документа об условиях переработки товаров на таможенной территории, выданного уполномоченным органом государства - члена таможенного союза и содержащего сведения, определенные статьей 244 настоящего Кодекса.

2) возможности идентификации таможенными органами иностранных товаров в продуктах их переработки, за исключением случая замены эквивалентными товарами в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 248 Федерального закона N 311-ФЗ документом об условиях переработки товаров на таможенной территории, предусмотренным ст. ст. 240 и 244 ТК ТС, является разрешение на переработку товаров на таможенной территории.

Согласно статье 249 Федерального закона N 311-ФЗ разрешение на переработку товаров на таможенной территории может получить любое российское лицо, в том числе не осуществляющее непосредственно операций по переработке товаров, которое на основании статьи 186 ТК ТС может быть декларантом в отношении товаров, указанных в разрешении на переработку товаров на таможенной территории.

Для получения разрешения на переработку товаров на таможенной территории заинтересованное лицо обращается с письменным заявлением в таможенный орган, в котором указываются сведения, в том числе о товарах, предназначенных для переработки, и продуктах такой переработки (наименование, классификационный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, количество в основных или дополнительных единицах измерения в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, стоимость или ее диапазон); о предлагаемых способах идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки; иные сведения перечисленные в данной статье.

В документе об условиях переработки товаров на таможенной территории указываются сведения, установленные статьей 244 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Способы идентификации иностранных товаров в продуктах переработки перечислены в статье 242 ТК ТС, в частности пункт 5 данной статьи определяет иные способы, которые могут быть применены исходя из характера товаров и совершаемых операций по переработке товаров, в том числе путем исследования представленных подробных сведений об использовании иностранных товаров в технологическом процессе совершения операции по переработке товаров, а также о технологии производства продуктов переработки или путем осуществления таможенного контроля во время совершения операций по переработке товаров.

В соответствии со статьей 249 ТК ТС действие таможенной процедуры переработки на таможенной территории завершается до истечения срока переработки товаров помещением продуктов переработки, иностранных товаров, не подвергшихся операциям по переработке, остатков и отходов, образовавшихся в результате переработки, под таможенную процедуру реэкспорта в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела, ОАО «РУСАЛ Братский алюминиевый завод» в рамках контракта от 20.11.2010г. № BRT- 1006 при подаче 12.09.2012, 04.10.2012, 31.10.2012 в таможенный орган деклараций на товары было предоставлено разрешение на переработку товаров на таможенной территории № 10607000/28120/51/3 с целью помещения товаров под соответствующую таможенную процедуру.

Таможенный орган при проведении камеральной проверки пришел к выводу о том, что разрешение на переработку товаров на таможенной территории № 10607000/28120/51/3 неприменимо к товару, продекларированному по указанным выше декларациям на товары, так как ввезенный товар не соответствует товару, на переработку которого ОАО «РУСАЛ Братск» получено такое Разрешение.

К данному выводу таможенный орган пришел по результатам таможенных экспертиз, заключениями которых установлено, что физико-химические показатели качества товара, продекларированного по декларациям на товары не соответствуют сведениям о качественных характеристиках товара, заявленных в графе 31 проверяемых ДТ, значениям показателей качества поставляемого сырья, установленным спецификациями №№ 4-01, 4-11 приложения №4 к контракту № BRT-1006 для соответствующих поставщиков товара для переработки, указанным в ДТ, а также требованиям ГОСТ 30558-98 «Глинозем металлургический. Технические условия», установленным для глинозема марки Г-00,

Суд находит несостоятельным данный вывод таможенного органа в связи со следующим.

Согласно Разрешению на переработку товаров на таможенной территории № 10607000/28120/51/3 товаром для переработки является оксид алюминия (глинозем металлургический) ГОСТ 30558/98, код по ЕТН ВЭД ТС 2818 20 000, количество 1 359 407 400 кг., стоимость 14 570 019 087,8 руб. (п.2). Данный пункт разрешения не содержит каких-либо дополнительных сведений о товаре для переработки.

Согласно ДТ в описании товара указано: оксид алюминия (глинозем металлургический) марки Г-00 в соответствии с ГОСТом 30558-98, гранулометрический разной модификации, используемый в алюминиевой промышленности, код по ЕТН ВЭД ТС 2818 20 000.

В связи с чем суд находит, что ОАО «РУСАЛ Братский алюминиевый завод» в соответствии с ч. 1 ст. 240 ТК ТС соблюдены условия помещения заявленного в ДТ товара под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, поскольку был предоставлен соответствующий документ об условиях переработки товаров на таможенной территории.

Разрешение на переработку товаров на таможенной территории № 10607000/28120/51/3 было выдано соответствующим таможенным органом - Братской таможней (с 02.02.2010 контролирующим органом указана Иркутская таможня) на условия переработки товара на таможенной территории, поставляемого по контракту № BRT-1006. Данный документ не был отозван либо аннулирован в установленном порядке (Приказ ФТС от 14.03.2011 № 532).

Согласно Разрешению на переработку товаров на таможенной территории № 10607000/28120/51/3, в пункте 8 указан способ идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки и отходах:

Идентификация иностранных товаров в продуктах переработки осуществляется согласно п. 5 ст. 242 ТК ТС, путем исследования представленных подробных сведений об использовании иностранных товаров в технологическом процессе совершения операции по переработке товаров, а также о технологии производства продуктов переработки применяемой на что ОАО «РУСАЛ Братский алюминиевый завод» - электролитическом способе получения алюминия из глинозема, а также изготовление из кокса нефтяного сырого и пека каменноугольного анодной массы, как продукта, содействующего производственному процессу и полностью потребляемого в процессе переработки глинозема (электролиза).

Исследованию подлежат: технологические инструкции, ГОСТы, ТУ и технические спецификации на ввозимые товары для переработки и получаемые продукты переработки, акты экспертиз, качественные характеристики поступающего сырья на ОАО «РУСАЛ Братск».

Ввозимый товар на переработку (с учетом изменений от 28.02.2012) должен соответствовать по техническим и химическим показателям требованиям Приложения № 4 к контракту от 20.11.2010 № BRT-1006 и быть не ниже марок Г-00 и Г-0 согласно ГОСТ 30558-98 «Глинозем металлургический. Технические условия». Товарная продукция, выпускаемая на ОАО «РУСАЛ Братск», должна соответствовать по техническим и химическим показателям требованиям ГОСТ 11069-2001, ГОСТ 11070-74, ТУ 1712-195-05785247-02, ТУ 1712-002-58806883-03, ТС 440-02-06, ТС 440-03-04, ГОСТ 13843-78, ТУ 1712-143-05785247-2010, ТУ 1712-149-05785247, ТУ 1712-193-05785247-02.

Для чего, в целях идентификации товаров переработки в продуктах переработки при совершении таможенных операций уполномоченные должностные лица таможенного органа осуществляют: проверку документов и сведений, представленных обществом при таможенном декларировании товаров для переработки, продуктов переработки и образовавшихся в результате переработки отходов и остатков на предмет их соответствия номенклатуре, качеству и количеству, указанным в разрешении, а также химическим и техническим показателям, установленным ГОСТами и ТУ; досмотр товаров для переработки и продуктов переработки; производят отбор проб и образцов, согласно установленного порядка.

Также в данном пункте разрешения на переработку указанно, что используемое обществом сырье (оксид алюминия (глинозем) для изготовления алюминия вне режима переработки должно быть идентично по техническим и химическим показателям, ввозимым товарам на переработку и соответствовать ГОСТ 30558-98.

В соответствии с положениями главы 34 ТК ТС процедура переработки предполагает, что ввезенный иностранный товар использован для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории таможенного союза. При переработке товаров, иностранные товары теряют свои индивидуальные характеристики.

С учетом изложенного суд находит, что способ идентификации ввезенных иностранных товаров в продуктах переработки и отходах предусмотрен в целях возможности проверки использования ввезенного иностранного товара в совершении операций по переработке на таможенной территории таможенного союза, а данные технические и химические показатели ввозимого товара на переработку указанные в пункте 8 Разрешения предусмотрены с целью возможности исследования и идентификации ввезенных иностранных товаров в продуктах переработки и отходах (при определении норм выхода продуктов переработки, отходов, производственных потерь), а не с целью определения возможности помещения товара под процедуру переработки.

При этом способ идентификации указанный в разрешении предполагает не только исследование сведений об использовании иностранных товаров в технологическом процессе совершения операции по переработке товаров, но и исследование технологии производства продуктов переработки применяемой на ОАО «РУСАЛ Братск».

Вместе с тем, как следует из материалов дела, таможенным органом при проведении проверки были проверены только качественные характеристики поступившего по указанным ДТ сырья на ОАО «РУСАЛ Братск» без исследования технологического процесса и технологии производства продуктов переработки и проверки данных о продуктах переработки и образовавшихся в результате переработки отходов и остатков на предмет их соответствия номенклатуре, качеству и количеству, указанным в разрешении, а также химическим и техническим показателям, установленным ГОСТами и ТУ.

Материалы дела не содержат доказательств, что ввезенный по указанным ДТ товар не был использован ОАО «РУСАЛ Братск» в совершении операций по переработке на таможенной территории таможенного союза и полученный продукт переработки и образовавшиеся в результате переработки отходы и остатки не соответствуют номенклатуре, качеству и количеству, указанным в разрешении, а также химическим и техническим показателям, установленным ГОСТами и ТУ.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает, что в данном случае у таможни не было оснований для выводов о неприменимости Разрешения к товару, ввезенному по спорным ДТ и несоблюдении условий таможенной процедуры переработки.

В части заключений таможенных экспертиз суд считает необходимым отметить, что отобранные пробы по ввезенному товару были исследованы на соответствие качественных характеристик товара, заявленных в графе 31 проверяемых ДТ, значениям показателей качества поставляемого сырья, установленным спецификациями №№ 4-01, 4-11 приложения №4 к контракту № BRT-1006, а также требованиям ГОСТ 30558-98 «Глинозем металлургический. Технические условия», установленным для глинозема марки Г-00.

Вместе с тем, в целях идентификации ввезенного товара в продуктах переработки в п. 8 Разрешения указано, что ввозимый товар на переработку должен соответствовать по техническим и химическим показателям требованиям Приложения № 4 к контракту от 20.11.2010 № BRT-1006 и быть не ниже марок Г-00 и Г-0 согласно ГОСТ 30558-98 «Глинозем металлургический. Технические условия».

Согласно пункту 3 «Классификация и технические требования» ГОСТ 30558-98 «Глинозем металлургический. Технические условия» по химическому составу глинозем подразделяют на марки: Г-000, Г-00, Г-0, Г-1, Г-2.

В зависимости от марки глинозема установлены требования к массовой доле примесей и максимальной потере массы при прокаливании.

В части заключений экспертов о не соответствии исследованных проб требованиям, предъявленным ГОСТ 30558-98 для глинозема марки Г-00 по содержанию массовой доли оксида кремния, было установлено завышение массовой доли примеси в исследованных пробах, однако установленная при исследовании массовая доля оксида кремния и остальные показатели в пределах требований к марки глинозема Г-0 (таблица 3, 4 заключений).

Согласно пункту 6.3 «Метод испытания» ГОСТ 30558-98 «Глинозем металлургический. Технические условия» определение потери массы при прокаливании осуществляется по ГОСТу 27800.

ГОСТ 27800-93 устанавливает два метода определения потери массы при прокаливании: гравиметрический метод и метод по международному стандарту ИСО-806-76. Последний метод применяется при определении потери массы в глиноземе, используемом для производства алюминия (при нагревании глинозема промышленного назначения). При этом как в первом так и втором методе потеря массы при прокаливании в процентах вычисляется по определенным формулам. Согласно пункту 7 ГОСТа протокол испытаний должен содержать, в том числе результаты испытаний и метод их выражения.

Как следует из заключений экспертов содержащих выводы о не соответствии исследованных проб требованиям, предъявленным ГОСТ 30558-98 для глинозема марки Г-00 по нормируемым показателям качества: потере массы при прокаливании и заниженному значению массовой доли оксида алюминия, при испытании в соответствии с ГОСТом 27800-93 использовался гравиметрический метод. Заключения экспертов не содержат обоснования применения данного метода, при наличии метода определения потери массы в глиноземе, используемом для производства алюминия. Также заключения экспертов и протоколы испытаний не содержат расчета, согласно указанной в п. 5.1 ГОСТа 27800-93 формуле, и методики получения результата, указаний об использованных приборах и оборудовании (кроме весов).

В данных заключениях значение массовой доли оксида алюминия установлено таможенными экспертами расчетным способом согласно п. 3.2 ГОСТа 30558-98. В данной части заключения экспертов также расчетов не содержат, в связи с чем у суда отсутствует возможность проверить результаты исследований.

Такие заключения экспертов суд находит не соответствующими ст. 142 ТК ТС.

Кроме того, конкретные действия уполномоченных должностных лиц при осуществлении контроля за соблюдением требований и условий таможенной процедуры переработки на таможенной территории, установлены в разделе 6 Порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на переработку товаров на таможенной территории, а также порядка отзыва и порядка аннулирования разрешения на переработку товаров на таможенной территории, утвержденного Приказом ФТС РФ от 14.03.2011 N 532.

В соответствии с пунктом 51 данного Порядка проверка соблюдения требований и условий таможенной процедуры переработки на таможенной территории осуществляется уполномоченным должностным лицом контролирующей таможни на основании копий деклараций на товары, продукты их переработки, отходы и остатки, а также отчетности, представляемой лицом, получившим разрешение на переработку, в соответствии с частями 7 и 8 статьи 177 Федерального закона.

Если при проверке разрешения на переработку уполномоченным должностным лицом контролирующей таможни обнаружены нарушения, то уполномоченное должностное лицо в верхнем правом углу разрешения на переработку делает запись "Разрешение проверено. Обнаружены нарушения", проставляет подпись, оттиск личной номерной печати и дату, а также составляет лист нарушений, в котором в произвольной форме описывает обнаруженные в ходе проверки нарушения, затем проставляет подпись, оттиск личной номерной печати и дату. Затем информирует начальника контролирующей таможни о выявленных нарушениях и принимает меры, предусмотренные законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (п.52).

Как следует из материалов дела, с 02.02.2011 контроль за использованием таможенной процедуры переработки товаров на таможенной территории осуществляется Иркутской таможней (Приказ ФТС России от 09.08.2010 № 479, п.п. 57, 60 Порядка). Представленное Иркутской таможней Разрешение на переработку каких-либо отметок об обнаруженных нарушениях не содержит.

Соблюдение данного Порядка является основанием для принятия дальнейших мер по факту выявленных нарушений, предусмотренных законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Однако положения данного Порядка уполномоченным должностным лицом контролирующей таможни не соблюдены.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В нарушение указанной нормы таможенным органом не доказано невозможность применения соответствующего разрешения к товару, ввезенному по спорным ДТ, несоблюдение условий таможенной процедуры переработки и правомерность выставления требований. Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение и требования не соответствуют положениям ТК ТС, нарушают права и законные интересы заявителя.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

При изложенных обстоятельствах заявленные требования ОАО «Русал Братский алюминиевый завод» подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьями 101, 110 АПК РФ суд относит расходы, понесенные ОАО «Русал Братский алюминиевый завод» при подаче настоящего заявления по уплате государственной пошлины в размере 20 000 руб. 00 коп., на Иркутскую таможню.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными решение Иркутской таможни от 30.04.2013 № 10607000/400/300413/Т0007, требования об уплате таможенных платежей от 15.05.2013 №№ 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, как несоответствующие Таможенному кодексу Таможенного союза.

Обязать Иркутскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Иркутской таможни в пользу Открытого акционерного общества «Русал Братский алюминиевый завод» расходы по госпошлине в размере 20 000 руб.

  Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Г.В. Ананьина