АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-11433/2023
14.08.2023
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 07.08.2023.
Решение в полном объеме изготовлено 14.08.2023.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Гущиной С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кушнаренко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 1» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 665463, Иркутская область, Усолье-Сибирское город, ФИО1 улица, 21)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (, ОГРН <***>, ИНН <***>, 664025, Иркутская область, Иркутск город, Российская улица, 17)
третьи лица: Администрация города Усолье-Сибирское (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 665452, Иркутская область, Усолье-Сибирское город, ФИО2 улица, 10); общества с ограниченной ответственностью «Центр компьютерной помощи» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 630009, Новосибирская область, Новосибирск город, Большевистская улица, 101, 217)
о признании незаконным решения от 11.05.2023 № 038/2264/23 и предписания от 11.05.2023 № 038/2268/23,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО3., представитель по доверенности от 28.07.2023 №106 (предъявлен паспорт, документ об образовании);
от ответчика: ФИО4 представитель по доверенности от 11.01.2023 № 038/57/23 (предъявлено служебное удостоверение, документ об образовании); после перерыва при участии от ответчика ФИО5 (доверенность от 11.01.2023 № 08/62/23, служебное удостоверение)
от третьего лица – ФИО3., представитель по доверенности от 09.01.2023 №02-01-17/23 (предъявлен паспорт, документ об образовании);
установил:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1» (заявитель – МБОУ «Гимназия № 1») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области о признании незаконными решения от 11.05.2023 № 038/2264/23 и предписания от 11.05.2023 № 038/2268/23.
Представитель заявителя требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении. По мнению учреждения, выводы Иркутского УФАС России противоречат нормам действующего законодательства РФ в силу следующего. В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения допуска в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 и условия допуска в соответствии с приказом Минфина РФ от 04.06.2018 № 126н и, при этом, участниками электронного аукциона поданы заявки с указанием страны происхождения радиоэлектронной продукции без предоставления информации и документов, предусмотренных п. 3(1) постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, применяется приказ Минфина РФ от 04.06.2018 № 126н, в соответствии с которым подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является исключительно Декларация. Указанная правовая позиция неоднократно рассмотрена и изложена в письмах ФАС России (например, письма ФАС России от 31.10.2022 г. № ДФ/99397/22, от 16.09.2020 г. № ИА/80326/20) и в решениях ФАС России и территориальных органов ФАС России (например, решение ФАС от ^22.03.2023 г. по делу № 28/06/105-566/2023ГОЗ, решение УФАС по Томской области от 10.03.2023 г. по делу № 070/06/106-215/2023, решение УФАС по Новосибирской области от 19.12.2022 г. по делу № 054/06/14-2150/2022 и др.). Как выше указывалось, на участие в электронном аукционе было подано 3 заявки. Из содержания указанных заявок Комиссией установлено в том числе то, одним из участников аукциона в соответствующей заявке предложены к поставке товары, страной происхождения которых является Россия. Учитывая, что в составе поданных заявок имелись заявки с указанием страны происхождения товара Российская Федерация, а также КНР и Вьетнам, при направлении контракта Заказчиком правомерно применены положения приказа Минфина РФ от 04.06.2018 № 126н. Соответственно, учитывая изложенное, заказчик при направлении для подписания победителю закупки проекта контракта правомерно применил понижающий 15% коэффициент. В связи с чем, контракт должен быть заключен по цене 940 822,50 рублей.
Представитель антимонопольного органа заявленные требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на заявление. По мнению ответчика, заказчиком, участниками не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что приобретаемое им оборудование (Проектор) может иметь российское происхождение. Кроме того, по результатам анализа содержания заявки участника закупки с идентификационным номером 114008548 продекларировавшего страну происхождения товара - Российская Федерация, Комиссией Иркутского УФАС России установлено что указанная заявка не содержит в своем составе информацию о номере реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции. При таких обстоятельствах, действия заказчика, направившего для подписания победителю закупки проект контракта со снижением цены контракта на 15% от предложенной победителем закупки не соответствуют требованиям пункта 1.3 приказа Минфина РФ от 04.06.2018 № 126н, что в свою очередь свидетельствует о нарушении положений части 4 статьи 14, пункта 5 части 1 статьи 43 Федерального закона № 44-ФЗ.
Представитель администрации города Усолье-Сибирское поддержал позицию заявителя.
Иные лица отзывы не представили.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
Администрацией города Усолье-Сибирское (далее - Уполномоченный орган) для обеспечения нужд МБОУ «Гимназия № 1» 04 апреля 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещено Извещение об осуществлении электронного аукциона № 0134300008523000118 на поставку интерактивного/^ оборудования (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1410 000 руб.. На участие в указанном электронном аукционе подано 3 заявки. Согласно Протоколу подачи ценовых предложений от 18.04.2023 №ЦПА1 минимальное ценовое предложение поступило от участника № 114034893 (ООО «Центр Компьютерной Помощи») - 1 106 850 руб.
Участниками в своих заявках предложены к поставке следующие товары:
1) участник с заявкой № 114034893 (ООО «ЦКП») предложил к поставке товары, страной происхождения которых является Китай, Вьетнам.
2) участник № 114036020 (ИП ФИО6) предложил к поставке товары, страной происхождения которых является Китай.
3) участник № 114008548 (ООО «Сцена-НН») предложил к поставке товары, страной происхождения которых является Россия.
Согласно «Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.04.2023 №ИЭА1» заявка на участие в закупке с идентификационным номером 114034893, с предложением по цене контракта 1 106 850 рублей соответствует требованиям Извещения о проведении закупки, и участник подавший такую заявку, признан победителем.
Заказчик, руководствуясь пунктом 1.3 приказа Министерства финансов РФ № 126н от 04.06.2018 при направлении для подписания победителю закупки проекта контракта применил понижающий 15% коэффициент.
В Иркутское УФАС России 27 апреля 2023 года поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью ООО «Центр Компьютерной Помощи» (далее --ООО «ЦКП») на действия Заказчика, связанные с заключением контракта по' результатам проведенного электронного аукциона на поставку интерактивного оборудования (извещение № 0134300008523000118) (далее - электронный аукцион).
По мнению ООО «ЦКП» при направлении проекта контракта Заказчиком неправомерно было изменено условие о цене контракта, поскольку оснований для применения положений приказа Минфина РФ № 126н не имеется в связи с предоставлением в составе заявки другим участником закупки недостоверных сведений в отношении страны происхождения поставляемого товара.
По результатам рассмотрения указанной жалобы доводы ООО «ЦКП» признаны обоснованными.
Решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства от 11.05.2023 г. № 038/2264/23 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Центр Компьютерной Помощи» (далее - ООО «Центр Компьютерной Помощи») на действия Заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 1»(далее - МБОУ «Гимназия № 1», Заказчик, истец), связанные с заключением контракта по результатам проведенного электронного аукциона на поставку интерактивного оборудования (извещение № 0134300008523000118), Заказчик признан нарушившим ч. 4 ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 43 Федерального закона № 44-ФЗ, п. 1.3 приказа Минфина России № 126н от 04.06.2018 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Также, по результатам рассмотрения указанной жалобы в отношении Заказчика Иркутским УФАС России вынесено предписание от 11.05.2023 г. № 038/2268/23 (далее - предписание), которым Заказчику предписано устранить допущенные нарушения, а именно, отменить процедуру заключения контракта с победителем закупки № 01343000085230001180001, вернуть контракт на этап направления для подписания проекта контракта победителю закупки без учета понижающего 15% коэффициента в соответствии с п. 1.3 приказа Минфина России № 126н от 04.06.2018 г., в срок до 31.05.2023 г представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнения выданного предписания.
Заявитель, полагая, что указанное решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют требованиям закона, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По существу, спор сводится к определению правомерности применения заказчиком понижающего 15% коэффициента на основании пункта 1.3 приказа Министерства финансов РФ № 126н от 04.06.2018.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Объект закупки отнесен Уполномоченным органом к следующим кодам ОКПД 2:
- 26.70.17.150 «Экраны проекционные»;
- 26.20.17.120 «Проекторы, подключаемые к компьютеру».
Закупаемые Уполномоченным органом, Заказчиком товары с кодами ОКПД 2 -26.70.17.150, 26.20.17.120 включены в приложение № 1 к приказу Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н (а именно, в общие группировки кодов ОКПД 2 - 26.70.1 и 26.20.17 соответственно), а также в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 №878). .
Извещением об осуществлении закупки предусмотрены:
1) Условия допуска: в соответствии с приказом Министерства финансов РФ № 126н от 04.06.2018;
2) Ограничения допуска: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ».
Подпунктом "а" п. 3 постановления № 878 предусмотрено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Пунктом 3(1) постановления № 878 предусмотрено, что подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции, происходящей из Российской Федерации, является представление в составе заявки на участие в закупке номера реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации.
Статьей 14 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 25.07.2015 № 757 "О порядке создания, эксплуатации и совершенствования государственной информационной системы промышленности", постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 предусмотрено, что Министерством промышленности и торговли РФ ведется Государственная информационная система промышленности (https://gisp.gov.ru), которая включает в себя, в том числе реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
Указанный реестр создан в целях развития производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации. Соответственно, вся российская радиоэлектронная продукция должна быть включена в указанный реестр. В противном случае данная продукция (не включенная в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции) для целей закупок товаров для государственных и муниципальных нужд приравнивается к продукции иностранного происхождения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Минфина России от 15.07.2022 № 24-0606/68443 "О подтверждении участником закупки соблюдения ограничений на допуск товаров из иностранных государств при закупке в том числе радиоэлектронной продукции", в случае, если при осуществлении закупки товара установлены ограничения, предусмотренные постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, а также условия допуска, установленные приказом Министерства финансов РФ № 126н от 04.06.2018, для подтверждения соответствия товара условиям, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, участнику закупки необходимо предоставить номер реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, государства - члена ЕАЭС либо копию сертификата по форме СТ-1, а для подтверждения страны происхождения товара, указанного в приложениях к приказу Министерства финансов РФ № 126н от 04.06.2018, необходимо указать (декларировать) в заявке наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 1.1 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 № 126н при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1.3 приказа № 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложении, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза). Подтверждением страны происхождения товаров в соответствии с требованиями п. 1.6 приказа № 126н является указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара.
Учитывая изложенное, вопреки позиции заявителя, само по себе декларирование одним из участников торгов в своей заявке предложения о поставке товаров исключительно из Российской Федерации не может быть признано достаточным подтверждением страны происхождения товара, учитывая, что ранее такой участник закупки не подтвердил указанное обстоятельство в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, предполагающего более жесткий механизм подтверждения страны происхождения товара.
Следовательно, механизм предоставления преимуществ, установленный приказом № 126н, не применяется в случае, если заявка, которая содержит предложение о поставке товара из иностранных государств, не отклоняется при применении механизма ограничения допуска иностранных товаров в соответствии с постановлением № 878.
Из материалов дела следует, что Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 не применялось, поскольку участник закупки (заявка с идентификационным номером 114008548) продекларировавший в составе заявки страну происхождения предлагаемого к поставке товара - Российская Федерация, не представил информацию из реестра российской радиоэлектронной продукции и евразийского реестра промышленных товаров.
Между тем, Заказчиком, Уполномоченным органом не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что приобретаемое им оборудование (Проектор) может иметь российское происхождение. Доказательств, подтверждающих наличие у участников спорной закупки возможности поставки товара с требуемыми Заказчиком характеристиками, страной происхождения которого является Российская Федерация, в материалы дела не представлено.
Из содержания заявки участника закупки с идентификационным номером 114008548, продекларировавшего страну происхождения товара - Российская Федерация, следует,, что указанная заявка не содержит в своем составе информацию о номере реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции.
При таких обстоятельствах, действия Заказчика, направившего для подписания победителю закупки проект контракта со снижением цены контракта на 15% от предложенной победителем закупки, не соответствуют требованиям пункта 1.3 приказа Минфина РФ от 04.06.2018 № 126н, что в свою очередь свидетельствует о нарушении положений части 4 статьи 14, пункта 5 части 1 статьи 43 Федерального закона № 44-ФЗ.
Таким образом, оспариваемые решение Иркутского УФАС России от 11.05.2023 № 038/2264/23 и вынесенное на его основании предписание от 11.05.2023 № 038/2268/23 соответствуют действующему законодательству, права и законные интересы заявителя не нарушают.
Доводы заявителя основаны на неверном толковании норм материального права по вышеизложенным мотивам.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае совокупность условий, при наличии которых оспариваемое решение подлежит признанию незаконным, отсутствует, в удовлетворении требований заявителя следует отказать.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа, подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов, выполненных в форме электронного документа, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья С.И. Гущина