АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-11626/2015
11.12.2015 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 20.11.2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 11.12.2015 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трояновым К.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АЗИЯ СИБИРЬ" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к ИРКУТСКОЙ ТАМОЖНЕ (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным решения от 22.04.2015
при участии в заседании:
Заявитель: - Ленских О.В. (директор),
Ответчик: ФИО1 (представитель по доверенности), ФИО2 (представитель по доверенности),
установил:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АЗИЯ СИБИРЬ" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к ИРКУТСКОЙ ТАМОЖНЕ о признании недействительным решения о корректировке таможенной стоимости товаров по декларации на товары № 10607120/190315/0002619.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, указал, что представленные документы подтверждают заявленную таможенную стоимость товаров, у таможенного органа отсутствовали основания для корректировки таможенной стоимости товаров по декларации на товары № 10607120/190315/0002619.
Представители таможенного органа требование не признали, поддержав доводы, изложенные в отзыве на заявление и в дополнениях к отзыву, указав на правомерность и обоснованность оспариваемого решения, так как обществом не соблюдены условия о документальном подтверждении достоверности цены сделки с ввозимыми товарами.
В судебном заседании 18.11.2015 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 10 час. 00 мин. 20.11.2015.
Дело рассмотрено в порядке главы 24 АПК РФ.
Судом установлены следующие обстоятельства.
ООО "Азия Сибирь" в рамках исполнения контракта ML20150204 от 04.02.2015 и спецификации к нему № 1 без даты, подписанной продавцом товаров от 04.02.2015, заключенного между обществом и «FOSHANP & DIndustriesCO., LTD», Китай., осуществлен ввоз на таможенную территорию РФ и произведено таможенное оформление по ДТ № 10607120/190315/0002619 товара:
товар № 1 - «(каменная керамика) керамическая плитка имеет гладкую лицевую поверхность, глазурованная, полированная, для внутренних работ применяется в облицовке и оформлении пола, стен, во внешних отделочных работах применяется в облицовке фасадов, артикул 6021 (размер 600*600*10 мм) в количестве 2304.00 м2; артикул 6023 (размер 600*600*10 мм) в количестве 1324,8 м2». Вес нетто товара составляет 84384.8 кг, фактурная стоимость товара - 24312.96 $. Производитель товара компания «FOSHANP & DIndustriesCO., LTD», Китай., код ТН ВЭД ЕАЭС 6908909100;
Таможенная стоимость по ДТС-1 определена и заявлена декларантом 19.03.2015 по первому методу определения таможенной стоимости, т.е. по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами, в том числе расходы по перевозке (транспортировке) товаров до порта Восточный (место прибытия на единую таможенную территорию Таможенного союза).
В подтверждение заявленной таможенной стоимости декларантом с ДТ были представлены: контракт 04.02.2015 № ML20150204, заключенный между ООО "Азия Сибирь" (Россия) и компанией «FOSHANP & DIndustriesCO., LTD», Китай., спецификация № 1 от 05.02.2015 к контракту; спецификация № 1 без даты, подписанная продавцом товаров 05.02.2015, имеющая ссылку на инвойс № ML20150204 от 04.02.2015, но не имеющая ссылку на контракт, согласно которой в двустороннем порядке определены ассортимент, количество и стоимость товара; инвойс № ML20150204/1/2/3 от 04.02.2015; упаковочный лист к инвойсу № ML20150204 от 04.02.2015; судовой коносамент № GGZ 0647288 от 12.02.2015; договор № ТСГ-23И от 30.01.2015 оказания транспортно-экспедиционных услуг с приложением № 3 от 09.02.2015 к нему; счета на оплату транспортных услуг от 05.03.2015 №№ 464, 465.
При таможенном декларировании товара по декларации на товары 10607120/190315/0002619 ООО "АЗИЯ СИБИРЬ" были выявлены признаки, указывающие на то, что заявленные сведения о таможенной стоимости товара должным образом не подтверждены и могут являться не достоверными.
Выявленные признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, соответствуют признакам, определенным в пункте 11 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 (далее - Порядок контроля № 376).
Решением о проведении дополнительной проверки от 20.03.2015 таможенным органом в соответствии с Перечнем дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведениидополнительной проверки, определенным Приложением № 3 к Порядку контроля № 376, были запрошены следующие документы и сведения: согласованная спецификация к контракту, определяющая ассортимент, количество и стоимость товаров и являющаяся неотъемлемой частью контракта в соответствии с п.1.1 контракта 04.02.2015 № ML 20150204; банковские платежные документы, подтверждающие оплату товара, заявленного по декларации на товары № 10607120/190315/0002619; прайс - лист производителя товаров; экспортная таможенная декларация страны отправления товара с переводом, оформленным надлежащим образом; сертификаты качества на поставляемый товар(в соответствии с п.5,1, 5.2 контракта от 04.02.2015 №ML 20150204); бухгалтерские документы о постановке на бухгалтере учет товаров, продекларированных по ДТ № 10607120/190315/0002619 (книга покупок, журнал полученных счетов-фактур, акты приема-передачи, карточку бухгалтерского счета 41 и т.п.; документы о предстоящей реализации ввезенного товара (договор, счета-фактуры, банковские платежные документы, калькуляцию цены реализации); документы, подтверждающие расходы на оказание транспортных услуг по территории иностранного государства и территории Российской Федерации (договора, в том числе посреднические, дополнения к договорам, соглашения, заявки поручения, задания, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ, акты оказанных услуг документы по оплате услуг по транспортировке товара, подтвержденные выпиской из лицевого счета), документы по страхованию партии товара (договора; счета-фактуры; страховой полис, документы, подтверждающие факт оплаты расходов по страхованию товара, подтвержденные выпиской из лицевого счета), документы, подтверждающие стоимость осуществления иных услуг, связанных с транспортировкой товара, включая погрузку -разгрузку товара, простои, документы по агентским вознаграждениям, связанным с транспортировкой, страховкой и иными услугами, связанными с доставкой товара; оригиналы документов и (или) копии документов, заверенные в установленном порядке, подтверждающие сведения, заявленные в декларации на товары, бумажных носителях(контракт, спецификация, инвойс, коносамент, счета на оказание транспортных услуг)
Срок предоставления документов установлен до 17.05.2015 г.
Письмом от 20.03.2015 № 26 (входящий от 23.03.2015) по запросу таможенного органа ООО «АЗИЯ СИБИРЬ» представило документы не в полном объеме: не представлена экспортная таможенная декларация страны отправления товаров с переводом, документы по агентским вознаграждениям, связанным с транспортировкой, товара, бухгалтерские документы, акты оказанных услуг по транспортировке. Из указанных документов без объяснения объективных причин непредставления не предоставлены документы, подтверждающие стоимость осуществления иных услуг, связанных с транспортировкой товара, включая погрузку-разгрузку товара, документы по агентским вознаграждениям, связанным с транспортировкой, страховкой и иными услугами, связанными с доставкой товара, акты оказанных услуг по транспортировке. Представленные документы не устранили сомнения, послужившие основанием для проведения дополнительной проверки.
По результатам анализа представленных документов таможенный орган пришел к выводу о несоблюдении обществом требований п. 3 ст. 2, п. 1 и 3 ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза», п. 4 ст. 65 ТК ТС в части не соблюдения условий о документальном подтверждении, количественно определяемой и документально подтвержденной информации достоверности цены сделки с ввозимыми товарами, невозможности применения ст. 4 Соглашения, так как величина и структура таможенной стоимости товара не подтверждены документально.
Несоблюдение данных норм, по мнению таможенного органа, выразилось в следующем:
1.Сведения о товарах, в том числе, его качественных характеристиках, стране происхождения и производителе, не подтверждены документально, что является нарушением пункта 3 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008, пункта 4 статьи 65 ТК ТС. Качественные, количественные характеристики товара, сведения о производителе, страна происхождения товара, влияющие на его стоимость, не подтверждены документами и результатами фактического контроля, том числе:
1)в нарушение условий контракта ассортимент, количество, цена и стоимость товаров определены продавцом товаров в одностороннем порядке и не согласованы сторонами сделки;
2)в нарушение условий сторонами сделки контракта не определены качественные характеристики по его цвету, влияющие на стоимость товара;
3)заявленные в ДТ характеристики товара (поверхность плитки, назначение) не подтверждены документально.
4)цена и стоимость товаров определена сторонами сделки в спецификации, которая прямо не идентифицируется с контрактом: ссылка на контракт отсутствует, имеется ссылка на инвойс, составленный ранее спецификации;
5)сведения о стране происхождения товаров не подтверждаются результатам фактического таможенного контроля;
6)инвойс, упаковочный лист к инвойсу, судовой коносамент содержат недостоверные сведения о весовых характеристиках товаров.
2. Не включены в таможенную стоимость товаров и документально не подтверждены дополнительные начисления, подлежащие добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары, при определении таможенной стоимости, что является несоблюдением пункта 3 статьи 2, пунктов 1,3 статьи 5 Соглашения от 25.01.2008, пункта 4 статьи 65 ТК ТС: заявленная в ДТС сумма транспортных расходов, включенная в таможенную стоимость товаров, документально не подтверждена.
С учетом указанных обстоятельств Иркутской таможней в порядке статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного союза принято решение от 22.04.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленной обществом в ДТ № 10607120/190315/0002619, согласно которому таможенная стоимость товаров определена в соответствии со статьей 7 Соглашения об определении таможенной стоимости по методу стоимости сделки с однородными товарами (метод 3).
Полагая, что указанное решение таможенного органа не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы общества в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим требованием.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из содержания части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла приведенных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным либо действий (бездействия) незаконными необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании), статьей 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, с учетом особенностей его применения в случаях, установленных ТК ТС.
Согласно пункту 3 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных этим Кодексом, - таможенным органом.
Статьей 65 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров (пункт 1). Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2). Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 4).
Пунктом 1 статьи 183 ТК ТС предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров.
Согласно пункту 1 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение) основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 указанного Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 данного Соглашения.
Согласно пункту 1 статьи 5 Соглашения об определении таможенной стоимости при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются расходы в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, в том числе:
- расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза (подпункт 4);
- расходы по погрузке, разгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза (подпункт 5).
Из пункта 3 названной статьи следует, что добавления (дополнительные начисления) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При отсутствии такой информации, необходимой для дополнительных начислений, метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется.
В соответствии с пунктом 22 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее - Решение N 376, Порядок декларирования N 376), в графе 17 ДТС-1 указывается, в том числе вознаграждение экспедитора.
Статьей 67 ТК ТС предусмотрено, что по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями статьи 68 настоящего Кодекса, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии таможенного союза.
Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров (пункт 1 статьи 68 ТК ТС).
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2013 года N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза" разъяснено, что при оценке обоснованности применения первого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров судам необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 4 и пунктов 1 и 3 статьи 5 Соглашения об определении таможенной стоимости, имея в виду, что стоимость сделки с ввозимыми товарами не может считаться документально подтвержденной, количественно определенной и достоверной, если декларант не представил доказательства заключения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в такой сделке информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара либо имеются доказательства ее недостоверности, а также если отсутствуют иные сведения, имеющие отношение к определению стоимости сделки в смысле приведенных норм Соглашения.
Как следует из материалов дела, поставка товара, оформленного по ДТ № 10607120/190315/0002619, осуществлялась в рамках контракта ML20150204 от 04.02.2015, заключенного между обществом и «FOSHANP & DIndustriesCO., LTD».
Товар № 1 - «(каменная керамика) керамическая плитка имеет гладкую лицевую поверхность, глазурованная, полированная, для внутренних работ применяется в облицовке и оформлении пола, стен, во внешних отделочных работах применяется в облицовке фасадов, артикул 6021 (размер 600*600*10 мм) в количестве 2304.00 м2; артикул 6023 (размер 600*600*10 мм) в количестве 1324,8 м2». Вес нетто товара составляет 84384.8 кг, фактурная стоимость товара - 24312.96 $. Производитель товара компания «FOSHANP & DIndustriesCO., LTD», Китай., код ТН ВЭД ЕАЭС 6908909100;
Таможенная стоимость по ДТС-1 определена и заявлена декларантом 19.03.2015 по первому методу определения таможенной стоимости, т.е. по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами, в том числе расходы по перевозке (транспортировке) товаров до Порт Восточный (место прибытия на единую таможенную территорию Таможенного союза).
В соответствии с Международными правилами толкования международных торговых терминов "Инкотермс 2000" условие поставки FOB - NANSHA означает, что продавец выполняет поставку с момента перехода товара через борт судна в поименованном порту отгрузки и с этого момента все расходы по доставке товара несет покупатель. Следовательно, покупатель оплачивает перевозку товара из указанного места назначения до границы Российской Федерации, в том числе и за организацию морской доставки от порта отгрузки до порта назначения.
Согласно ДТС-1 в таможенную стоимость товаров по спорной ДТ заявитель включил расходы по перевозке (транспортировке), понесенные за доставку груза по маршруту порт Нанша (Китай) – порт Восточный, в размере 208215,68 рублей (графа 17, 20 ДТС-1), что не соответствует сумме представленных транспортной компанией счетов (205 873,26 + 22 057,86 = 227 931,12 рублей).
В подтверждение указанных сведений декларантом представлены следующие документы:
-судовой коносамент № 0020647288 от 12.02.2015 в формализованном виде, представленный при декларировании товаров, и в виде копии на бумажном носителе, представленный в рамках проведения дополнительной проверки;
- договор оказания транспортно-экспедиционных услуг № ТСГ-23И от
30.01.2015,заключенный между ООО «Азия Сибирь» (заказчик) и ООО «Транс- СибГрупп-Байкал» (Экспедитор), с приложением № 3 от 09.02.2015 к нему;
-счет от 02.03.2015 № 464 на оплату услуги «Морской фрахт» трех контейнеров в сумме 205873,26 руб.;
-счет от 02.03.2015 № 465 на оплату услуги «Возврат порожних контейнеров» в сумме 22057,86 руб.;
-платежное поручение от 04.03.2015 № 11 на оплату по счету от 02.03.2015 №
464на сумму 205873,26 руб.;
-платежное поручение от 04.03.2015 № 12 на оплату по счету от 02.03.2015 №
465на сумму 22057,86 руб.
По запросу таможенного органа Экспедитором ООО «Транс-СибГрупп-Байкал" были представлены документы, оформленные в рамках перевозки товара, заявленного при декларации на товары № 10607120/190315/0002619 и, в частности, счет № 462 и № 465 от 02.03.2015, платежные поручения № 11 и № 12 от 04.03.2015, из которых следует, что к цене фактически уплаченной или подлежащей уплате добавлены только расходы по перевозке товаров.
Сумма вознаграждения Экспедитора за перевозку груженного контейнера, которая предусмотрена пунктом 1.3 приложения № 3 от 09.02.2015 к договору оказания транспортно-экспедиционных услуг от 30.01.2015 №ТСГ-23И в таможенную стоимость товара в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Соглашения не включена.
Пунктом 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
Из буквального толкования данных норм права следует, что договор транспортной экспедиции является возмездным договором, условие о котором относится к существенным условиям договора, услуги экспедитора оплачиваются в размере, установленном соглашением сторон.
Согласно договору оказания транспортно-экспедиционных услуг № ТСГ-23И от 30.01.2015, заключенному между ООО "Азия Сибирь" и ООО «Транс-СибГрупп-Байкал» (экспедитор), последний обязуется от своего имени по поручению и за счет заказчика выполнить или организовать выполнение услуг перевозки грузов с территории иностранных государств на территорию РФ, а заказчик обязуется оплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить расходы экспедитора, понесенные (предстоящие) им в интересах заказчика. Перечень услуг по организации перевозки конкретного груза, с указанием размера вознаграждения и расходов экспедитора, согласовывается сторонами в Приложениях или дополнительных соглашениях к договору. Маршрут, вид транспорта, последовательность перевозки различными видами транспорта определяются экспедитором. (п. 11., 1.2 договора).
Пунктами 2.2.5, 3.1 указанного договора предусмотрено, что заказчик обязан оплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить расходы экспедитора понесенные (предстоящие) им в интересах заказчика, в течение 3 рабочих дней с момента получения счета.
Пунктом 3.4 указанного договора предусмотрено, что экспедитор обязан после оказания услуг предоставить заказчику акты оказанных услуг (с указанием размера вознаграждения, расходов Экспедитора, дополнительного вознаграждения) и счета-фактуры.
В соответствии с приложением № 3 к договору от 30.01.2015 экспедитор за счет заказчика организует перевозку груженных 20 футовых контейнеров с грузом «каменная керамика» по маршруту порт Нанша (КНР) – порт Восточный (РФ) – станция Тальцы ВСЖД (РФ) на условиях:
возмещаемые расходы по перевозке одного груженного контейнере, понесенные экспедитором в интересах заказчика в сумме 77 000 рублей и 1240 долларов США при условии комплектной контейнерной отправки (ККО) и в сумме 87 000 рублей. и 1240 долларов США при условии некомплектной контейнерной отправки (КО), включают расходы по оплате услуг третьих лиц, привлеченных к исполнению договора, а именно: предоставление контейнера; морской фрахт порт Нанша (КНР) – порт Восточный (РФ), включая расходы по конвертации; стивидорных работ в порту назначения (порт Восточный); перемещение контейнера в границах морского порта Восточный; согласование ГУ-12 на ст. Находка (ДВЖД); предоставление платформы; стоимость ж/д тарифа от ст. Находка до ст. Тальцы; заполнение бланка ж/д накладной; погрузо-разгрузочных работ на ст. Находка; подача-уборка платформ на ст. Находка; организация ж/д операций на путях необщего пользования; отгрузки контейнера на железную дорогу; визирование на станции отправления; вознаграждение ж/д перевозчика за организацию перевозки по железной дороге; сбор в порту Восточный за самовывоз контейнера за пределы терминала; возврат порожнего контейнера на терминал; услуг экспедиторов на ж/д станциях, в морском порту Восточный, а также услуги агентов морских линий; прием груженного контейнера от ж/д перевозчика на ст. Тальцы (п.1.1 приложения № 3 к договору от 30.01.2015).
Согласно п. 1.3 приложения № 3 к договору от 30.01.2015 вознаграждение экспедитора за перевозку одного груженного контейнера составляет 5000 руб. (НДС 0%).
Заказчик оплачивает услуги экспедитора и возмещает его расходы в срок не более 3-х дней с момента получения счета. Экспедитор выставляет счет на оплату фрахта не ранее отправки судна с грузом из порта Нанша. Счета на оплату прочих расходов и услуг экспедитор выставляет не ранее отправки со станции Находка (п.6 приложения № 3 к договору от 30.01.2015).
Возмещаемые расходы, указанные в настоящем приложении в долларах США, оплачиваются на основании счета экспедитора, выставляемого в рублях по курсу ЦБ РФ на дату выставления счета (п. 10 приложения № 3 к договору от 30.01.2015).
Из материалов дела следует, что поставка товара, оформленного по спорной декларации, по маршруту порт Nansha (Китай) – порт Восточный осуществлялась ООО «Транс-СибГрупп-Байкал» на основании коносамента № 0020647288 от 12.02.2015 в контейнерах XINU 146038-3, TGLU 734921-9, GESU107292-5.
Стоимость морского фрахта по доставке контейнеров XINU 146038-3, TGLU 734921-9, GESU107292-5 составила 205873,26 руб. (1120 долларов США по курсу на 02.03.2015). Стоимость возврата порожних контейнеров составила 22057,86 руб. (120 долларов США по курсу на 02.03.2015). Указанное отражено в счетах на оплату №№ 464, 465 от 02.03.2015, выставленных ООО «Транс-СибГрупп-Байкал».
В графах 17, 20 ДТС-1 обществом заявлена сумма расходов по перевозке (транспортировке) - 228215,68 руб., которая документально не подтверждена.
В соответствии с п. 22 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" в графе 20 ДТС-1 указываются расходы в национальной валюте государства - члена Союза. Если такие расходы указаны в счетах - фактурах или иных коммерческих документах в иностранной валюте, то в графе 20 ДТС-1 приводятся данные пересчета с указанием номера товара и позиции, трехзначного буквенного кода валюты в соответствии с классификатором валют, суммы расходов в иностранной валюте и курса пересчета валют на день регистрации декларации на товары.
В рассматриваемом случае счета за морской фрахт и возврат порожних контейнеров выставлены экспедитором в национальной валюте РФ, в связи с чем пересчета по курсу валют для отражения в графах 17, 20 ДТС-1 не требовалось. Указав в графе 20 ДТС-1 сумму расходов по перевозке (транспортировке) и представив в подтверждение счета №№ 464, 465 на оплату таких расходов, общество заявило недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров.
Указанное являлось основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров при осуществлении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров и без проведения дополнительной проверки в соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Вместе с тем как следует из материалов дела, в графе 17, а также графе 20 ДТС-1 обществом заявлена сумма расходов по перевозке (транспортировке) 228215,68 руб., которые составляют только расходы за морской фрахт и возврат порожних контейнеров.
Оценивая по правилам главы 7 АПК РФ представленные в материалы дела документы, принимая во внимание условия договора оказания транспортно-экспедиционных услуг № ТСГ-23И от 30.01.2015 и приложения № 3 к нему, с учетом положений статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающих возмездный характер договора транспортной экспедиции, суд приходит к выводу о невключении декларантом в указанную выше сумму расходов по перевозке (транспортировке) расходов на оплату вознаграждения экспедитора, в соответствии с пунктом 22 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров". При этом суд руководствуется тем, что согласно п. 1.3 приложения № 3 к договору от 30.01.2015 вознаграждение экспедитора за перевозку одного груженного контейнера составляет 5000 руб. (НДС 0%), а в счетах на оплату №№ 464, 465 указано, что сумма 205873,26 руб. является оплатой за морской фрахт, представляющий собой исключительно стоимость услуг по перевозке груза морским транспортом, сумма 22057,86 руб. является оплатой возврата порожних контейнеров.
Таким образом, расходы по перевозке товаров с территории иностранного государства до места их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза, как этого требует подпункт 4 пункта 1 статьи 5 Соглашения, учтены декларантом не в полном объеме, поскольку к цене, подлежащей уплате за товары, не прибавлено экспедиторское вознаграждение, составляющее часть расходов по перевозке товаров, а сумма самих транспортных расходов определена неверно.
Указанные выше обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют и подтверждают вывод таможенного органа о том, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, не основаны на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, что исключает возможность применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами для определения таможенной стоимости товара (пункт 3 статьи 5 Соглашения), в связи с чем оспариваемое решение о корректировке таможенной стоимости является законным и обоснованным.
Довод заявителя о том, что вознаграждение экспедитора в таможенную стоимость товаров не включается в силу Положения N 112, судом отклоняется, как прямо противоречащий указаниям пункта 22 Порядка декларирования.
Также подлежит отклонению довод общества о том, что сумма вознаграждения по договору оказания транспортно-экспедиционных услуг составляет оказание экспедитором услуг исключительно на территории Российской Федерации, в связи с чем не подлежит включению в таможенную стоимость ввезенного товара. При этом судом установлено, что действие договора оказания транспортно-экспедиционных услуг № ТСГ-23И от 30.01.2015 и приложения № 3 к нему не ограничено исключительно территорией Российской Федерации, что следует из пункта 1 Приложения № 3 к договору от 30.01.2015, предусматривающего маршрут организации перевозки морской порт Нанша (КНР) – порт Восточный (РФ) – станция Тальцы ВСЖД (РФ) на условиях, возмещаемых расходов (п. 1.1) и вознаграждения за перевозку (п.1.3). А согласно договору оказания транспортно-экспедиционных услуг № ТСГ-23И от 30.01.2015, ООО «Транс-СибГрупп-Байкал» (экспедитор), обязуется от своего имени по поручению и за счет заказчика выполнить или организовать выполнение услуг перевозки грузов с территории иностранных государств на территорию РФ.
Учитывая возмездный характер данного договора, вознаграждение предусмотрено за весь маршрут организации выполнения услуг перевозки, в том числе за морскую перевозку с территории иностранного государства на территорию РФ. Организация экспедитором морской перевозки также следует из п. 1.2, п. 3 приложения № 3 к договору от 30.01.2015, предусматривающих, в том числе возмещение экспедитору расходов по услугам агентов морских линий, по обслуживанию контейнеров (груженного) перед отправкой, за оформление документов (согласование, проверка коносамента) и др.
Исходя из условий договора, указанное свидетельствует об организации перевозки морским транспортом экспедитором, что не оспаривается заявителем и подтверждается выставленными экспедитором счетами за фрахт и возврат порожних контейнеров, актами оказанных услуг №№ 1195, 1196 от 02.03.2015, в которых исполнителем указано ООО «Транс-СибГрупп-Байкал», счет - фактурами от 02.03.2015 № Т02.03.5/0010 и от 02.03.2015 № Т02.03.5/0007 на те же суммы, что и в счетах выставленных экспедитором.
Сведений о том, что экспедиторское вознаграждение по организации морской перевозки до территории Российской Федерации уже включено в стоимость морской перевозки, договор и приложение № 3 к договору от 30.01.2015, а также выставленные счета, не содержат.
В силу пункта 2 статьи 5 Соглашения таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров не должна включать расходы по перевозке (транспортировке) товаров, осуществляемой после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза, при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом (таможенным представителем), и подтверждены им документально.
Поскольку обществом и экспедитором в рамках заключенного договора экспедиторское вознаграждение по организации морской перевозки до территории Российской Федерации не выделено из общей суммы вознаграждения, следовательно, оно подлежит включению в таможенную стоимость.
К представленному обществом в обоснование данного довода счету № 751 от 26.03.2015, предусматривающего, в том числе вознаграждение экспедитора в размере 10000 руб. с расшифровкой предоставленных услуг: ж/д перевозка, прием и автодоставка, суд относится критически поскольку указанное не согласуется с условиями указанного выше договора и представленными документами и относится к другой перевозке. В данном счете указаны контейнеры GLDU5442367, GATU0540522, маршрут - ст. Находка - Батарейная.
В счете № 752 от 26.03.2015: ж/д перевозка, прием и автодоставка, маршрут - ст. Находка - Тальцы, поименованы только 2 контейнера - XINU 146038-3, GESU107292-5.
Факт организации услуг экспедитором только на территории РФ не подтвержден документально, в частности не представлено доказательств кем тогда была организована перевозка морским транспортом с порта Nansha (Китай) – порт Восточный. Указанные документы не были представлены декларантом в ходе проверки, каких-либо письменных пояснений относительно документов, подтверждающих величину расходов, понесенных по доставке товара до порта Восточный (кроме фрахта и возврата контейнера), декларант таможне не предоставил.
В пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 9 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза" разъяснено, что по общему правилу сбор и раскрытие доказательств осуществляются как таможенным органом, так и декларантом на стадии таможенного контроля до принятия соответствующего решения.
Другие доводы заявителя в этой части суд находит несостоятельными, поскольку у декларанта была возможность дать свои письменные пояснения и представить все необходимые документы, подтверждающие расходы по перевозке товара до границы Российской Федерации, включая вознаграждения экспедитора, до установленного в требовании срока – 15.05.2015г.
Принимая во внимание, что, декларант, доказывая правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости, не представил документы, подтверждающие включение в структуру заявленной таможенной стоимости вознаграждения экспедитора, суд приходит к выводу о наличии у таможенного органа оснований для принятия оспариваемого решения.
С учетом изложенного суд считает, что таможенным органом обоснованно в порядке пункта 4 статьи 69 ТК ТС принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров, отказав декларанту в принятии таможенной стоимости ввезенных товаров по первому методу определения таможенной стоимости.
Относительно вновь определенной таможенным органом таможенной стоимости товаров по 3 методу, заявителем доводов не приведено. Данные основания не были заявлены обществом в заявлении и в судебных заседаниях.
С учетом изложенного суд считает, что в пределах заявленных требований решение Иркутской таможни от 17.04.2015 о корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного по ДТ N 10607120/180315/0002602, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Судья Куклина Л.А.