ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-11632/16 от 29.08.2016 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Иркутск                                                                                         Дело  №А19-11632/2016

«31» августа 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  29.08.2016.

Решение  в полном объеме изготовлено   .08.2016 .

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Филатова Д.А., при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Гениатулиной Е.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью «Сибирский лес» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Иркутской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об обязании произвести необходимые действия по уплате процентов в сумме 46970 руб. 20 коп.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1- представителя по доверенности;

от налогового органа: ФИО2 – представителя по доверенности,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Сибирский лес» (далее - ООО «Сибирский лес», Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Иркутской области осуществить действия по уплате Обществу процентов в сумме 46970 руб. 20 коп. в соответствии с пунктом 9.2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал уточненные требования.

Представитель налогового органа оспорил доводы общества по основаниям, изложенным в отзыве от 11.08.2016 №08-09/12835, просил в удовлетворении заявленных требований отказать. Относительно периода начисления процентов и сумм, составляющих остаток денежных средств на счете, налоговый орган не возражал, с применением ставки рефинансирования для расчета процентов - не согласен.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Сибирский лес»  зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №6 по Иркутской области по результатам камеральной проверки налоговой декларации ООО «Сибирский лес» по налогу на прибыль за 9 месяцев 2015 года, принято решение от 15.03.106 №13 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым начислены авансовые платежи по сроку уплаты 28.10.2015 в размере 1089212 руб. 00 коп., пени в размере 95950 руб. 69 коп.

В целях обеспечения исполнения решения от 15.03.2016 №13 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №6 по Иркутской области приняты решения: №14 о принятии обеспечительных мер, №15 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в  сумме 3277231 руб. 05 коп.

Решением от 15.03.2016 №14 были наложены обеспечительные меры в отношении расчетных счетов в сумме 3277231 руб. 05 коп. в связи с тем, что у Общества отсутствует имущество, транспортные средства, дебиторская задолженность, сырье и материалы.

Решением от 15.03.2016 №15 приостановлены все расходные операции в Байкальском банке ПАО Сбербанк по расчетным счетам: №№<***>, <***>, <***>.

Решение от 15.03.2016 №15 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке направлено в банк в электронной форме и получено им 29.03.2016.

В порядке статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации Общество обратилось с жалобой в УФНС России по Иркутской области об отмене решения о принятии обеспечительных мер от 15.03.2016 №14, решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке от 15.03.2016 №15, в связи с отсутствием оснований для принятия указанных решений.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 13.05.2016 №26-13/007561@ решения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №6 по Иркутской области от 15.03.2016 №14 о принятии обеспечительных мер, №15 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств отменены.

В связи с чем ООО «Сибирский лес» обратилось в суд с требованием об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Иркутской области осуществить действия по уплате Обществу процентов в сумме 46970 руб. 20 коп. в соответствии с пунктом 9.2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные в материалы дела документы,заслушав представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение об отмене обеспечительных мер или решение о замене обеспечительных мер в случаях, предусмотренных пунктами 10,11 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации. Решение об отмене (замене) обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения.

Пунктом 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обеспечительными мерами могут быть: запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества (недвижимого имущества; транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений; иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов; готовой продукции, сырья и материалов) налогоплательщика без согласия налогового органа; приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 Налогового кодекса.

 Пунктом 1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции спорного периода) установлено, что приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено пунктами 3 и 3.2 настоящей статьи и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса.

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции спорного периода) решениео приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.

Решение налогового органа о приостановлении операции по счетам налогоплательщика - организации в банке, переводов его электронных денежных средств подлежит безусловному исполнению банком (пункта 6 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации).

Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций, таких переводов и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика- организации в банке, решения налогового органа об отмене приостановления переводов его электронных денежных средств (абзац 1 пункта 7 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 9.1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется в случаях, указанных в подпунктах 3, 7 - 9 статьи 76 и в пункте 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, а также по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами. В случае если отмена приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, принятие налоговым органом решения об отмене приостановления таких операций не требуется.

 В соответствии с положениями пункта 9.2. статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации в случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

В случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение налогового органа, начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что проценты начисляются и подлежат уплате в случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, а также при неправомерном вынесении налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам.

Из материалов дела следует, что основанием для применения обеспечительных мер являлось занижение налоговой базы по налогу на прибыль в результате неотражения доходов и расходов по курсовой разнице, повлекшее неуплату налога на прибыль, по которым произведены доначисления, кроме того, в решении указано на отсутствие у налогоплательщика имущества, транспортных средств, дебиторской задолженности, сырья и материалов.

Между тем, инспекцией не представлялись доказательства того, что налоговым органом исследовались обстоятельства, дающие основания полагать, что исполнение Обществом в будущем решения о доначислении налогов, пеней и штрафов будет невозможно или затруднено. При этом общая стоимость имущества общества без учета денежных средств и денежных эквивалентов составила 60278000 руб. 00 коп., что превышает сумму доначисленных авансовых платежей по налогу на прибыль и пени по результатам камеральной налоговой проверки. Имуществу не дана оценка налоговым органом, не проведены мероприятия по установления реальности и ликвидности активов, наличие имущества не оспорено, в решении о принятии обеспечительных мер имущество не указано.

При этом, в соответствии с пунктом 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена последовательность при наложении запрета на отчуждение имущества, относящегося к определенной группе, с учетом его совокупной стоимости, определяемой по данным бухгалтерского учета, в пределах общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения, в обеспечение которого налагается запрет.

Поскольку инспекцией не соблюден порядок и очередность применения обеспечительных мер, Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области решением об отмене решений налогового органа от 13.05.2016 №26-13/007561@ отменило решения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №6 по Иркутской области от 15.03.2016 №14 о принятии обеспечительных мер, №15 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что у инспекции отсутствовали правовые основания для принятия решений о приостановлении операций по счетам ООО «Сибирский лес», а потому в данном случае наступают последствия, установленные абзацем вторым пункта 9.2. статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации по начислению процентов.

Требование заявителя об обязании налогового органа совершить действия по уплате процентов в сумме 46970 руб. 20 коп. в соответствии с пунктом 9.2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации расценивается судом как имущественное, являющееся по своей сути способом исполнения признания незаконными действий (бездействия) государственного органа, и не может быть рассмотрено самостоятельно без установления факта незаконных действий инспекции. Вместе с тем вышеизложенная позиция суда о необоснованном принятии инспекцией решений о приостановлении операций по счетам заявителя, основанная на анализе материалов дела, подтверждает неправомерность действий налогового органа в этой связи.

По мнению суда, федеральный законодатель в абзаце втором пункта 9.2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации установил гарантии налогоплательщика-организации в виде начисления процентов для защиты его прав от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны права частной собственности законом.

В материалы дела Обществом представлен расчет процентов, исчисленных в соответствии с положениями пункта 9.2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, и составляющих 46970 руб. 20 коп., исходя из суммы денежных средств, заблокированных на его расчетных счетах по решениям инспекции, ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период приостановления расходных операций по счетам заявителя, количества дней приостановки операций по счетам, начиная с 29.03.2016 (дата получения и исполнения Байкальским банком ПАО Сбербанк решений о приостановлении операций по счетам) по 30.05.2016 (дата, предшествующая дню получения указанными банками решений об отмене приостановления операций по счетам), с учетом представленных выписок из лицевых счетов.

Налоговый орган в судебном заседании выразил несогласие с расчетом процентов, исходя из ставки рефинансирования, полагая, что расчет необходимо производить по ключевой ставке.

Согласно абзацу 3 пункта 9.2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации, нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Согласно Указанию Банка России от 11.12.2015 №3894-У «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России» с 01.01.2016 по 13.06.2016 значение ставки рефинансирования Банка России – 11%.

В соответствии с Информацией Банка России от 10.06.2016 ключевая ставка установлена в размере 10,5%.

Суд отмечает, что в период времени, за который ООО «Сибирский лес» полагает необходимым произвести расчет суммы процентов, подлежащих взысканию с налогового органа – с 29.03.2016 по 30.05.2016 значение ставки рефинансирования, по которой необходимо производить расчет процентов составляет 11%.

Суд не может согласиться с доводом инспекции о том, что при расчете указанных процентов необходимо использовать ставку в размере 10,5%, поскольку ставка с указанным значением подлежит применению с 14.06.2016, то есть после получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.

 На момент приостановления операций по счетам в Байкальском банке ПАО Сбербанк открыты следующие расчетные счета Общества:

- расчетный счет №<***>;

- расчетный счет №<***>;

- расчетный счет №<***>.

Согласно выписке операций по расчетному счету №<***> за период с 29.03.2016 по 30.05.2016 размер денежных средств в различные периоды времени изменялся, в связи с чем расчет процентов выглядит следующим образом:

- за период с 29.03.2016 по 18.04.2016:

Остаток денежных средств на счете - 317625 руб. 00 коп.

Ставка рефинансирования - 11%.

Период начисления процентов – 21 день.

Проценты за указанный период: 317625*21*11/36600=2004 руб. 70 коп.

- за период с 19.04.2016 по 26.04.2016:

Остаток денежных средств на счете - 243755 руб. 00 коп.

Ставка рефинансирования - 11%.

Период начисления процентов – 8 дней.

Проценты за указанный период: 243755*8*11/36600=586 руб. 00 коп.

- за период с 27.04.2016 по 30.05.2016:

Остаток денежных средств на счете - 23716 руб. 00 коп.

Ставка рефинансирования - 11%.

Период начисления процентов – 34 дня.

Проценты за указанный период: 23716*34*11/36600=242 руб. 30 коп.

Таким образом, с 29.03.2016 по 30.05.2016 проценты, предусмотренные пунктом 9.2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом изменения размера денежных средств на расчетном счете Общества №<***> составили 2833 руб. 00 коп.

Согласно выписке операций по расчетному счету №<***> за период с 29.03.2016 по 30.05.2016 размер денежных средств в различные периоды времени изменялся, в связи с чем расчет процентов выглядит следующим образом:

- за период с 29.03.2016 по 14.04.2016:

Остаток денежных средств на счете - 2386802 руб. 15 коп.

Ставка рефинансирования - 11%.

Период начисления процентов – 17 дней.

Проценты за указанный период: 2386802,15*17*11/36600=12194 руб. 80 коп.

- за период с 15.04.2016 по 30.05.2016:

Остаток денежных средств на счете - 2310461 руб. 06 коп.

Ставка рефинансирования - 11%.

Период начисления процентов – 46 дней.

Проценты за указанный период: 2310461,06*46*11/36600=31942 руб. 40 коп.

Таким образом, с 29.03.2016 по 30.05.2016 проценты, предусмотренные пунктом 9.2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом изменения размера денежных средств на расчетном счете Общества №<***> составили 44137 руб. 20 коп.

В соответствии с письмом Минфина России от 14.07.2011 № 02-04-09/3224 пункт 9.2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации является основанием возникновения расходного обязательства, исполнение которого осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Федеральной налоговой службе на руководство и управление в сфере установленных функций на соответствующий финансовый год.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 №190н, принятие и исполнение обязательств, возникающих в силу пункта 9.2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляется по статье 290 «Прочие расходы» классификации операций сектора государственного управления.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относится государственная пошлина.

Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 100 000 рублей уплачивается  в размере 4 процента цены иска, но не менее 2 000 рублей.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» законодательством не предусмотрен возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.

В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов.

В связи с чем, на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №6 по Иркутской области относятся расходы по уплате Обществом с ограниченной ответственностью «Сибирский лес» государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом заявления о признании незаконным бездействия в сумме 2000 руб. 00 коп.

Обществом при обращении с заявлением в суд  государственная пошлина была уплачена в размере 2677 руб. 00 коп. по чеку-ордеру от 27.06.2016, в то время, как по уточненным требованиям Общество необходимо было уплатить госпошлину в сумме 2000 руб. 00 коп., то есть государственная пошлина в размере 677 руб. 00 коп. является излишне уплаченной, и подлежит возврату обществу на основании подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.      

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №6 по Иркутской области произвести необходимые действия по уплате Обществу с ограниченной ответственностью «Сибирский лес» процентов в сумме 46970 руб. 20 коп. в соответствии с пунктом 9.2. статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации за счет средств соответствующего бюджета.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Иркутской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Сибирский лес» судебные расходы по уплате госпошлине в сумме 2000 руб. 00 коп., уплаченной по чеку-ордеру от 27.06.2016.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Сибирский лес» из федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 677 руб. 00 коп., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 27.06.2016.

На решение может быть подана жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд  в течение одного месяца со дня  его принятия.

Судья                                                                                                                Д. А. Филатов