АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-11830/13
17.02.2014 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 10.02.2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 17.02.2014 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карповой Э.П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Руссоль» (ИНН <***>, ОГРН <***>; место нахождения: 460009, <...>)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН <***>; место нахождения: <...>)
о признании недействительным отказа от 06.06.2013г исх. № ЕШ-10/6112 Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в согласовании схемы раздела земельных участков с кадастровым номером 38:31:000004:31 (Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, в 700 м на север от здания заводуправления ФГУП «Комбинат «Сибсоль» по ул. Крупской, 60), 38:31:000004:33 (Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, в 150 м на северо-запад от здания заводуправления ФГУП «Комбинат «Сибсоль» по ул. Крупской, 60),
при участии в заседании:
от заявителя: представитель по доверенности ФИО1;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области: представитель по доверенности ФИО2
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Руссоль» (далее - ООО «Руссоль», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным отказа от 06.06.2013 исх. №ЕШ-10/6112 Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее – Территориальное управление) согласовать схемы раздела земельных участков с кадастровыми номерами 38:31:000004:31 (Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, в 700 м на север от здания заводуправления ФГУП «Комбинат «Сибсоль» по ул. Крупской, 60), 38:31:000004:33 (Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, в 150 м на северо-запад от здания заводуправления ФГУП «Комбинат «Сибсоль» по ул. Крупской, 60 и обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области устранить нарушения прав и законных интересов ООО «Руссоль» путем утверждения и выдачи схем раздела земельных участков с кадастровыми номерами 38:31:000004:31 (Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, в 700 м на север от здания заводуправления ФГУП «Комбинат «Сибсоль» по ул. Крупской, 60), 38:31:000004:33 (Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, в 150 м на северо-запад от здания заводуправления ФГУП «Комбинат «Сибсоль» по ул. Крупской, 60).
Представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика заявленные требования не признал.
В судебном заседании в порядке ст.163 АПК РФ объявлялся перерыв с 05.02.2014 до 16 часов 10.02.2014, о чем было сделано публичное извещение, размещенное в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Иркутской области. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, в отсутствие представителей сторон.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
Как следует из материалов дела, между Администрацией МО г. Усолье-Сибирское и ФГУП «Комбинат «Сибсоль» был заключен договор аренды земельных участков № 878 от 18 апреля 2002 г. сроком на 49 лет. Впоследствии, после заключения дополнительных соглашений от 03 ноября 2006 г. № 319 и от 01 января 2010 г., арендодателем по указанному договору стала Российская Федерация в лице Территориального управления Росимущества в Иркутской области, а арендатором - ООО «Усольский солепромысел». Данные дополнительные соглашения были зарегистрированы в установленном законом порядке.
09 июня 2010 г. ООО «Усольский солепромысел» было реорганизовано в форме присоединения к ООО «Руссоль». В соответствии с ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации ООО «Руссоль» является правопреемником ООО «Усольский солепромысел» по всем обязательствам.
Указанная реорганизация послужила основанием для заключения соглашения № 2 от 01 декабря 2010 г. о переходе к ООО «Руссоль» прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка № 878 от 18 апреля 2002 г. в объеме, принадлежащем ранее ООО «Усольский солепромысел» и использовании по договору земельных участков , в том числе с кадастровыми номерами 38:31:000004:30, 38:31:000004:31, 38:31:000004:33.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30.05.2012 года по делу №А19-1355/2012 признаны незаконными действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, выразившиеся в незаконных требованиях по предоставлению дополнительных документов для выдачи схемы земельного участка с кадастровым номером 38:31:000004:30 . Суд обязал Территориальное управление утвердить и выдать схему расположения земельных участков под объектами недвижимости, принадлежащими обществу.
09 января 2013 года Общество обратилось в Территориальное управление с просьбой утвердить схемы разделения земельных участков с кадастровыми номерами 38:31:000004:30 (обязанность утвердить на основании Решения от 30.05.2012 года по делу №А19-1355/2012), 38:31:000004:31, 38:31:000004:33 под объектами недвижимости – скважинами №№7,14,16,17, трубопроводами, железнодорожными путями (письмо исх. №9474).
Письмом от 06.06.2013 года исх. №ЕШ-10/6112 Территориальное управление сообщило заявителю о нецелесообразности раздела земельных участков в связи с отсутствием правоудостоверяющих документов на объекты недвижимости, находящиеся в границах вышеуказанных земельных участков.
ООО «Руссоль» расценивает данное письмо как отказ в согласовании схем раздела земельных участков, считает отказ незаконным, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленного требования о признании недействительным отказа согласовать схемы раздела земельных участков с кадастровыми номерами 38:31:000004:31 и 38:31:000004:33 Общество указало, что Действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области нарушают экономические права заявителя. Отсутствие согласования схем раздела арендованных Обществом земельных участков не позволяет кадастровому инженеру заявителя сформировать межевой план разделенных земельных участков под принадлежащими заявителю на праве собственности объектами недвижимости; осуществить их постановку на кадастровый учет и выкупить в собственность земельные участки под объектами недвижимости заявителя.
Общество не оспаривает отказ Территориального управления в согласовании схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 38:31:000004:30, поскольку оценка действиям Территориального управления дана арбитражным судом при рассмотрении дела №А19-1355/2012.
Возражая против требований Общества, Территориальное управление пояснило следующее.
В отношении согласования схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 38:31:000004:31 Росимуществом принято решение о нецелесообразности раздела указанного земельного участка исходя из того, что в представленном кадастровом паспорте земельного участка имеется объект недвижимости – резервуар, сведения о правах на который в материалах отсутствуют. Кроме того, публичная кадастровая карта Росреестра подтверждает наличие в границах участка второго резервуара, а также отсутствие здание склада (учетная часть №3 в кадастровом паспорте земельного участка).
В отношении согласования схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 38:31:000004:33 Росимуществом принято решение о нецелесообразности раздела указанного земельного участка, поскольку публичная кадастровая карта Росреестра подтверждает наличие в границах участка каменного нежилого здания, однако ООО «Руссоль» не представлены документы, подтверждающие право собственности на указанное здание.
В связи с этим пакет документов возвращен Территориальному управлению на доработку. Росимуществом было поручено провести обследование указанных земельных участков.
В результате обследования административным органом установлено следующее.
В границах земельного участка с кадастровым номером 38:31:000004:30 расположены вышки скважин №17, №16, №14, №15, №7, право собственности ООО «Руссоль» на которые зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также нежилое здание и три резервуара.
В границах земельного участка с кадастровым номером 38:31:000004:31 расположены пять объектов: гараж с бытовыми помещениями (в разрушенном состоянии), производственное здание - насосная станция, подземное сооружение-заглубленный склад и 2 резервуара.
В свидетельстве о государственной регистрации права собственности ООО «Руссоль» на предприятие как имущественный комплекс отсутствуют сведения о резервуарах, а кадастровые номера нежилых зданий не приведены в соответствие с кадастровыми номерами земельных участков, на которых они расположены, в связи с чем идентифицировать объекты в составе имущественного комплекса ООО «Руссоль» не представляется возможным.
В границах земельного участка с кадастровым номером 38:31:000004:33 расположен 1 объект недвижимого имущества – железнодорожный путь, теплотрасса в разрушенном состоянии.
Согласно акту Территориального управления идентифицировать объекты в составе имущественного комплекса ООО «Руссоль» не представляется возможным, так как в свидетельстве о государственной регистрации права собственности ООО «Руссоль» на предприятие как имущественный комплекс отсутствуют сведения о железнодорожных подъездных путях.
Таким образом, административный орган считает правомерным отказ в согласовании схемы раздела земельных участков, поскольку заявителем не представлены правоудостоверяющие документы на объекты недвижимости, расположенные в границах спорных земельных участков.
Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает требования ООО «Руссоль» подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, иных органов осуществляет проверку оспариваемого решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм основанием для принятия судом решения о признании действий незаконными является одновременно как несоответствие данных действий закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение такими действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Под зданиями, строениями, сооружениями законодатель понимает объекты недвижимого имущества.
В части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации дано понятие недвижимой вещи (недвижимого имущества, недвижимости), к которым относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии с ч. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с п. п. 1, 2, 4 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1 ст. 11.3 ЗК РФ закреплено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в том числе при разделе, осуществляется на основании решения Росимущества (п.2 ст. 9, п. 1 ст. 11.3, ст. 29 ЗК РФ, постановление Правительства РФ от 05.06.2008 №432).
Письмом от 13.02.2013 Территориальным управлением имеющиеся материалы, в том числе обращение ООО «Руссоль» и копии судебных актов, направлены в Росимущество для получения поручения о разделе земельного участка, о чем заявитель ООО «Руссоль» уведомлено письмом от 15.02.2013 №ЕШ-10/1668.
Федеральным агенством по управлению государственным имуществом принято решение о нецелесообразности раздела земельных участков с кадастровыми номерами 38:31:000004:0030, 38:31:000004:0031, 38:31:000004:0033. Сведения о решении, принятом Росимуществом, доведены Территориальным управлением до ООО «Руссоль» письмом от 06.06.2013 №ЕШ-10/61112.
В силу ст.ст. 11.1, 36 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность могут быть приобретены только земельные участки, границы которых определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно п.2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Для принятия решения об образовании земельных участков, необходимы следующие документы:
1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Как следует из материалов дела, Обществом с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков Территориальному управлению представлены схемы участков в границах спорных земельных участков.
Судом установлено, что в адрес территориального управления направлены все необходимые для разделения земельных участков документы (схемы, кадастровые паспорта, учредительные документы, свидетельства о праве собственности на объекты недвижимости). Предоставление иных документов законом не предусмотрено.
На основании изложенного следует, что действиями Территориального управления нарушены положения главы 1.1., ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд полагает необоснованной ссылку Территориального управления на то обстоятельство, что в границах земельного участка с кадастровым номером 38:31:000004:31 (Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, в 700 м на север от здания заводуправления ФГУП «Комбинат «Сибсоль» по ул. Крупской, 60) находится резервуар, на который Обществом не представлено свидетельство о праве собственности.
Как следует из схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 38:31:000004:31, представленной заявителем Территориальному управлению, Общество формирует схему участка только для нужд эксплуатации объектов: Авгараж рассолоснабжения (Усл. № 38:38:12/001/20070750 в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 17.11.2010 года АА №000401), здание рассолоснабжения (усл. № 38-38-12/001/20070768 в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 17.11.2010 года АА №000401 ).
Кроме того, резервуар (емкость) относится к движимому имуществу и не имеет признаков, указанных в части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно). Данный объект не подлежит постановке на кадастровый учет и не требует государственной регистрации права собственности.
При купле-продаже государственного имущества ФГУП «Комбинат «Сибсоль» резервуары также не относились к составу недвижимого имущества.
На формируемом земельном участке с кадастровым номером 38:31:000004:33 (Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, в 150 м на северо-запад от здания заводуправления ФГУП «Комбинат «Сибсоль» по ул. Крупской, 60) находятся железнодорожные пути (кадастровый номер 38:31:000004:0029:25:436:001:010019320/60 в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 17.11.2010 года АА №000401). Данный факт подтверждается кадастровым паспортом на земельный участок от 14.07.2011 года.
Из заявления об утверждении схемы раздела земельных участков исх.№9474 от 09.01.2013 и схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 38:31:000004:33 следует, что ООО «Руссоль» указывало участок под железнодорожными путями. Под каменным нежилым зданием Общество не требует формирования участка в процессе разделения участка с кадастровым номером 38:31:000004:33, сведения о собственнике данного здания у Общества отсутствуют. Территориальным управлением также не представлены доказательства принадлежности нежилого здания ООО «Руссоль» и доказательства, свидетельствующие о намерении заявителя оформить земельный участок под каменным нежилым зданием.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами,должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии со ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
В нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган не доказал законность своего решения.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств законности оспариваемого решения, суд приходит к выводу о том, что административный орган в установленный законом срок не согласовал схемы расположения вновь образуемых земельных участков под объектами недвижимости, что противоречит Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При таких обстоятельствах требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается организациями в размере 2000 руб.
В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы в виде уплаченной ООО «Руссоль» при подаче заявления в суд государственной пошлины в сумме 2000 руб., подлежат взысканию в пользу заявителя с ТУ Росимущества.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать недействительным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области согласовать схемы раздела земельных участков с кадастровыми номерами 38:31:000004:31 (Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, в 700 м на север от здания заводоуправления ФГУП «Комбинат «Сибсоль» по ул. Крупской, 60), 38:31:000004:33 (Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, в 150 м на северо-запад от здания заводоуправления ФГУП «Комбинат «Сибсоль» по ул. Крупской, 60) от 06.06.2013 исх. №ЕШ-10/6112.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области устранить нарушения прав и законных интересов ООО «Руссоль» путем утверждения и выдачи схем раздела земельных участков с кадастровыми номерами 38:31:000004:31 (Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, в 700 м на север от здания заводоуправления ФГУП «Комбинат «Сибсоль» по ул. Крупской, 60), 38:31:000004:33 (Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, в 150 м на северо-запад от здания заводоуправления ФГУП «Комбинат «Сибсоль» по ул. Крупской, 60).
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Руссоль» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Т.Ю.Чемезова