АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-11844/2021
« 28 » января 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 26 января 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 28 января 2022 года
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н. Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марчуком Б.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, адрес: Иркутская область, Усольский район, д. Бадай)
к Администрации Усольского муниципального района Иркутской области
(ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 665479, Иркутская область, Усольский район, р.п. Белореченский, зд. 100)
о признании незаконными отказов в предоставлении земельного участка от 29.01.2021 № 44/429, от 04.03.2021 № 44/990, обязать рассмотреть заявление в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ
третьи лица: Министерство сельского хозяйства Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664011 <...>),
ФИО2 (адрес: Иркутская область, Усольский район, р.п. Белореченский),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО3 (до перерыва);
от ответчика: ФИО4, доверенность от 11.01.2022 № 01/15;
от третьих лиц: не явились;
установил:
Глава крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 31.03.2021 обратилась в Усольский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением к Администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования (решением Думы Усольского муниципального района Иркутской области от 25.02.2021 № 170 переименована в Администрацию Усольского муниципального района Иркутской области, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись от 05.03.2021 за № 2213800084606) о признании незаконными отказа в предоставлении земельного участка, выраженного в письме от 29.01.2021 № 44/429, отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженного в письме от 04.03.2021 № 44/990, обязании ответчика рассмотреть заявления соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ.
Определением Усольского городского суда Иркутской области от 14.05.2021 административное дело № 2а-1289/2021 по заявлению ФИО1 об оспаривании отказов в предоставлении земельного участка передано на рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Заявление ФИО1, поступившее в Арбитражный суд Иркутской области 16.06.2021, с применением системы электронного распределения дел передано в производство судьи Лунькова М.В.
Определением от 17.06.2021 заявление ФИО1 принято судом к производству, возбуждено дело № А19-11844/2021, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства Иркутской области.
Определением от 16.08.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО2.
На основании определения от 30.09.2021 в связи с уходом судьи Лунькова М.В. в отставку произведена замена судьи, в соответствии с положениями статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ). Дело согласно реестру электронного распределения дел передано на рассмотрение судье Поздняковой Н.Г.
В связи с заменой судьи рассмотрение дела производится с самого начала.
Представитель заявителя, присутствовавший в судебном заседании 24.01.2022, заявил об отказе от требований о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, выраженного в письме от 29.01.2021 № 44/429, производство по делу в указанной части просил прекратить. В остальной части требования поддержал – просил признать незаконным отказ, выраженный в письме от 04.03.2021 № 44/990, в предварительном согласовании предоставления земельного участка, и обязать ответчика рассмотреть заявление в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ.
Представитель Администрации Усольского муниципального района Иркутской области в судебном заседании требования заявителя не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Из материалов дела следует, что 21.01.2021 ФИО1 обратилась в Администрацию муниципального района Усольского районного муниципального образования с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Усольский район, 2 км северо-восточнее д. Бадай, для выпаса скота.
Письмом от 29.01.2021 № 44/429 администрация отказала заявителю в предоставлении земельного участка в связи с тем, что постановлением от 12.01.2021 № 12 в отношении испрашиваемого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек.
04.02.2021 ФИО1 обратилась в Администрацию муниципального района Усольского районного муниципального образования с заявлением о выделении по прилагаемой схеме другого земельного участка, для выпаса скота, на праве аренды. Адрес участка: Иркутская область, Усольский район, д. Бадай.
Письмом от 04.03.2021 № 44/990 администрация, со ссылкой на подпункт 3 пункта 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, пункт 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, отказала заявителю в предварительном согласовании предоставления земельного участка, разъяснив, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: сельхозугодий (СХЗ-501) и рекреационного назначения (РЗ-600) и в двух зонах с особыми условиями использования территории: водоохраной зоне и в прибрежной защитной полосе. При этом в зоне РЗ-600 и в прибрежной защитной полосе выпас скота не допускается. Кроме того испрашиваемый земельный участок является пастбищем, т.е. местом, специально отведенным и предназначенным для выпаса животных сельскохозяйственного назначения, находящегося в собственности физических лиц, согласно постановлению администрации сельского поселения Новомальтинского муниципального образования от 11.06.2014 № 57 «Об утверждении Правил содержания и выпаса животных сельскохозяйственного назначения на территории сельского поселения Новомальтинского муниципального образования».
Не согласившись с отказами администрации, ФИО1 оспорила их в судебном порядке.
В представленном отзыве от 14.07.2021 Администрация Усольского муниципального района Иркутской области просила в удовлетворении требований отказать, указав, что оспариваемые отказы вынесены администрацией в пределах своих полномочий и с соблюдением установленного законом порядка предоставления земельных участков.
В судебном заседании 24.01.2022 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 12 час. 26.01.2022. После перерыва в судебное заседание явились: представитель Администрации Усольского муниципального района Иркутской области ФИО4
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
В соответствии с пунктом 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Глава КФХ ФИО1 заявила об отказе от требований о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, изложенного в письме от 29.01.2021 № 44/429.
Рассмотрев заявление ФИО1, суд считает возможным принять отказ от части заявленных требований, поскольку данный отказ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно пункту 4 статьи 150 АПК РФ производство по настоящему делу в части требований заявителя о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, изложенного в письме от 29.01.2021 № 44/429, подлежит прекращению.
Заявителем уплачена государственная пошлина в размере 600 руб., что подтверждается чеком-ордером от 29.03.2021 чеком-ордером от 10.08.2021 на сумму 300 руб. каждый.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции или арбитражными судами.
При заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца (административного истца) от иска (административного иска), признании ответчиком (административным ответчиком) иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу (административному истцу) подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины.
Таким образом, в связи с отказом от части требований и принятия его судом заявителю подлежит возврату государственная пошлина в размере 210 руб. (300 руб. * 70 %), уплаченная при подаче заявления, на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Распорядительные полномочия в отношении спорного земельного участка (земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена) на основании части 3 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществляются администрацией муниципального района.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включает, в том числе:
подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать (или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»). В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении (подпункт 2);
принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 данного кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать (или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости») (подпункт 3);
В статье 39.15 ЗК РФ предусмотрен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
Под предварительным согласованием предоставления земельного участка понимается вынесение уполномоченным органом власти решения по промежуточному одобрению предоставления без проведения торгов земельного участка с конкретными характеристиками (адресные ориентиры, кадастровый номер, вид разрешенного использования, площадь, категорию земель) в случае, если земельный участок предстоит образовать либо границы существующего земельного участка подлежат уточнению.
Предварительное согласование предоставления земельного участка оформляется решением властного органа. Для получения такого решения заинтересованным лицам надлежит обращаться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.15 ЗК РФ установлено, что в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, урегулированы Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ).
Из пункта 2 статьи 2 Закона № 210-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период), определяющего понятие муниципальной услуги, следует, что предоставление органом местного самоуправления земельных участков является муниципальной услугой. В этой связи компетентный орган местного самоуправления муниципального района вправе утвердить Административный регламент оказания муниципальной услуги по предоставлению земельных участков, в том числе, по предварительному согласованию такого предоставления.
По смыслу статьи 12 Закона № 210-ФЗ в административном регламенте оказания муниципальной услуги должны быть предусмотрены состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения.
Из приведенных правовых норм следует, что при рассмотрении заявлений заинтересованных лиц о предварительном согласовании предоставления земельных участков и при принятии решений по таким заявлениям компетентный орган местного самоуправления соответствующего муниципального района обязан руководствоваться не только положениями ЗК РФ, но и действующим на территории муниципального района административным регламентом оказания муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельных участков.
Постановлением Администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования от 03.07.2017 № 605 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории сельских поселений муниципального района Усольского районного муниципального образования» (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 19 Административного регламента под муниципальной услугой понимается предварительное согласование предоставления земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, на территории сельских поселений муниципального района Усольского районного муниципального образования.
Пунктом 20 Административного регламента установлено, что органом местного самоуправления муниципального района Усольского районного муниципального образования, предоставляющим муниципальную услугу, является Управление по распоряжению муниципальным имуществом администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования.
Основанием для начала административной процедуры является поступление специалисту уполномоченного органа заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка по форме согласно Приложению 1 к настоящему административному регламенту и прилагаемых к нему документов (абзац 2 пункта 73 Административного регламента).
Перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, установлен пунктом 28 Административного регламента, к числу которых относится заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка согласно приложению № 1 к административному регламенту.
Согласно пункту 74 Административного регламента в течение двух календарных дней со дня регистрации заявления и документов специалист уполномоченного органа, ответственный за рассмотрение заявления и документов, рассматривает заявление и документы, предусмотренные пунктом 28 административного регламента, в порядке их поступления на предмет наличия (отсутствия) оснований для возврата заявления.
Основаниями для возврата заявления являются:
- заявление не соответствует по форме Приложению № 1 к административному регламенту;
- заявление подано в неуполномоченный орган;
- представлен не полный перечень документов, необходимых для представления муниципальной услуги.
При наличии оснований для возврата заявление, предусмотренных пунктом 74 административного регламента, специалист уполномоченного органа, ответственный за рассмотрение заявления и документов, в течение десяти календарных дней со дня регистрации заявления и документов подготавливает письменный ответ о возврате заявления и обеспечивает его подписание.
Результатом административной процедуры является решение о принятии заявления к рассмотрению или решение о возврате заявления (пункт 75 Административного регламента).
Исследовав имеющиеся в деле документы в совокупности с пояснениями сторон, суд установил, что заявление ФИО1 от 04.02.2021 не соответствовало по форме и содержанию требованиям, установленным Административным регламентом, следовательно, имелись основания для его возврата на основании пункта 3 статьи 39.15 ЗК РФ и пункта 75 Административного регламента с указанием причин возврата.
Однако, фактически заявление ФИО1 было рассмотрено по существу, по нему принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Кроме того, отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, оформленный письмом от 04.03.2021 № 44/990, подписан мэром муниципального района Усольского районного муниципального образования, тогда как органом местного самоуправления муниципального района Усольского районного муниципального образования, предоставляющим муниципальную услугу, является Управление по распоряжению муниципальным имуществом администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования.
Таким образом, изложенный в письме от 04.03.2021 № 44/990 отказ Администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования главе КФХ ФИО1 в предварительном согласовании предоставления земельного участка, не соответствует закону, вынесен в нарушение требований, установленных Административным регламентом.
Данный отказ администрации привел к нарушению прав заявителя на рассмотрение его заявления уполномоченным органом в установленном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, заявленные требования главы КФХ ФИО1 подлежат удовлетворению.
Поскольку требования заявителя удовлетворены, судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 руб., уплаченной при обращении в суд, должны быть отнесены на Администрацию Усольского муниципального района Иркутской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Прекратить производство по делу в части требований главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, выраженного в письме от 29.01.2021 № 44/429.
В остальной части заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным, как не соответствующий действующему законодательству, отказ Администрации Усольского муниципального района Иркутской области в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженный в письме от 04.03.2021 № 44/990.
Обязать Администрацию Усольского муниципального района Иркутской области рассмотреть заявление ФИО1 в установленном порядке.
Взыскать с Администрации Усольского муниципального района Иркутской области в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Возвратить ФИО1 из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в размере 210 рублей (чек-ордер от 10.08.2021).
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Судья Позднякова Н.Г.