ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-11878/15 от 29.12.2015 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                Дело  №А19-11878/2015

30.12.2015 г.

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  29.12.2015   года.

Решение  в полном объеме изготовлено   30.12.2015  года.

 Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Маркатюк Е.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММНУАЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ» (ОГРН  <***>, ИНН <***>, 665932, <...>)

к Комиссии Иркутской области по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (665027, <...>)

третье лицо: Служба государственного жилищного надзора Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664007, <...>),

о  признании незаконным решения об отказе в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, оформленное протоколом № 8 от 24.04.2015г. (п. 35), обязании устранить допущенные нарушения прав,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 (адвокат, удостоверение, доверенность), ФИО2 (адвокат, удостоверение, доверенность), ФИО3 (директор); после перерыва не явились,

от комиссии по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами: ФИО4  (представитель по доверенности);

от третьего лица: ФИО5  (представитель по доверенности),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Управление жилищно-коммунальными системами» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к комиссии по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами:

- о признании незаконным решения об отказе в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, оформленное протоколом № 8 от 24.04.2015г. (пункт 35 протокола),

- обязании лицензионную комиссию Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Управление жилищно-коммунальными системами» путем рассмотрения вопроса о выдаче лицензии и обязательстве принятии решения о выдаче лицензии на основе представленных документов ООО «Управление жилищно-коммунальными системами».

Представители ООО «Управление жилищно-коммунальными системами» в судебном заседании поддержали требования о признании незаконным в оспариваемой части решения об отказе в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, оформленное протоколом № 8 от 24.04.2015г.

Представитель комиссии по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в судебном заседании требования заявителя не признал.

Представитель Службы государственного жилищного надзора Иркутской области в заседании суда просил в удовлетворении требований ООО «Управление жилищно-коммунальными системами» отказать.

В судебном заседании 24.12.2015г., в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, объявлялся перерыв до 14 час. 30 мин. 29.12.2015г.

Дело рассмотрено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства:

ООО «Управление жилищно-коммунальными системами» зарегистрировано в качестве юридического лица 03.12.2014 за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>; основной вид деятельности управление эксплуатацией жилого фонда.

На основании решений собственников помещений в многоквартирных домах г. Байкальска от декабря 2014 года, января 2015 года, февраля 2015 года о выборе способа управления – управление управляющей организацией и определении управляющей организации - ООО «Управление жилищно-коммунальными системами», обществом заключены 27.03.2015 с собственниками помещений многоквартирных домов, а также с ТСЖ «Южный» договоры об управлении многоквартирными домами сроком на пять лет (договоры вступают в действие с 01.04.2015, в отношении ТСЖ «Южный» с 27.03.2015).

Ранее управление указанными многоквартирными домами осуществлялось ОАО «Управление жилищно-коммунальными домами», которое по акту приема-передачи от 26.02.2015 передало ООО «Управление жилищно-коммунальными системами» техническую документацию на многоквартирные дома.

Как следует из материалов дела, 30.03.2015 ООО «Управление жилищно-коммунальными системами» обратилось в Службу государственного жилищного надзора Иркутской области с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.

На основании поступившего заявления о предоставлении лицензии, в соответствии с распоряжением от 07.04.2015 № 2420ср, Службой государственного жилищного надзора Иркутской области 15-16.04.2015 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Управление жилищно-коммунальными системами», как соискателя лицензии, на предмет соответствия его лицензионным требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса РФ.

В ходе проведенной проверки, по результатам мониторинга электронных сайтов по адресам www.reforrnagkh.ru, www.ukbaikal.ru Службой установлено, что Стандарт раскрытия информации обществом соблюдается не в полном объеме на электронных сайтах, предусмотренных законодательством РФ; согласно данным с сайта www.reforrnagkh.ru датой начала управления является 27.03.2015; в нарушение подпункта «з» пункта 3 Стандарта раскрытия информации на сайтах www.reforrnagkh.ru, www.ukbaikal.ru не раскрыта информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний. По результатам проверки составлен акт проверки от 16.04.2015 № 2462.

На основании распоряжения от 17.04.2015г. № 2538-ср-п в период с 20 по 24 апреля 2015 года в отношении ООО «Управление жилищно-коммунальными системами» проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки информации, содержащейся в обращениях граждан, проживающих по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, г. Байкальск, поступивших в Службу вх. № 86-38-01606/15 от 15.04.2015г.; вх. № 86-36-01825 от 16.04.2015г. о следующих фактах: о нарушении прав потребителя по вопросу не соблюдения  порядка, способов, сроков, полноты и достоверности раскрытия информации о деятельности компании в сфере управления многоквартирным домом; по вопросу выбора способа управления МКД.

В результате проведенной проверки выявлены нарушения Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, а именно п. 17: – представленный перечень МКД на электронном сайте www.reforrnagkh.ru состоящий из 259 МКД не соответствует действительности (в управлении ООО «УЖСК» находится 258 МКД); -  ООО «УЖКС» на стенде управляющей компании, расположенном по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, г. Байкальск, мкр-н ФИО6, 17 и на электронном сайте  www.reforrnagkh.ru  представлена недостоверная информация о количестве и адресах многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «УЖКС» (из перечня МКД, представленного ООО «УЖКС» на сайте www.reforrnagkh.ru не размещена информация по трем МКД; на сайте www.reforrnagkh.ru размещена информация по 4 МКД, отсутствующие в списке МКД, представленного обществом по запросу Службы от 17.04.2015). Указанные нарушения отражены в акте проверки № 2538/15-1 от 21.04.2015г.

По результатам проверок Службой составлено заключение от 23.04.2015 № 86-37-1848/15 о несоответствии ООО «Управление жилищно-коммунальными системами» лицензионным требованию, установленному пунктом 6 части 1 статьей 193 Жилищного кодекса РФ (соблюдение требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ – раскрытие информации в соответствии с требованиями Стандарта). Согласно указанному заключению соискателем лицензии на сайтах www.reforrnagkh.ru, www.ukbaikal.ru не раскрыта информация, предусмотренная подпунктом «з» пункта 3 Стандарта; обществом на сайте www.reforrnagkh.ru представлена недостоверная информация.

На основании заключения Службы государственного жилищного надзора Иркутской области о результатах проверки от 23.04.2015 № 86-37-1848/15 Комиссией Иркутской области по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в отношении ООО «Управление жилищно-коммунальными системами» ИНН <***> вынесено решение об отказе в выдаче лицензии, оформленное протоколом от 24.04.2015 № 8 (пункт 35).

Не согласившись с принятым решением в части отказа ООО «Управление жилищно-коммунальными системами» в выдаче лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами (решение по пункту 35 повестки дня), ООО «Управление жилищно-коммунальными системами» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав  материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании незаконными действий Службы необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2014 № 594-пп, Служба государственного жилищного надзора Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору (пункт 1 Положения о службе государственного жилищного надзора Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2014 № 594-пп). 

В силу подпункта 11 пункта 7 Положения о службе государственного жилищного надзора Иркутской области Служба в соответствии с возложенной на нее задачей в установленном порядке осуществляет лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль.

Согласно подпункту 51 пункта 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию. Данное положение введено Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон № 255-ФЗ) и вступило в силу с 01.09.2014.

В соответствии с пунктом 1 статьи 192 Жилищного кодекса РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Согласно частям 1, 4 статьи 7 Закона № 255-ФЗ  юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона № 255-ФЗ до 1 мая 2015 года юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии должны соответствовать также лицензионному требованию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

Согласно статье 13 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции от 21.07.2014г.) для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, а также копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке; копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности, и, которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности, предусмотрено федеральными законами.

Согласно части 2 статьи 19 Закона о лицензировании в отношении лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в случаях, предусмотренных статьями 13 и 18 настоящего Федерального закона, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования в установленном порядке с органами прокуратуры.

Орган государственного жилищного надзора согласно части 1 статьи 194 Жилищного кодекса РФ рассматривает заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в порядке, установленном Законом о лицензировании, в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня их приема. По результатам рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензионной комиссии Иркутской области, утвержденного Указом Губернатора Иркутской области от 22.01.2015 № 4-уг, лицензионная комиссия является постоянно действующей и создается в целях обеспечения деятельности исполнительного органа государственной власти Иркутской области, осуществляющего функции по региональному государственному жилищному надзору, по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в Иркутской области.

В силу части 4 статьи 201 ЖК РФ, согласно пункту 43 названного Положения на основании поступившего от Службы мотивированного предложения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии лицензионная комиссия в соответствии с законодательством принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии.

В соответствии с частью 7 статьи 201 ЖК РФ решение лицензионной комиссии, принятое в нарушение требований названного Кодекса, может быть оспорено в суде или признано недействительным по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации.

Решение лицензионной комиссии, оформленное протоколом заседания лицензионной комиссии, направляется в Службу не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения, и является основанием для оформления соответствующего правового акта Службы (пункты 44, 45 Положения).

Основанием для отказа соискателю лицензии в предоставлении лицензии в силу части 2 статьи 194 Жилищного кодекса РФ является:

1) установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

2) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации.

 Лицензионные требования в сфере деятельности по управлению многоквартирными домами установлены в статье 193 Жилищного кодекса РФ.

  Согласно пункту 6 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса РФ одним из лицензионных требований является соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса.

В силу части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731 (далее – Стандарт).

Абзацем вторым пункта 2 Стандарта установлено, что под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

На основании пункта 3 Стандарта управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию, в том числе: з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний.

Согласно пункту 3(1) Стандарта, информация, предусмотренная подпунктами "в" - "и" пункта 3 настоящего документа, раскрывается в отношении каждого многоквартирного дома, управление которым осуществляет управляющая организация, товарищество или кооператив.

Подпунктом "а" пункта 5 Стандарта предусмотрено, что информация раскрывается управляющими организациями путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.

Таким образом, ООО «Управление жилищно-коммунальными системами» помимо размещения информации на своем сайте, обязано соблюдать обязанность по раскрытию информации о своей деятельности в соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ на информационном сайте www.reforrnagkh.ru, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 8 Стандарта раскрытие управляющей организацией, товариществом и кооперативом информации осуществляется по формам, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Указанные формы должны предусматривать детализацию видов информации, предусмотренных пунктом 3 настоящего документа, обеспечивающую реализацию собственниками помещений в многоквартирном доме правомочий собственников в полном объеме.

В соответствии с п. 9 Стандарта обязанность по раскрытию информации, предусмотренной подпунктами "а" - "ж" и "к" пункта 3 настоящего документа, возникает: для управляющей организации - не позднее 30 дней со дня заключения договора управления.

Как следует из материалов дела, ООО «Управление жилищно-коммунальными системами» подано в Службу заявление о выдаче лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами от 30.03.2015, как юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на дату обращения с таким заявлением. В заявлении от 30.03.2015 обществом указано на соблюдение требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 ЖК РФ, на сайтах www.reforrnagkh.ru, www.ukbaikal.ru.

Вместе с тем, Службой в ходе проведения проверки соискателя лицензии ООО «УЖКС» установлено нарушение подпункта «з» пункта 3 Стандарта раскрытия информации на сайтах www.reforrnagkh.ru, www.ukbaikal.ru (не раскрыта информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний). Также в ходе проведения внеплановой проверки обращения граждан Службой установлено, что на сайте  www.reforrnagkh.ru представлена недостоверная информация о количестве и адресах многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «УЖКС».

Несоответствие соискателя лицензии - ООО «УЖКС», лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 6 части 1 статьей 193 Жилищного кодекса РФ (соблюдение требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ – раскрытие информации в соответствии с требованиями Стандарта) послужило основанием для отказа в выдаче лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом,

Суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, в том числе акт проверки от 16.04.2015 № 2462, находит подтвержденным Службой факт несоблюдения заявителем подпункта «з» пункта 3 Стандарта, а именно на сайтах www.reforrnagkh.ru, www.ukbaikal.ru не раскрыта информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в МКД, результатах (решениях) таких собраний.

Общество, оспаривая указанное, сослалось на несоответствие, представленных Службой скриншотов с сайта Реформы ЖКХ в отношении заявителя от 16.04.2015г. с представленными обществом скриншотами с сайта Реформы ЖКХ от 16.04.2015г., в которых по данным заявителя имеется информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, размещенная в иной графе (гр. 16 дополнительная информация адрес аварийно-диспетчерской службы: информация о проведенных собраниях).

В указанной части, обществом в судебном заседании 24.12.2015г. заявлено ходатайство о фальсификации доказательств по делу, а именно скриншотов с сайта Реформы ЖКХ от 16.04.2015г. (время 12:52 – 13:04) в отношении ООО «УЖСК», представленных Службой в рамках лицензионного дела № 17.

При рассмотрении судом указанного ходатайства в порядке части 1 статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Служба выразила согласие на исключение из числа доказательств по делу, представленные документы, о фальсификации которых заявлено, а именно скриншотов с сайта Реформы ЖКХ от 16.04.2015г. представленных Службой в рамках лицензионного дела № 17.

На основании изложенного, в связи с тем, что скриншоты с сайта Реформы ЖКХ в отношении ООО «УЖСК» от 16.04.2015г. представленные Службой исключены из числа доказательств, у суда отсутствуют основаниях для их исследования.

Между тем, как следует из материалов дела, внеплановая документарная проверка соискателя лицензии проводилась Службой путем мониторинга электронных сайтов по адресам www.reforrnagkh.ru, www.ukbaikal.ru и результаты такого мониторинга  зафиксированы в акте проверки от 16.04.2015 № 2462, отражающего факт несоблюдения обществом подпункта «з» пункта 3 Стандарта.

Акт проверки № 2462 был составлен Службой 16.04.2015 16 час. 00 мин., подписан директором ООО «УЖСК» ФИО3 без возражений 16.04.2015г., получен также директором 16.04.2015г.  Однако в материалы дела ООО «УЖСК» представлены скриншоты с сайта Реформы ЖКХ датированные 16.04.2015г. время 11:35; личный кабинет - ФИО3.

Таким образом, на момент подписания акта проверки от 16.04. 2015 № 2462, директор общества могла располагать информацией в части выполнения требований подпункта «з» пункта 3 Стандарта, однако какие-либо замечания при ознакомлении с актом проверки, последней не указаны.

Заслуживают внимания доводы Службы государственного жилищного надзора Иркутской области о том, что после ознакомления с актом проверки от 16.04.2015 № 2462, в которых были зафиксированы выявленные нарушения, и к которым были приложены скриншоты страниц сайта, общество не обращалось в Службу с возражениями и не представляло доказательств того, что информация раскрыта в полном объеме.

Ссылка общества на представленные в Службу 16.04.2015 возражения по акту с приложением скриншотов, оформленные письмом № 134 от 16.04.2015 (л.д. 61 т.3), не принимается судом, поскольку согласно пояснениям Службы от 20.10.2015 и представленному реестру входящей корреспонденции за 16.04.2015 (л.д. 51-56 т. 5), справке Службы от 16.11.2015 и представленному электронному реестру за период с 01.04.2015 по 31.05.2015 (л.д. 82-122 т. 5), устным пояснениям, данным в судебном заседании 17.11.2015 представителями Службы, данные документы в Службу от ООО «УЖСК» не поступали. При этом суд принимает во внимание довод Службы о том, что согласно штемпелю Службы на письме № 134 от 16.04.2015 отсутствует входящий номер корреспонденции, за которым было зарегистрировано данное письмо.

Кроме того, суд учитывает, что первоначально общество, оспаривая решение комиссии в заявлении указало, что данная информация, предусмотренная подпунктом «з» пункта 3 Стандарта подлежит раскрытию в 30-дневный срок со дня заключения договора управления, не оспаривая сам факт нераскрытия данной информации на сайтах www.reforrnagkh.ru, www.ukbaikal.ru

В части доводов заявителя о том, что информация, предусмотренная подпунктом «з» пункта 3 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010г. № 731 должна быть раскрыта через 30 дней, суд приходит к выводу, что установленный п. 9 Стандарта срок (30 дней со дня заключения договора управления) не распространяется на раскрытие информации, предусмотренной подпунктом «з» пункта 3 Стандарта.

Также судом не принимается довод общества о том, что начало управления домами следует считать после 01.04.2015. Данный довод заявителя опровергается материалами дела, согласно которым начало управления домами – 27.03.2015. Указанное подтверждается актом проверки от 21.04.2015 № 25-38-1, скриншотами с сайта Реформы ЖКХ в отношении ООО «УЖСК» от 20.04.2015г. (л.д. 16-48 т. 6), являющихся приложением № 1 к акту проверки от 21.04.2015 № 2538/15-1 (внеплановая выездная проверка по обращению граждан), в которых начало управления МКД указано 27.03.2015, объяснениями ФИО3 от 21.04.2015, а также заявлением от 30.03.2015 о выдаче лицензии, с которым общество обратилось как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на дату обращения с таким заявлением. Соответственно на дату обращения с таким заявлением информация, предусмотренная подпунктом «з» пункта 3 Стандарта, должна быть раскрыта.

Довод общества, о том, что  административным органом не учтены обстоятельства, указанные в письме Минстроя России от 24.02.2015г. № 4723/А4/04  «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с реализацией законодательства Российской Федерации о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», а именно: в отношении лиц, не осуществляющих деятельность по управлению МКД до подачи заявления о предоставлении лицензии, в силу положений пункта 1 Стандарта не проводятся проверки на предмет соответствия лицензионному требованию, указанному в пункте 6 части 1 статьи 193 ЖК РФ, поскольку в отношении них отсутствует соответствующая обязанность соблюдения стандарта, судом оценивается критически, поскольку общество обратилось с заявлением от 30.03.2015 о выдаче лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, как юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на дату обращения с таким заявлением. В ином случае у ООО «УЖКС» вообще не было оснований для подачи такого заявления и выдачи лицензии в данном порядке.

Суд находит несостоятельным довод ООО «УЖСК» о том, что по результатам внеплановой выездной проверки от 16.04.2015 в отношении общества не было установлено нарушений раскрытия информации в соответствии со Стандартом. В данном случае, судом установлено, что при проведении указанной проверки, проводимой на основании распоряжения Службы от 14.04.2015 № 2504ср, Службой проведен мониторинг только информации размещенной на стенде ООО «УЖСК», результаты которого отражены в акте проверки от 16.04.2015 № 2502/15. Мониторинг информации на сайтах www.reforrnagkh.ru, www.ukbaikal.ru при проведении указанной проверки не проводился и результаты данной проверки не были положены в основу заключения от 23.04.2015г.

Довод общества о том, что в отношении общества проводилась внеплановая документарная проверка, что не предусмотрено пунктом 57 Административного регламентаслужбы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области по предоставлению государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного приказом Службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 24.10.2014г. № 032-спр, судом не принимается, в связи со следующим

На основании ч. 5 ст. 192 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных Жилищным кодексом РФ.

В соответствии со статьей 13 указанного Закона для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются сведения, предусмотренные частью 1 названной статьи.

В срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19 настоящего Федерального закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении (часть 1 статьи 14 Закона N 99-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 99-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи.

В отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки.

Предметом документарной проверки в указанном случае являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия таких сведений положениям частей 1 и 3 статьи 13 и части 3 статьи 18 настоящего Федерального закона, а также сведениям о соискателе лицензии или лицензиате, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах; предметом выездной проверки - состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям. В остальной части к порядку проведения таких проверок в полной мере применяются требования, установленные Законом N 294-ФЗ, соблюдение которых является обязательным для лицензирующего органа.

На основании изложенного, в соответствии с положениями Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" Службой правомерно была проведена внеплановая документарная проверка по заявлению от 30.03.2015г.

Довод заявителя о несоответствии решения, оформленного протоколом № 8 от 24.04.2015г., а именно в решении указано на нарушение требований части 1 статьи 193 ЖК РФ, без указания на конкретный пункт части 1 статьи 193 ЖК РФ, суд находит несостоятельным, поскольку Комиссией решение принималось на основании материалов лицензионного дела и заключения Службы, в котором содержится указание на нарушение соискателем лицензии требований пункта 6 части 1 статьи 193 ЖК РФ. При этом суд считает, что отсутствие в решении Комиссии указаний на конкретный пункт части 1 статьи 193 ЖК РФ не свидетельствует об отсутствии в действиях (бездействиях) общества нарушений отраженных в заключении Службы, а также не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя.

Довод общества о том, что лицензионной комиссией при принятии решения об отказе в выдаче лицензии соискателю лицензии, не проверила ни один довод Службы, соблюдение положений законов, административного регламента Службы, в части проведения проверок, не принимается судом, как не подтвержденный материалами дела.

В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензионной комиссии Иркутской области, утвержденного указом Губернатора Иркутской области от 22.01.2015г. № 4-уг лицензионная комиссия является постоянно действующей и создается в целях обеспечения деятельности исполнительного органа государственной власти Иркутской области, осуществляющего функции по региональному государственному жилищному надзору, по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в Иркутской области.

Пунктом 19 Положения о лицензионной комиссии Иркутской области, утвержденного указом Губернатора Иркутской области от 22.01.2015г. № 4-уг члены лицензионной комиссии обязаны, в том числе: 1) заблаговременно знакомиться с материалами заседания лицензионной комиссии.

Согласно пункту26  Положения о лицензионной комиссии Иркутской области, утвержденного указом Губернатора Иркутской области от 22.01.2015г. № 4-уг организационное обеспечение деятельности лицензионной комиссии осуществляется секретарем лицензионной комиссии. Секретарь лицензионной комиссии назначается председателем лицензионной комиссии из числа представителей Службы, включенных в состав лицензионной комиссии.

Как следует из пункта 27 Положения о лицензионной комиссии Иркутской области, утвержденного указом Губернатора Иркутской области от 22.01.2015г. № 4-уг секретарь лицензионной комиссии в рамках своей компетенции, в том числе: 9) докладывает материалы на заседании лицензионной комиссии по вопросам повестки.

Согласно пункту 43 Положения о лицензионной комиссии Иркутской области, утвержденного указом Губернатора Иркутской области от 22.01.2015г. № 4-уг на основании поступившего от Службы мотивированного предложения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии лицензионная комиссия в соответствии с законодательством принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии.

Из анализа вышеуказанных норм, следует, что лицензионная комиссия, на основании материалов лицензионного дела и представленного заключения Службы, принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии, полномочий по проверке соблюдения Службой государственного жилищного надзора Иркутской области положений законов, административного регламента при проведении проверок, у лицензионной комиссии отсутствуют.

Довод заявителя  о том, что лицензионной комиссией и Службой нарушена  процедура рассмотрения заявления соискателя ООО «УЖКС», а именно: общество не было уведомлено о месте, дате и времени проведения заседания лицензионной комиссии судом не принимается, поскольку не зависимо от такого извещения, предусмотренного п. 32 Положения о лицензионной комиссии Иркутской области, утвержденного указом Губернатора Иркутской области от 22.01.2015г. № 4-уг, лицензионная комиссия принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии на основании материалов лицензионного дела и представленного заключения.  В данном случае заявитель не указал, каким-образом не извещение его о месте, дате и времени заседания лицензионной комиссии могло повлиять на права ООО «УЖСК» при принятии оспариваемого решения.

Ссылка заявителя на то, что не соблюден порядок формирования лицензионной комиссии Иркутской области, а именно: протокол № 8 от 24.04.2015г. не содержит данных о присутствии на заседании комиссии председателя комиссии, а также не содержит сведений на каком основании член комиссии ФИО7 исполняла обязанности председателя комиссии, судом не принимается в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 20 Положения о лицензионной комиссии Иркутской области, утвержденного указом Губернатора Иркутской области от 22.01.2015г. № 4-уг при отсутствии на заседании председателя лицензионной комиссии и его заместителя на члена лицензионной комиссии, выбранного большинством голосов из числа присутствующих, возлагается исполнение председательствующих функций.

Как следует из материалов дела,  протокол заседания комиссии Иркутской области по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами № 8 от 24.04.2015г. не содержит сведений избрания ФИО7 исполняющим обязанности председателя лицензионной комиссии, однако,  тот факт, что ФИО7, являясь членом лицензионной комиссии, была избрана исполняющим обязанности председателя лицензионной комиссии, подтверждается подписями всех присутствующих членов лицензионной комиссии в протоколе заседания лицензионной комиссии № 8 от 24.04.2015г. Факт подписания протокола заседания лицензионной комиссии № 8 от 24.04.2015г. всеми присутствующими членами комиссии заявителем не оспаривается.

Другие доводы ООО «Управление жилищно-коммунальными системами» также проверены судом, однако являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание.

Таким образом, суд полагает, что комиссия по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установив несоблюдение обществом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пришла к обоснованному выводу о несоответствии ООО «Управление жилищно-коммунальными системами» лицензионным требованиям, установленным пунктом 6 части 1 статьи 193 Жилищного Кодекса РФ, и приняла решение об отказе в выдаче ему лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, оформив его протоколом № 8 от 24.04.2015г. 

В данном случае ООО «Управление жилищно-коммунальными системами» не лишено возможности обратиться в лицензирующий орган с заявлением о представлении лицензии в установленном порядке вновь.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. 

При таких обстоятельствах, заявленные требования ООО «Управление жилищно-коммунальными системами» удовлетворению не подлежат. 

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                          Г.В. Ананьина