АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
Е-mail: sud@irkutsk.arbitr.ru
http://www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-11927/2012
25.07.2012 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18.07.2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25.07.2012 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Лунькова М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Изотченко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Сибирско-Уральская Алюминиевая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Иркутской области
о признании частично незаконным решения от 30.01.2012г. №28 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
при участии в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора – Администрации Шелеховского городского поселения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, ФИО2, представителей по доверенности;
от Межрайонной ИФНС №1 – ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, представителей по доверенности;
от третьего лица - ФИО7, представителя по доверенности,
установил:
Открытое акционерное общество «Сибирско-Уральская Алюминиевая компания» (далее по тексту – «Заявитель», «Общество», «налогоплательщик», ОАО «СУАЛ») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Иркутской области от 30.01.2012г. №28 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В судебном заседании 16.07.2012г. представители Заявителя ФИО1, ФИО2 поддержали требования по основаниям, указанным в заявлении и дополнении к заявлению.
Заявитель представил в материалы дела тексты решений Думы г.Шелехова Иркутской области от 30.10.08г. №125-рд, от 29.06.09г. №47-рд, от 20.05.10г. №23-рд, от 17.12.09г. №75-рд, от 20.01.11г. №3-рд, распечатанные из Информационно-правовой системы Гарант.
В заявлении Общество указало, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Иркутской области от 30.01.2012г. №28 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принято с нарушением действующего налогового законодательства РФ, поэтому просило суд признать незаконным решение от 30.01.2012г. №28 в полном объеме.
ОАО «СУАЛ» 27.01.11г. представило в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2010г., согласно которой сумма налога к уплате за налоговый период составила 58035543руб.
Общество 29.03.11г. представило в инспекцию по телекоммуникационным каналам связи первую уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2010г., согласно которой сумма налога к уплате за налоговый период составила 58035543руб.
Налогоплательщик 29.07.11г. представил в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи вторую уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2010г., согласно которой сумма налога к уплате в отношении категории прочих земельных участков за налоговый период составила 0 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки второй уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2010г. налоговым органом принято решение от 30.01.12г. №28 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу предложено уплатить земельный налог за 2010г. в сумме 57789445руб.
Согласно решению Межрайонной ИФНС России №1 по Иркутской области от 30.01.12г. №28 земельный налог в отношении земельных участков за 2010г. исчислен налоговым органом, исходя из налоговой ставки в размере 1,5 процентов.
По мнению Общества, решение Думы города Шелехова Иркутской области от 17.12.2009г. №75-рд, которым внесены изменения в Положение о земельном налоге на территории города Шелехова, утвержденное решением Думы города Шелехова от 30.10.2008г. №125-рд «О земельном налоге», не содержало норму, устанавливающую налоговую ставку в отношении земельных участков, относящихся к категории прочих, и прямо устанавливало обратную силу данного нормативного акта, поэтому на начало налогового периода (01.01.2010г.), на момент уплаты авансовых платежей по земельному налогу и на момент окончания налогового периода (31.12.2010г.), а также на дату представления второй уточненной налоговой декларации у общества отсутствовала законно установленная обязанность уплаты земельного налога за 2010 год.
Заявитель полагает, что налоговый орган по результатам камеральной налоговой проверки второй уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2010г. в отношении прочих земельных участков, расположенных на территории города Шелехова, неправомерно предложил Обществу уплатить земельный налог в сумме 57789455руб., поскольку, по мнению ОАО «СУАЛ», Решением Думы города Шелехова от 17.12.2009г. №75-рд в отношении прочих земельных участков не был определен один из главных элементов налогообложения – налоговая ставка.
ОАО «СУАЛ» считает, что в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 5 Налогового кодекса, Решениями Думы города Шелехова от 30.10.08г. №125-рд, от 29.06.09г. №47-рд, от 17.12.2009г. №75-рд, от 20.05.2010г. №23-рд, от 20.01.11г. №3-рд на начало налогового периода 2010г., на 01.01.2010г., налоговая ставка в отношении земельного налога для прочих земельных участков, расположенных на территории города Шелехова, не была установлена, то есть равнялась нулю.
Общество полагает неправомерной ссылку налоговой инспекции на протоколы заседаний Думы города Шелехова, поскольку налогоплательщик при исчислении налога должен руководствоваться конкретно определенной нормой законодательства о налогах и сборах.
Также Общество считает, что в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика.
Кроме этого, Заявитель ссылается на пункт 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001г. «О некоторых вопросах применения части первой Налоговой кодекса Российской Федерации», согласно которому при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками ном законодательства о налогах и сборах, судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.
Также налогоплательщик не согласен с выводом инспекции о том, что при исчислении земельного налога Общество должно было руководствоваться налоговой ставкой, установленной статьей 394 Налогового кодекса РФ.
Общество полагает, что вследствие нарушений Думой города Шелехова Иркутской области правил юридической техники при принятии ей нормативных правовых актов, налоговый орган неправомерно предложил Обществу уплатить земельный налог за 2010г. в сумме 57789455руб. в отношении прочих земельных участков.
Представители налогового органа ФИО3, ФИО5, ФИО4 в судебном заседании 16.07.2012г. требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, письменных пояснениях по делу. Пояснили, что никаких действий по взысканию земельного налога за 2010г. в сумме 57789455руб. налоговый орган не предпринимал, требование об уплате налога Обществу не выставлял.
Также пояснили, что налоговым органом учитывалось то обстоятельство, что ОАО «СУАЛ» самостоятельно произвело уплату указанной суммы земельного налога, поэтому налоговый орган изложил пункт 2 резолютивной части решения от 30.01.2012г. №28 о предложении Обществу уплатить недоимку по земельному налогу за 2010г. в сумме 57789455руб. в данной редакции, с целью того, чтобы произвести соответствующие корректировки в лицевом счете налогоплательщика.
Налоговый орган в отзыве указал, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Иркутской области от 30.01.2012г. №28 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принято налоговым органом в соответствии с нормами действующего налогового законодательства РФ, поэтому в удовлетворении требований Заявителю следует отказать.
Земельным кодексом РФ предусмотрен принцип платности использования земли. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах.
Земельный налог в соответствии со ст.15 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) относится к местным налогам. Земельный налог в соответствии со ст.387 НК РФ устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях муниципальных образований.
На территории Шелеховского городского поселения вопросы по установлению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ, находятся в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления – Думы Шелеховского городского поселения.
Налоговые ставки в отношении земельного налога на территории Шелеховского муниципального образования установлены решением Думы от 30.10.08г. №125-рд «О земельном налоге». Согласно п.1.1 Положения о земельном налоге на территории г.Шелехова, утвержденного решением Думы г.Шелехова от 30.10.08г. №125-рд, налоговые ставки в соответствии со ст.394 Налогового кодекса РФ были установлены в следующих размерах: 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства; 1,5% - для прочих земельных участков.
Налоговый орган считает, что решением Думы г.Шелехова от 29.06.09г. №47-рд не отменялась и не изменялась ставка земельного налога для прочих земельных участков. Согласно п.1 решения Думы г.Шелехова от 29.06.09г. №47-рд пункт 1.1.2 «Налоговые ставки» Положения о земельном налоге на территории города Шелехова, утвержденного решением Думы города Шелехова от 30.10.08г. №125-рд изложен в следующей редакции: «1% в отношении земельных участков, предоставленных для размещения гаражных кооперативов при условии осуществления деятельности, приносящей доход; 1,5% в отношении прочих земельных участков».
Таким образом, налоговая ставка в отношении категории прочих земельных участков в размере 1,5% не изменялась и не отменялась указанным решением Думы, а п.1.1.2 был лишь дополнен налоговой ставкой в размере 1% в отношении земельных участков, предоставленных для размещения гаражных кооперативов.
Согласно п.2 решения Думы г.Шелехова от 17.12.09г. №75-рд «О внесении изменений и дополнений в решение Думы г.Шелехова от 30.10.08г. №125-рд «О земельном налоге» абзац первый пункта 1.1.1 «Налоговые ставки» «Положения о земельном налоге на территории города Шелехова», утвержденного решением Думы города Шелехова от 30.10.08г. №125-рд «О земельном налоге» был изложен в следующей редакции: «1.1.2. – 0,5% в отношении земельных участков, предоставленных для размещения гаражных кооперативов при условии не осуществления деятельности, приносящей доход». При этом указанным актом налоговая ставка в размере 1,5% в отношении категории прочих земельных участков не отменялась и не изменялась.
Решением Думы г.Шелехова от 20.05.10г. №23-рд были внесены следующие изменения в решение Думы г.Шелехова от 17.12.09г. №75-рд: «…в пункте 2 слова «Изложить абзац первый пункта 1.1.2.» заменены словами «Дополнить абзацем первым пункт 1.1.2.».
По мнению налогового органа, с учетом изменений, внесенных решением Думы г.Шелехова от 20.05.10г. №23-рд, пункт 1.1.2 Положения о земельном налоге на территории г.Шелехова, утвержденного решением Думы г.Шелехова от 30.10.08г. №125-рд, устанавливал следующие налоговые ставки: 0,5% в отношении земельных участков, предоставленных для размещения гаражных кооперативов; 1,5% в отношении прочих земельных участков.
На основании решения Думы г.Шелехова от 20.01.11г. №3-рд «О внесении изменений и дополнений в решение Думы города Шелехова от 30.10.08г. №125-рд «О земельном налоге» пункт 2 решения Думы города Шелехова от 17.12.09г. №75-рд «О внесении изменений и дополнений в решение Думы города Шелехова от 30.10.08г. №125-рд «О земельном налоге» и решение Думы города Шелехова от 20.05.10г. №23-рд «О внесении изменений и дополнений в решение Думы города Шелехова от 17.12.09г. №75-рд «О внесении изменений и дополнений в решение Думы города Шелехова от 30.10.08г. №125-рд «О земельном налоге» отменены в связи с их несоответствием действующему законодательству. В свою очередь, пунктом 2 решения Думы г.Шелехова от 20.01.11г. №3-рд предусмотрено, что пункт 1.1.2. «Налоговые ставки» «Положения о земельном налоге на территории города Шелехова», утвержденного решением Думы города Шелехова от 30.10.08г. №125-рд «О земельном налоге» изложен в следующей редакции: «1.1.2. – 0,5% в отношении земельных участков, предоставленных для размещения гаражных кооперативов; 1,5% в отношении прочих земельных участков».
Решение от 20.01.11г. №3-рд распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2009г. Вступает указанное решение в законную силу с момента опубликования.
По мнению налогового органа, налоговая ставка в размере 1,5% в отношении категории прочих земельных участков официально установлена п.1.1.2 Положения о земельном налоге на территории г.Шелехова, утвержденного решением Думы г.Шелехова от 30.10.08г. №125-рд ( в редакции изменений, внесенных решением Думы г.Шелехова от 20.01.11г. №3-рд).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, ФИО7 в судебном заседании 16.07.12г. с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменных пояснениях от 16.07.12г. №149. Представил в материалы дела копии протоколов заседаний Думы Шелеховского муниципального района от 17.12.09г., от 20.05.09г., от 20.01.11г. Как следует из представленных протоколов, представительным органом рассматривались вопросы по изменению налоговой ставки в отношении земельных участков, занятых под гаражными кооперативами. Вопросы по изменению или отмене налоговой ставки для прочих земельных участков на заседаниях Думы не обсуждались.
В судебном заседании 16.07.12г. в соответствии со ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 18.07.12г.
После перерыва в судебном заседании 18.07.2012г. представители Общества ФИО1, ФИО2 на основании ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявили об уточнении заявленных требований.
Заявитель просил признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Иркутской области от 30.01.2012г. №28 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить недоимку по земельному налогу, взимаемому по ставке, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ, в сумме 57789455руб. (п.2).
Представили в материалы дела копии платежных поручений от 01.02.11г. №№2962, 2964, 2965, от 30.04.10г. №13268, 13269, от 30.07.10г. №24357, от 30.04.10г. №13267, от 30.07.10г. №№24356, 24358, от 01.11.10г. №36039, от 01.11.10г. №36040, от 01.11.10г. №36038, от 01.02.11г. №2963, подтверждающие произведенные Обществом в течение 2010г. платежи по земельному налогу за 2010г.
В судебном заседании 18.07.2012г. налоговый орган представил в материалы дела копию выписки из лицевого счета ОАО «СУАЛ».
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
Заявитель на основании ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявил об уточнении заявленных требований. Просил признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Иркутской области от 30.01.2012г. №28 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить недоимку по земельному налогу, взимаемому по ставке, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ, в сумме 57789455руб. (п.2).
Уточнение требований принято судом.
Открытому акционерному обществу «Сибирско-Уральская Алюминиевая компания» в 2010г. на праве собственности принадлежало 40 земельных участков, расположенных на территории Шелеховского муниципального образования и относящихся к категории прочих земельных участков.
ОАО «СУАЛ» в 2010г. являлось плательщиком земельного налога.
Общество 27.01.11г. представило в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2010г., согласно которой сумма налога к уплате за налоговый период составила 58035543руб.
ОАО «СУАЛ» 29.03.11г. представило в инспекцию по телекоммуникационным каналам связи первую уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2010г., согласно которой сумма налога к уплате за налоговый период составила 58035543руб.
Налогоплательщик 29.07.11г. представил в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи вторую уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2010г., согласно которой сумма налога к уплате в отношении категории прочих земельных участков за налоговый период составила 0 руб.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Иркутской области была проведена камеральная налоговая проверка представленной Открытым акционерным обществом «Сибирско-Уральская Алюминиевая компания» второй уточненной (корректирующей) налоговой декларации по земельному налогу за 2010г.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной (корректирующей) налоговой декларации по земельному налогу за 2010г. налоговым органом составлен акт от 15.11.2011г. №2248 и принято решение от 30.01.2012г. №28 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».
Не согласившись cрешением налогового органа от 30.01.2012г. Заявитель подал в УФНС России по Иркутской области апелляционную жалобу. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, УФНС России по Иркутской области приняло решение от 11.04.2012г. №26-16/09660 «Об оставлении решения без изменения, а жалобы - без удовлетворения».
Согласно решению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Иркутской области от 30.01.2012г. №28 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Открытому акционерному обществу «Сибирско-Уральская Алюминиевая компания» предложено уплатить недоимку по земельному налогу, взимаемому по ставке, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ, в сумме 57789455руб.
Не согласившись с решением налогового органа от 30.01.2012г. №28, ОАО «СУАЛ» обратилось 31.05.2012г. в арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Иркутской области от 30.01.2012г. №28 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить недоимку по земельному налогу, взимаемому по ставке, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ, в сумме 57789455руб. (п.2).
В ходе судебного разбирательства установлено, что спор по кадастровой стоимости земельных участков, количеству земельных участков, принадлежности земельных участков между ОАО «СУАЛ» и налоговым органом отсутствует.
Из оспариваемого решения следует, что основанием для доначисления Обществу земельного налога за 2010г. в сумме 57789455руб. послужило то обстоятельство, что налогоплательщик при исчислении земельного налога за 2010г. в отношении прочих земельных участков применил налоговую ставку 0 процентов, при установленной ставке -1,5%.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Порядок определения объекта налогообложения, налоговой базы, налоговой ставки земельного налога предусмотрены статьями 389 - 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1, пунктом 2 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании пункта 3 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 3 части 2 статьи 25 Устава города Шелехова на территории Шелеховского городского поселения вопросы по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации, находятся в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления - Думы Шелеховского городского поселения.
Как следует из материалов дела, налоговые ставки в отношении земельного налога на территории Шелеховского муниципального образования установлены решением Думы от 30.10.08г. №125-рд «О земельном налоге».
Согласно п.1.1 Положения о земельном налоге на территории г.Шелехова, утвержденного решением Думы г.Шелехова от 30.10.08г. №125-рд, налоговые ставки в соответствии со ст.394 Налогового кодекса РФ были установлены в следующих размерах: 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства; 1,5% - для прочих земельных участков.
Согласно п.1 решения Думы г.Шелехова от 29.06.09г. №47-рд пункт 1.1.2 «Налоговые ставки» Положения о земельном налоге на территории города Шелехова, утвержденного решением Думы города Шелехова от 30.10.08г. №125-рд изложен в следующей редакции: «1% в отношении земельных участков, предоставленных для размещения гаражных кооперативов при условии осуществления деятельности, приносящей доход; 1,5% в отношении прочих земельных участков».
Таким образом, налоговая ставка в отношении категории прочих земельных участков в размере 1,5% не изменялась и не отменялась указанным решением Думы, а п.1.1.2 был дополнен налоговой ставкой в размере 1% в отношении земельных участков, предоставленных для размещения гаражных кооперативов.
Согласно п.2 решения Думы г.Шелехова от 17.12.09г. №75-рд «О внесении изменений и дополнений в решение Думы г.Шелехова от 30.10.08г. №125-рд «О земельном налоге» абзац первый пункта 1.1.1 «Налоговые ставки» «Положения о земельном налоге на территории города Шелехова», утвержденного решением Думы города Шелехова от 30.10.08г. №125-рд «О земельном налоге» был изложен в следующей редакции: «1.1.2. – 0,5% в отношении земельных участков, предоставленных для размещения гаражных кооперативов при условии не осуществления деятельности, приносящей доход». При этом указанным актом налоговая ставка в размере 1,5% в отношении категории прочих земельных участков не отменялась и не изменялась.
Решением Думы г.Шелехова от 20.05.10г. №23-рд были внесены следующие изменения в решение Думы г.Шелехова от 17.12.09г. №75-рд: «…в пункте 2 слова «Изложить абзац первый пункта 1.1.2.» заменены словами «Дополнить абзацем первым пункт 1.1.2.».
С учетом изменений, внесенных решением Думы г.Шелехова от 20.05.10г. №23-рд, пункт 1.1.2 Положения о земельном налоге на территории г.Шелехова, утвержденного решением Думы г.Шелехова от 30.10.08г. №125-рд, устанавливал следующие налоговые ставки: 0,5% в отношении земельных участков, предоставленных для размещения гаражных кооперативов; 1,5% в отношении прочих земельных участков.
На основании решения Думы г.Шелехова от 20.01.11г. №3-рд «О внесении изменений и дополнений в решение Думы города Шелехова от 30.10.08г. №125-рд «О земельном налоге» пункт 2 решения Думы города Шелехова от 17.12.09г. №75-рд «О внесении изменений и дополнений в решение Думы города Шелехова от 30.10.08г. №125-рд «О земельном налоге» и решение Думы города Шелехова от 20.05.10г. №23-рд «О внесении изменений и дополнений в решение Думы города Шелехова от 17.12.09г. №75-рд «О внесении изменений и дополнений в решение Думы города Шелехова от 30.10.08г. №125-рд «О земельном налоге» отменены в связи с их несоответствием действующему законодательству. В свою очередь, пунктом 2 решения Думы г.Шелехова от 20.01.11г. №3-рд предусмотрено, что пункт 1.1.2. «Налоговые ставки» «Положения о земельном налоге на территории города Шелехова», утвержденного решением Думы города Шелехова от 30.10.08г. №125-рд «О земельном налоге» изложен в следующей редакции: «1.1.2. – 0,5% в отношении земельных участков, предоставленных для размещения гаражных кооперативов; 1,5% в отношении прочих земельных участков».
Решение от 20.01.11г. №3-рд распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2009г. Вступает указанное решение в законную силу с момента опубликования.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что налоговая ставка в размере 1,5% в отношении категории прочих земельных участков официально установлена п.1.1.2 Положения о земельном налоге на территории г.Шелехова, утвержденного решением Думы г.Шелехова от 30.10.08г. №125-рд (в редакции изменений, внесенных решением Думы г.Шелехова от 20.01.11г. №3-рд).
Таким образом, в течение указанного налогового периода (2009г.) данные ставки пересматривались для улучшения положения налогоплательщиков, но только в отношении земельных участков, занятых под гаражными кооперативами, объектами сельхозназначения, жилищным фондом, личным подсобным хозяйством. Для налогоплательщиков, использующих прочие земельные участки, налоговая ставка 1,5 % не пересматривалась и не отменялась, конкретные льготы для прочих земельных участков не вводились.
В ходе судебного разбирательсьтва представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, ФИО7 представил протоколы заседания Думы города Шелехова от 17.12.09г., от 20.05.09г., от 20.01.11г., которыми подтверждается, что на заседаниях Думы рассматривались только вопросы по изменению налоговой ставки в отношении земельных участков, занятых под гаражными кооперативами. Вопросы по изменению или отмене налоговой ставки для прочих земельных участков на заседаниях Думы не обсуждались.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что глава города Шелехова либо уполномоченный орган - Дума города Шелехова в силу полномочий, предоставленных пунктом 12 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в рассматриваемый период с соответствующей инициативой не выступали, решения по отмене или изменению земельного налога для прочих земель не принимали.
Доказательства обратного Обществом в ходе судебного разбирательства не представлены.
Ссылка Заявителя на пункт 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001г. «О некоторых вопросах применения части первой Налоговой кодекса Российской Федерации», согласно которому при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками ном законодательства о налогах и сборах, судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы, а также на п.7 ст.3 Налогового кодекса РФ, отклоняется судом, поскольку материалами дела подтверждается, что налоговая ставка 1,5 % в отношении прочих земельных участков в спорный период (2010г.) не пересматривалась и не отменялась Думой города Шелехова, конкретные льготы для прочих земельных участков не вводились.
Вместе с тем, суд соглашается с доводом Заявителя о том, что при внесении изменений решением Думы города Шелехова от 17.12.2009г. №75-рд в решение Думы г. Шелехова от 30.10.2008г. №125-рд представительным органом местного самоуправления было допущено нарушение юридической техники, что повлекло для налогоплательщика ситуацию неопределенности при буквальном толковании пункта 1.1.2 «Налоговые ставки» Положения о земельном налоге на территории г.Шелехова и определении налоговой ставки по земельному налогу за 2010 год.
Однако пунктами 1, 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса РФ, порядок и сроки уплаты налога.
Предельный размер ставки земельного налога в отношении прочих земельных участков установлен подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, учитывая установленный Земельным кодексом РФ принцип платности пользования землей, суд приходит к выводу о наличии у Общества, являющегося пользователем земельных участков и, соответственно, плательщиком земельного налога, обязанности по уплате земельного налога за 2010г., исходя из ставки 1,5 процента.
По мнению суда, иное истолкование приведенных норм налогового и земельного законодательства привело бы к незаконному освобождению от налоговых обязательств - уплаты земельного налога.
Таким образом, судом не установлено нарушений прав налогоплательщика, ухудшения его положения принятием вышеуказанных решений Думой города Шелехова, а также факта увеличения налоговой ставки либо ее отмены в отношении прочих земельных участков.
Следовательно, налоговый орган обоснованно принял решение от 30.01.12г. №28 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения предложил Обществу уплатить недоимку по земельному налогу за 2010г. в сумме 57789455руб.
Представители Заявителя ФИО1, ФИО2 в ходе судебного разбирательства пояснили, что ОАО «СУАЛ» уплатило в местный бюджет земельный налог за 2010г. в сумме 57789455руб., представив в подтверждение произведенных Обществом в течение 2010г. платежей по земельному налогу за 2010г. копии платежных поручений от 01.02.11г. №№2962, 2964, 2965, от 30.04.10г. №13268, 13269, от 30.07.10г. №24357, от 30.04.10г. №13267, от 30.07.10г. №№24356, 24358, от 01.11.10г. №36039, от 01.11.10г. №36040, от 01.11.10г. №36038, от 01.02.11г. №2963.
В ходе судебного разбирательства представители налогового органа пояснили, что никаких действий по взысканию с заявителя земельного налога за 2010г. в сумме 57789455руб. налоговый орган не предпринимал, требования об уплате налога Обществу не выставлял, а учитывая то обстоятельство, что ОАО «СУАЛ» самостоятельно произвело уплату указанной суммы земельного налога, налоговый орган изложил пункт 2 резолютивной части решения от 30.01.2012г. №28 о предложении Обществу уплатить недоимку по земельному налогу за 2010г. в сумме 57789455руб. в данной редакции, с целью того, чтобы произвести соответствующие корректировки в лицевом счете налогоплательщика.
Уплата ОАО СУАЛ» земельного налога за 2010г. в сумме 57789455руб. также подтверждается и представленной налоговом органом в ходе судебного разбирательства выпиской из лицевого счета налогоплательщика.
Учитывая пояснения представителей налогового органа о том, что инспекция не предпринимала никаких действий по взысканию земельного налога за 2010г. в сумме 57789455руб., при этом пункт 2 решения от 30.01.2012г. №28 изложен в данной редакции для проведения соответствующих корректировок в лицевом счете налогоплательщика, суд считает, что налоговый орган правомерно предложил Обществу уплатить земельный налог за 2010г. в сумме 57789455руб. и не нарушил права заявителя.
В соответствии с частью 3 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу том, что требование Открытого акционерного общества «Сибирско-Уральская Алюминиевая компания» о признании частично незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Иркутской области от 30.01.2012г. №28 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалобы в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.
Судья М.В. Луньков