Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело №А19-11930/2013
«30» сентября 2013 года
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Гаврилова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Суровой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Нижнеилимского муниципального района Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Обществу с ограниченной ответственностью «МясКо» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
установил: Администрации Нижнеилимского муниципального района Иркутской области (далее – Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении ООО «МясКо» (далее – общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 23.09.2013 объявлялся перерыв до 11 час. 00 мин. 30.09.2013 г., о чем было сделано публичное извещение, размещенное в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Иркутской области.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда в отсутствие представителей сторон.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, суд установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения администрации Нижнеилимского муниципального района от 27.05.2011 года № 247 ООО «МясКо» была выдана лицензия А 245172 № 38РПА0000617 от 27.05.2011 года на право розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области.
В соответствии с требованиями статьи 23.2 ФЗ № 171-ФЗ и статьи 2 Закона Иркутской области от 17.06.2008 года № 26-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» Администрацией Нижнеилимского муниципального района Иркутской области в целях проверки соблюдения ООО «МясКо» лицензионных требований на основании Распоряжения от 03.07.2013 года № 272, 29.07.2013 года проведена плановая проверка общества в обособленном подразделении организации (отдел в салоне-магазине «МясКо»), расположенном по адресу <...> А.
Проверкой установлены факты нарушения лицензиатом лицензионных требований при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, установленных ФЗ № 171 –ФЗ (далее Закон), а именно ст. 10.2 Закона, поскольку на момент проверки в обособленном подразделении розничная продажа четырех наименований алкогольной продукции осуществлялась без качественных удостоверений, разделов А и Б справок к товарно-транспортным накладным.
Правонарушение квалифицировано Администрацией по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Администрацией в присутствии законного представителя общества 30.07.2013 года был составлен протокол № 0001 об административном правонарушении предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Суд считает, что Администрацией была дана неверная квалификация совершенного обществом административного правонарушения по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. При этом суд считает, что обществом было совершено правонарушение предусмотренное частью 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ поставка и розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объектом административного правонарушения в соответствии с данной статьей Кодекса является порядок продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Субъектом правонарушений, предусмотренных ст. 14.16 КоАП, могут быть как должностные лица (предприниматели), так и юридические лица.
Субъективная сторона выражается в умышленных действиях, нарушающих установленные законодательством запреты и ограничения.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи определяется отсутствием необходимых документов при поставке или розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом приняты не все зависящие от него меры по их соблюдению.
Правовые основы производства оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом № 171-ФЗ от 22.11.1995г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» с последующими изменениями и дополнениями. Согласно статье 2 Закона под оборотом понимается закупка, хранение и розничная продажа алкогольной продукции.
В соответствии с частью 1 статьи 26 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в области производства и оборота алкогольной продукции запрещается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных ст. 10.2 настоящего Закона, с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона и нарушением установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
В силу ст. 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции); заверенные подписью руководителя организации и ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).
Согласно ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Положения вышеуказанных нормативных актов позволяют сделать вывод, что при розничной продаже алкогольной продукции торгующая организация (продавец) обязана предъявить в момент реализации алкогольной продукции по требованию покупателя или контролирующего органа указанные документы.
Из пояснений общества следует, что на момент проверки фактически отсутствовали документы по товару Вино столовое белое «Черный кот», а именно не было справки к товарно-транспортной накладной Раздел «Б», по товару Вино столовое «Монастырская изба» не было справки к товарно-транспортной накладной Раздел «Б», по товару Шампанское «Шато Тамань белое брют» в документах допущена ошибка вместо «белое брют», указано «белое п/сладкое».
Совместно с отзывом на заявление, обществом были представлены суду документы, отсутствовавшие у него на момент проведения проверки.
Наряду с этим, представление суду документов в ходе судебного разбирательства не доказывает факт наличия их у общества в момент проверки и не исключает квалификацию его действий по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Указанная правовая позиция суда подтверждается судебной практикой Четвертого арбитражного апелляционного суда выраженной в постановлении от 22.04.2013 года по делу А58-6261/2012, от 06.06.2013 года по делу №А19-2297/2013.
Наряду с этим, суд считает, что у Администрации отсутствуют полномочия на составление протокола об административном правонарушении предусмотренном ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Согласно статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы предусмотренные ст. 14.16 КоАП РФ составляются органами внутренних дел.
Согласно п. 64 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции также вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанные в настоящей статье.
Помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно Закона Иркутской области от 17.06.2008 года № 26-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями:
1) выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий;
2) осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.
Согласно Закона Иркутской области от 08.06.2010 года № 34-оз «О должностных лицах, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях в сфере лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют должностные лица органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, наделенных законом Иркутской области отдельными государственными полномочиями по осуществлению лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории соответствующих муниципальных образований Иркутской области.
Таким образом, у Администрации отсутствуют полномочия по составлению административных протоколов предусмотренных ст. 14.16 КоАП РФ, которые отнесены к полномочиям органов внутренних дел и должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Принимая во внимание, что действия общества необходимо квалифицировать по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, при этом протокол об административном правонарушении был составлен неуполномоченным лицом – Администрацией Нижнеилимского муниципального района Иркутской области, у суда отсутствуют правовые основания к удовлетворению заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении требований Администрации Нижнеилимского муниципального района Иркутской области о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «МясКо» к административной ответственности – отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья О.В. Гаврилов