АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Иркутск Дело №А19-12098/2012
« 23 » июля 2012 г.
Резолютивная часть решения объявлена 20 июля 2012 г.
Полный текст решения изготовлен 23 июля 2012 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буяновой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Областного государственного унитарного энергетического предприятия «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» (ОГРН 1023801542412, ИНН 3800000252, место нахождения: 664075, г.Иркутск, ул.Ширямова, 54)
к Администрации Муниципального образования «Братский район» (ОГРН 1023802318759, ИНН 3823028737, место нахождения: 665770, Иркутская область, Братский район, г.Вихоревка, ул.Дзержинского, 105; почтовый адрес: 665717, Иркутская область, г.Братск, ул.Комсомольская, 28а) в лице Финансового управления Администрации Муниципального образования «Братский район»
о признании незаконным бездействия,
третье лицо: Администрация Озернинского сельского поселения (ОГРН 1053847044789, ИНН 3823018256, место нахождения: 665752, Иркутская область, Братский район, с.Озерный, ул.Центральная, 19А),
при участии в заседании
от заявителя: Буянов Р.В. - представитель по доверенности от 10.01.2012 № 2;
от Администрации Муниципального образования «Братский район»: не явились;
от третьего лица: не явились;
установил:
Областное государственное унитарное энергетическое предприятие «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» (далее - ОГУЭП «Облкоммунэнерго») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации Муниципального образования «Братский район» в лице Финансового управления Администрации Муниципального образования «Братский район» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 27.08.2010 по делу № А19-3577/10-59, в неприостановлении до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации Озернинского сельского поселения (за исключением операций по исполнению исполнительных документов).
Представитель ОГУЭП «Облкоммунэнерго» в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Администрация Муниципального образования «Братский район» в заседание суда своего представителя не направила, заявила о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представила отзыв по делу, согласно которому ответчик полагает, что не бездействует, а принимает все предусмотренные Бюджетным Кодексом РФ меры по исполнению судебного акта.
Третье лицо (Администрация Озернинского сельского поселения), надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, отзыв не представило.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 27.08.2010 по делу № А19-3577/10-59 с Администрации Озернинского сельского поселения в пользу Областного государственного унитарного энергетического предприятия «Энергоснабжающая компания по эксплуатации Электрических сетей «Облкоммунэнерго» взыскано 7 493 938 руб. 55 коп. убытков и 500 руб. госпошлины.
На основании указанного решения судом 14.12.2010 взыскателю выдан исполнительный лист серии АС № 001733725.
ОГУЭП «Облкоммунэнерго» в лице филиала «Тайшетские электрические сети» письмом от 18.02.2011 № 101 направил исполнительный лист АС № 001733725 от 14.12.2010 для исполнения в Финансовое управление Администрации Муниципального образования «Братский район» (далее – Финуправление АМО «Братский район»), и согласно отметке получен финансовым органом 28.02.2011
Поскольку требования направленного исполнительного документа в установленный статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ срок исполнены не были, операции по расходованию средств на лицевых счетах должника до момента устранения нарушения не приостановлены, заявитель, полагая, что данное бездействие ответчика противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился с заявлением о признании незаконным бездействия финансового орган.
В представленном отзыве от 04.07.2012 № 184-ю Администрации Муниципального образования «Братский район» требования ОГУЭП «Облкоммунэнерго» не признала, указав на отсутствие бездействия финансового органа, так как последним были совершены действия, предусмотренные статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В соответствии с пунктом 2 названной статьи к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
Согласно пункту 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ при наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
Согласно пункту 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является:
непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи;
несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению;
представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Из материалов дела следует, что Администрации Озернинского сельского поселения в Финансовом управлении Администрации муниципального образования «Братский район» отрыт лицевой счет получателя средств местного бюджета № 03092003880 (заявление на открытие лицевого счета от 01.09.2006 с соответствующей отметкой финансового органа, договор на обслуживание лицевого счета от 01.09.2006). Кроме того, Администрации Озернинского сельского поселения открыт лицевой счет по расходам в Управлении Федерального казначейства (№03343005860).
Финансовое управление Администрации муниципального образования «Братский район» является структурным подразделением администрации МО «Братский район», уполномоченным исполнять и осуществлять контроль за исполнением районного бюджета, а также выполнять соответствующие государственные функции, делегированные законодательством муниципальному району. Осуществляет казначейское исполнение бюджета.
Согласно представленным материалам исполнительный лист АС № 001733725 от 14.12.2010, выданный на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 27.08.2010 по делу № А19-3577/10-59, с приложением соответствующих документов, предъявлен к исполнению в финансовый орган по месту открытия и ведения лицевого счета должника - Финансовое управление Администрации Муниципального образования «Братский район» 28.02.2011.
Взыскателем по исполнительному документу выступает Областное государственное унитарное энергетическое предприятие «Энергоснабжающая компания по эксплуатации Электрических сетей «Облкоммунэнерго» (ГУЭП «Облкоммунэнерго»).
Администрация Озернинского сельского поселения, уведомленная о предъявлении исполнительного листа ко взысканию, обратилась финансовый орган с заявкой №159 на кассовый расход по уплате по исполнительному листу №001733725 от 14.12.2010.
На дату обращения ОГУЭП «Облкоммунэнерго» с настоящим заявлением в суд по исполнительному листу АС № 001733725 произведено частичное взыскание на сумму 50 500 руб. (50 000 руб. убытков и 500 руб. госпошлины).
Судом установлено, что после вынесения решения от 27.08.2010 по делу № А19-3577/10-59 и вступления его в законную силу (27.09.2010) Областное государственное унитарное энергетическое предприятие «Энергоснабжающая компания по эксплуатации Электрических сетей «Облкоммунэнерго» (ГУЭП «Облкоммунэнерго») реорганизовано в форме выделения из него юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись от 29.09.2010 № 2103850510950. Созданное в результате реорганизации юридическое лицо - Областное государственное унитарное энергетическое предприятие «Энергоснабжающая компания по эксплуатации Электрических сетей «Облкоммунэнерго»-Сбыт».
29.03.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены изменения в сведения о юридическом лице, связанные с внесением изменений в учредительные документы предприятия (№ записи 2113850095005). Согласно Уставу в новой редакции наименованием заявителя является - Областное государственное унитарное энергетическое предприятие «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго»( ОГУЭП «Облкоммунэнерго»).
По выписке из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что Областное государственное унитарное энергетическое предприятие «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» (заявитель по настоящему делу) является правопреемником Областного государственного унитарного энергетического предприятия «Энергоснабжающая компания по эксплуатации Электрических сетей «Облкоммунэнерго» ( взыскатель по исполнительному листу).
В части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса РФ закреплено, что судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением арбитражного суда правоотношении (реорганизация, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и в других случаях) суд производит замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
На основании пункта 4 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
Из общего смысла данных норм следует, что процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с одним и тем же материальным правоотношением.
В рассматриваемом случае, заявитель по настоящему делу не обращался в суд с соответствующим заявлением о замене взыскателя в порядке ст.48 АПК РФ в правоотношениях по взысканию с ответчика долга, определенного решением Арбитражного суда Иркутской области от 27.08.2010 по делу № А19-3577/10-59, разделительный баланс в суд не представлял.
Соответственно, не представляется возможным установить, имеется ли у заявителя право требовать исполнения по решению суда от 27.08.2010 по делу № А19-3577/10-59.
С учетом изложенного, суд полагает, что заявитель не доказал, что оспариваемым бездействием финансового органа нарушены его права и законные интересы в предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
р е ш и л:
в удовлетворении заявленных требований Областного государственного унитарного энергетического предприятия «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.Г.Позднякова