АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г.Иркутск Дело №А19-1215/2020
«15» июня 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2020 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15 июня 2020 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Зволейко О.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломаш Е.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Тайшетском районе Иркутской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 665008, <...>)
к Федеральному казенному учреждению «Объединение исправительных учреждений № 25 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, 665061, Иркутская область, район Тайшетский, рабочий <...>)
о взыскании 50 500 руб. 00 коп.
при участии в судебном заседании:
от пенсионного фонда: ФИО1 – доверенность от 19.12.2019, паспорт,
от учреждения: не явился, извещен;
установил:
Государственное учреждение - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Тайшетском районе Иркутской области (далее – Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с Федерального казенного учреждения «Объединение исправительных учреждений № 25 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» (далее – Учреждение, страхователь) финансовой санкции в размере 50500 руб.
В судебном заседании, в порядке, предусмотренном ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв с 01.06.2020 до 11 час. 30 мин. 08.06.2020. После перерыва судебное заседание продолжено.
Ответчик, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в представленном отзыве на заявление от 26.02.2020, указал на то, что причиной допущенных нарушений, послужил большой объем работы, а так же нестабильная работа сети СКБ Контур. Так же, Учреждение просило обратить внимание, что нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете не повлекло никаких негативных последствий, у ответчика отсутствовал умысел на совершение правонарушения. Дополнительно ответчик просил отменить или изменить решения Пенсионного фонда о привлечении к ответственности, в связи с признанием факта совершения правонарушения, применить принцип соразмерности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
Представитель пенсионного фонда заявленные требования поддержал, относительно заявления ответчика о снижении финансовых санкций, в связи с наличием смягчающих обстоятельств, не возражал.
Как следует из материалов дела, Федеральное казенное учреждение «Объединение исправительных учреждений № 25 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» зарегистрировано 29.05.2000 в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером ОГРН: <***>.
Страхователем представлены в Пенсионный фонд:
- по ТКС с ЭП форма СЗВ-М (исходная) за октябрь 2018 г. на 777 застрахованных лиц - 01.11.2018. 26.02.2019 г. (после установленного срока представления сведений) представлена форма СЗВ-М (дополняющая) за отчетный период октябрь 2018 года на 1 застрахованное лицо, отсутствующие в исходной форме.
- по ТКС с ЭП форму СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2018 г. на 801 застрахованное лицо - 03.12.2018 г. 26.02.2019 г. (после установленного срока представления сведений) представлена форма СЗВ-М (дополняющая) за отчетный период ноябрь 2018 г. на 1 застрахованное лицо, отсутствующие в исходной форме.
- по ТКС с ЭП форму СЗВ-М (исходная) за декабрь 2018 г. на 818 застрахованных лиц - 14.01.2019. 26.02.2019 (после установленного срока представления сведений) представлена форма C3В-М (дополняющая) за отчетный период декабрь 2018 г. на 1 застрахованное лицо, отсутствующие в исходной форме.
Факт обнаружения нарушений за октябрь 2018 года, за ноябрь 2018 года, декабрь 2018 года, зафиксированы в актах о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 23.05.2019г. № 048S18190010889, от 23.05.2019г. 048518190010891, от 23.05.2019 №048518190010892, на основании которых вынесены решения: от 26.06.2019 года № 048S19190011901, от 26.06.2019 года № 048S19190011902, от 26.06.2019 года № 048S19190011903 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Страхователю начислены финансовые санкции в размере 500 рублей по каждому решению (всего - 1500 руб.).
Требованиями № 048S01190015494 от 22.07.2019 года, №048S01190015495 от 22.07.2019, № 048S01190015496 от 22.07.2019 об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ должнику было предложено добровольно уплатить суммы финансовых санкций в срок, до 09.08.2019. Однако, указанные Требования в добровольном порядке страхователем исполнены не были.
Управлением ПФР в Тайшетском районе Иркутской области с ответчиком проведена сверка двух видов отчетности за отчетный период 2018 год по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, в результате которой Пенсионным фондом выявлены расхождения.
30.04.2019 страхователю направлено почтой заказным письмом уведомление об устранении в течении 5 рабочих дней ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями, имеющимися у пенсионного фонда Российской Федерации и список работников, не прошедших сверку: «СНИЛС. СЗВ-СТАЖ-СЗВ-М» за 2018 год.
28.05.2019 Упреждением представлен форма СЗВ - КОРР с типом сведений «корректирующая» за год 2018 г. на 9 застрахованных лиц.
31.05.2019 страхователь представил форму СЗВ-М (дополняющая):
- за февраль 2018 г. на 9 застрахованных лиц -согласно направленному страхователю списку работников, не прошедших сверку на 8 застрахованных лиц,
- за январь 2018 г., согласно направленному страхователю списку работников, не прошедших сверку 28 застрахованных лиц, отсутствующих в исходной форме.
31.05.2019 СЗВ - КОРР с типом сведений «отменяющая» за год 2018 г. на 20 застрахованных лиц.
Факт обнаружения нарушений за февраль 2018 года, за январь 2018 года, за2018 год зафиксирован в актах о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 23.08.2019г. № 048S18190021539, от 30.07.2019г. 048S18190019538, от 30.07.2019г. № 048S18190019557, от 23.08.2019г. № 048S18190021503, на основании которых вынесены решения от 25.09.2019 года № 048S19190022385, от 30.08.2019 года № 048S19190020575, от 30.08.2019 года № 048S19190020577, 25.09.2019 года № 048S19190022384, о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Страхователю начислены финансовые санкции в размере 4500 руб., 4000рублей., 14000 рублей, 10000рублей, соответственно.
Требованиями № 048S01190025950 от 25.09.2019 года, № 048S01190025952 от 25.09.2019 года, № 048S01190027608 от 21.10.2019, № 048S01190027607 от 21.10.2019 об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ должнику было предложено добровольно уплатить суммы финансовых санкций в срок, до 15.10.2019 и 11.11.2019. Указанные Требования в добровольном порядке страхователем исполнены не были.
Управлением ПФР в Тайшетском районе Иркутской области с ответчиком проведена сверка двух видов отчетности за отчетный-период 2017 год по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, по результатам которых выявлены расхождения.
22.04.2019 страхователю направлено почтой заказным письмом уведомление об устранении в течении 5 рабочих дней ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями, имеющимися у пенсионного фонда Российской Федерации и список работников, не прошедших сверку: «СНИЛС. СЗВ-СТАЖ-СЗВ-М» за 2017 год.
14.06.2019 по ТКС с ЭП страхователем представлена форма СЗВ - СТАЖ с типом сведений «дополняющая» за год 2017 г. на 17 застрахованных лиц.
Факт обнаружения нарушения за 2017 год - зафиксирован в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.08.2019г. № 048S18190022365. Начальником УПФР в Тайшетском районе Иркутской области вынесено решение от 30.09.2019 года № 048S19190022884 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Страхователю начислены финансовые санкции в размере 8500 рублей.
Требованием №048S01190027884 от 23.10.2019 года об уплате финансовых санкций должнику было предложено добровольно уплатить суммы финансовых санкций в срок, до 11.11.2019г. Требование в добровольном порядке страхователем исполнено не было.
12.08.2019 страхователем форма СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за отчетный период - год 2018 на 11 застрахованных лиц, отсутствующих в исходной форме и в дополняющих формах СЗВ-СТАЖ.
26.08.2019 г. на 1 застрахованное представлена форма СЗВ-КОРР с типом «отменяющая».
Факт обнаружения нарушения за 2018 год - зафиксирован в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.08.2019г. № 048S18190022366, на основании которого вынесено решение от 30.09.2019 года № 048S19190022885 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Страхователю начислены финансовые санкции в размере 5000 рублей.
Требованием № 048S01190027885 от 23.10.2019 года должнику было предложено добровольно уплатить суммы финансовых санкций в срок, до 13.11.2019, Требование в добровольном порядке страхователем исполнено не было.
13.08.2019 после установленного срока представления сведений представлена форма СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за отчетный период - год 2018 на 2 застрахованных лиц, отсутствующих в исходной форме и в дополняющих формах СЗВ-СТАЖ.
Факт обнаружения нарушение за 2018 год - зафиксирован в акте о выявлении правонарушения от 28.08.2019г. № 048S18190022367, на основании которого вынесено решение от 30.09.2019 года № 048S19190022886 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Страхователю начислены финансовые санкции в размере 1000 рублей.
Требованием № 048S01190027886 от 23.10.2019 года об уплате финансовых санкций должнику было предложено добровольно уплатить суммы финансовых санкций в срок, до 13.11.2019. Требование в добровольном порядке страхователем исполнено не было.
26.08.2019 г. представлена форма СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за отчетный период - год 2018 на 1 застрахованное лицо, отсутствующее в исходной форме и в дополняющих формах СЗВ-СТАЖ.
Факт обнаружения нарушения за 2018 год - зафиксирован в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.08.2019г. № 048S18190022368, решением от 30.09.2019 года№ 048S19190022887 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Страхователю начислены финансовые санкции в размере 500 рублей.
Требованием № 048S01190027887 от 23.10.2019 года должнику было предложено добровольно уплатить суммы финансовых санкций в срок, до 13.11.2019г. Требование в добровольном порядке страхователем исполнено не было. Факт неоплаты подтверждается реестром платежей.
Страхователь представил по ТКС с ЭП форму СЗВ-М (дополняющая) за июнь 2019 г. на 205 застрахованных лиц - 02.07.2019.
Сведения приняты частично с ошибками на 3 застрахованных лиц (указаны неверные страховые номера (СНИЛС).
07.07.2019 страхователю по ТКС с ЭП направлено уведомление об устранении в течении 5 рабочих дней ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведения. и сведениями, имеющимися у ПФР.
16.07.2019 представлена форма СЗВ-М (дополняющая) за отчетный период июнь 2019 г. на 3 застрахованных лиц с верными данными - СНИЛС.
Факт обнаружения нарушения за июнь 2019 года - зафиксирован в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 05.09.2019г. № 048S18190022999. Начальником УПФР в Тайшетском районе Иркутской области вынесено решение от 07.10.2019 года № 048S19190023470 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Страхователю начислены финансовые санкции в размере 1500 рублей.
Требованием № 048S01190028543 от 31.10.2019 года должнику было предложено добровольно уплатить суммы финансовых санкций в срок, до 19.11.2019, требование в добровольном порядке страхователем исполнено не было.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» Пенсионный фонд обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание финансовых санкций в размере 50 500 руб.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 15.01.2020г. № А19-164/2020 отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» Пенсионный фонд обратился в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в размере 50 500 руб. в общем порядке.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу ст.1 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ №4 ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" является страхователем.
Статьей 17 вышеуказанного закона предусмотрена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, указанных в п.п.2 - 2.2 ст.11 данного Федерального закона, в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно ст.14 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователя обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице (ст.1 Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии с п.2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, установлено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Аналогичные положения содержатся в разделе 3.2.5 Формата, порядка и условий направления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи страхователю форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ, утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от 11.01.2018 №3п.
Как усматривается из материалов дела, по результатам сверки представленных сведений индивидуального (персонифицированного) учета пенсионным фондом в адрес страхователя направлены уведомления от 22.04.2019, 30.04.2019, 07.07.2019 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися в Пенсионном фонде Российской Федерации за 2017 и 2018 годы, июнь 2019 года.
В качестве доказательства направления данных уведомлений в адрес учреждения заявитель представил списки внутренних отправлений.
Учреждением представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (дополняющие) за июнь 2019 года, декабрь 2018года, за февраль 2018 года, за январь 2018 года, СЗВ-СТАЖ за 2017 и 2018 годы, позже установленного срока (решения: от 25.09.2019 года № 048S19190022385, от 30.08.2019 года № 048S19190020575, от 30.08.2019 года № 048S19190020577, 25.09.2019 года № 048S19190022384, от 30.09.2019 года № 048S19190022884, от 07.10.2019 года № 048S19190023470 - сумма штрафных санкций - 42500 руб.)
Данные обстоятельства представителем учреждения не оспариваются.
Оценив представленные доказательства в совокупности, заслушав представителя заявителя, суд приходит к выводу, что ответчиком ошибки в сведениях за июнь 2019 года, декабрь 2018года, за февраль 2018 года, за январь 2018 года, СЗВ-СТАЖ за 2017 и 2018 годы устранены по истечении предусмотренного срока.
Таким образом, следует признать, что пенсионный фонд правомерно привлек учреждение к ответственности по ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление в установленный срок сведений по форме СВЗ-М (дополняющая) июнь 2019 года, декабрь 2018года, за февраль 2018 года, за январь 2018 года, СЗВ-СТАЖ за 2017 и 2018 годы и исчислил размер финансовой санкции в размере 42500 руб.
Ответчиком в материалы дела направлен отзыв на заявление, в котором указал на то, что причиной допущенных нарушений, послужил большой объем работы, а так же нестабильная работа сети СКБ Контур. Так же, Учреждение просило обратить внимание, что нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете не повлекло никаких негативных последствий, у ответчика отсутствовал умысел на совершение правонарушения. Дополнительно ответчик просил отменить или изменить решения Пенсионного фонда о привлечении к ответственности, в связи с признанием факта совершения правонарушения, применить принцип соразмерности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
Указанный отзыв суд расценил как ходатайство о снижении финансовой санкции.
Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, Федерального закона Российской Федерации от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №424-ФЗ «О накопительной пенсии» и Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Ни закон об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации, ни закон об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, не регламентируют порядок взыскания финансовых санкций, за исключением указания на судебный порядок.
Таким образом, из анализа перечисленных норм права следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования, подлежит применению порядок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно положениям ст.114 Налогового кодекса Российской Федерации санкция является мерой ответственности за совершение правонарушения. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным за совершение конкретного налогового правонарушения.
Статьей 112 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень обстоятельств, являющихся смягчающими, однако, данный перечень не является исчерпывающим. Судом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими и иные обстоятельства.
Таким образом, суд при рассмотрении дела вправе учесть любые смягчающие обстоятельства и с учетом принципа разумности и справедливости снизить размер назначенного наказания.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя пенсионного фонда, учитывая принцип справедливости и соразмерности наказания совершенному правонарушению, а также то, что ответчик является казенным учреждением, финансируемым из средств муниципального бюджета, осуществляет социально значимую деятельность, суд полагает возможным снизить финансовую санкцию до 5000 руб.
Требования пенсионного фонда в части взыскания со страхователя финансовых санкций в размере 8000 руб. 00 коп. за непредставление в установленный срок дополняющих сведений за отчетные периоды – октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, за 2018 год (решения: от 26.06.2019 года № 048S19190011901, от 26.06.2019 года № 048S19190011902, от 26.06.2019 года № 048S19190011903, от 30.09.2019 года№ 048S19190022887, от 30.09.2019 года № 048S19190022886, от 30.09.2019 года № 048S19190022885) не подлежат удовлетворению, поскольку в рассматриваемом случае, учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный отчетный период, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополнительных сведений за этот отчетный период, выявив ошибку самостоятельно.
В соответствии с положениями Федерального закона № 27-ФЗ, Инструкции «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 №766н (далее - Инструкция), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что Учреждение, обнаружив ошибки в сведениях, предоставленных за отчетные периоды март, апрель, июнь 2019 года, 2018 год, самостоятельно устранило их посредством направления дополняющих форм СЗВ-М до момента выявления такой ошибки Пенсионным фондом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14 июля 2003 года № 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Данный подход направлен на стимулирование плательщиков налогов, сборов и иных платежей на самостоятельное исправление допущенных ошибок при предоставлении установленной нормативными актами отчетности, на более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
При имеющемся правовом регулировании с учетом разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации суд полагает, что в случае, когда допущенные ошибки выявлены и устранены страхователем самостоятельно, то есть, до обнаружения этого Пенсионным фондом, оснований для привлечения к ответственности не имеется, поскольку лицо пользуется своим правом на исправление ошибок, установленным статьей 15 Федерального закона№ 27-ФЗ от 01.04.1996г.
Аналогичная позиция изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2018г. № 306-КГ18-5521 по делу № А12-30056/2017, от 05.09.2018г. № 303-КГ18-5702 по делу № А04-5748/2017, от 30.10.2018г. № 307-КГ18-6769 по делу № А56-73062/2017.
Иной подход, по сути, лишает страхователя возможности без штрафной санкции в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорные периоды, не может препятствовать учреждению исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Учитывая, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым, а любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности, требование заявителя о взыскании с Учреждения финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 8000 удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Тайшетском районе Иркутской области о взыскании с ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ №4 ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" финансовой санкции подлежат удовлетворению частично, в сумме 5000 руб., в удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказывает.
Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Объединение исправительных учреждений № 25 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, 665061, Иркутская область, район Тайшетский, рабочий <...>) в пользу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Тайшетском районе Иркутской области финансовые санкции в размере 5000 руб. за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Объединение исправительных учреждений № 25 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, 665061, Иркутская область, район Тайшетский, рабочий <...>) в доход Федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья О.Л. Зволейко