АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск
«18» сентября 2014 года Дело № А19-12193/2014
Резолютивная часть решения объявлена 16 сентября 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 18 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Загвоздина В.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловым А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ЧУНАЛЕСТОРГ" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным решения от 09.07.2014 об отказе в государственной регистрации
при участии в заседании:
от заявителя: не явился,
от ответчика: ФИО1 - представитель по доверенности (до перерыва)
установил:
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЧУНАЛЕСТОРГ" обратилось в арбитражный суд Иркутской области с требованиемк Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области о признании незаконным решения от 09.07.2014 об отказе в государственной регистрации.
В судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 09 сентября 2014 года до 16 час. 00 мин.
16 сентября 2014 года. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.
Заявитель о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (уведомление от 04.08.2014г.), в судебное заседание не явился.
Представитель налогового органа с заявленными требованиями не согласился.
Из материалов дела следует, что Общество обратилось в налоговый орган с заявлением по форме №Р13001 о государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы открытого акционерного общества «ЧУНАЛЕСТОРГ».
При рассмотрении пакета документов налоговым органом установлено, что изменения вносятся в связи с внесением дополнительных видов экономической деятельности, сведения о дополнительных видах экономической деятельности содержатся в листе «Л» заявления формы №Р13001.
Инспекцией 09.07.2014 принято решение об отказе в государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы ОАО «ЧУНАЛЕСТОРГ» в соответствии с положениями пп. «а» п.1 ст.23 Закона №129-ФЗ, поскольку в заявлении по форме №Р13001 о государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы ОАО «ЧУНАЛЕСТОРЕ» неверно указаны коды видов экономической деятельности, данное заявление содержит недостоверные сведения и считается не представленным в регистрирующий орган.
Заявитель, полагая, что решение налогового органа является незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим требованиям.
Налоговый орган требования заявителя не признал, сославшись на доводы, изложенные в отзыве от 02.09.2014. В частности, ответчик указал, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя ответчика, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным Законом от 08.08.2011 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон №129-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона №129-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «п» пункта 1 статьи 5 Закона №129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
Согласно пп.«а» п.1, п.2 ст.17 Закона №129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (а также для внесения в единый государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы) в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Согласно пункту 9 части II Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных приказом ФНС России от 01.11.2004 №CA3-3-09/16@ при государственной регистрации юридических лиц заявителем указываются сведения о видах экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД).
Приказом Федеральной налоговой службы от 25.11.2012 №ММВ-7-6/25@, на основании полномочий, предусмотренных подпунктами 5.9.38 - 5.9.39 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, утверждены формы заявлений, представляемых при государственной регистрации изменений, вносимых в единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункту 5.16 приложения №20 к указанному приказу в листе Л заявления формы №Р 13001 «Сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности» указываются коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК-029-2001 (КДЕС Ред. 1) (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 №454-ст). Аналогичные требования к заполнению листа Л заявления формы №Р 13001 предусмотрены в Приложении №4 к приказу ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица», где в сноске к форме листа Л отражено, что при заполнении данной формы указывается не менее 4-х цифровых знаков кода по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1).
В рассматриваемом случае в представленном 02.07.2014 Обществом заявлении по форме №Р13001 о государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы открытого акционерного общества «ЧУНАЛЕСТОРГ» на странице 002 листа Л указаны коды видов деятельности, не соответствующие цифровому обозначению по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденному Постановлению Госстандарта РФ от 06.11.2001 №454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД», а именно лист «Л» содержит коды видов экономической деятельности - 55.10, 55.20, 56.10, 56.10.1. 56.10.2. 56.10.21. 56.10.22, 56.10.23, 56.21, 56.29.1, 56.30 не в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК-029-2001 (КДЕС Реп. 1) (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 №454-ст). Указанные в Обществом в заявлении коды не предусмотрены Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК-029-2001.
Поскольку в заявлении о государственной регистрации общества неверно указаны коды по ОКВЭД, данное заявление содержит недостоверные сведения и считается не представленным в регистрирующий орган.
Данная правовая позиция согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 08.02.2011 №12101/10.
Действующим законодательством на регистрирующий орган не возложена обязанность по извещению лица, обратившегося за регистрацией юридического лица, о выявленных противоречиях, недостатках в поданных на регистрацию документах.
Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ одним из оснований отказа в государственной регистрации является непредставление определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов.
В связи с этим суд пришел к выводу о том, что решение регистрирующего органа от 09.07.2014 об отказе в государственной регистрации принято в соответствии с положениями подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ.
Ссылки заявителя на то обстоятельство, что он в заявлении о государственной регистрации указал коды по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2014, судом отклоняются, поскольку в рассматриваемых правоотношениях, регулируемых Законом №129-ФЗ и принятым в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами, до внесения соответствующих изменений уполномоченным органом (Федеральной налоговой службой) установлены специальные требования в оформлению заявлений о государственной регистрации, подлежащие прямому применению до внесения соответствующих изменений. Суд полагает, что в государственном реестре юридических лиц не могут указываться коды ОКВЭД одновременно по нескольким классификаторам, поскольку это вело бы к несопоставимости сведений. При этом заявитель при обращении в регистрирующий орган не указал реквизиты ОКВЭД ОК 029-2014, которыми он пользовался, а в самой сноске к форме заявления, заполненной Обществом, отражено, что коды в листе Л указаны по ОКВЭД ОК 029-2001 (л.д.55), что не соответствует действительности, поскольку такие коды (с совпадением не менее 4 первых цифр) ОКВЭД ОК 029-2001 не предусмотрены.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья В.Д. Загвоздин