АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
Е-mail: http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-12238/2014
«12» ноября 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 05.11.2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 12.11.2014 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трояновым К.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Иркутскэнерго» (ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области (ОГРН <***>)
о признании незаконным приказа от 14.05.2014 № 556-од,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, ФИО2 – представители по доверенности,
от ответчика: ФИО3, ФИО4 – представители по доверенности,
установил:
Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации (далее заявитель, Общество, ОАО «Иркутскэнерго») обратилось с заявлением о признании незаконным приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области (далее ответчик) от 14.05.2014 № 556-од об утверждении нормативов выбросов для участка № 1 ТЭЦ-9 ОАО «Иркутскэнерго» в части установления нормативов ПДВ сроком на 1 год и обязании утвердить нормативы выбросов на 5 лет.
Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему. Полагают, что Управление Росприроднадзора получив на утверждение проект нормативов ПДВ, разработанный на 5 лет при наличии санитарно-эпидемиологического заключения, выданного Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области, не вправе было сокращать срок, на который разработан данный проект нормативов ПДВ, в связи с чем, оспариваемый приказ противоречит действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы Общества.
Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал, считает оспариваемый приказ в части установления нормативов ПДВ сроком на 1 год законным и обоснованным.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 27.10.2014 по 05.11.2014 года. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области в сети Интернет.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, с участием тех же представителей заявителя, от ответчика в процесс вступил представитель по доверенности ФИО4
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, ОАО «Иркутскэнерго» разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух участка № 1 ТЭЦ-9 г. Ангарск, Иркутская область на 5 лет, который после получения согласования Управления Роспотребнадзора по Иркутской области направлен на утверждение нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в Управление Росприроднадзора по Иркутской области.
Приказом от 14.05.2014 № 556-од «Об утверждении нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух стационарных источников выбросов, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области для участка № 1 ТЭЦ-9 ОАО «Иркутскэнерго» утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух сроком на 1 год – на период с 14.05.2014 по 14.05.2015 года.
Заявитель, полагая, что указанный приказ в части установления нормативов ПДВ сроком на 1 год противоречит законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного суд полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого приказа закону или иному нормативному правовому акту и 2) нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым приказом.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требование заявителя не может быть удовлетворено.
В силу ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы (часть 1).
В целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух (часть 5).
Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 7).
Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 определен порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов.
Согласно п. 6 данного Положения предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
На основании п. 8 Положения разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 предусмотрено, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации разрабатывает и утверждает порядок и методы определения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух и временно согласованных выбросов и порядок выдачи разрешений на указанные выбросы.
Однако до настоящего времени такой порядок и методы определения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ не разработаны.
Согласно Письму Росприроднадзора от 21.10.2011 N ВК-08-02-36/13737 "О порядке установления (утверждения) нормативов и выдачи разрешений на выбросы" в целях реализации полномочий в области экологического нормирования, связанных с установлением нормативов выбросов и выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования информирует, что в соответствии с Инструкцией по нормированию, нормативы предельно допустимого выброса устанавливаются на срок до 5 лет. Сроки рассмотрения нормативов установлены п. 4.4 Инструкции по нормированию и составляют 30 дней.
Пунктом 4.6. Инструкции по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты (утв. Госкомприроды СССР 11.09.1989) нормативы ПДВ и ПДС устанавливаются соответственно на срок до 5 и 3 лет и подлежат пересмотру (переутверждению) или уточнению по планам-графикам, согласованным с местными органами Госкомприроды СССР.
Таким образом, законодателем предусмотрено право уполномоченного органа устанавливать нормативы ПДВ на любой срок, но не более пяти лет.
Как установлено судом и следует из материалов дела, оспариваемым приказом от 14.05.2014 № 556-од «Об утверждении нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух стационарных источников выбросов, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» уполномоченным органом - Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области для участка № 1 ТЭЦ-9 ОАО «Иркутскэнерго» утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ПДВ) сроком на 1 год – на период с 14.05.2014 по 14.05.2015 года, то есть на срок до 5 лет.
Ссылка заявителя на п. 3.8.4 Методических рекомендаций по осуществлению государственного надзора за охраной атмосферного воздуха, утвержденных письмом Росприроднадзора от 15.11.2012 № ВК-03-01-36/15437 и то обстоятельство, что Управление Росприроднадзора по Иркутской области получив в рассматриваемом случае на утверждение проект нормативов ПДВ, разработанный на 5 лет при наличии санитарно-эпидемиологического заключения, выданного Управлением Роспотребнадза по Иркутской области, не вправе было сокращать срок, на который разработан данный проект нормативов ПДВ, несостоятельна и не может быть принята судом во внимание.
Участок № 1 ТЭЦ-9 г. Ангарск ОАО «Иркутскэнерго», для которого оспариваемым приказом утверждены нормативы выбросов, расположен на Байкальской природной территории.
Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" установлено, что предельно допустимый объем сбросов и выбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной экологической системы озера Байкал, устанавливается с учетом результатов научных исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации и ежегодно подлежит обязательному пересмотру в целях его уменьшения с учетом состояния окружающей среды Байкальской территории.
Учитывая данное требование законодательства, письмом от 13.09.2013 № СН-08-02-31/13475 «О сроках действия нормативов ПДВ» Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Управлению Росприроднадзора по Иркутской области разъяснила, что ПДВ для источников выбросов, расположенных на Байкальской природной территории должны устанавливаться на срок 1 год.
В связи с чем, оспариваемым приказом от 14.05.2014 № 556-од для участка № 1 ТЭЦ-9 ОАО «Иркутскэнерго» утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ПДВ) сроком на 1 год.
Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к выводу, что оспариваемый приказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области от 14.05.2014 № 556-од об утверждении нормативов выбросов для участка № 1 ТЭЦ-9 ОАО «Иркутскэнерго» в части установления нормативов ПДВ сроком на 1 год вынесено в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", Письмом Росприроднадзора от 21.10.2011 N ВК-08-02-36/13737 "О порядке установления (утверждения) нормативов и выдачи разрешений на выбросы", Инструкцией по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты (утв. Госкомприроды СССР 11.09.1989). И каких - либо нарушений действующего законодательства при вынесении оспариваемого приказа в части установления срока суд не усматривает.
А поэтому суд считает, что основания для признания незаконным приказа в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Другие доводы заявителя также проверены судом, являются несостоятельными и не могут служить основанием для признания незаконным приказа в части установленного в нем срока.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В этой связи, суд считает необходимым в удовлетворении требований отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья Л.А.Куклина