ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-12257/15 от 03.11.2015 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-12257/2015

09.11.2015 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 03.11.2015 года.

Решение в полном объеме изготовлено 09.11.2015 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семеновой А.Я.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "АГЕНТСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТНИКОВ ИРКУТСКА" (ОГРН <***>, ИНН <***>, 664022, Иркутская область, ул. Кожова, 20-208)

к СЛУЖБЕ ПО ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (664025, <...>)

о признании незаконным отказа №76-37-3556/15 от 18.06.2015г,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 (представитель по доверенности);

от ответчика: ФИО2 (представитель по доверенности), после перерыв не явились,

установил:

Публичное акционерное общество «Агентство развития памятников Иркутска» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным отказа Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области (далее – Служба) в выдаче разрешения на строительство для проведения работ по реставрации объекта культурного наследия регионального значения «Особняк Тараканова, 1880-е г.г.», расположенного по адресу: <...> лит. А, А1, А2, А3, изложенный в письме от 18.06.2015 № 76-37-3556/15; обязать Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области в течение 10 дней выдать разрешение на строительство.

В судебном заседании представитель Общества поддержал требование об отмене оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство по основаниям, изложенным в заявлении и письменных дополнениях к нему.

Служба заявленные требования оспорила, указав, на законность и обоснованность оспариваемого отказа со ссылками на ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, поскольку у Общества отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации.

В судебном заседании 27.10.2015г. в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 11 час. 30 мин. до 03.11.2015г.

Дело рассмотрено в порядке статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам, исследовав которые, заслушав доводы и возражения представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Публичное акционерное общество «Агентство развития памятников Иркутска» является собственником объекта культурного наследия регионального значения «Особняк Тараканова», 1880-е г.г., расположенного по адресу: <...>, лит. А, А1, А2, А3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на здание от 13.03.2013г. 38 АЕ 029457 и свидетельством о государственной регистрации права на земельный участок от 13.03.2013г. 38 АЕ 116211.

В соответствии с охранным обязательством по сохранению, содержанию
 и использованию объектов культурного наследия (недвижимых памятников
 истории и культуры) регистрационный № 438/2012 от 10.09.2012 года и заданием на
 проведение работ по сохранению объекта культурного наследия № 30/2012 от
 30.10.2012 года заявитель разработал научно-проектную документацию на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия: «Особняк Тараканова», 1880-е гг.

Указанная проектная документация была согласована со Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области, общество выдано разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия № 037 от 23.07.2014г.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002г. обществом получено положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы от 17.05.2013г.

Письмом № 113 от 14.05.2015 Общество обратилось в Службу о выдаче разрешения на строительство объекта культурного наследия регионального значения «Особняк Тараканова», 1880-е гг., расположенного по адресу: <...>, лит. А.

18.06.2015г. Служба в письме № 76-37-3536/15 отказало Публичному акционерному обществу «Агентство развития памятников Иркутска» в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, в связи с тем, что отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации.

Полагая, что указанный отказ Службы не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим требованием.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из содержания части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла приведенных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным либо решений, действий (бездействия) незаконными, необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.

В соответствиями с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон № 73-ФЗ) работы по сохранению объектов культурного наследия для современного использования проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей.

Пунктом 4 статьи 45 Закона № 73-ФЗ предусмотрено, что порядок подготовки и согласования проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, порядок утверждения формы разрешения и выдачи разрешения на проведение работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно части 5.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выдается разрешение на строительство в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно части 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство.

Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, в том числе: 4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; 8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.

В силу части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, а также проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности, подлежат государственной экспертизе.

Частью 6 статьи 49 ГрК РФ предусмотрено, что не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей, государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории, а также проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности, искусственных земельных участков на водных объектах.

В силу статьи 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", под экологической экспертизой понимаются установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 7.1 статьи 11 Закона № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются в том числе: проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Публичное акционерное общество «Агентство развития памятников Иркутска» является собственником объекта культурного наследия регионального значения «Особняк Тараканова», 1880-е г.г., расположенного по адресу: <...>, лит. А, А1, А2, А3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на здание от 13.03.2013г. 38 АЕ 029457 и свидетельством о государственной регистрации права на земельный участок от 13.03.2013г. 38 АЕ 116211.

Согласно проектной документации при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия (восстановление) предусмотрены следующие мероприятия по реставрации: для повышения эффективности эксплуатации здания предусмотрено устройство подвального этажа, замена существующего деревянного столбчатого фундамента, на железобетонный, для максимально возможного соответствия действующим нормам строительства, с последующим утеплением и отделкой гладкой доской, с сохранением всех вертикальных отметок; сруб подлежит разборке; в связи с полностью утраченной стропильной системой и кровлей, принято решение по выполнению их новоделе с сохранением первоначальных габаритов; замена оконных рам. Описание основных конструктивных решений предусмотрено главой 4 проекта, в том числе по фундаменту (под всем зданием; стены железобетонные, колонны, перекрытия железобетонные, утепленные), по стенам (полная разборка и сборка без использования первоначальных деревянных элементов; новые стены из бревен, предполагается конопатка швов).

Таким образом, из проектной документации следует, что затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, в связи с чем порядок выдачи разрешения на проведение таких работ определяется Градостроительным кодексом Российской Федерации, статья 51 которого предусматривает общие требования предоставления документов, в том числе положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса.

В рассматриваемом случае, с учетом положений ч. 6 ст. 49 ГрК РФ, это строительство, реконструкция всех объектов капитального строительства на Байкальской природной территории.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006г. № 1641-р «О границах Байкальской природной территории», статьей 2 Федерального закона от 01.05.1999г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» территория муниципального образования город Иркутск полностью находится в границах экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории.

Таким образом, проектная документация всех объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территории города Иркутска, подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня на ее соответствие, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Понятие объекта культурного наследия дано в статье 3 Закона № 73-ФЗ, согласно которой к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В рассматриваемом случае объект культурного наследия регионального значения «Особняк Тараканова», 1880-е гг., является прежде всего объектом недвижимого имущества и объектом капитального строительства.

Факт нахождения объекта культурного наследия регионального значения «Особняк Тараканова», 1880-е гг. на Байкальской природной территории заявителем не оспаривается.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что проектная документация по восстановлению объекта культурного наследия должна являться объектом государственной экологической экспертизы и при подачи заявления о выдаче разрешения на строительство объекта культурного наследия регионального значения «Особняк Тараканова», 1880-е гг., расположенного по адресу: <...>, лит. А, заявителю необходимо было представить необходимые документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 ГрК РФ, в том числе: положительное заключение экологической экспертизы проектной документации.

При таких обстоятельствах суд считает, что у Службы отсутствовали основания для выдачи разрешения на строительство, поскольку в силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса непредставление документов, предусмотренных п. 7 ст. 51 ГрК РФ является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Довод заявителя о том, что данные требования не подлежат применению при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, так как в данном случае строительство не осуществляется и запрещено, суд находит несостоятельным и не основанным на нормах действующего законодательства.

Довод заявителя о том, что спорный объект капитального строительства соответствует параметрам, приведенным в пункте 4 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса российской Федерации, а именно: объект культурного наследия – «Особняк Тараканова» представляет собой отдельно стоящее нежилое двухэтажное здание, общая площадь которого менее 1 500 кв.м. (188, 7 кв.м.), не предназначено для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, не относится к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам, в связи с чем, проведение экспертизы проектной документации данного объекта не обязательно, судом также не принимается, поскольку указанное не являлось основанием для отказа выдачи решения на строительства.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ст. 198 АПК РФ оснований для признания оспариваемого отказа незаконным. При таких обстоятельствах, в соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Г.В. Ананьина