ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-12286/2021 от 18.02.2022 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Гагарина б-р, д. 70, Иркутск, 664025, тел. (3952) 24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: Дзержинского ул., д. 36А, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                   Дело № А19-12286/2021

28.02.2022 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18.02.2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 28.02.2022 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Пугачёва А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каланда О.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ИРКУТСКАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 664033, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ИРКУТСК ГОРОД, ФИО1 УЛИЦА, 257)

к АДМИНИСТРАЦИИ КУРЕТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 666121, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ОЛЬХОНСКИЙ РАЙОН, КУРЕТЬ ДЕРЕВНЯ, М.ФИО2 УЛИЦА, ЗДАНИЕ 15А)

о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 25.03.2021 г. № 385,

третье лицо: ФИО3,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом;

от ответчика: не явились, извещены надлежащим образом;

от третьего лица: не явились, извещены надлежащим образом;

В судебном заседании 14.02.2022г. в порядке статьи 163 АПК РФ, объявлялся перерыв до 12 час. 00 мин. 24.02.2022г.

Стороны об объявлении перерыва в судебном заседании уведомлены путем размещения сведений о дате, времени и месте рассмотрения дела на сайте арбитражного суда Иркутской области www.irkutsk.arbitr.ru.

После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при участии:

от заявителя – ФИО4, представитель по доверенности № юр-217 от 15.08.2021 (предъявлен паспорт, документ об образовании);

от ответчика: ФИО5 – представитель по доверенности (предъявлен паспорт).

от третьего лица - не явились, извещены надлежащим образом;

установил:

открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (далее –заявитель, ОАО «ИЭСК», Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации Куретского муниципального образования - Администрация сельского поселения (далее ответчик, Администрация) с требованием о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 25.03.2021 г. № 385.

В обоснование поданного заявления заявитель указал, что 20.02.2020 в целях исполнения договора от 19.03.2020 № 572/20-ВЭС на технологическое присоединение гражданина ФИО3, протокола публичных слушаний от 01.02.2021 № 01, заключения о результатах публичных слушаний от 02.02.2021, ОАО «ИЭСК» направило в адрес Администрации письмо № 06.201.018-14-4.23-0595 о внесении изменений в Программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Куретского муниципального образования на 2015-2024 годы, утвержденную решением Думы от 26.12.2014 № 43. путем включения в нее строительство линейного объекта «ВЛ 10 кВ Косая Степь - Баганта с КТПС 10/0.4 кВ» (TP 572/20) (далее - Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры).

Письмом от 25.03.2021 № 385 Администрация отказала во внесении изменений в Программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, поскольку Генеральным планом Куретского муниципального образования, утвержденным решением Думы Куретского муниципального образования № 16 от 19.12.2013 расширение границ населенных пунктов Куретского муниципального образования  не предусмотрено, проекты планировки и межевания территории содержат сведения о запланированном строительстве линейного объекта на землях сельскохозяйственного назначения и землях лесного фонда, что  связанно с истощением земельных ресурсов и сокращением сельскохозяйственных и пахотных угодий, что противоречит Стратегии национальной безопасности РФ, является нецелесообразным. Строительство и размещение  линейного объекта ВЛ 10 кВ Косая Степь - Баганта с КТПС 10/0.4 кВ» (TP 572/20) не предусмотрено муниципальной целевой программой Куретского муниципального образования   «Комплексное развитие систем  коммунальной инфраструктуры Куретского муниципального образования на 2015-2021 годы».

Полагая, что вышеуказанный отказ не соответствует действующему законодательству, нарушает законные права и интересы ОАО «ИЭСК», последний обратился в суд с настоящим заявлением.

Определением суда от 23.12.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО3.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, в порядке ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), каких-либо ходатайств не направило, отзыв на заявление не представило.

Судебное заседание, в соответствии со ст. 200 АПК РФ, проведено в отсутствие надлежащим образом извещенного третьего лица.

Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам заявления.

Ответчик заявленные требования не признал по доводам отзыва на заявления и дополнений к нему.

Выслушав представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта требованиям закона и иных нормативных правовых актов и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершении действия (бездействия).

Как указывалось судом выше в обоснование заявленного требования ОАО «ИЭСК» ссылается на то, что отказ Администрации в Программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры не соответствует совокупным требованиям п. 23 ст. 1, п. 8 ч. 1 ст. 8, ч.ч. 5.1 -5.3 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ, п. 6.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ст.ст. 77, 78, 101 Земельного кодекса РФ, ст. 21 Лесного кодекса РФ, поскольку действующим законодательством допускается строительство на землях лесного фонда и на землях сельскохозяйственного назначения, Администрация обязана внести изменения в действующую Программу комплексного развития в целях обеспечения жизнедеятельности граждан при наличии соответствующей потребности, а также нарушает права и законные интересы заявителя в связи с наличием препятствия по исполнению обязательств по договору технологического присоединения ФИО3

В соответствии с п. 23 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа - это документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

В п. 6.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ определено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности предусмотрены п. 8 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ.

Требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов установлены Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 502.

Согласно п. 2 - 3, пп. «а» п. 5 Постановления Правительства РФ от 14.06.2013 № 502, программы разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов на основании генеральных планов поселений, городских округов и включают в себя мероприятия по строительству и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами.

Программа разрабатывается на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана поселения, городского округа. Мероприятия и целевые показатели, предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы срок реализации генерального плана составляет 5 лет и более, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели указываются с разбивкой по годам.

В случае если в содержание мероприятий, установленных схемой и программой развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами вносятся изменения, соответствующие изменения должны вноситься и в программу (пункт 4 Постановления Правительства РФ от 14.06.2013 N 502).

Исходя из толкования вышеуказанных норм права, орган местного самоуправления обязан разработать и утвердить программу комплексного развития на срок не менее чем на 10 лет, в которой учитывает перспективу технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры в соответствии с генеральным планом, а также обязан внести изменения в нее, если внесены изменения в содержание мероприятий, установленных схемой и программой развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами вносятся изменения.

Учитывая, что доказательств внесения  изменений в схему и программу развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральную схему размещения объектов электроэнергетики, заявителем не представлено (в спорной части), следовательно, основания для безусловного внесения изменений в Программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры у Администрации отсутствовали.

Доказательств того, что в результате вынесения спорного решения ответчиком допущены нарушения требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов также не представлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что спариваемый ОАО «ИЭСК» отказ Администрации, выраженный в письме от 25.03.2021 г. № 385 соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Кроме того,  заявителем не представлено доказательств того, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд отказывает в удовлетворении требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                              А.А. Пугачёв