АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело № А19-12440/2014
«29» августа 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 29 августа 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29 августа 2014 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сураевой О.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гришиной О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (664047, <...>) о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Гринлайт» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 665811, Иркутская область, г. Ангарск, микрорайон 18-й, 22 – 48) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: не присутствовал,
от лица, привлекаемого к ответственности: представителя по доверенности ФИО1, представлен паспорт,
установил:
Межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – МУГАДН по Республике Бурятия и Иркутской области) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Гринлайт» (далее – лицо, привлекаемое к административной ответственности, Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании 28 августа 2014г. в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 29 августа 2014г.
Административный орган, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, представителя для участия в судебном заседании не направил. В обоснование требований о привлечении к административной ответственности в заявлении указал следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Гринлайт» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.
Общество имеет лицензию от 20 марта 2014 года № АСС-38-004616 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на основании приказа от 10 июля 2014 года № 855 (серия АТД) в отношении ООО «Гринлайт» проведена внеплановая документарная проверка по вопросам соблюдения установленных лицензией требований по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом.
В ходе проверки выявлены нарушения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные лицензионные требования при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, а именно: Обществом не соблюдены требования Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»,
Приказа Минтранса России от 15 января 2014 года № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации», Приказа Минтранса России от 20 августа 2004 года № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», которые выразились в отсутствии контроля за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации режима рабочего времени и времени отдыха водителей, и отсутствии контроля за соблюдением сроков прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров водителей.
Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от 28 июля 2014 года № 1022.
По результатам проверки государственным инспектором Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Иркутской области составлен протокол об административном правонарушении от 28 июля 2014 года серии АП № 001621/322, в соответствии с которым установлено совершение Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол и другие материалы дела об административном правонарушении МУГАДН по Республике Бурятия и Иркутской области направлены в арбитражный суд для привлечения ООО «Гринлайт» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель Общества в судебном заседании наличие выявленных в ходе проверки нарушений не оспорил, вину признал, учитывая, что к ответственности за аналогичное правонарушении юридическое лицо раннее не привлекался, просил арбитражный суд ограничиться привлечением к административной ответственности должностного лица общества.
Дело в соответствии с частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие заявителя.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Относительно доводов представителя общества, приведенных в судебном заседании, арбитражный суд считает необходимым разъяснить, что привлечение должностного лица общества к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ за установленные административным органом правонарушения невозможно, поскольку представленные Межрегиональным Управлением государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта материалы административного дела, в том числе протокол об административном правонарушении от серии АП № 001621/222, составлены в отношении именно юридического лица – ООО «Гринлайт». Более того, арбитражному суду неподведомственны дела о привлечении к административной ответственности должностных, т.е. физических, лиц.
Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с Федеральным законом от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В силу пункта 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Статьей 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ определено понятие «лицензионные требования» - как совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 года № 280 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подпунктом «з» пункта 4 которого предусмотрено, что лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются, в том числе соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Приказом Минтранса России от 15 января 2014 года № 7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – Правила от 15 января 2014 года № 7), которые определяют основные задачи и требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, предназначенных для перевозок пассажиров и грузов (далее - субъекты транспортной деятельности).
Пунктом 15 Правил от 15 января 2014 года № 7 предусмотрено, что субъект транспортной деятельности обеспечивает контроль соблюдения установленного законодательством Российской Федерации режима рабочего времени и времени отдыха водителей.
В силу пункта 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20 августа 2004 года № 15, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
В нарушение указанных норм Обществом не обеспечен контроль за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации режима рабочего времени и времени отдыха водителей, не соблюдается ежедневный межсменный отдых водителей, который должен составлять не менее 12 час. Так, согласно путевому листу от 21 июля 2014 года № 1852 водитель ФИО2 осуществил выезд в 5 час. 00 мин., при этом возвращен автобус в 20 час. 30 мин., а 22 июля 2014 года этот же водитель выезжает на линию по путевому листу от 22 июля 2014 года № 1867 в 06 час. 30 мин., то есть межсменный отдых составил 10 час., возвращается автобус в 22 час. 00 мин. Далее 23 июля 2013 года (путевой лист от 23 июля 2014 года № 1879) водитель ФИО2 выезжает в 06 час. 30 мин., следовательно, межсменный отдых составил 08 час. 30 мин.
Кроме того, пунктами 11 и 12 Правил от 15 января 2014 года № 7 предусмотрено, что субъект транспортной деятельности обязан в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» организовывать проведение обязательных медицинских осмотров водителей. Субъект транспортной деятельности обязан осуществлять контроль соблюдения сроков прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров водителей, а также направлять их на очередной медицинский осмотр в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – Приказ № 302н).
Согласно пункту 2 Приказа № 302н предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем.
В силу пунктов 15 и 16 Приказа № 302н частота проведения периодических осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ. Периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, указанные в Перечне факторов и Перечне работ.
В соответствии с пунктом 27 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинское осмотры (обследования) работников (приложение № 2 к Приказу № 302н) для видов работ по управлению наземными транспортными средствами установлена периодичность проведения осмотров не реже одного раза в два года.
В ходе проверки должностным лицом МУГАДН по Республике Бурятия и Иркутской области установлено непрохождение очередных медицинских осмотров на право управления транспортным средством водителями ФИО3 и ФИО4 Так, согласно медицинской справке о допуске к управлению транспортным средством, выданной ФИО4 21 марта 2012 года, данный водитель должен пройти медицинское переосвидетельствование 21 марта 2014 года. Медицинская справка о допуске к управлению транспортным средством выдана водителю ФИО3 24 июня 2012 года, следовательно, водитель должен пройти медицинское освидетельствование 24 июня 2014 года.
Однако доказательства медицинского переосвидетельствования водителей ФИО3 и ФИО5 в материалы дела не представлены. Согласно путевым листам от 18 июля 2014 года № 1801 и от 23 июля 2014 года № 1877 после истечения сроков предыдущих медицинских осмотров деятельность по перевозке пассажиров данными водителями продолжалась.
Установленные в ходе проверки нарушения, выразившиеся в отсутствии контроля за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации режима рабочего времени и времени отдыха водителей (не соблюдается ежедневный межсменный отдых водителей), непрохождении очередного медицинского осмотра на право управления транспортным средством водителями подтверждаются актом проверки от 28 июля 2014 года № 1022, протоколом об административном правонарушении от 28 июля 2014 года № 001621/322, медицинским справками на право управления транспортным средством от 21 марта 2012 года, от 24 июня 2012 года, справками о количестве на день проверки ТС, используемых для лицензионной деятельности от 21 июля 2014 года, путевыми листами от 18 июля 2014 года № 1801, от 21 июля 2014 года № 1852, от 22 июля 2014 года № 1867, от 23 июля 2014 года № 1877, от 23 июля 2014 года № 1879.
Данные нарушения свидетельствуют о несоблюдении Обществом при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом лицензионных требований, установленных правилами обеспечения безопасности перевозок, и образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъектом вменяемого административного правонарушения является ООО «Гринлайт», на котором лежит обязанность соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
Объектом данного правонарушения - общественные отношения в области предпринимательской деятельности.
Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется виной, критерии которой относительно юридических лиц определены частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Общество, имея возможность для соблюдения лицензионных требований при осуществлении лицензионного вида деятельности, не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению, что свидетельствует о наличии вины в совершении административного правонарушения.
Таким образом, в действиях ООО «Гринлайт» имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве по делу об административном правонарушении не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя Общества.
Полномочия должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, определены частями 3, 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Приказом Ространснадзора от 30 октября 2007 года № ГК-938фс «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».
Часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве меры наказания предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица (часть 1). Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2).
Поскольку выявленное в ходе проверки нарушение влияет на безопасность дорожного движения, в связи с чем возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, арбитражный суд считает нецелесообразным применение в рассматриваемом случае санкции в виде предупреждения.
Учитывая изложенное и принимая во внимание факт совершения Обществом вменяемого правонарушения впервые, в качестве обстоятельства смягчающего его ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, арбитражный суд считает возможным назначить наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что составляет 30 000 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167 – 171, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Гринлайт» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 665811, Иркутская область, г. Ангарск, микрорайон 18-й, 22 – 48) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 30 000 руб., с перечислением суммы штрафа по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по Иркутской области (Межрегиональное УГАДН по Республике Бурятия и Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, л/с <***>), р/с <***>, БИК 048142001, ГРКЦ НБ Банка России Республика Бурятия г. Улан-Удэ, ИНН <***>, КПП 032601001, ОКТМО 25701000001, КБК 106 1 16 30030 01 6000140. Денежные взыскание (штрафы) за административные правонарушения в области дорожного движения.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья О.П.Сураева