ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-12532/2011 от 19.01.2012 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело   А19-12532/2011

26.01.2012

Резолютивная часть решения объявлена   19.01.2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено   26.01.2012 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мусихиной Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буценко Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя Комарова Владимира Ивановича, Воловченко Леонида Пантелеевича, Соболевой Ирины Викторовны

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области, Закрытому акционерному обществу «Востоксибстрой»

о признании решения и действий незаконными,

при участии в судебном заседании:

от заявителей: Комаров В.И. – паспорт; Воловченко Л.П. – паспорт; от Соболевой И.В. представитель Комаров В.И. – паспорт, доверенность,

от ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области: представители Соломина Е.В. – паспорт, доверенность; Степанова И.А. – удостоверение, доверенность,

от ответчика Закрытого акционерного общества «Востоксибстрой»: представитель Кученова А.А. – паспорт, доверенность,

установил:

Первоначально индивидуальный предприниматель Комаров Владимир Иванович, Воловченко Леонид Пантелеевич, Соболева Ирина Викторовна (далее – заявители) обратились в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области (далее – Инспекция, налоговый орган), Закрытому акционерному обществу «Востоксибстрой» (далее – ЗАО «Востоксибстрой») о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ от 28.04.2011; датой уведомления кредиторов Комарова В.И., Воловченко Л.П., Соболевой И.В. о предстоящей ликвидации, исключении ООО «Большая база» из Единого государственного реестра юридических лиц считать дату получения выписки из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области 09.06.2011.

08.11.2011 заявители в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнили заявленные требования, просили признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области по исключению ООО «Большая база» из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с отсутствием у Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области законных обстоятельств и решений, дающих основания на право внесения в государственный реестр записи об исключении ООО «Большая база» из Единого государственного реестра юридических лиц;

- обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области согласно «Правилам ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений» в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 08.12.2008 №930, согласно пунктам 5, 6, 7 изменить сведения, содержащиеся в конкретной записи государственного реестра об исключении ООО «Большая база» из Единого государственного реестра юридических лиц, путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись, подтвердив документом, форма которого установлена Правительством Российской Федерации (записи №25; №915 Выписки №1582 из Единого государственного реестра юридических лиц от 09.06.2011);

- обязать регистрирующий орган выдать заявителям документ установленной формы и выписку из Единого государственного реестра по форме согласно приложению №5 к «Правилам ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений»;

- признать незаконным решение №105 от 30.12.2010 согласно допущенным нарушениям в силу пунктов 3, 4 статьи 21.1 Федерального закона №129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», статей 61-65 Гражданского кодекса Российской Федерации.

02.12.2011 заявители в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изменили уточнение заявленных требований, просили признать незаконным решение общего собрания участников ООО «Большая база» от 17.03.2011 о ликвидации указанного юридического лица;

- запись, сделанную Комаровым В.И. в судебном заседании 16.11.2011 на странице 10 уточнения исковых требований от 08.11.2011 по делу №А19-12532/2011, считать следующего содержания: рассмотрение по делу №А19-12532/2011 согласно уточнениям исковых требований, приобщенных к материалам дела от 08.11.2011 через канцелярию Арбитражного суда Иркутской области, заявители просят произвести согласно пунктам №№2, 3, 4, 5 указанных уточнений от 08.11.2011, а именно: признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области по исключению ООО «Большая база» из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с отсутствием у Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области законных обстоятельств и решений, дающих основания на право внесения в государственный реестр записи об исключении ООО «Большая база» из Единого государственного реестра юридических лиц;

- обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области согласно «Правилам ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений» в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 08.12.2008 №930, согласно пунктам 5, 6, 7 изменить сведения, содержащиеся в конкретной записи государственного реестра об исключении ООО «Большая база» из Единого государственного реестра юридических лиц, путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись, подтвердив документом, форма которого установлена Правительством Российской Федерации (записи №25; №915 Выписки №1582 из Единого государственного реестра юридических лиц от 09.06.2011);

- обязать регистрирующий орган выдать заявителям документ установленной формы и выписку из Единого государственного реестра по форме согласно приложению №5 к «Правилам ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений»;

- признать незаконным решение №105 от 30.12.2010 согласно допущенным нарушениям в силу пунктов 3, 4 статьи 21.1 Федерального закона №129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», статей 61-65 Гражданского кодекса Российской Федерации.

- признать незаконным решение общего собрания участников ООО «Большая база» от 17.03.2011 о ликвидации указанного юридического лица.

29.12.2011 заявители в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изменили уточнение заявленных требований, просили признать незаконным решение №105 от 30.12.2010 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области;

- обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области внести запись в государственный реестр о нахождении ООО «Большая база» в стадии ликвидации в силу статьи 20 Федерального закона №129-ФЗ и пункта 1 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- в силу пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 20, 21 Федерального закона №129-ФЗ с целью соблюдения прав и законных интересов кредиторов решением суда о ликвидации юридического лица на учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию ООО «Большая база» его учредительными документами, возложить обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица согласно законодательству Российской Федерации;

- с целью соблюдения прав и законных интересов кредиторов Комарова В.И., Соболевой И.В., Воловченко Л.П. для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица ООО «Большая база», осуществляемой по решению суда, направить в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области);

- уведомление кредиторов Комарова В.И., Соболевой И.В., Воловченко Л.П. о проведении ликвидации ООО «Большая база» заявители просят провести в судебном заседании в присутствии представителей участников ООО «Большая база» Петрова Г.И. или ликвидатора Хацевича А.А., сделав необходимую запись в судебном протоколе в присутствии всех сторон, участников судебного процесса по делу №А19-12532/2011.

Судом приняты и рассмотрены по существу уточнения заявленных требований в следующей редакции:

- о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области №105 от 30.12.2010 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО «Большая База» из Единого государственного реестра юридических лиц;

- о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области по внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении ООО «Большая база» из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа как фактически прекратившее деятельность на основании статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

- об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Комарова Владимира Ивановича, Воловченко Леонида Пантелеевича, Соболевой Ирины Викторовны.

В судебном заседании предприниматель Комаров В.И., представитель Соболевой И.В. – Комаров В.И., Воловченко Л.П. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении и уточнениях к нему.

Представители налогового органа полагали заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель ЗАО «Востоксибстрой» полагал заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 16 час. 00 мин. 19.01.2012.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

17.03.2011 в соответствии с протоколом Общего собрания участников Общества с ограниченной ответственностью «Большая база» участниками ООО «Большая база» принято решение о добровольной ликвидации Общества.

30.12.2010 Инспекцией принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) №105.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию от 09.06.2011 ООО «Большая база» исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа как фактически прекратившее деятельность на основании ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Заявители, полагая, что решение от 30.12.2010 №105 и действия налогового органа по внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении ООО «Большая база» из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа как фактически прекратившее деятельность на основании статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» являются незаконными, нарушающими их права и законные интересы, обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В обоснование требований заявители указали, что ответчики имели намерения причинить вред кредиторам и злоупотребили своими правами. По мнению заявителей, ликвидационная комиссия не предприняла меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, письменно не уведомила заявителей, чем лишила возможности во исполнение пункта 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» своевременно направить заявления о запрете исключения ООО «Большая база» из Единого государственного реестра юридических лиц. Кроме того, заявители указали, что учредители (участники) ООО «Большая база» и налоговый орган, принявший решение о ликвидации ООО «Большая база», письменно не уведомили кредиторов ООО «Большая база» Комарова В.И., Воловченко Л.П., Соболеву И.В., что юридическое лицо ООО «Большая база» находится в процессе ликвидации. О том, что ООО «Большая база» ликвидировано налоговым органом заявители узнали из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 09.06.2011.

Представители налогового органа полагали решение и действия налогового органа законными и обоснованными.

Представитель ЗАО «Востоксибстрой» полагал оспариваемые решение и действия налогового органа соответствующими Федеральному закону от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Исследовав доказательства по делу: заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2011г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон №129-ФЗ).

Статьей 17 Закона №129-ФЗ определен перечень документов, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Пунктом 1 статьи 17 Закона №129-ФЗ определено, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, предусмотренные настоящим подпунктом изменения или учредительные документы в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем в электронной форме изменения или учредительные документы, подписанные электронной подписью регистрирующего органа, в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае представления изменений или учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;

Порядок предоставления документов при государственной регистрации определен статьей 9 Закона №129-ФЗ.

Согласно статье 9 Закона №129-ФЗ в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представлены непосредственно или направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Свидетельствование подписи физического лица, регистрируемого или зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на заявлении, указанном в настоящем пункте, в нотариальном порядке не требуется в случае, если указанное физическое лицо представляет документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, непосредственно в регистрирующий орган и представляет одновременно документ, удостоверяющий личность.

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;

в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

При внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица - участника общества, исполнитель завещания и нотариус.

Если указанные в абзаце первом настоящего пункта участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица - участника общества являются юридическими лицами, таким заявителем может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа такого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, а также физическое лицо, действующее на основании доверенности.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

В ином случае, а также при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных в соответствии с настоящим Федеральным законом документов в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 стати 21.1 Закона №129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении) (пункт 2 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ).

Согласно статье 23 Закона №129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается только в случае непредставления определенных указанным Законом необходимых для государственной регистрации изменений документов.

Из материалов дела следует, что ООО «Большая база» зарегистрировано в качестве юридического лица 09.08.2006.

Налоговый орган 30.12.2010 в соответствии с пунктом 2 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ принял решение №105 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО «Больщая база» из Единого государственного реестра юридических лиц.

При этом Инспекцией сообщено, что в случае, если настоящее решение о предстоящем исключении ООО «Большая база» затрагивает права и законные интересы указанного юридического лица, кредиторов или иных лиц, данными лицами не позднее трех месяцев со дня опубликования настоящего решения может быть направлено соответствующее заявление в налоговый орган.

Указанное решение опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» в январе 2011 №1 (308).

17.03.2011 в соответствии с протоколом №б/н Общего собрания участников Общества с ограниченной ответственностью «Большая база» участниками ООО «Большая база» принято решение о добровольной ликвидации Общества.

21.03.2011 в регистрирующий орган обратился учредитель ООО «Большая база» Петров Г.И. от имени всех учредителей данного юридического лица, который согласно пункту 4 протокола №б/н Общего собрания участников ООО «Большая база» от 17.03.2011 единогласно был назначен заявителем для нотариального заверения уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (форма Р15001) и уведомления о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) (форма Р150025).

На основании решения №105 от 30.12.2010 о предстоящем исключении недействующего юридического лица налоговым органом 09.06.2011 в реестр внесены сведения об исключении из ЕГРЮЛ ООО «Большая база» как фактически прекратившего свою деятельность юридического лица на основании статьи 21.1 Закона №129-ФЗ.

В целях обеспечения реализации положений статьи 21.1 Закона №129-ФЗ приказом ФНС России от 16.11.2005 №САЭ-3-09/591@ утвержден Порядок организации работы налоговых органов по исключению юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа (далее - Порядок №591), согласно которому факты отсутствия у юридического лица в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или отсутствие открытых банковских счетов, а также непредставления юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, оформляется соответствующими Справками по форме согласно приложению №1 к приказу Минфина России от 28.02.2006 № 32н (далее - приказ ФНС № 32н).

Пунктом 2.1 Порядка №591 предписано принятие Решения о предстоящем исключении руководителем регистрирующего (налогового) органа по месту нахождения юридического лица не позднее 5 рабочих дней со дня получения Справок.

Правовыми и документальными основаниями для вынесения налоговым органом решения №105 от 30.12.2010 о предстоящем исключении ООО «Большая база» из ЕГРЮЛ явились требования статьи 21.1 Закона №129-ФЗ и наличие оформленных в соответствии с Порядком №591 и приказом ФНС №32н Справок №66-С и №66-О от 24.12.2010.

Согласно Справке №66-О от 24.12.2010 документы бухгалтерской и налоговой отчетности ООО «Большая база» не предоставлялись с 18.10.2007, то есть более 12 месяцев.

Справка №66-С от 24.12.2010 об отсутствии движения денежных средств по банковским счетам за период с 01.12.2009 по 01.12.2010 подтверждена выпиской о движении денежных средств по расчетному счету ООО «Большая база», представленная ЗАО «Гринкомбанк» (исх. №13/3346 от 22.12.2010).

В установленные Законом №129-ФЗ сроки - 12.01.2011 принятое Инспекцией решение от 30.12.2010 №105 о предстоящем исключении ООО «Большая база» из ЕГРЮЛ опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» №1 (308).

Учитывая изложенное, суд полагает, что решение налогового органа №105 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО «Больщая база» из Единого государственного реестра юридических лиц принято в соответствии с положениями Федерального закона от 08.08.2011г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что решение Инспекции о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц от 30.12.2010 №105 соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителей.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требования о признании указанного решения незаконным следует отказать.

Рассматривая требования заявителей о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области по внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении ООО «Большая база» из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа как фактически прекратившее деятельность на основании статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (часть 1 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 20 Закона №129-ФЗ предусмотрено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (пункт 2 статьи 20 Закона №129-ФЗ).

17.03.2011 в соответствии с протоколом Общего собрания участников Общества с ограниченной ответственностью «Большая база» участниками ООО «Большая база» принято решение о добровольной ликвидации Общества.

Решение налогового органа №105 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО «Больщая база» из Единого государственного реестра юридических лиц принято 30.12.2010.

В органах печати опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Такие заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.

Принятое Инспекцией решение от 30.12.2010 №105 о предстоящем исключении ООО «Большая база» из ЕГРЮЛ опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» №1 (308) 12.01.2011.

21.03.2011 в регистрирующий орган обратился учредитель ООО «Большая база» Петров Г.И. от имени всех учредителей данного юридического лица, который согласно пункту 4 протокола №б/н Общего собрания участников ООО «Большая база» от 17.03.2011 единогласно был назначен заявителем для нотариального заверения уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (форма Р15001) и уведомления о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) (форма Р150025).

В силу пункта 4 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ в случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Кроме того, в журнале «Вестник государственной регистрации» 06.04.2011 ООО «Большая база» также опубликовало объявление о принятии решения о добровольной ликвидации общества, принятого общим собранием участников.

Несмотря на наличие обстоятельств, указанных в пункте 4 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ, налоговым органом 09.06.2011 в реестр внесены сведения об исключении из ЕГРЮЛ ООО «Большая база» как фактически прекратившего свою деятельность юридического лица на основании статьи 21.1 Закона №129-ФЗ.

При наличии решения участников ООО «Большая база» о добровольной ликвидации юридического лица налоговый орган не должен был совершать действия по внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении ООО «Большая база» из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа как фактически прекратившее деятельность на основании статьи 21.1 Закона №129-ФЗ.

В рассматриваемой ситуации Инспекции следовало в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона №129-ФЗ внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае если арбитражный суд, установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области по внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении ООО «Большая база» из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа как фактически прекратившее деятельность на основании статьи 21.1 Закона №129-ФЗ не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При изложенных обстоятельствах требования заявителей о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области по внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении ООО «Большая база» из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа как фактически прекратившее деятельность на основании статьи 21.1 Закона №129-ФЗ; об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей подлежат удовлетворению.

Рассматривая требования индивидуального предпринимателя Комарова Владимира Ивановича, Воловченко Леонида Пантелеевича, Соболевой Ирины Викторовны к Закрытому акционерному обществу «Востоксибстрой» о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области по внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении ООО «Большая база» из Единого государственного реестра юридических лиц, о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области №105 от 30.12.2010 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО «Большая База» из Единого государственного реестра юридических лиц, суд приходит к следующему.

Указанные требования заявлены к Закрытому акционерному обществу «Востоксибстрой», которое не принимало оспариваемое решение и не совершало оспариваемые действия; не является органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом, принявшим ненормативный правовый акт, решение или совершило оспариваемые действия (бездействие), вследствие этого удовлетворению не подлежат.

Распределяя понесенные заявителями при подаче настоящего заявления судебные расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной индивидуальным предпринимателем Комаровым В.И. в размере 200 руб. квитанцией от 22.02.2011 (операция 916983811), Воловченко Л.П. в размере 200 руб. квитанцией от 30.12.2011 (операция №1150524067), Соболевой И.В. в размере 200 руб. квитанцией от 12.01.2012 (номер терминала 978863), суд исходит из следующего.

Статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет, что состав судебных расходов состоит из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу части 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При этом суд учитывает, что согласно подпункту 1 пункту 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.

Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.

При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подп.1.1 п.1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.

При таких обстоятельствах суд относит расходы, понесенные заявителями при подаче настоящего заявления, по уплате государственной пошлины, уплаченной индивидуальным предпринимателем Комаровым В.И. в размере 200 руб. квитанцией от 22.02.2011 (операция 916983811), Воловченко Л.П. в размере 200 руб. квитанцией от 30.12.2011 (операция №1150524067), Соболевой И.В. в размере 200 руб. квитанцией от 12.01.2012 (номер терминала 978863), на налоговый орган.

Согласно статье 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для физических лиц - 200 рублей.

В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная индивидуальным предпринимателем Комаровым В.И. государственная пошлина в размере 200 руб. квитанцией от 12.01.2012 (номер терминала 978863) подлежит возврату.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области по внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении ООО «Большая база» из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа как фактически прекратившее деятельность на основании статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Комарова Владимира Ивановича, Воловченко Леонида Пантелеевича, Соболевой Ирины Викторовны.

В удовлетворении заявленного требования о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области №105 от 30.12.2010 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО «Большая База» из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.

В удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Комарова Владимира Ивановича, Воловченко Леонида Пантелеевича, Соболевой Ирины Викторовны к Закрытому акционерному обществу «Востоксибстрой» о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области по внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении ООО «Большая база» из Единого государственного реестра юридических лиц, о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области №105 от 30.12.2010 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО «Большая База» из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области в пользу индивидуального предпринимателя Комарова Владимира Ивановича расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб., уплаченной квитанцией от 22.02.2011 (операция 916983811).

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области в пользу Воловченко Леонида Пантелеевича расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб. 00 коп., уплаченной квитанцией от 30.12.2011 (операция 1150524067).

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Иркутской области в пользу Соболевой Ирины Викторовны расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб. 00 коп., уплаченной квитанцией от 12.01.2012 (номер терминала 978863).

Возвратить индивидуальному предпринимателю Комарову Владимиру Ивановичу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 200 руб. 00 коп., уплаченную квитанцией от 12.01.2012 (номер терминала 978863).

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья: Т.Ю.Мусихина