АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-12652/2012
« 30 » июля 2012 г.
Резолютивная часть решения объявлена 24 июля 2012 г.
Решение в полном объеме изготовлено 30 июля 2012 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каланда О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Иркутский керамический завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664011, <...>)
к Правительству Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664027, <...>),
третьи лица: Иркутское районное муниципальное образование в лице Администрации Иркутского районного муниципального образования (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664511, <...>), Министерство имущественных отношений Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664007, <...>),
о признании незаконным отказа, выраженного в распоряжении Правительства Иркутской области от 30.03.2012 № 150-рп, в переводе земельного участка площадью 183112 кв.м., кадастровый номер 38:36:130817:498, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, в 500 м к юго-западу от с. Мамоны, ОАО «Иркутский керамический завод», из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения,
обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о переводе земельного участка площадью 183112 кв.м., кадастровый номер 38:36:130817:498, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, в 500 м к юго-западу от с. Мамоны, ОАО «Иркутский керамический завод», из категорий земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения,
при участии в заседании представителей:
от заявителя: ФИО1, доверенность, паспорт;
от Правительства Иркутской области: ФИО2, доверенность, паспорт;
от третьего лица (Иркутское районное муниципальное образование в лице Администрации Иркутского районного муниципального образования): не явились;
от третьего лица (Министерство имущественных отношений Иркутской области): ФИО3, доверенность, удостоверение;
установил:
Открытое акционерное общество «Иркутский керамический завод» (далее – ОАО «ИКЗ») обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа, выраженного в распоряжении Правительства Иркутской области от 30.03.2012 № 150-рп, в переводе земельного участка площадью 183112 кв.м., кадастровый номер 38:36:130817:498, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, в 500 м к юго-западу от с. Мамоны, ОАО «Иркутский керамический завод», из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
В качестве меры восстановления нарушенного права ОАО «ИКЗ» просило обязать ответчиков принять решение о переводе указанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Представитель ОАО «ИКЗ» в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Правительства Иркутской области требования заявителя не признал.
Представитель Министерства имущественных отношений Иркутской области указал на необоснованность заявленных ОАО «ИКЗ» требований, просил в их удовлетворении отказать.
Третье лицо - Иркутское районное муниципальное образование в лице Администрации Иркутского районного муниципального образования, в заседание суда своего представителя не направило, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором выразило свое согласие на перевод спорного земельного участка из одной категории в другую.
Из материалов дела следует, что 10.03.2012 ОАО «ИКЗ» обратилось в Министерство имущественных отношений Иркутской области с ходатайством и соответствующим пакетом документов о переводе земельного участка с кадастровым номером 38:36:130817:498, площадью 183112 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, в 500 м к юго-западу от с. Мамоны, ОАО «Иркутский керамический завод», из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Распоряжением Правительства Иркутской области от 30.03.2012 № 150-рп заявителю отказано в переводе земельного участка из одной категории в другую в связи с установлением несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельного участка схеме территориального планирования муниципального района Иркутского районного муниципального образования Иркутской области, утвержденной решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 25.11.2010 № 15-101/рд.
Не согласившись с отказом, выраженным в распоряжении от 30.03.2012 № 150-рп, ОАО «ИКЗ» обратилось в суд с настоящим заявлением.
В отзыве на заявление Правительство Иркутской области указало на законность оспариваемого распоряжения, его соответствие закону, в частности, пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, их совершивший.
Согласно статье 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу статьи 87 Земельного кодекса РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Из подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ следует, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ), в соответствии с частями 1 и 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Частью 4 статьи 2 Закона № 172-ФЗ установлен следующий перечень документов, которые необходимо приложить к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую:
1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.
Пункт 8 статьи 7 Закона № 172-ФЗ предусматривает возможность перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в исключительных случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Согласно статье 63 Устава Иркутской области от 17.04.2009 № 1 (принятого постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 15.04.2009 № 9/5-3С) исполнительную власть Иркутской области осуществляют: высший исполнительный орган государственной власти Иркутской области - Правительство Иркутской области, возглавляемое Губернатором Иркутской области; министерства и иные исполнительные органы государственной власти Иркутской области.
Законом Иркутской области от 21.12.2006 № 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» полномочия по переводу земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности области, земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков в составе таких земель, находящихся в муниципальной или частной собственности, отнесены к полномочиям Правительства Иркутской области в сфере использования и охраны земель.
Следовательно, органом, уполномоченным на принятие решения о переводе спорного земельного участка из одной категории в другую, является Правительство Иркутской области.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 7 «Положения о министерстве имущественных отношений Иркутской области», утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 № 264/43-пп, министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функции в сфере управления и распоряжения землями и земельными участками, в том числе: подготовку и представление Правительству Иркутской области предложений о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности Иркутской области; в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков в составе таких земель, находящихся в муниципальной или частной собственности; в отношении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением необходимых для федеральных нужд.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Иркутского района утвержден акт выбора и обследования земельного участка под разработку карьера для добычи глины, площадью 32га, находящийся на землях Иркутского совхоза-техникума (Иркутская область, Иркутский район, в 7 км западнее г.Иркутска).
В соответствии с выданной лицензией на право пользования недрами ИРР № 00033ТЭ ОАО «ИКЗ» на участке, расположенном в 9 км к западу от г.Иркутска, в 2-3 км от с.Максимовщина, имеющем статус горного отвода (справка о регистрации горного отвода от 16.01.2011, горноотводный акт к лицензии), разрешены работы по добыче глинистого сырья.
Межведомственной комиссией по рассмотрению земельных вопросов и контролю за использованием земель на территории Иркутского района принято решение о согласовании перевода земельного участка площадью 18,2га из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (выписка из протокола заседания комиссии от 16.05.2008 № 49).
Постановлением мэра Иркутского района от 10.06.2008 № 2484 (с учетом изменений, внесенных постановлением мэра от 09.11.2010) утвержден проект границ земельного участка общей площадью 183112 кв.м., земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, в 500 м к юго-западу от с. Мамоны, ОАО «Иркутский керамический завод».
Указанный земельный участок прошел государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 38:36:130817:498.
10.03.2012 после проведения в отношении спорного земельного участка процедуры выбора земельного участка, выполнения кадастровых работ, осуществлении его государственного кадастрового учета, ОАО «ИКЗ» обратилось в Министерство имущественных отношений Иркутской области с ходатайством о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
К ходатайству о переводе земельного участка из одной категории в другую ОАО «ИКЗ» был приложен необходимый пакет документов, в том числе: копия лицензии на право пользования недрами ИРР 0003ЗТЭ, копия плана горного и земельного отводов, копия горноотводного акта к лицензии на право пользования недрами ИРР 00033ТЭ, копия акта выбора и обследования земельного участка под разработку карьера глин, кадастровый паспорт земельного участка от 08.12.2010, выписка из ЕГРЮЛ на ОАО «ИКЗ», выписка из государственного земельного кадастра, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, схема расположения земельного участка, утвержденный проект рекультивации земель.
Оспариваемый отказ в переводе земельного участка из одной категории в другую мотивирован несоответствием испрашиваемого целевого назначения земельного участка схеме территориального планирования муниципального района Иркутского районного муниципального образования Иркутской области, утвержденной решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 25.11.2010 № 15-101/рд.
В отзыве по делу Правительство Иркутской области указало, что в схеме территориального планирования муниципального образования – Иркутский район отсутствует какая-либо информация о том, что земли сельскохозяйственного назначения, где располагается земельный участок с кадастровым номером 38:36:130817:498, в перспективе будут использованы для разработки месторождения общедоступных полезных ископаемых, в частности, добычи глины.
Решением Думы Иркутского районного МО от 25.11.2010 № 15-101/рд утверждена схема территориального планирования муниципального района- Иркутского районного муниципального образования Иркутской области.
Пунктом 2 решения Думы определено, что решение, положения, содержащиеся в схеме территориального планирования муниципального района - Иркутского районного муниципального образования, а именно: цели и задачи территориального планирования, перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения, проектный план, подлежат опубликованию в газете "Ангарские огни" и размещению на официальном сайте администрации Иркутского района www.irkraion.ru в сети Интернет.
В газете «Ангарские огни», №46, 3 декабря 2010 года опубликованы Положения о территориальном планировании, содержащиеся в схеме территориального планирования муниципального района и проектный план (основной чертеж) в масштабе М:100 000.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование это планирование развития территорий для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.
Таким образом, данное определение устанавливает содержание документов территориального планирования. При этом:
- функциональная зона - это зона, для которой документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Функциональные зоны могут содержаться только в генеральных планах и документах территориального планирования поселений и городских округов, то есть в документах территориального планирования регионального значения функциональные зоны не применяются;
- зона планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд. Из самого понятия следует, что это должна быть конкретная территория, запланированная под размещение конкретного объекта, необходимого для осуществления определенных законодательством полномочий субъекта РФ;
- зона с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе схемы территориального планирования муниципальных районов.
Схема территориального планирования муниципального района включает в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения. Схема территориального планирования муниципального района содержит положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы), на которых отображаются существующие и планируемые границы поселений, входящих в состав муниципального района, границы земель различных категорий в пределах межселенных территорий, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства на межселенных территориях (ст. 19 ГрК РФ).
Схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района (п. 1 ст. 20 ГрК РФ).
Изучение схемы территориального планирования Иркутского района и проектного плана (основной чертеж) к ней показало, что конкретной привязки к местности, а также указания на запланированную площадь функциональные зоны не имеют. В связи с чем, не представляется возможным установить нахождение спорного земельного участка в той или иной функциональной зоне.
В силу пункта 1 статьи 65, пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. В настоящем случае, ответчиком не представлено доказательств, отвечающих признакам относимости и допустимости, с достоверностью свидетельствующих о включении испрашиваемого земельного участка в определенную функциональную зону. Само по себе наличие у земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о невозможности перевода земельного участка из одной категории в другую.
Следовательно, ссылки ответчика на схему территориального планирования Иркутского подлежат отклонению, поскольку данная схема не содержит в себе ограничений на перевод земельного участка с кадастровым номером 38:36:130817:498 из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В силу п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно акту выбора и обследования земельного участка Администрация Иркутского районного МО в 2011 согласовала выбор земельного участка площадью 18,2 га, местонахождение: Иркутский район, Максимовское месторождение глин в 2 км. от <...> км. западнее г.Иркутска для разработки карьера для добычи глины.
Доказательств того, что выбор спорного земельного участка осуществлен с нарушениями норм законодательства об охране окружающей среды, Правительством Иркутской области не представлено.
Из материалов дела следует, что Администрация Иркутского районного МО не возражает против перевода спорного земельного участка из одной категории в другую, указывая, что проектом рекультивации земель предусмотрено восстановление нарушенных земель.
В силу положений ст.20 ГрК РФ в схему территориального планирования муниципального района допустимо внесение изменений в установленном порядке. Исходя из изложенного выше, суд полагает, что в данном случае обстоятельств, исключающих возможность перевода земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого отказа в переводе земельного участка, как не соответствующего Закону № 172-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, требования ОАО «ИКЗ» подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы в виде уплаченной ОАО «ИКЗ» при подаче заявления в суд государственной пошлины в сумме 2 000 руб. по платежному поручению № 1190 от 29.05.2012 подлежат взысканию в пользу заявителя с Правительства Иркутской области.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
решил:
заявленные требования Открытого акционерного общества «Иркутский керамический завод» удовлетворить.
Признать незаконным отказ, выраженный в распоряжении Правительства Иркутской области от 30.03.2012 № 150-рп, в переводе земельного участка площадью 183112 кв.м., кадастровый номер 38:36:130817:498, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, в 500 м к юго-западу от с. Мамоны, ОАО «Иркутский керамический завод», из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Обязать Правительство Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о переводе земельного участка площадью 183112 кв.м., кадастровый номер 38:36:130817:498, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, в 500 м к юго-западу от с. Мамоны, ОАО «Иркутский керамический завод», в границах горного отвода, из категорий земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Взыскать с Правительства Иркутской области в пользу Открытого акционерного общества «Иркутский керамический завод» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.Г.Позднякова