АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-12658/2023
Резолютивная часть решения объявлена 23 октября 2023 года. Полный текст решения изготовлен 30 октября 2023 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи С.Н. Антоновой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Амаровой Т.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
МИНИСТЕРСТВА ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее – Министерство, истец) (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 664003, <...>)
к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ОХОТНИЧЬЕ И РЫБОЛОВНОЕ ХОЗЯЙСТВО» (далее – ООО «ОХОТНИЧЬЕ И РЫБОЛОВНОЕ ХОЗЯЙСТВО», ответчик) (665710, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, БРАТСК ГОРОД, ШАМАНСКОГО УЛ, 36, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о взыскании 195 226,42 рублей,
при участии в судебном заседании:
от истца: не присутствовали, ходатайствовали о рассмотрении в отсутствии,
от ответчика: ФИО1 – представитель по доверенности от 27.06.2021, паспорт, диплом.
установил:
Первоначально иск заявлен о взыскании неустойки за невыполнение мероприятий по лесовосстановлению по договору аренды лесного участка № 9/08 от 28.11.2008г. в
размере 286 923,67 рублей, об обязании выполнить мероприятия по лесовосстановлению, а именно: искусственное лесовосстановление, по договору аренды лесного участка № 9/08 от 28.11.2008г. на площади 19,4 га 9 Чунское лесничество, Мироновское участковое лесничество, Тарейская дача квартал 48, выдел 28.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении в отсутствии; заявил об уточнении исковых требований, просил взыскать неустойку в размере 195 226, 42 рублей.
Уточнения приняты судом, размер заявленных требований рассматривается в уточненной редакции.
Ответчик в судебном заседании исковые требования не признал, возражал по доводам, изложенным в отзыве, ходатайствовал о снижении размера неустойки по статье 333 ГК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав сторон, суд установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области Чунскому лесничеству (Арендатор) и Обществом с Ограниченной Ответственностью «Сибирь» (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка № 9/08 от 28.11.2008 (далее — договор) согласно которому Арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации.
Предметом договора является лесной участок, в границах, определенных планом лесного участка с номером учетной записи в государственном лесном реестре 591-200811, площадью 3336,8 га, расположенный на землях лесного фонда, имеющий местоположение: Иркутская область, Чунское районное муниципальное образование, Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству. В эксплуатационных лесах Мироновского участкового лесничества, Тарейской дачи, в составе кварталов 1-4,6-8,10-17,22-26, 30ч, 34, 35ч ,36ч ,37ч ,39ч ,40ч ,41ч ,42ч , 43ч, 44ч, 48ч, 49ч, 57, 61, 62, 66, 71, 72, 75, 76, 81-86, 90-96, 99- 102.
На основании соглашения от 27.06.2022 права и обязанности арендатора по договору от 28.11.2008 № 9/08 переданы от новому арендатору - Обществу с ограниченной ответственностью «Охотничье и рыболовное хозяйство».
Таким образом, ООО «ОХОТНИЧЬЕ И РЫБОЛОВНОЕ ХОЗЯЙСТВО» является арендатором по договору аренды лесного участка № 9/08 от 28.11.2008 в целях использования лесов для заготовки древесины (Чунское лесничество).
Постановлением Правительства Иркутской области № 178-пп от 31.03.2016 Агентство лесного хозяйства Иркутской области переименовано в Министерство лесного комплекса Иркутской области.
Согласно пункту 4 договора Арендатору передается лесной участок для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины — 79 тыс.куб.м., в том числе по хозяйству - 22 тыс. куб.м.
В соответствии с пп. з) п. 11 договора ответчик обязан осуществлять за свой счет санитарно-оздоровительные, лесовосстановительные мероприятия и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов к настоящему Договору.
В рамках проведенной государственной инвентаризации лесов в 2022 году установлено невыполнение истцом (акт натурного обследования лесного участка № 72 от 02.08.2022), агротехнического ухода за лесными культурами на площади 19,4 га (Мироновское участковое лесничество, Тарейская дача квартал 48, выдел 28, мероприятия не соответствуют лесоводственным требованиям и лесному законодательству, приживаемость лесных культур составила менее 25%, неудовлетворение ограничение и оформление в натуре площади лесосеки), требуется проведение искусственного лесовосстановления.
Актом № 11 от 02.11.2022 на списание несомкнувшихся лесных культур, составленным Территориальным управлением министерства по Чунскому лесничеству, лесные культуры на указанной площади списаны, рекомендовано проведение искусственного лесовосстановления в 2023 году.
Согласно п. 13 договора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных пп. з) п. 11 договора арендатор обязан уплатить арендодателю неустойку в размере 3-х кратной стоимости соответствующего вида работ, определенной арендодателем.
В проекте освоения лесов по арендному участку содержится информация о проектируемых, ежегодных объемах мероприятий.
Обязанность провести мероприятия по воспроизводству лесов вытекает как из требований закона, так и из условий договора.
Претензией Министерство потребовало уплатить неустойку, а также выполнить лесовосстановительные мероприятия по договору аренды лесного участка.
В связи с невыполнением ответчиком мероприятий по лесовосстановлению и неуплатой неустойки истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.
По своей правовой природе заключенный сторонами договор является договором аренды лесного участка, правовое регулирование которого осуществляется нормами параграфа 1 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, главы 6 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Одним из основных принципов лесного законодательства является воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов (статья 1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, пункту 3 Правил лесовосстановления лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов.
Статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 25.03.2019 № 188 утверждены Правила лесовосстановления (далее - Правила лесовосстановления), пунктом 2 которых установлено, что лесовосстановление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов.
Согласно пункту 1 Правил лесовосстановления они разработаны в соответствии со статьей 62 Лесного кодекса Российской Федерации и устанавливают требования к лесовосстановлению во всех лесных районах Российской Федерации.
Лесовосстановление должно обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического разнообразия лесов, сохранение полезных функций лесов.
Пунктом 3 Правил лесовосстановления предусмотрено, что лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. Естественное восстановление лесов (далее - естественное лесовосстановление) осуществляется за счет мер содействия лесовосстановлению: путем сохранения подроста лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, минерализации почвы, огораживании и т.п. (содействие естественному лесовосстановлению). Искусственное восстановление лесов осуществляется путем создания лесных культур: посадки сеянцев, саженцев, черенков или посева семян лесных растений. Комбинированное восстановление лесов осуществляется за счет сочетания естественного и искусственного лесовосстановления.
На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков (часть 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, пункт 4 Правил лесовосстановления).
В соответствии с пунктами 7, 8 Правил лесовосстановления работы по лесовосстановлению осуществляются на землях, предназначенных для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие), в составе земель лесного фонда, и земель, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - земли, предназначенные для лесовосстановления), без предоставления лесного участка. В целях выполнения лесовосстановления осуществляется ежегодный учет площадей вырубок, гарей, прогалин, иных не занятых лесными насаждениями или пригодных для лесовосстановления земель, при котором, в зависимости от состояния и количества на них подроста и молодняка, определяются способы лесовосстановления в соответствии с требованиями, содержащимися в таблицах 2 Приложений 1 - 40 к настоящим Правилам. При этом отдельно учитываются площади лесных участков, подлежащие естественному лесовосстановлению вследствие природных
процессов, содействию естественному лесовосстановлению, искусственному лесовосстановлению и комбинированному лесовосстановлению.
Правила лесовосстановления, утвержденные Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 25.03.2019 № 188, действовали в период с 21.09.2019 по 31.12.2020. Новые Правила лесовосстановления утверждены Приказом Минприроды России от 04.12.2020 № 1014 и действуют с 01.01.2021.
Согласно статье 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 2 статьи 55, части 4 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации, приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов определяет объем соответствующих лесовосстановительных мероприятий и утверждается на основании материалов лесоустройства.
Из материалов дела усматривается, сторонами не оспаривается, что в 2023 году в предусмотрено проведение мероприятий по искусственному лесовосстановлению на площади 19,4 га в 48квартале, выдел 28 Тарейской дачи, Мироновского участкового лесничества, Чунского лесничества, Иркутской области.
Ответчик в соответствии с уведомлением от 20.12.2021 о необходимости выполнения мероприятий по лесовосстановлению по договору аренды лесного участка от 28.11.2008 № 9/08 от 16.02.2023г. в мае 2023 года провел данные мероприятия по искусственному лесовосстановлению.
Факт проведения данных мероприятий ответчиком подтверждается представленными в материалы дела следующими документами: проектом лесовосстановления на лесном участке № 6 за 2023 год, актом технической приемки работ по комбинированному лесовосстановлению от 05.06.2023, паспортом на посадочный материал № 14, актом технической приемки работ по комбинированному лесовосстановлению от 03.07.2023, удостоверением о качестве семян № 38/49517.
Также, данный факт подтверждается актом Министерства проведения проверки соблюдения договорных обязательств в части выполнения мероприятий по воспроизводству лесов № 6 от 15.06.2023.
В соответствии вышеназванным актом мероприятия по лесовосстановлению (Чунское лесничество, Мироновское участковое лесничество, Тарейская дача квартал 48, выдел 28) выполнены удовлетворительно, вместе с тем, на деляне установлено наличие недоруба площадью 6,2 га.
Возражая против предъявленных исковых требований, ответчик ссылается на отсутствие оснований для взыскания неустойки в силу положений соглашения от 27.06.2022 о передаче прав по договору аренды лесного участка от ООО «Сибирь» к ООО «ОХОТНИЧЬЕ И РЫБОЛОВНОЕ ХОЗЯЙСТВО»
Суд не принимает во внимание данный довод ответчика ввиду следующего.
Согласно пункту 5.3. соглашения от 27.06.2022 ответственность в соответствии с разделом 13 договора аренды до момента передачи и подписания данного договора и соглашения от 17.06.2022 о передаче прав и обязанностей несет арендатор - ООО «Сибирь».
Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).
Пунктом 2 статьи 615 ГК РФ установлено, что арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.
Согласно пункта 2 статьи 389 ГК РФ соглашение об уступке требования по сделке, требующей государственной регистрации, должно быть зарегистрировано в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом.
Пунктом 3 статьи 433 ГК РФ предусмотрено, что договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Между тем, согласно выписке из ЕГРН в установленном законом порядке факт уступки прав и обязанностей по договору аренды закреплен соглашением от 27.06.2022 в редакции дополнительного соглашения от 27.07.2022.
Судом установлено, что условиями указанного соглашения возложение ответственности на ООО «Сибирь» не предусмотрено, следовательно, с момента заключения соглашения ООО «Сибирь» освобождается от всех обязательств, вытекающих из договора аренды и ответственность по договору несет ответчик.
Кроме того, из акта натурного обследования лесного участка № 72 от 02.08.2022 следует, что проведенные мероприятия не соответствует лесоводственным требованиям и лесному законодательству, что в соответствии с п. п. 13 договора является основанием для начисления неустойки (в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения).
Довод ООО «ОХОТНИЧЬЕ И РЫБОЛОВНОЕ ХОЗЯЙСТВО» о том, что представитель ответчика не присутствовал при проведении проверки государственной инвентаризации лесов, в связи с чем, акт натурного обследования лесного участка № 72 от 02.08.2022 не может быть достоверным и допустимым доказательством по делу, суд отклоняет по следующим мотивам.
В соответствии с частью 1 статьи 90 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) государственная инвентаризация лесов представляет собой систему мероприятий по оценке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик, выявления воздействия неблагоприятных факторов на леса, в том числе в результате нарушений законодательства, анализу качества проведения и результативности мероприятий по сохранению лесов, использованию лесов, а также по анализу, оценке и прогнозу изменения состояния лесов в целях стратегического планирования в области лесного хозяйства.
Частями 4, 5 настоящей статьи установлено, что государственная инвентаризация лесов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или государственным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти; порядок проведения государственной инвентаризации лесов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок проведения государственной инвентаризации лесов (далее – Порядок проведения ГИЛ), утвержденный Приказом Минприроды России от 14.11.2016 № 592 "Об утверждении Порядка проведения государственной инвентаризации лесов" (ред. от 27.02.2020), действовал с 04.09.2020 по 09.01.2022, то есть и на дату составления акта № 39 от 04.08.2021.
В соответствии с пунктом 2 государственная инвентаризация лесов осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства в соответствии с подпунктом 5.4.5
Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 40, ст. 5068, 2011, № 6, ст. 888, № 14, ст. 1935, № 41, ст. 5740; 2012, № 13, ст. 1530, № 28, ст. 3905; 2013, № 13, ст. 1964, № 24, ст. 2899, № 45, ст. 5822; 2014, № 5, ст. 507, № 46, ст. 6370; 2015, № 2, ст. 491, № 47, ст. 6586, ст. 6593; 2016, № 2, ст. 325, № 28, ст. 4741, № 29, ст. 4816) в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами с использованием материалов дистанционного зондирования Земли и методов математической статистики.
Таким образом, уполномоченным органом проведения государственной инвентаризации лесов является Министерство лесного комплекса Иркутской области (Федеральное агентство лесного хозяйства).
Согласно пункту 1, подпунктам 5.4.5 пункта 5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 № 736, Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, а также осуществляет государственную инвентаризацию лесов.
Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 поименованного положения).
Пунктами 3.6.4. и 3.6.5. приказа Рослесхоза от 06.05.2022 № 556 «Об утверждении Регламента организации и проведения мероприятий по государственной инвентаризации лесов центральным аппаратом Рослесхоза, территориальными органами Рослесхоза и подведомственными Рослесхозу организациями» установлено, что анализ мероприятий на их соответствие лесоводственным требованиям и лесному законодательству с
оформлением результатов натурного обследования лесного участка и фотофиксацией лесных участков.
При анализе мероприятия выполняются натурные обследования мероприятий по сохранению лесов в соответствии с показателями и критериями анализа качества проведения мероприятий. Если хотя бы один из показателей, приведенных в приложении 26 к Регламенту, не соответствует допустимым критериям, то качество мероприятия не соответствует лесоводственным требованиям и лесному законодательству Акт натурного обследования лесного участка подписывается исполнителем работ. Исполнитель работ обязан ознакомить представителей лесничества с результатами анализа мероприятий и предложить подписать акт натурного обследования лесного участка.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по результатам анализа мероприятий в случае выявления нарушений лесоводственных требований и требований лесного законодательства принимают меры государственного реагирования.
Целями государственной инвентаризации лесов являются: своевременное выявление и прогнозирование развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса; оценка эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; информационное обеспечение управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов; информационное обеспечение управления в области федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) (пункт 3 Порядка проведения ГИЛ).
Пунктом 4 Порядка проведения ГИЛ установлено, что для достижения целей государственной инвентаризации лесов, указанных в пункте 3 Порядка, Федеральным агентством лесного хозяйства проводятся следующие мероприятия:
а) определение количественных и качественных характеристик лесов;
б) дистанционный мониторинг использования лесов;
в) оценка качества проведения и эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов наземными способами;
г) формирование федеральных информационных ресурсов.
В соответствии с подпунктами а, в, г пункта 10 Порядка проведения ГИЛ при оценке качества проведения и эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов наземными способами Федеральным агентством лесного хозяйства, его территориальными органами выполняются:
- получение и анализ исходных данных на лесничество (объект работ) (лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества, договоры аренды лесных участков, договоры купли-продажи лесных насаждений, проекты освоения
лесов, лесные декларации, технологические карты выполнения мероприятий и разработки лесосек, материалы отвода лесосек, отчеты об использовании лесов, об охране и о защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении, проекты лесовосстановления, проекты лесоразведения, информация о выполнении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса, данные статистической отчетности и иные материалы);
- натурное обследование лесных участков (лесотаксационных выделов), в которых мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов были выполнены в течение года, предшествующего обследованию;
- оценка эффективности выполненных мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов, соответствие их лесоводственным требованиям.
Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 88 ЛК РФ).
Таким образом, при проведении оценки качества проведения и эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов уполномоченный орган осуществляет проверку фактически выполненных мероприятий на лесном участке на основании разработанного проекта освоения лесов, в том числе проекта разработанного арендатором лесного участка и применяемого им для выполнения лесовосстановительных мероприятий.
Учитывая основные принципы лесного законодательства (статья 2 ЛК РФ), в том числе принципы использования лесов с учетом их глобального экологического значения, длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, лесное законодательство является комплексной отраслью права, включающей нормы как частного, так и публичного права.
Нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер, подлежат исполнению вне зависимости от включения необходимых положений в гражданско-правовые договоры.
Следовательно, уполномоченный орган при проведении государственной инвентаризации лесов, независимо от наличия или отсутствия прямых взаимоотношений уполномоченного органа с арендатором лесного участка, вправе осуществить проверку мероприятий по оценке качества ухода за лесами, выполненных арендатором лесного участка в рамках проведения государственной инвентаризации лесов.
Учитывая изложенное, уполномоченный орган вправе принимать акты об установлении факта выполнения или невыполнения мероприятий по лесовосстановлению, и указанный акт является относимым и допустимым доказательством, устанавливающим факт выполнения указанных мероприятий арендатором лесного участка, полностью соответствующим понятию доказательства, отраженному в части 2 статьи 64 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ст. 9 АПК РФ).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 65 АПК РФ).
Иные доводы ответчика судом рассмотрены, признаны необоснованными и не влияющими на выводы суда.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Исходя из материалов дела, суд пришел к выводу, что мероприятия по воспроизводству лесов, а именно: искусственное лесовосстановление по договору аренды лесного участка № 9/08 от 28.11.2008г. на площади 19,4 га 9 Чунское лесничество, Мироновское участковое лесничество, Тарейская дача квартал 48, выдел 28 ответчиком выполнены в 2023 году не в полном объеме.
Следовательно, у истца имеются правовые основания для взыскания с ответчика неустойки.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 13 договора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных пп. з) п. 11 договора арендатор обязан уплатить арендодателю неустойку в размере 3-х кратной стоимости соответствующего вида работ, определенной арендодателем.
Факт ненадлежащего исполнения обязательств подтверждается материалами настоящего дела.
Судом расчет истца проверен, признан верным, ответчиком надлежащими доказательствами не опровергнут.
Вместе с тем, ответчиком заявлено о снижении предъявленной к взысканию неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ ввиду ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
Истец в отношении заявленного ответчиком ходатайства возражал.
Согласно пункту 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке.
При этом согласно пункту 71 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (далее – Постановление от 24.03.2016 № 7), если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Пунктом 73 указанного Постановления разъяснено, что бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Пунктом 77 Постановления № 7 от 24.03.2016 определено, что снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 ГК РФ).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ конкретные обстоятельства настоящего спора, размер неустойки, предусмотренный договором аренды лесного
участка, учитывая фактическое исполнение ответчиком обязательств в 2022 году, принимая во внимание факт того, что нарушения, вмененные ответчику, не повлекли неблагоприятных последствий для истца, суд находит неустойку, подлежащую уплате по условиям договора, несоразмерной последствиям нарушения обязательства. В связи с изложенным на основании статьи 333 ГК РФ суд полагает возможным ходатайство ответчика удовлетворить, уменьшить размер заявленной к взысканию неустойки в три раза, до общей суммы 65 075 руб. 47 коп. В удовлетворении остальной части иска суд отказывает.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Учитывая, что истец от уплаты государственной пошлины освобожден в соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход федерального бюджета на основании части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, абзаце четвертого пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 № 81 «О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации» подлежит взысканию государственная пошлина в размере пропорционально размеру сниженной судом неустойки – 2 063 руб.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражных судов в сети «Интернет» по адресу: https://kad.arbitr.ru/.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Взыскать с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ОХОТНИЧЬЕ И РЫБОЛОВНОЕ ХОЗЯЙСТВО" ( ИНН: <***>) в пользу МИНИСТЕРСТВА ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН: <***>) сумму 65075 руб. 47 коп. – неустойку;
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ОХОТНИЧЬЕ И РЫБОЛОВНОЕ ХОЗЯЙСТВО" (ИНН: <***>) в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 2063 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Иркутской области, в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.
Судья С.Н. Антонова