АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-12685/2015
11.11.2015 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 03.11.2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 11.11.2015 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
судьи Е.Ф. Капустенской,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.А. Оглоблиной,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Дачного некоммерческого партнерства "Аквамарин" (ОГРН <***>; ИНН <***>, адрес: 664039, <...>)
к агентству лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664003, <...>)
о признании незаконным решения выразившегося в письме от 04.08.2015 г. №91-37-5915/15; обязании устранить допущенные нарушения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: - ФИО1 по доверенности от 15.07.2015 г.,
от заинтересованного лица: - не явился, извещен.
установил:
Дачное некоммерческое партнерство «Аквамарин» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к агентству лесного хозяйства Иркутской области о признании незаконным решения, оформленного письмом от 04.08.2015 № 91-37-5915/15 о возврате переводной документации в отношении лесного участка, расположенного в пределах земель лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества, Ангарская дача, квартал №161, кадастровый номер 38:06:143704:779; об обязании агентство лесного хозяйства Иркутской области устранить допущенные нарушения путем направления переводной документации в двухнедельный срок с момента ее представления в отношении лесного участка, расположенного в пределах земель лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества, Ангарская дача, квартал №161, кадастровый номер 38:06:143704:779 в Федеральное агентство лесного хозяйства.
Заявитель заявленные требования поддерживает в полном объеме, в обоснование заявленного требования ссылается на нарушение органом государственной власти требований Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую», а также Положения о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 48 в связи с принятием решения, выразившегося в письме от 04.08.2015 г. №91-37-5915/15 о возврате агентством лесного хозяйства Иркутской области материалов, обосновывающих перевод земель лесного фонда Ангарского лесничества в земли сельскохозяйственного назначения в целях строительства ДНП «Аквамарин».
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, заявленные требования заявителя считает необоснованными и неподлежащими удовлетворению, в представленном отзыве на заявление сослалось на ст. 11 Федерального закона от 21.12.2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», согласно положениям которой, перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае:
1) организации особо охраняемых природных территорий;
2) установления или изменения границы населенного пункта;
3) размещения объектов государственного или муниципального значения при
отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
4) создания туристско-рекреационных особых экономических зон.
Однако, как указывает заинтересованное лицо, заявителем к ходатайству о переводе
из состава земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения земельного участка, с кадастровым номером 38:06:143704:779, расположенного по адресу: Иркутская область, Ангарское лесничество, Тальцинское участковое лесничество, Ангарская дача, квартал №161, целевое назначение: участок расположен в защитных лесах, выполняющих функцию защиты природных и иных объектов, не был представлен документ, подтверждающий муниципальное значение объекта, а также документ, подтверждающий отсутствие других вариантов возможного размещения ДНП «Аквамарин».
Кроме того, заинтересованное лицо просит в соответствии пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по настоящему делу прекратить в связи с тем, что настоящий спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку заявитель является некоммерческой организацией, цель которой – реализация прав граждан, являющихся членами товарищества на получение дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а земельный участок, являющийся предметом требований, не предназначен по своему целевому назначению для осуществления предпринимательской деятельности.
Заявитель возражает против прекращения производства по делу, ссылается на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.05.2011 г. №17510/10, в соответствии с которым, споры дачных некоммерческих объединений с государственными органами подведомственны арбитражным судам.
Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заинтересованного лица, по имеющимся в деле материалам.
Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителя, суд установил
следующее.
22.07.2015 г. Дачное некоммерческое партнерство «Аквамарин» представило в агентство лесного хозяйства Иркутской области сопроводительное письмо исх. №163 с ходатайством о переводе из состава земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения участка, с кадастровым номером 38:06:143704:779, расположенного в пределах земель лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества, Ангарской дачи, квартал №161, и пакетом необходимых документов для перевода земельного (лесного) участка из категории земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения для ведения дачного хозяйства, содержащее обращение направить ходатайство о переводе лесного участка в земли сельскохозяйственного назначения и прилагаемые к нему документы в Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
04.08.2015 г. агентство лесного хозяйства Иркутской области сопроводительным письмом исх. №91-37-5915/15, ссылаясь на отсутствие документов, подтверждающих муниципальное значение объекта, а также документа, подтверждающего отсутствие других вариантов возможного размещения ДНП «Аквамарин» и, руководствуясь п. 7 Положения о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда ф земли иных (других) категорий, утвержденного постановлением Правительства Российской федерации от 28.01.2006 г. №48, возвратило материалы о переводе лесного участка в земли сельскохозяйственного назначения.
Заявитель считает, что решение агентства лесного хозяйства Иркутской области выразившееся в письме от 04.08.2015 г. №91-37-5915/15 является незаконным, в связи с чем, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным; обязании устранить допущенные нарушения.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в силу следующего.
В силу ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Рассмотрев доводы агентства лесного хозяйства о наличии оснований для прекращения производства по настоящему делу, суд находит их необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ) садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение).
Заявитель является основанной на членстве некоммерческой организацией, созданной, в том числе, для реализации прав гражданина на получение дачных земельных участков, содействия в оформление согласовании предоставления земельного участка в совместную собственность членов партнерства (пункт 1.1. раздела 1 и пункт 2.1. раздела 2 Устава), следовательно, подпадает под понятие садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан, указанное в вышеназванной норме права.
На основании частей 1, 3 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности; к подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
Согласно части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пунктах 2, 5 части 1 статьи 29 АПК РФ указаны рассматриваемые арбитражным судом дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Исходя из пунктов 4, 5 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, после их государственной регистрации земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Заявитель для осуществления уставной деятельности по предоставлению земельного участка в собственность членов партнерства инициировал процедуру перевода из состава земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения земельного участка с кадастровым номером 38:06:143704:779 для осуществления в последующем на нем хозяйственной деятельности ДНП «Аквамарин».
В результате рассмотрения переводной документации агентство лесного хозяйства Иркутской области возвратило материалы о переводе лесного участка в земли сельскохозяйственного назначения, что явилось основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исходя из статьи 7 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ, садоводческое некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе обращаться в суд, арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого некоммерческого объединения.
Таким образом, поскольку названным законом предусмотрена возможность обращения садоводческого некоммерческого объединения в арбитражный суд с заявлением о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого некоммерческого объединения, настоящее заявление принято Арбитражный судом Иркутской области с соблюдением правил подведомственности.
Указанная правовая позиция полностью согласуется с правовым подходом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении Президиума от 24.05.2011 № 17510/10.
Рассматривая дело по существу, суд учитывает следующее.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2, 4 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм, требования ДНП «Аквамарин» могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемого решения агентства лесного хозяйства Иркутской области, выраженного в письме от 04.08.2015г. № 91-37-5915/15 о возврате материалов по переводу в земли сельскохозяйственного назначения лесного участка, закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов Дачного некоммерческого партнерства «Аквамарин» таким отказом.
При отсутствии хотя бы одного из названных обстоятельств требования ДНП «Аквамарин» удовлетворению не подлежат.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением ДНП «Аквамарин» сослалось на незаконный возврат со стороны агентства лесного хозяйства Иркутской области материалов, обосновывающих перевод земель лесного фонда Ангарского лесничества в земли сельскохозяйственного назначения.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (абзац 9 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1 Федерального закона N 172-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 №736 Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
В соответствии с пунктом 5.4.2 названного Положения к полномочиям Рослесхоза относится рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий.
Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федерльными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п.4 Положения о Рослесхозе).
Как следует из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 27.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются:
1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации;
2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель.
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок (пункт 3 статьи 2 Закона №172-ФЗ).
Перечень документов, подлежащих приложению к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, приведен в части 4 статьи 2 названного Федерального закона.
Порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую регламентирован в статье 3 Федерального закона от 27.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Так, в силу пункта 2 ст. 3 названного Федерального закона, в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если:
1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;
2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.
Вместе с тем, согласно пункту 3 ст. 3 Федерального закона №172-ФЗ, ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.
При этом, в силу пункта 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ в случае рассмотрения ходатайства по существу уполномоченным органом принимается одно из следующих решений: либо акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Системное толкование приведенных выше норм права позволяет сделать вывод о том, что в компетенцию исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, входит принятие правового акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, либо об отказе в таком переводе.
Между тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий» утверждено Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, которое определяет состав и порядок подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий (далее - Положение).
Пунктом 2 названного Положения определен состав документации о переводе.
Пунктами 3 и 4 Положения № 48 предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений (в Иркутской области – Агентство лесного хозяйства Иркутской области), в месячный срок с даты обращения заявителя обеспечивает выбор участка земель лесного фонда в проведении соответствующих процедур согласования, результаты выбора участка земель лесного фонда оформляются актом выбора с приложением к нему плана (чертежа), которые являются основанием для подготовки документации, обосновывающей перевод в заявленных целях. Заявитель обеспечивает формирование обязательной документации и вместе с ходатайством предоставляет ее в указанный орган.
В силу п. 7 Положения о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, орган, указанный в пункте 3 настоящего Положения (в рассматриваемом случае – агентство лесного хозяйства Иркутской области), в 2-недельный срок с даты представления заявителем указанной в пункте 4 настоящего Положения документации представляет ее, а также документацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д" и "м" пункта 2 настоящего Положения, в Федеральное агентство лесного хозяйства либо возвращает заявителю материалы с обоснованием причин возврата.
При этом, в соответствии с п. 8 названного Положения, Федеральное агентство лесного хозяйства в недельный срок с даты получения представленной органом, указанным в пункте 3 настоящего Положения, документации осуществляет ее рассмотрение в установленном порядке и направляет документацию в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации либо возвращает заявителю материалы с обоснованием причин возврата.
Пунктом 9 Положения установлено, что Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в 12-дневный срок с даты получения документации, указанной в пункте 8 настоящего Положения, осуществляет подготовку в установленном порядке проекта акта Правительства Российской Федерации о переводе и вносит его в Правительство Российской Федерации с приложением документации о переводе либо возвращает представленные материалы на доработку в Федеральное агентство лесного хозяйства.
Таким образом, анализ пунктов 3, 4, 7, 8, 9 Положения № 48 позволяет прийти к выводу о том, что в компетенцию агентства лесного хозяйства Иркутской области входит обеспечить выбор земельного участка из земель лесного фонда, посредством оформления и утверждения распоряжением акта выбора лесного участка для перевода в категорию земель сельскохозяйственного назначения лесного участка, провести процедуры согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими органами исполнительной власти, а в компетенция заявителя, соответственно, входит обеспечить формирование обязательной документации и вместе с ходатайством предоставить ее в указанный в п. 3 Положения орган (в рассматриваемым случае – в Агентство лесного хозяйства Иркутской области).
Учитывая вышеназванные требования законодательства, Дачным некоммерческим партнерством «Аквамарин» в соответствии с Законом №172-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий» сформирован необходимый пакет документов о переводе, получены все необходимые согласования, проведена процедура публичных слушаний, осуществлена постановка участка на кадастровый учет и государственная регистрация права собственности Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок, в связи с чем, заявитель 22.07.2015 представил в Агентство лесного хозяйства Иркутской области сопроводительное письмо исх. №163 с ходатайством о переводе из состава земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения участка, с кадастровым номером 38:06:143704:779, расположенного в пределах земель лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества, Ангарской дачи, квартал №161, и пакетом необходимых документов для перевода земельного (лесного) участка из категории земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения для ведения дачного хозяйства, содержащее обращение направить ходатайство о переводе лесного участка в земли сельскохозяйственного назначения и прилагаемые к нему документы в Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
Однако, как усматривается из письма агентства лесного хозяйства Иркутской области от 04.08.2015 г. исх. №91-37-5915/15, возвращая материалы о переводе спорного лесного участка в земли сельскохозяйственного назначения, агентство лесного хозяйство указало на отсутствие документа, подтверждающего муниципальное значение объекта, а также документа, подтверждающего отсутствие других вариантов возможного размещения ДНП «Аквамарин».
При этом указало, что в материалах обосновывающих перевод земель лесного фонда Ангарского лесничества в земли сельскохозяйственного назначения в целях строительства ДНП «Аквамарин», в качестве документа, подтверждающего муниципальное значение объекта, имеется программа социально-экономического развития Ушаковского муниципального образования на 2009-2012 годы, утвержденная решением Думы Ушаковского муниципального образования от 28.04.2010 г. №21. Акт выбора лесного участка испрашиваемого для перевода в земли сельскохозяйственного назначения в целях строительства ДНП «Аквамарин» от 22.09.2014 г. №53 утвержден 26.09.2014 г. распоряжением агентства №2613-агр.
Вместе с тем, оценив решение агентства лесного хозяйства Иркутской области, выразившееся в письме от 04.08.2015 г. исх. №91-37-5915/15 о возврате материалов по переводу в земли сельскохозяйственного назначения лесного участка, арбитражный суд считает, что в компетенцию агентства лесного хозяйства Иркутской области не входит рассмотрение по существу ходатайства о переводе лесного участка в земли сельскохозяйственного назначения и прилагаемых к нему документов, в частности, имеющихся документов, подтверждающих муниципальное значение объекта и невозможность других вариантов его размещения.
При этом, в процедуре перевода земель, регламентированной Федеральным законом №172-ФЗ и Положением о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, которое определяет состав и порядок подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, обязанность Агентства лесного хозяйства Иркутской области по настоящему делу заключается:
- либо в направлении в двухнедельный срок в Федеральное агентство лесного хозяйства представленной заявителем, указанной в пункте 4 Положения документации совместно с документацией определенной в подпунктах "в", "г", "д" и "м" пункта 2 Положения, которая формируется Агентством,
- либо в возвращении заявителю его материалов с обоснованием причин возврата.
Изучив перечень приложенных к ходатайству документов, суд приходит к выводу, что заявителем в Агентство лесного хозяйства Иркутской области с ходатайством о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения были представлены документы, указанные как в пункте 4 Положения №48, так и документы, указанные в подпунктах «в», «г», «д» и «м» пункта 2 Положения, которые в силу требований пункта 7 Положения № 48 подлежали направлению Агентством лесного хозяйства Иркутской области в Федеральное агентство лесного хозяйства.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статья 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
Из материалов дела усматривается, что Решением Думы Ушаковского муниципального образования от 22.03.2007 №9, на территории которого расположен спорный лесной участок, утверждена «Программа комплексного социально-экономического развития Ушаковского муниципального образования».
Решением Думы Ушаковского муниципального образования от 28.04.2010 № 21 внесены дополнения в «Программу комплексного социально-экономического развития Ушаковского муниципального образования», согласно которым ДНП «Аквамарин» также включено в перечень данных некоммерческих организаций, размещаемых на территории Ушаковского муниципального образования как объектов муниципального значения.
Участок для размещения ДНП «Аквамарин» учтен и в схеме территориального планирования Иркутского районного муниципального образования, утвержденной решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 25.11.2010 № 15-101/рд. Инициатива перевода участка лесного фонда для размещения ДНП «Аквамарин» согласована с мэром Иркутского районного муниципального образования и мэром Ушаковского муниципального образования. Кроме того, в материалах дела имеются письма руководителей муниципальных образований, органов субъекта РФ – Иркутской области, свидетельствующие о социальной значимости размещения данного некоммерческого объединения и его деятельности.
Кроме того, решением Арбитражного суда Иркутской области от 20.07.2015 г. по делу №А19-9631/2015 признано незаконным бездействие Агентства лесного хозяйства Иркутской области, выразившееся в неисполнении положений п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. №48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий» в отношении переводной документации Дачного некоммерческого партнерства «Аквамарин» по лесному участку с кадастровым номером 38:06:143704:779, расположенного по адресу: Иркутская область, Ангарское лесничество, Тальцинское участковое лесничество, Ангарская дача, квартал №161.
В указанном решении, имеющем в силу ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, преюдициальное значение для настоящего дела, арбитражный суд Иркутской области исследовал часть вопросов на предмет достаточности представленных документов, подтверждающих социальную значимость и возможность размещения переводимого земельного участка именно в выбранных по акту выбора границах. Суд признал представленные документы для утверждения акта выбора лесного участка, о переводе которого ходатайствует ДНП «Аквамарин» достаточными для обоснования перевода именно спорного лесного участка в заявленных целях.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что право по существу рассматривать ходатайство о переводе лесного участка в земли сельскохозяйственного назначения и прилагаемые к нему документы, законодательством Агентству не предоставлено, суд считает неправомерным при наличии как таковых необходимых, согласно перечню, документов, осуществлять оценку представленных документов по содержанию либо дате их издания – являются ли они достаточными для подтверждения социальной значимости и необходимости размещения именно в данных границах.
Таким образом, ссылка Агентства лесного хозяйства Иркутской области на отсутствие у заявителя документов, подтверждающих социальную значимость объекта и невозможность других вариантов его размещения, является неправомерной, не соответствующей перечню представленных документов, в связи с чем, возврат по указанным основаниям при наличии всех необходимых, в том числе, в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.12.2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», документов, осуществлен в нарушение требований действующего законодательства. Оценивать содержание и достаточность обоснования в представленных, согласно перечню документах, надлежит органу, принимающему решение по существу вопроса.
Таким образом, в силу пункта 7 Положения № 48 применительно к рассматриваемой ситуации ходатайство ДНП «Аквамарин» от 22.07.2015 г., представленное в адрес Агентства лесного хозяйства Иркутской области, подлежало направлению в двухнедельный срок в Рослесхоз, являющийся уполномоченным органом на принятие решения о переводе спорного земельного участка из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеизложенное, решение агентства лесного хозяйства Иркутской области, выразившееся в возврате материалов и непредставлении в 2-недельный срок с даты представления заявителем Агентству переводной документации в Федеральное агентство лесного хозяйства, является незаконным, поскольку не соответствует требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий»(п.п. 2 ,7).
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд считает, что заинтересованное лицо в нарушение пункта 1 статьи 65, пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не привело правовых оснований, а также не представило доказательств, свидетельствующих о законности принятого им решения, оформленного письмом от 04.08.2015г. № 91-37-5915/15 о возврате материалов Дачному некоммерческому партнерству «Аквамарин» по переводу в земли сельскохозяйственного назначения лесного участка, расположенного в пределах земель лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества, Ангарской дачи, квартал № 161, кадастровый номер 38:06:143704:779.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Следовательно, требования заявителя не могут быть удовлетворены судом только путем констатации факта нарушения оспариваемым ненормативным актом (действием, бездействием) положений закона, если установление такого нарушения не повлечет благоприятных последствий для заявителя. В случае признания оспариваемого ненормативного акта (действия, бездействия) несоответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя, суд обязан применить меру, обеспечивающую восстановление нарушенного права, по правилам пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что оспариваемое заявителем решение агентства лесного хозяйства Иркутской области о возврате материалов по переводу в земли сельскохозяйственного назначения лесного участка, расположенного в пределах земель лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества, Ангарской дачи, квартал № 161, кадастровый номер 38:06:143704:779, нарушает его права и законные интересы, суд на основании пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает, что надлежащим способом устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя в данном случае является обязание Агентства лесного хозяйства Иркутской области направить документацию Дачного некоммерческого партнерства «Аквамарин» (представленную согласно описи к сопроводительному письму заявителя от 22 .07.2015г. №163) о переводе лесного участка, расположенного в пределах земель лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества, Ангарской дачи, квартал № 161, кадастровый номер 38:06:143704:779, в земли сельскохозяйственного назначения, в Федеральное агентство лесного хозяйства в течение двух недель с момента ее представления.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается организациями в размере 3 000 рублей.
В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы в виде уплаченной ДНП «Аквамарин» при подаче заявления в суд государственной пошлины по чек – ордеру от 06.08.2015 г. в сумме 3 000 руб. подлежат взысканию с Агентства лесного хозяйства Иркутской области в пользу Дачного некоммерческого партнерства «Аквамарин».
Руководствуясь статьями 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Агентства лесного хозяйства Иркутской области, оформленное письмом от 04.08.2015г. № 91-37-5915/15 о возврате материалов Дачному некоммерческому партнерству «Аквамарин» по переводу в земли сельскохозяйственного назначения лесного участка, расположенного в пределах земель лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества, Ангарской дачи, квартал № 161, кадастровый номер 38:06:143704:779, как несоответствующее требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий».
Обязать Агентство лесного хозяйства Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Дачного некоммерческого партнерства "Аквамарин" и направить документацию Дачного некоммерческого партнерства «Аквамарин»( представленную согласно описи к сопроводительному письму заявителя от 22 .07.2015г. №163) о переводе лесного участка, расположенного в пределах земель лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества, Ангарской дачи, квартал № 161, кадастровый номер 38:06:143704:779, в земли сельскохозяйственного назначения, в Федеральное агентство лесного хозяйства в течение двух недель с момента ее представления.
Взыскать с Агентства лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 666003, <...>) в пользу Дачного некоммерческого партнерства «Аквамарин» (ОГРН <***>; ИНН <***>, адрес: 664039, <...>) судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Е.Ф. Капустенская