АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г.Иркутск Дело №А19-13104/2020
13 октября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 08.10.2020.
Решение в полном объеме изготовлено 13.10.2020.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Филатова Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Киренской Е.Г. (до перерыва), помощником судьи Гениатулиной Е.А. (после перерыва),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным уведомления от 15.07.2020 №505-70-13839/20 (в редакции уведомления об отмене распоряжения и внесении изменений от 14.08.2020 №505-70-14480/20),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Извечной В.М. (паспорт);
от КУМИ: ФИО2 - представителя по доверенности,
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП Извечная В.М., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным уведомления Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (далее – Комитет, заинтересованное лицо) от 15.07.2020 №505-70-13839/20 (в редакции уведомления об отмене распоряжения и внесении изменений от 14.08.2020 №505-70-14480/20).
Заявитель в судебном заседании требования поддержал.
Представитель Комитета заявленные требования не признал, поддержал позицию, изложенную в представленном отзыве. Полагает, что договорных отношений, регламентирующих размещение нестационарного торгового объекта между заявителем и заинтересованным лицом нет, в связи с чем, размещение торговой точки заявителя осуществляется не на законных основаниях, вынесенное уведомление о демонтаже являются правомерным.
В судебном заседании 01.10.2020 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 08.10.2020.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, ФИО3 переменила фамилию имя и отчество на ФИО1 (свидетельство о перемене имени серии I-СТ №521099 от 27.02.2016).
15 июля 2020 года Комитетом владельцу нестационарного объекта ИП Извечной В.М. направлено уведомление №505-70-13839/20 о демонтаже в принудительном порядке нестационарного торгового объекта (далее – НТО), расположенного по адресу: <...> напротив памятника «Александр III», которым предприниматель извещен о демонтаже НТО 27.07.2020.
14 августа 2020 года Комитетом ИП Извечной В.М. направлено уведомление об отмене распоряжения и внесении изменений №505-70-14480/20, которым предприниматель извещен о демонтаже НТО 19.08.2020
Не согласившись с требованием, выраженным в уведомлении о демонтаже в принудительном порядке от 15.07.2020 №505-70-13839/20 (в редакции уведомления об отмене распоряжения и внесении изменений от 14.08.2020 №505-70-14480/20), посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы, ИП Извечная В.М. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства каждое в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав доводы и пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судом установлено, что 30 апреля 2015 года между администрацией г.Иркутска (Администрация) и индивидуальным предпринимателем ФИО3 (пользователь) заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта – холодильного оборудования для реализации напитков, мороженого, расположенного на территории города Иркутска №01229-пр (далее – договор №01229-пр).
В соответствии с пунктом 1.1 договора №01229-пр администрация предоставляет торговое место площадью 4 кв.м под размещение НТО - холодильного оборудования для реализации напитков, мороженого, расположенного на территории города Иркутска пользователю, согласно топографической схеме размещения НТО в масштабе 1:500.
Специализация объекта: напитки, мороженое; местоположение объекта: б.ФИО4, позиция №4.
На основании раздела 4 договора №01229-пр срок размещения НТО составляет три сезона: с 1 мая 2015 года по 30 сентября 2015 года; с 1 мая 2016 года по 30 сентября 2016 года; с 1 мая 2017 года по 30 сентября 2017 года.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением администрации г.Иркутска от 30.06.2017 №031-06-639/7-1 «Об утверждении Порядка выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска» (далее – Порядок о демонтаже) должностными лицами Комитета в ходе мониторинга, проведённого в 2020 году выявлен самовольно размещенный НТО по адресу: <...> напротив памятника «Александр III».
Данный факт подтверждается актом осмотра земельного участка от 26.06.2020.
В связи с чем, Администрацией ИП Извечной В.М. направлено уведомление от 30.06.2020 №505-70-13332/20 о добровольном демонтаже НТО.
Впоследствии, актом осмотра земельного участка от 08.07.2020 должностными лицами Комитета зафиксирован факт самовольно размещенного НТО по адресу: <...> напротив памятника «Александр III», в связи с чем заинтересованным лицом предпринимателю направлено уведомление от 15.07.2020 №505-70-13839/20 о демонтаже НТО в принудительном порядке.
В дальнейшем, Комитетом в адрес ИП Извечной В.М. направлено уведомление от 14.08.2020 №505-70-14480/20 об отмене распоряжения и внесении изменений, согласно которому демонтаж НТО, расположенного по адресу: <...> напротив памятника «Александр III», будет осуществлен 19.08.2020.
Согласно Порядку о демонтаже к самовольно размещенным относятся НТО, расположенные на земельных участках и местах, не отведенных для этих целей в установленном законом и иными правовыми актами порядке (пункт 3 Порядка о демонтаже).
В соответствии с пунктами 4, 5 Порядка под НТО понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанную прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Выявление самовольно размещенных НТО, принятие решений о дальнейшем демонтаже, их демонтаж осуществляет комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска.
В силу пункта 7 Порядка о демонтаже выявление самовольно размещенных НТО осуществляется Комитетом посредством осуществления мониторинга территории города Иркутска, а также на основании информации, поступившей от физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, других структурных подразделений администрации города Иркутска.
Каждый случай выявления Комитетом самовольно размещенного НТО оформляется не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня выявления актом, в котором указываются дата, время составления акта, наименование органа, фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), составившего(их) акт, место нахождения выявленного объекта, сведения о выявленных нарушениях, о лицах (если такие установлены), на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений, и другие сведения. К акту прилагается фотосъемка объекта с возможной привязкой к объекту окружающей природной среды, с помощью которого впоследствии возможно будет определить местоположение самовольно размещенного НТО (пункт 8 Порядка о демонтаже).
Согласно части 10 Порядка о демонтаже в случае наличия сведений о лицах, самовольно разместивших НТО, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня составления акта, предусмотренного пунктом 8 настоящего Порядка, письменно уведомляет таких лиц о его демонтаже.
Уведомление о демонтаже выдается лицу, осуществившему самовольное размещение НТО (пункт 9 Порядка о демонтаже).
В соответствии с пунктами 11, 12 указанного Порядка о демонтаже, демонтаж самовольно размещенного НТО и освобождение земельного участка производятся его владельцем в добровольном порядке за собственный счет в срок, указанный в уведомлении, предусмотренном пунктом 10 названного Порядка.
В случае неисполнения владельцем самовольно размещенного НТО требования о демонтаже такого объекта в добровольном порядке демонтаж осуществляется в принудительном порядке организацией, уполномоченной либо привлекаемой в соответствии с действующим законодательством Комитетом для производства работ по демонтажу (хранению).
Федеральным законом от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.6 «Использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута», положения которой вступили в силу с 01.03.2015.
Подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения НТО, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации конкретизировано, что размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ установлено, что размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 статьи 10 Закона № 381-ФЗНТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Правилами включения НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения НТО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 №772 (далее – Правила №772), включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях: достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышение доступности товаров для населения.
В главе V.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов: такое размещение может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Однако приведенное правовое регулирование не означает, что реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется лишь на основании схемы их размещения, исключая при этом оформление в установленном законом порядке права пользования земельным участком.
Схема определяет потенциальную возможность размещения нестационарного торгового объекта в каком-либо месте, однако не закрепляет права конкретных субъектов на места, указанные в этой схеме, в том числе заявителя.
Учитывая законодательно установленную возможность выбора порядка пользования земельными участками для размещения нестационарных торговых объектов: как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, права субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, должны быть оформлены посредством заключения либо договора аренды, либо договора на размещение конкретного нестационарного торгового объекта.
В соответствии с частью 6 Постановления администрации г.Иркутска от 29.10.2018 №031-06-961/8 «Об утверждении Положения о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска» (далее – Положение о размещении НТО) размещение НТО (павильонов, киосков, остановочно-торговых комплексов, бахчевых развалов, объектов развозной и разносной торговли) осуществляется в соответствии со схемой, утвержденной постановлением администрации города Иркутска, на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта путем предоставления места.
В силу положений части 7 Положения о размещении НТО заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта осуществляется по результатам торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.02.2010 №67.
Исходя из вышеизложенного, предоставление права на размещение НТО должно осуществляться путем проведения конкурентных процедур, а именно по результатам торгов и с заключением соответствующего договора.
В ходе судебного разбирательства установлено, что между заявителем и заинтересованным лицом имелся заключённый по результатам аукциона договор на размещение НТО №01229-пр, который прекратил своё действие по истечении срока 30.09.2017.
При таких обстоятельствах, правовые основания для размещения НТО после указанной даты у заявителя отсутствуют.
При этом судом не принимается довод заявителя о том, что спорный торговый объект не является самовольно размещенным в связи с тем, что договорные отношения между ИП Извечной В.М. и Комитетом пролонгированы.
Судом установлено, что срок действия договора №01229-пр на основании которого установлен принадлежащий заявителю НТО, истек 30.09.2017.
Дополнительными соглашениями срок его действия не изменялся, иные договоры, предоставляющие право ИП Извечной В.М. размещать НТО не заключались.
Принимая во внимание, что Комитетом оспариваемый ненормативный акт принят в пределах его компетенции в соответствии с Порядком выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 30.06.2017 №031-06-639/7-1, при этом индивидуальным предпринимателем не представлены доказательства наличия права на использование земельного участка под размещения НТО, с учетом прекращения договорных отношений сторон, суд не усматривает нарушения закона направления Комитетом уведомления (в редакции уведомления об отмене распоряжения и внесении изменений от 14.08.2020 №505-70-14480/20) о принудительном демонтаже НТО, расположенного по адресу: <...> напротив памятника «Александр III».
При таких обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Отменить обеспечительные меры, принятые определением арбитражного суда от 18.08.2020, которые сохраняют своё действие до вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья Д.А. Филатов