АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-13128/2018
«22» февраля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 15 февраля 2019 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шипициной Е.А., рассмотрев дело по заявлению РЕГИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННОГО ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ДИРЕКЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ТРЕСТОВ» (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>; ИНН <***>)
о признании недействительным предписания № 521/18 от 24.04.2018г.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности, представлен паспорт;
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности, представлено удостоверение;
установил:
РЕГИОНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННОЕ ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ДИРЕКЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ТРЕСТОВ» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным предписания СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее – ответчик, Служба) № 521/18 от 24.04.2018г., выданного по результатам проведения внепланового мероприятия по лицензионному контролю.
Заявитель в судебное заседание, состоявшееся 14.02.2019г., представил возражения на отзыв Службы от 14.01.2019г., в котором указал, что в связи с самостоятельной отменой Службой пункта 2 оспариваемого предписания распоряжением № 276-ср от 25.12.2018г. Общество отказывается от требований о признании недействительным в полном объеме пункта 2 предписания № 521/18 от 24.04.2018г. и просит производство по делу №А19-13128/2018 в указанной части прекратить.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование в остальной части о признании оспариваемого предписания недействительным по основаниям, изложенным в заявлении и возражениях на отзывы Службы.
Представитель Службы заявленное требование не признал, поддержал доводы о законности и обоснованности оспариваемого предписания, приведенные в письменных отзывах на заявление, просил оставить требования заявителя без удовлетворения.
В судебном заседании 14.02.2019г. в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 15 часов 00 минут этого же дня, и до 12 часов 40 минут 15.02.2019г. Информация о перерывах в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области в сети Интернет.
После перерывов судебное заседание продолжено в том же составе суда, при участии тех же сторон.
Дело рассмотрено в порядке статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам, исследовав которые, суд установил следующее.
РЕГИОНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННОЕ ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ДИРЕКЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ТРЕСТОВ» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>.
На основании распоряжения руководителя СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ от 28.03.2018г. №521 ср-п должностными лицами надзорного органа в период с 09 часов 00 минут до 17 часов 00 минут 24.04.2018г. проведена внеплановая документарная проверка в отношении РЕГИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННОГО ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ДИРЕКЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ТРЕСТОВ» в части начисления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>. Проверка проводилась с целью проверки информации, содержащейся в обращении собственника указанного жилого помещения.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 24.04.2018г № 521/18, а именно установлено нарушение требований Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17.05.2017г. №75-мпр, часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта «в» пункта 1 части 1, подпункта «ж» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», части 1 статьи 154, части 9.1 статьи 156 подпунктов 1, 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании результатов проверки, изложенных в акте от 24.04.2018г №521/18, должностными лицами отдела по надзору за содержанием и эксплуатацией жилищного фонда и отдела по надзору за формированием платы за жилищно-коммунальные услуги СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ заявителю выдано предписание №521/18 от 24.04.2018г., которым РЕГИОНАЛЬНОМУ СТРОИТЕЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННОМУ ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ «ДИРЕКЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ТРЕСТОВ» предписано устранить в срок до 04.07.2018г. обнаруженные в ходе проверки нарушения – произвести перерасчет платы за коммунальный ресурс электроэнергия, потребленный при содержании общего имущества МКД №15 за период с 01.06.2017г. по 31.03.2018г. исходя из норматива 0,72 кВт.ч. в месяц на кв.м.; с 01.04.2018г. применять при начислении платы по МКД №15 величину норматива равную 0,72 кВт.ч. в месяц на 1 кв.м. при начислении платы за коммунальный ресурс электроэнергия, потребленную в целях содержания общего имущества в соответствии с пунктом 9 таблицы «Нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17.05.2017г. №75-мпр; предоставить в Службу документы, подтверждающие исполнение предписания, а именно платежные документы МКД №15 с выполненным перерасчетом платы, с приложением расшифровки (порядка) определения размера перерасчета; предоставить в Службу копию правового акта о применении норматива равного 0,72 кВт.ч. в месяц на 1 кв.м. с 01.04.2017г. (пункт 1); исключить при расчете размера платы за коммунальный ресурс электрическая энергия, потребленный при содержании общего имущества по МКД №15 площадь чердака; произвести перерасчет платы за коммунальный ресурс электроэнергия, потребленный при содержании общего имущества в МКД №15 за период с 01.06.2017г. по 31.03.2018г. с учетом исключения площади чердака; с 01.04.2018г. исключить при расчете размера платы за коммунальный ресурс электроэнергия, потребленный при содержании общего имущества в МКД №15 площадь чердака; предоставить в Службу документы, подтверждающие исполнение предписания, а именно: платежные документы по МКД №15 с выполненным перерасчетом платы, с приложением расшифровки (порядка) определения размера перерасчета (пункт 2).
Полагая, что вышеуказанное предписание Службы не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, необоснованно возлагая обязанность по выполнению содержащихся в предписании требований, Общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований Общество ссылается, что норматив 0,72 кВт.ч. в месяц на кв.м. не отвечает характеристикам МКД №15 и потому не применим к расчету платежа в МКД №15 за электрическую энергию, предоставленную в целях содержания общего имущества в МКД №15. Норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества многоквартирного дома в размере 2,52 кВт.ч. в месяц на кв.м. применяется для многоквартирных домов, оборудованных насосным оборудованием, ИТП, дополнительным оборудованием и не оборудованные лифтами. Данный норматив, по мнению заявителя, наиболее соответствует характеристикам МКД №15, так как отсутствует только насосное оборудование, но есть в МКД №15 ИТП, дополнительное оборудование, осветительные установки.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), то есть в данном случае на Службу.
Заявитель в свою очередь по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 196 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон №294-ФЗ) и положения Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон №99-ФЗ) с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата.
Внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным п. 1, 4, 5 частью 10 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Согласно статье 17 Федерального закона № 294-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
На территории Иркутской области органом государственного жилищного надзора является Служба государственного жилищного надзора Иркутской области (Положение о службе государственного жилищного надзора Иркутской области, утв. постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2014г. №594-пп).
Судом установлено, что внеплановая документарная проверка проведена на основании распоряжения руководителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 28.03.2018г. № 521 ср-п в связи с поступившим заявлением собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <...>.
Суд находит, что проверка проведена Службой в пределах предоставленных полномочий.
Поскольку в ходе судебного разбирательства заявитель отказался от требования в части признании недействительным пункта 2 Предписания Службы государственного жилищного надзора Иркутской области № 521/18 от 24.04.2018г., вынесенного в отношении РЕГИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННОГО ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ДИРЕКЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ТРЕСТОВ», суд рассматривает требование заявителя по существу в части пункта 1 оспариваемого предписания.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ от 28.03.2018г. №521 ср-п должностными лицами надзорного органа в период с 09 часов 00 минут до 17 часов 00 минут 24.04.2018г. проведена внеплановая документарная проверка в отношении РЕГИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННОГО ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ДИРЕКЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ТРЕСТОВ» в части начисления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 24.04.2018г №521/18.
На основании результатов проверки, изложенных в акте от 24.04.2018г №521/18, должностными лицами СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ заявителю выдано предписание №521/18 от 24.04.2018г. Указанным предписанием установлены факты нарушений, а именно: с 1 июня 2017 года по 31 марта 2018 года норматив потребления электрической энергии в целях содержания общедомового имущества в МКД №15 применяется равным 2,52 кВт.ч. в месяц на кв.м. Данный норматив применяется для многоквартирных домов, оборудованных насосным оборудованием, индивидуальным тепловым пунктом, дополнительным оборудованием и не оборудованные лифтами. Поскольку фактически в МКД №15 имеются только дверные запирающие устройства, электронные приборы учета и осветительные установки, усилители телеантенн, циркуляционный насос на системе ГВС, соответственно использовать данный норматив является нецелесообразным и не соответствует действующему законодательству.
Данным предписание Обществу в срок до 04.07.2018г. необходимо осуществить мероприятия, подлежащие исполнению:
произвести перерасчет платы за коммунальный ресурс электроэнергия, потребленный при содержании общего имущества МКД №15 за период с 01.06.2017г. по 31.03.2018г. исходя из норматива 0,72 кВт.ч. в месяц на кв.м.; с 01.04.2018г. применять при начислении платы по МКД №15 величину норматива равную 0,72 кВт.ч. в месяц на 1 кв.м. при начислении платы за коммунальный ресурс электроэнергия, потребленную в целях содержания общего имущества в соответствии с пунктом 9 таблицы «Нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17.05.2017г. №75-мпр; предоставить в Службу документы, подтверждающие исполнение предписания, а именно платежные документы МКД №15 с выполненным перерасчетом платы, с приложением расшифровки (порядка) определения размера перерасчета; предоставить в Службу копию правового акта о применении норматива равного 0,72 кВт.ч. в месяц на 1 кв.м. с 01.04.2017г.
Статьей 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 9.3).
Статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №306 установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
В целях исполнения вышеуказанных правил на территории Иркутской области Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17.05.2017г. №75-мпр утверждены нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Иркутской области и в частности нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно разъяснениям, указанным в Информации Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области к определению размера расходов граждан на оплату электрической энергии, используемой в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме от 27.11.2017г. №02-58-9612/17 нормативы определены исходя из суммарного годового потребления электроэнергии группой оборудования, входящего в состав общего имущества в МКД; нормативы при определении платы применяются для МКД при наличии полного перечня электрического оборудования в многоквартирном доме.
В случае отсутствия категорий многоквартирных домов с необходимым сочетанием электрического оборудования, утвержденных Приказом №75-мпр, определение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, определяется исходя из минимального норматива.
Служба настаивает на применении минимального тарифа в размере 0,72 кв.ч. в месяц на кв.м.
При применении минимального норматива, согласно разъяснениям Министерства, собственникам помещений в МКД предлагается принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходов, связанных с эксплуатацией неучтенного оборудования. Расход электроэнергии определяется исходя из мощности установленного электрического оборудования, количества часов работы в году, среднегодового коэффициента использования мощности.
Согласно требованиям Федерального законодательства определение порядка по установлению уполномоченными органами нормативов, с единым подходом на всей территории Российской Федерации, отнесено к исключительной компетенции федерального органа государственной власти – Правительства Российской Федерации.
Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области осуществляя в данной сфере соответствующую деятельность, основывается на действующих нормах законодательства ограничено установленными ими пределами.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг определяется Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №306.
В соответствии с пунктом 13 названных Правил нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД определяются с использованием формул согласно приложению №1.
Нормативы по электроэнергии определения в соответствии с формулой №34 приложения 31 к Правилам №306 исходя их суммарного годового потребления электрической энергии соответствующей группой оборудования, входящего в состав общего имущества в МКД и общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД.
Пунктом 11 Правил № 306 определено, что нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями МКД и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к Правилам. При наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных домов и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений, определенными в приложении №2 к настоящим Правилам, по решению уполномоченного органа категории многоквартирных домов и жилых домов могут быть дополнены.
Согласно пункту 9(1) Правил № 306 ресурсоснабжающая организация, управляющая организация обязаны предоставлять по запросу уполномоченного органа сведения, необходимые для установления нормативов потребления коммунальных услуг, предусмотренные пунктом 38 Правил №306, с учетом сроков, предусмотренных пунктом 37, в соответствии с осуществляемыми этими организациями видами деятельности.
В соответствии с пунктом 29 Правил № 306 нормативы включают объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, который утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2013г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».
Пунктом 19 Правил 306 установлено, что нормативы в целях содержания общего имущества в МКД устанавливаются с применением расчетного метода.
В городские округа Министерством было направлено письмо с запросом о предоставлении необходимой информации для расчета нормативов.
Управляющие компании Иркутской области были предоставлены данные, на основании которых рассчитаны нормативы по электрической энергии для 9 категорий многоквартирных домов. Указанные нормативы и были утверждены Приказом Министерства №75-мпр.
Так, согласно пункту 8 нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для многоквартирных домов оборудованных насосным оборудованием, ИТП и дополнительным оборудованием, и не оборудованные лифтами установлен норматив потребления электроэнергии 2,52 кВт. ч в месяц за кв.м.
В пункте 2 примечаний к нормативу установлено, что:
«дополнительное оборудование» - системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования;
«индивидуальный тепловой пункт» - прибор учета тепловой энергии, циркуляционный насос, регулируемый узел смешения.
Доказательств, что дом № 15 оборудован насосным оборудованием и дополнительным оборудованием соответствующим указанному содержанию, Общество в суд не представило.
Оценив категорию многоквартирного дома № 15 по акту проверки, суд установил, что в данном доме 5 этажей, установлены общедомовые приборы учета электроэнергии, оборудован осветительными установками, установленными в подъездах и подвалах, наружным освещением на фасаде дома, дверными запирающими устройствами, усилителями антенн коллективного пользования и не оборудован лифтами.
Сопоставив фактически имеющееся оборудование в указанном доме с содержанием пункта 8 категории МКД (Нормативов) суд установил, что поскольку материалами дела не подтверждается, что указанный дом оборудован насосным оборудованием и дополнительным оборудованием системы противопожарного оборудования и дымоудаления) применение обществом в период с 01.06.2017г. по 31.03.2018г. тарифа по нормативу потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в размере 2,52 кВт.ч. в месяц на кв.м является неправомерным.
С 27.04.2018г. вступил в силу Приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 11.04.2018г. №60-мпр, которым внесены изменения в Приказ №75-мпр от 17.05.2017г. «Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Иркутской области».
Данным приказом норматив потребления электрической энергии в размере 1,77 кВт.ч в месяц на кв.м. установлен п. 22 норматива потребления для Многоквартирных домов, оборудованных осветительными установками, телекоммуникационным оборудованием, дверными запирающими устройствами, приборами учета коммунальных ресурсов.
На основании изложенного суд полагает, что Общество неправомерно в указанный период при исчислении потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяло норматив потребления в размере 2,52 кВт.ч в месяц на кв. м.
Довод Общества о том, что указанный дом не подпадал ни под одну категорию МКД указанных в Приказе Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17.05.2017г. № 75-мпр, в связи с чем, использовался тариф близкий по содержанию к фактическому обустройству дома, суд находит необоснованным, поскольку пункт 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 установлен порядок определения расходов включаемых в плату на содержание общего имущества МКД, когда не утверждены нормативы потребления.
Действующее законодательство не предоставляет права управляющим компаниям при содержании общего имущества начислять плату за его содержание в ином порядке, чем это установлено статьями 156, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17.05.2017г. №75-мпр, в том числе в отношении потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и не позволяет применять тариф «наиболее близкий тариф».
Обществом в заявлении указано на дату, с которой надлежит применять норматив в размере 0,72 кв.ч. в месяц на кв.м., а именно в оспариваемом предписании указана дата: 01.04.2018г.
Служба распоряжением №200-ср от 04.09.2018г. внесла в пункт 1 оспариваемого предписания изменения, а именно: исправлена вышеуказанная дата с 01.04.2018 на 01.04.2017г. Таким образом, Служба посчитала указанную ошибку технической, не влияющей на суть предписания, тем более, что в акте проверки указанной ошибки допущено не было.
Общество полагает, что Служба не могла внести изменения в предписание, по мнению заявителя, указанное не предусмотрено действующим законодательством.
Суд находит данный довод Общества ошибочным в виду следующего.
В соответствии с Положением о Службе государственного жилищного надзора, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2014г. №594-пп, Служба государственного жилищного надзора Иркутской области (далее - служба) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору, лицензионному контролю. Служба в соответствии с законодательством по вопросам своей деятельности издает приказы и распоряжения, разрабатывает проекты правовых актов в установленной сфере деятельности.
В силу пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении своих полномочий обеспечивают соблюдение Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Ненормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган государственной власти, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом этого органа ненормативный правовой акт при наличии предусмотренных законом оснований.
Анализ норм действующего законодательства позволяет прийти к выводу об отсутствии прямых запретов на внесение органом, издавшим в пределах своих полномочий правовой акт, изменений и дополнений, а также отмену этого акта.
Таким образом, суд считает, что Служба имела право, в порядке самоконтроля внести изменения в оспариваемое предписание до вынесения судебного акта по настоящему делу.
Довод Общества о том, что Информация Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 27.11.2017г. №02-58-9612/17 не является официальным толкованием Приказа №75-мпр от 17.05.2017г. и Служба не может руководствоваться данным в указанной Информации разъяснениями, суд считает несостоятельным в силу следующего.
Согласно статьям 61, 62 Закона Иркутской области от 12.01.2010г. №1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» официальное толкование правовых актов области представляет собой властно-обязательное разъяснение содержания правовых предписаний этих актов правомочным правотворческим органом области. Основанием принятия акта официального толкования правового акта области является обнаружившаяся неопределенность в понимании соответствующего правового акта области, препятствующая его правильному применению либо порождающая противоречивую практику его применения.
Следовательно, разъяснения по применению действующего законодательства в сфере установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг уполномочено давать Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, именно как орган, издавший приказ №75-мпр от 17.05.2017г.
Указанная Информация к определению размера расходов граждан на оплату электрической энергии, используемой в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме от 27.11.2017г. №02-58-9612/17 издана в связи с обращениями, поступившими в Министерство по вопросу расчета размере расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату электрической энергии, потребляемой при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание содержит правомерный вывод о нарушении заявителем требований Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17.05.2017г. №75-мпр, часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта «в» пункта 1 части 1, подпункта «ж» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013г. №416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», части 1 статьи 154, части 9.1 статьи 156 подпунктов 1, 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи, с чем на заявителя правомерно возложена обязанность устранить допущенные нарушения.
По результатам исследования совокупности представленных сторонами доказательств, нарушение оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя, несоответствия закону или иному нормативному правовому акту судом не установлено.
Предписание выдано уполномоченным должностным лицом, требования, предъявленные надзорным органом в оспариваемом предписании, основаны на нормах закона, сроки для устранения выявленных нарушений являются реальными, что делает предписание исполнимым.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что предписание Службы государственного жилищного надзора Иркутской области № 521/18 от 24.04.2018г. является законным и обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
Кроме того, заявитель отказался от требования в части признании недействительным пункта 2 Предписания Службы государственного жилищного надзора Иркутской области № 521/18 от 24.04.2018г., вынесенного в отношении РЕГИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННОГО ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ДИРЕКЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ТРЕСТОВ».
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
РСП ОАО «ДОСТ» в возражениях на дополнительный отзыв Службы от 14.01.2019г. просит прекратить производство по делу в связи с отказом от требования в части . Последствия отказа от иска и принятия его судом, предусмотренные статьей 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителю понятны.
Отказ от части требования не нарушает прав и законных интересов сторон и иных лиц, пункт 2 Предписания № 521/18 от 24.04.2018г. отменен Службой государственного жилищного надзора Иркутской области во внесудебном порядке, отказ от части требования не противоречит закону, В связи с чем Арбитражный суд принимает отказ РСП ОАО «ДОСТ» от части требования, производство по делу в этой части подлежит прекращению на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, п.4 ч.1 ст. 150, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении требования о признании недействительным пункта 1 Предписания Службы государственного жилищного надзора Иркутской области № 521/18 от 24.04.2018г., вынесенного в отношении РЕГИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННОГО ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ДИРЕКЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ТРЕСТОВ», отказать.
Производство по делу в части требования о признании недействительным пункта 2 Предписания Службы государственного жилищного надзора Иркутской области № 521/18 от 24.04.2018г., вынесенного в отношении РЕГИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННОГО ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ДИРЕКЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ТРЕСТОВ», прекратить.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Л.А. Куклина