ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-13247/14 от 13.10.2014 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-13247/2014

17.10.2014 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 13.10.2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 17.10.2014 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи М.Н.Габескирия, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тах Д.Х, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры (664011, <...>, а/я 189) в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства морского и речного транспорта (125009, <...>)

к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» (ОГРН <***>; 677891, <...>)

Открытому акционерному обществу «Осетровский речной порт» (ОГРН <***>; 666780, <...>)

о признании недействительным договора

при участии в заседании:

от истца – ФИО1 (удостоверение ТО № 12088),

от Федерального агентства морского и речного транспорта – не явились,

от ответчиков:

от Федерального бюджетного учреждения «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» – не явились,

от Открытого акционерного общества «Осетровский речной порт» - не явились,

установил:

Восточно-Сибирская транспортная прокуратура в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства морского и речного транспорта обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованиями к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей», Открытому акционерному обществу «Осетровский речной порт»:

о признании недействительным в силу ничтожности договора № 3.2/13-У от 04.03.2013 на оказание услуг, заключенный между ОАО «Осетровский речной порт» и Федеральным бюджетным учреждением «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей»;

о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания Федерального бюджетного учреждения «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» возвратить Открытому акционерном у обществу «Осетровский речной порт» плату, полученную по договору № 3.2/13-У от 04.03.2013 в размере 7 670 руб.

Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» в поступившем в суд 16.09.2014 посредством факсимильной связи письме указало на то, что с ОАО «Осетровский речной порт» подписано соглашение о расторжении договора № 3.2/13-У от 04.03.2013, денежные средства в размере 7670 руб, полученные по договору № 3.2/13-У от 04.03.2013, возвращены ОАО «Осетровский речной порт».

Восточно-Сибирская транспортная прокуратура в поступившем в судебное заявление заявлении ль 13.10.2014 № 08-112и-2014 заявила отказ от иска в части требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки.

Согласно пункту 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

В соответствии с пунктом 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.

Заявленный истцом отказ от требований в части требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания Федерального бюджетного учреждения «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» возвратить Открытому акционерном у обществу «Осетровский речной порт» плату, полученную по договору № 3.2/13-У от 04.03.2013 в размере 7 670 руб. не противоречит закону, не нарушает прав и охраняемых законом интересов третьих лиц, в связи с чем, на основании частей 2 и 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказ от названного требования подлежит принятию судом, а производство по иску в указанной части – прекращению.

Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» и Открытое акционерное общество «Осетровский речной порт», определение от 16.09.2014 получили, соответственно 23.09.2014 и 24.09.2014, однако представителей в судебное заседание не направили.

Дело подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие ответчиков.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что на основании пункта 1.1 заключенного Федеральным государственным учреждением «Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (исполнителем) с Открытым акционерным обществом «Осетровский речной порт» (заказчиком) договора на оказание услуг от 04.03.2013 № 3.2/13-У, исполнитель обязался оказать услуги, а заказчик обязался принять и оплатить услуги по организации и проведению квалифицированного испытания работников заказчика в количестве 8 человек, и дипломирования и аттестацию, связанных с обеспечением безопасности судоходства в Ленском бассейне в количестве 5 человек, согласно прилагаемого списка (приложение № 1 к договору).

В соответствии с пунктом 2.1 договора, стоимость оказанных услуг по договору составляет 7 670 руб., включая НДС.

Согласно пункту 2.2 договора, заказчик производит 100% предварительную оплату путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя или внесением денежных средств в кассу исполнителя, в течение 5 банковских дней с момента предъявления счета.

Согласно данным акта от 05.03.2013 № 00000259, Федеральным бюджетным учреждением «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» Открытому акционерному обществу «Осетровский речной порт» оказаны услуги по организации и проведению квалификационного испытания при дипломировании и аттестации, связанных с обеспечением безопасности судоходства в Ленском бассейне на общую сумму 7 670 руб.

Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» на оплату оказанных услуг выставило Открытому акционерному обществу «Осетровский речной порт» счет-фактуру от 05.03.2013 № 00000262/7 на общую сумму 7 670 руб., которая оплачена последним платежным поручением от 25.03.2013 № 748.

В обоснование заявленного требования истец ссылается на то, что услуги, предусмотренные договором от 04.03.2013 № 3./12-У, не подпадают под случаи, установленные частями 2 и 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», являются государственными и в силу закона и нормативных актов должны оказываться бесплатно, в связи с чем, спорный договор, предусматривающий оказание услуг за плату, является недействительной (ничтожной) сделкой.

Согласно действующей на момент подписания договора от 04.03.13 № 3.2/13-У редакции ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных в том числе органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ
 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 названной статьи.

В соответствии с п. 1 ст. 9 названного закона, перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, утверждается постановлением Правительства Российской Федерации - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Пунктом 1.1 договора на оказание услуг от 04.03.2013 № 3.2/13-У предусмотрено оказание исполнителем по поручению заказчика услуг по организации и проведению квалификационного испытания двух работников заказчика при дипломировании и аттестации, связанных с обеспечением безопасности судоходства в Ленском бассейне.

Стоимость оказанных услуг согласно пункту 2.1 договора составляет 7670 руб.

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца.

В соответствии с пунктом 4.2 Устава ОАО «Осетровский речной порт» основными видами деятельности общества является, в том числе: перевозка пассажиров, груза и багажа по внутренним водным путям; перевозка грузов, пассажиров, буксировка судов, плотов и иных плавучих объектов погрузочно-разгрузочные работы, складские операции.

Подпунктом 9 пункта 4 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации установлено, что администрация бассейна внутренних водных путей для обеспечения безопасности судоходства осуществляет в бассейне внутренних водных путей дипломирование лиц командного состава судов и членов экипажей спортивных парусных судов.

В силу пункта 1 статьи 27 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации к назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2005 № 349 утверждено Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, согласно пункту 5 которого, квалификационные комиссии создаются в бассейновых органах государственного управления на внутреннем водном транспорте, перечень которых утверждается Министерством транспорта Российской Федерации. Решение о создании квалификационной комиссии принимает руководитель бассейнового органа. Квалификационную комиссию возглавляет руководитель бассейнового органа или его заместители.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.01.2006 № 7 утвержден перечень бассейновых органов государственного управления на внутреннем водном транспорте, в которых создаются квалификационные комиссии, в соответствии с которым, в Федеральном бюджетном учреждении «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» квалификационная комиссия создана.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 №13/11 утверждены положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов.

Аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации (Приложение №1). Министерство транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством труда Российской Федерации имеет право на введение дополнительных должностей руководителей и специалистов, подлежащих аттестации, или отмену указанных в перечне. Назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов проводится после проверки и положительной оценки знаний нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение безопасности движения в комиссиях, создаваемых в региональных или иных органах государственного управления на транспорте, а в случае их отсутствия - в органах, выдающих лицензии организациям (пункт 2 Приказа №13/11).

Согласно пункту 3 Приказа № 13/11 аттестация исполнительных руководителей и специалистов организаций проводится один раз в пять лет. Аттестация проводится после повышения квалификации аттестуемого, как правило, в учебных заведениях, указанных в Перечне, который определяется Министерством транспорта Российской Федерации, согласно Приказу от 11.03.1994 № 13/11.

В соответствии со статьями 2, 8, 9 Закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» дипломирование и аттестация относится к компетенции государства.

Постановлением Правительства Российской Федерации, от 06.05.11 № 352 утверждены Правила определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг; перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг.

Согласно перечню услуг, к платным услугам дипломирование и аттестация работников, связанных с обеспечением безопасности плавания, не отнесены.

Такие услуги согласно подпункту 72 пункта 1 статьи 333.33 Налогового Кодекса Российской Федерации (на дату заключения договора) облагались лишь государственной пошлиной.

Указанная правовая позиция изложена в определении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № ВАС-14096/12 от 09.11.2012.

При указанных обстоятельствах, следует признать, что заключенный 04.03.2013 Открытым акционерным обществом «Осетровский речной порт» с Федеральным бюджетным учреждением «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» договор на оказание услуг № 3.2/13-У не соответствует ст. ст. 8, 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и, в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, является недействительным (ничтожным).

Учитывая, что в соответствии с п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, недействительна с момента ее совершения, факт расторжения договора № 3.2/13-У от 04.03.2013 и возврата полученных на основании названного договора денежных средств, не имеет правового значения при рассмотрении настоящего дела.

Учитывая изложенное, заявленное требование подлежит удовлетворению.

На основании ст. ст. 102 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в доход федерального бюджета Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина: с Открытого акционерного общества «Осетровский речной порт» - в сумме 2000 руб., с Федерального бюджетного учреждения «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» - в сумме 2000 руб.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 150, ст. ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

в части требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки производство по делу прекратить;

признать недействительным заключенный 04.03.2013 Открытым акционерным обществом «Осетровский речной порт» (ОГРН <***>, ИНН <***>) с Федеральным бюджетным учреждением «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» (ОГРН <***>, ИНН <***>) договор на оказание услуг № 3.2/13-У;

взыскать с Открытого акционерного общества «Осетровский речной порт» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 2000 руб.;

взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья М.Н. Габескирия