ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-13332/07 от 18.01.2008 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А19-13332/07-51-32

«18» января 2008 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Кродиновой Л.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Щуко В.А.,

рассмотрев   в судебном заседании дело по заявлению Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска

о признании незаконным решения от 17.07.2007г. № 3404,

при участии представителей

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 01.01.2007г. б/н;

от ответчика: не явились;

установил:   Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее – учреждение, ГОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД РФ») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска о признании незаконным решения от 17.07.2007г. № 3404.

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ ГОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД РФ» уточнило заявленные требования и просит признать незаконным подпункт 3.1. решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска (далее – налоговая инспекция, налоговый орган) от 17.07.2007г. № 3404.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в заседании по ходатайству ответчика объявлялся перерыв с 15.01.2008г. 10 час. 15 мин. до 18.01.2008г. 09 час. 30 мин. для урегулирования спора во внесудебном порядке.

В судебном заседании представитель заявителя уточненные требования поддержал, указав, что оспариваемым решением налогоплательщику неправомерно доначислен земельный налог и начислены пени за его несвоевременную уплату, поскольку используемые учреждением в целях обеспечения безопасности и охраны правопорядка земельные участки не могут быть признаны объектами налогообложения.

Ответчик в судебное заседание своих представителей не направил, вновь представил ходатайство об отложении разбирательства по делу на более поздний срок для урегулирования спора во внесудебном порядке, а также в связи с невозможностью явки представителя налоговой инспекции в настоящее судебное заседание по причине срочного вызова последнего в вышестоящий налоговый орган.

Представитель заявителя, обладающий согласно доверенности от 01.01.2007г. б/н соответствующими полномочиями, указал, что ГОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД РФ» возражает против урегулирования спора во внесудебном порядке и, соответственно, против удовлетворения ходатайства налоговой инспекции и просит исковые требования рассмотреть по существу.

Принимая во внимание изложенное и учитывая те обстоятельства, что для урегулирования сторонами спора во внесудебном порядке судом ранее объявлялся перерыв в судебном заседании, налоговый орган не обосновал невозможность участия в настоящем заседании иных представителей, арбитражный суд не находит оснований для отложения судебного разбирательства с нарушением максимального процессуального срока, установленного для рассмотрения данной категории дел, в связи с чем, полагает, что в удовлетворении ходатайства налоговой инспекции следует отказать.

Исследовав имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с положениями статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка на основе уточненного расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 полугодие 2006 года, представленного ГОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД РФ» 13.02.2007г. без начислений сумм налога к уплате в бюджет.

По результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 17.07.2007г. №3404 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за соверешение налогового правонарушения. Данным решением учреждению было предложено перечислить суммы неуплаченного земельного налога в размере 908 494 руб. 00 коп. и соответствующих пеней в размере 115 166 руб. 76 коп.

Из содержания оспариваемого решения следует, что правовым основанием для его вынесения послужил вывод налоговой инспекции о неправомерном неисчислении заявителем авансовых платежей по земельному налогу исходя из кадастровой стоимости земельных участков за номером 38:36:000029:0003, площадью 9 829 кв.м. и за номером 338:36:000033:0077, площадью 42 137 кв.м., предоставленных учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщик, полагая, что указанное решение не соответствует нормам законодательства о налогах и сборах и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании незаконным подпункта 3.1. его резолютивной части.

Исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав и оценив доводы представителя заявителя, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогопла­тельщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользова­ния или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

В соответствии с подп. 1, 3 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки:

- изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Арбитражный суд соглашается с доводами заявителя о том, что спорные земельные участки, являющиеся собственностью Российской Федерации и предоставленные учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, являются ограниченными в обороте в соответствии с действующим законодательством, поскольку предоставлены для обеспечения безопасности. При этом суд исходит из следующего.

Согласно пп. 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности.

Налоговый орган ссылается на то, что спорные земельные участки отнесены к категории «земли поселений», что исключает их отнесение к «землям обороны и безопасности».

Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории, в том числе:

- земли поселений;

- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения  .

Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Таким образом, земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков.

Согласно представленным заявителем в материалы дела кадастровым планам Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Иркутска от 03.09.1999г. и от 17.05.2001г., Управления Роснедвижимости по Иркутской области (Территориальный отдел по г.Иркутску) от 28.09.2006г. земельных участков за кадастровыми номерами 38:36:000029:0003 (предыдущий номер - 38:36:034204:1) и 338:36:000033:0077 (предыдущий номер - 38:36:032810:1), спорные земельные участки предоставлены заявителю из земель категории «земли поселений» и «земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения». Из содержания сведений от 24.02.1999г. о земельном участке, закрепленном за государственным унитарным предприятием или государственным учреждением федеральной формы собственности, согласованных председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Иркутска, следует, что ранее земельные участки были предоставлены учреждению из категории «земли поселений» с видом разрешенного использования «для нужд обороны и иных режимных объектов».

Согласно части 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. В состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам (часть 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ).

Согласно части 1 статьи 87 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).

Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на: земли промышленности; земли энергетики; земли транспорта; земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; земли иного специального назначения (частью 2 статьи 87 Земельного кодекса РФ).

Согласно части 1 статьи 93 Земельного кодекса РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности   Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Исходя из системного анализа указанных норм во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», следует, что отнесение в черте поселения (населенного пункта) земель или земельного участка к общей категории (земли поселений) не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков к одной из специальных категорий, указанных в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ.

Таким образом, в силу прямого указания закона земельные участки в границах территорий, которые используются для обеспечения деятельности органов, предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, по своему целевому (специальному) назначению относятся к землям обороны и безопасности.

При таких условиях отсутствие правового акта уполномоченного исполнительного органа государственной власти об отнесении земли (включая спорные земельные участки) в пределах территории земель поселений (населенного пункта) к такой категории, как земли обороны и безопасности, не является основанием для вывода об отсутствии права на льготы.

Следовательно, доводы налоговой инспекции о недоказанности отнесения спорных земельных участков к землям обороны и безопасности, поскольку они относятся к землям поселений, являются необоснованными.

Арбитражный суд не может согласиться и с позицией налогового органа о том, что учреждение не относится к силам, обеспечивающим безопасность, и не входит в систему органов внутренних дел. При этом суд исходит из следующего.

Согласно статье 12 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» силы обеспечения безопасности включают   в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел,   внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004г. № 314 «О системе и структуре органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, в том числе, Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Согласно Положению «О Министерстве внутренних дел Российской Федерации», утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 № 927 Министерство внутренних дел РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции (п. 1 Положения).

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска   (п. 5 Положения).

Согласно подпункту 25 пункта 8 указанного Положения МВД России осуществляет полномочия по организации кадрового обеспечения системы МВД России, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.1993г. № 791-р Иркутская высшая школа МВД России включена в перечень федеральных образовательных учреждений МВД России. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 24.01.1998г. № 80-р ГОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД РФ является правопреемником Иркутской высшей школы МВД России (п. 1 Устава учреждения, учрежденного приказом МВД России от 12.12.2005г. № 1009). ГОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД РФ

Учредителем ГОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД РФ является Правительство Российской Федерации, полномочия от имени которого осуществляет МВД России (п. 4 Устава учреждения).

Согласно пункту 7 и подпункту 16.1 пункта 16 Устава учреждения ГОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД РФ входит в систему МВД России и осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, в том числе, личного состава МВД России в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности.

Таким образом, учреждение входит в систему органов внутренних дел, поскольку это прямо предусмотрено его учредительными документами, а также исходя из того, что учреждение создано для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска, а именно: осуществляет одну из функций МВД России - подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел.

Кроме того, учреждение непосредственно выполняет задачу по охране общественного порядка, возложенную на органы внутренних дел, в силу подпунктов 9, 10 пункта 19 Типового положения о Министерстве внутренних дел, Главном управлении, Управлении внутренних дел по субъекту Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26.10.2006 № 846, пункта 18 Устава учреждения, что усматривается также из содержания писем УВД г. Иркутска, ГУВД Иркутской области, Администрации г. Иркутска, распоряжений, приказов, писем ГОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД РФ, планов обеспечения общественного порядка и общественной безопасности (т. 1 л.д. 109-148, т. 2 л.д. 1-52).

Согласно статье 7 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Согласно п. 89, 90 и 92 Устава учреждения личный состав института состоит из постоянного и переменного состава. К постоянному составу института относятся руководящий, профессорско-преподавательский состав, научные работники, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал. К переменному составу института относятся, в том числе, курсанты и слушатели. Курсантом является лицо рядового или младшего начальствующего состава, в установленном порядке зачисленное в институт на очную форму обучения и назначенное на должность, проходящее подготовку по образовательным программам среднего и высшего профессионального образования. Слушателями являются лица среднего и старшего начальствующего состава, в установленном порядке зачисленные в образовательное учреждение, проходящие подготовку по образовательным программам среднего и высшего профессионального образоватния, независимо от формы обучения, а также лица рядового и начальствующего состава, обучающиеся по заочной форме. На личный состав института, состоящий на службе в органах внутренних дел, распространяются права и обязанности, гарантии социальной и правовой защиты, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, для сотрудников органов внутренних дел.

В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 18.04.1991г. №1026-1 «О милиции» слушатели и курсанты образовательных учреждений профессионального образования (средних специальных и высших учебных заведений) системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих подготовку сотрудников милиции, а также руководящий и профессорско-преподавательский состав этих учебных заведений в соответствии со штатным расписанием, утверждаемым министром внутренних дел Российской Федерации, считаются находящимися на службе в милиции  . Милиция согласно статье 1 указанного Закона входит в систему МВД России, к числу ее задач относится обеспечение безопасности личности, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

Как следует из пояснений представителя ответчика и письма ГОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД РФ» от 18.01.2008г., сотрудники, курсанты и слушатели института являются аттестованными сотрудниками органов внутренних дел, проходят службу в институте как органе внутренних дел.

Таким образом, доводы ответчика о том, что учреждение не является органом внутренних дел, в котором предусмотрено прохождение такого вида федеральной государственной службы, как правоохранительная, не основаны на нормах права.

При таких обстоятельствах, с учетом выводов Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, изложенных в постановлении от 04.12.2007г. по делу №А33-6422/2007-Ф02-8924/2007, арбитражный суд полагает, что спорные земельные участки, помимо общей категории (земли поселений), относятся также к такой специальной категории как земли обороны и безопасности.

Следовательно, в силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ данные земельные участки ограничены в обороте, поэтому они не признаются объектом налогообложения по земельному налогу в силу подп. 1, 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что налоговой инспекцией в оспариваемом решении необоснованно предложено заявителю уплатить в бюджет суммы доначисленного земельного налога в размере 908 494 руб. 00 коп. и соответствующих пеней в размере 115 166 руб. 76 коп.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение государственных органов, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений незаконными.

Принимая во внимание, что решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска от 17.07.2007г. № 3404 не соответствует статьям 75, 389 Налогового кодекса Российской Федерации, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с налоговой инспекции подлежит взысканию в пользу заявителя государственная пошлина в сумме 2 000 руб. 00 коп.  , уплаченная обществом по платежному поручению от 03.08.2007г. № 2445.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконнымрешение Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска от 17.07.2007г. № 3404, как несоответствующее положениям статей 75, 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г.Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г.Иркутска в пользу Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» сумму расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. 00 коп.

Судья Л.Н. Кродинова

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ

г. Иркутск Дело № А19-13332/07-51-32

«18» января 2008 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Кродиновой Л.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Щуко В.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска

о признании незаконным решения от 17.07.2007г. № 3404,

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконнымрешение Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска от 17.07.2007г. № 3404, как несоответствующее положениям статей 75, 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г.Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г.Иркутска в пользу Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» сумму расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. 00 коп.

Судья Л.Н. Кродинова