ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-13363/12 от 19.09.2012 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8 (395-2) 24-12-96; , факс 8 (395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск Дело № А19-13363/2012

« 26 » сентября 2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 19 сентября 2012 г.

Полный текст решения изготовлен 26 сентября 2012 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буяновой М.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664025, г.Иркутск, ул.5-й Армии, д.2)

к Администрации города Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: <...>),

третье лицо: ФИО1 (адрес: 664082, <...> А-3),

о признании незаконным распоряжения заместителя мэра – председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом от 13.12.2009 № 504-02-6178/9,

об обязании ответчика отменить распоряжение заместителя мэра – председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом от 13.12.2009 № 504-02-6178/9,

при участии в заседании

от заявителя: ФИО2, – представитель по доверенности от 13.09.2012 № 76-37-5472/12;

от Администрации города Иркутска: ФИО3 - представитель по доверенности от 20.08.2012 № 059-72-678/12;

от третьего лица (ФИО1): ФИО4 – представитель по доверенности от 12.09.2012;

установил:

Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области (далее по тексту – заявитель, Служба) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации города Иркутска о признании незаконным распоряжения заместителя мэра – председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом от 13.12.2009 № 504-02-6178/9, обязании ответчика отменить указанное распоряжение.

Службой также заявлено о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования о признании незаконным оспариваемого распоряжения и обязании ответчика отменить его.

Представитель Администрации города Иркутска в судебном заседании требования заявителя не признал, поддержав позицию, изложенную в отзыве по делу.

Представитель третьего лица в судебном заседании полагал, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Представители Администрации города Иркутска и третьего лица ФИО1 также указали на пропуск заявителем процессуального срока на подачу заявления об оспаривании распоряжения от 13.12.2009 № 504-02-6178/9.

Из материалов дела следует, что на основании заявления ФИО1, по результатам публичных слушаний от 23.09.2009, распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска от 13.12.2009 № 504-02-6178/9 изменен вид разрешенного использования:

объекта капитального строительства, расположенного в <...>, с кадастровым номером 38-38-01/089/2005-230, площадью 31,40 кв.м. с «бревенчатый 2-этажный жилой дом» на «административное здание»;

земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:1385, площадью 1000 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов в <...>, с «под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома» на «административное здание с подземной автостоянкой».

Полагая, что распоряжение заместителя мэра – председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом от 13.12.2009 № 504-02-6178/9 принято с нарушением действующего законодательства и нарушает права неограниченного круга лиц, Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области обратилась в суд с настоящим заявлением.

Администрация города Иркутска требования Службы не признала, указав в отзыве по делу, что оспариваемое распоряжение заместителя мэра является законным, обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку в охранном обязательстве ФИО1 территория объекта культурного наследия не определена, акт об утверждении границ объекта культурного наследия, принадлежащего ФИО1, отсутствует.

В судебном заседании 13.09.2012, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, был объявлен перерыв до 15 часов 18.09.2012 и до 12 час. 19.09.2012. После перерыва в судебное заседание явились представитель заявителя ФИО2, представитель Администрации города Иркутска ФИО3, представитель третьего лица ФИО1 - ФИО4

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно пунктам 1, 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Рассмотрев заявленное Службой ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в арбитражный суд, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из представленных материалов, ФИО1 обратилась в Службу с заявлением от 29.02.2012 о согласовании изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства с «административное здание с подземной автостоянкой» на «гостиница, административное здание с подземной автостоянкой».

В письме от 19.03.2012 № 76-37/1204/12 Служба разъяснила заявительнице необходимость представления недостающих документов.

Письмом от 27.03.2012 № 76-19-1653/12 ФИО1 представила в Службу ряд документов, в том числе, распоряжение заместителя мэра – председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом от 13.12.2009 № 504-02-6178/9.

То обстоятельство, что до указанной даты Служба не располагала текстом распоряжения от 13.12.2009 № 504-02-6178/9, подтверждается материалами представленной переписки Комитета и Службы (письмо Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г.Иркутска от 16.04.2010 № 505-70-5235/10, письмо Службы от 21.06.2010 № 76-37-2502/10, письмо Службы от 19.03.2012 № 76-37/1204/12), протестом прокурора от 16.04.2010 № 07-28-2010, ответами Комитета по управлению муниципальным имуществом в отношении внесенного протеста. По итогам переписки Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г.Иркутска не уведомил Службу о результатах рассмотрения протеста прокурора и принятом окончательном решении, в связи с чем, заслуживают внимания доводы заявителя о том, что Служба полагала, что протест прокурора был удовлетворен и оспариваемый акт отменен лицом, принявшим его.

Исходя из изложенного, суд полагает возможным восстановить заявителю срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании распоряжения от 13.12.2009 № 504-02-6178/9.

Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующему.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Конституцией Российской Федерации провозглашена цель обеспечения благополучия и процветания России, исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями, и закреплено право каждого на доступ к культурным ценностям во взаимосвязи с обязанностью заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (преамбула; статья 44 части 2 и 3). Данные конституционные положения корреспондируют международно-правовым положениям о том, что каждая культура обладает достоинством и ценностью, которые следует уважать и сохранять, повреждение или исчезновение любых образцов культурной ценности представляет собой пагубное обеднение достояния всех народов мира (Декларация принципов международного культурного сотрудничества, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО 04.11.1966; Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия от 16.11.1972).

Законодатель, указав в преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ), что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, гарантировал их сохранность в соответствии с данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 7) и с этой целью закрепил особенности возникновения, осуществления и прекращения вещных прав на объект культурного наследия.

В соответствии со статьей 3 Закона № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации отнесены объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

При этом названная норма Федерального закона к одному из видов объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) относит памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями.

В соответствии со статьей 4 Закона № 73-ФЗ под объектами культурного наследия федерального значения понимаются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия.

Пунктом 1 статьи 48 Закона № 73-ФЗ установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 48 Закона № 73-ФЗ).

Право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают: в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия; из актов государственных органов; из договоров; из судебного решения; по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 51 Закона № 73-ФЗ).

Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения. В случае принятия решения об исключении объекта культурного наследия из реестра охранное обязательство собственника объекта культурного наследия прекращает свое действие со дня вступления в силу такого решения (пункт 4 статьи 48 Закона № 73-ФЗ).

Пунктом 3 статьи 63 данного Закона предусмотрено, что впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном названным Законом, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.82 № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры» (далее по тексту - Положение).

Из материалов дела следует, что постановлением мэра г.Иркутска от 22.06.2006 № 031-06-972/6 ФИО1 предоставлен в собственность за плату из земель поселений земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный в <...>, под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями.

Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 38:36:000034:1385.

Как установлено судом, в границах земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:1385, расположенного в <...>, находится объект культурного наследия федерального значения «Дом Дубровского», 1-я пол.ХIХ в. (регистрационный номер 211 в «Списке памятников истории и культуры г.Иркутска, подлежащих государственной охране – 2000г.», основание: Указ Президента РФ № 176 от 20.02.1995).

Земельный участок с кадастровым номером 38:36:000034:1385 и жилой дом площадью 31,4 кв.м., расположенные в <...>, принадлежат на праве собственности ФИО1 (свидетельства о государственной регистрации права от 27.12.2005 № 38-38-01/089/2005-230, от 13.12.2006 № 38-38-01/123/2006-320). Право собственности на данные объекты недвижимости имеет обременения, связанные с отнесением объекта капитального строительства к объектам культурного наследия.

Во исполнение требования пункта 4 статьи 48 Закона № 73-ФЗ собственником объекта культурного наследия ФИО1 оформлено охранное обязательство от 21.11.2005 № 30/2005 на памятник – «Дом Дубровского», 1-я пол.ХIХ в.

Охранное обязательство собственником объекта культурного наследия по адресу: <...>, оформлены уполномоченным органом (пункт 5 статьи 55 Закона № 73-ФЗ) с установлением различных требований к содержанию объекта культурного наследия.

Актом технического состояния памятника истории и культуры, являющимся приложением к охранному обязательству от 21.11.2005 № 30/2005, определены особые условия использования памятника: занимаемое помещение здания-памятника может быть использовано под жилье с сохранением планировочной структуры объекта в габаритах капитальных конструкций, а также элементов оформления фасадов.

Согласно статье 5 Закона № 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Земельным кодексом РФ установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Кодекса).

Содержание данного принципа раскрывается также в статье 7 Земельного кодекса РФ.

Разрешенное использование земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставленном ему земельном участке.

В силу статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

При этом в силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

К землям особо охраняемых территорий и объектов относятся, в том числе, земли историко-культурного назначения (часть 2 статьи 94 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 99 Земельного кодекса РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия.

Частью 2 статьи 99 Земельного кодекса РФ установлено, что земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

Согласно части 4 статьи 99 Земельного кодекса РФ в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Статьей 94 Земельного кодекса РФ земли историко-культурного назначения отнесены к землям особо охраняемых территорий, имеющим особое историко-культурное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

В соответствии со статьей 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки: в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.

В соответствии со статьями 35, 52 Закона № 73-ФЗ проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.

Из вышеуказанных норм права следует, что часть земельного участка, занятая объектом культурного наследия федерального значения « Дом Дубровского», 1-я пол. XIX в., и отраженная по   кадастровому паспорту земельного участка (кадастровая выписка от 25.07.2012 № 3800/601/12-131725) в размере 550 кв.м., в силу прямого указания закона относится к землям особо охраняемых территорий и объектов.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 33 Закона № 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя согласование решений органов местного самоуправления об отводе земель и изменении их правового режима с государственным органом по охране объектов культурного наследия.

Ответчик принял решение об изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства, являющегося объектом культурного наследия федерального значения («Дом Дубровского», 1-я пол.ХIХ в.), и земельного участка, занятого этим объектом, без согласования с государственным органом по охране объектов культурного наследия. Кроме того, оспариваемое решение, по сути, повлекло изменение целевого назначения земельного участка, поскольку в кадастровом паспорте отражена категория земельного участка как земли населенных пунктов, а не земли землям особо охраняемых территорий и объектов, что является недопустимым в силу закона.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка (кадастровая выписка от 25.07.2012 № 3800/601/12-131725) часть земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:1385 занята территорией объекта культурного наследия, которая составляет 550 кв.м.

Территория объекта культурного наследия «Дом Дубровского», 1-я пол.ХIХ в. определена ситуационной схемой временных границ территории объекта культурного наследия и планом границ территории объекта культурного наследия, являющимися приложением к охранному обязательству от 21.11.2005 № 30/2005, на основании которых в государственный кадастр недвижимости были внесены соответствующие сведения об обременениях, установленных в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:1385.

Таким образом, несостоятельными являются доводы третьего лица ФИО1 о неустановлении границ территории объекта культурного наследия.

Также подлежит отклонению изложенный в отзыве третьего лица довод о том, что территории объектов культурного наследия федерального значения устанавливаются Министерством культуры РФ.

В силу статьи 6 Закона № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с данным Федеральным законом.

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия (пункт 1 статьи 34 Закона № 73-ФЗ).

Приведенным предписаниям федерального закона корреспондируют нормы, закрепленные в Положении о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 № 315.

Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия: в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 34 Закона № 73-ФЗ).

Постановлением Администрации Иркутской области от 12.09.2008 № 254-па утверждены охранные зоны объектов культурного наследия и режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных охранных зон.

Согласно «Проекту охранных зон, зон регулирования застройки, хозяйственной деятельности и охраняемого природного ландшафта. г.Иркутск.2006», утвержденному Постановлением администрации Иркутской области от 12.09.2008 № 254-па, спорный земельный участок частично находится в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения, частично - в зоне строгого регулирования застройки и хозяйственной деятельности (4-го типа). Согласно режиму использования охранной зоны объекта культурного наследия, новое строительство запрещено, за исключением специальных мер, направленных на комплексное сохранение объекта культурного наследия и регенерацию его историко-градостроительной, природной среды.

Таком образом, в отношении земельного участка с кадастровым номером 38-38-01/089/2005-230 границы территории объекта культурного наследия определены уполномоченным государственным органом и отражены в кадастровом паспорте земельного участка.

По вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:1385 на другой вид разрешенного использования Комиссией по землепользованию и застройке администрации г. Иркутска были проведены публичные слушания, порядок проведения которых определен «Положением о публичных слушаниях в области градостроительной деятельности в городе Иркутске», утвержденным Решением Думы г. Иркутска от 31.08.2005 № 004-20-160180/5 «О публичных слушаниях в области градостроительной деятельности в городе Иркутске».

Согласно пункту 4.1.9 Положения при организации публичных слушаний орган, уполномоченный на организацию и проведение публичных слушаний обеспечивает информирование участников публичных слушаний путем опубликования сообщения в газете "Иркутск" и иными установленными Градостроительным кодексом РФ способами о проведении публичных слушаний, месте (местах), дате и времени их проведения, о вопросах, выносимых на публичные слушания, сроке, месте и времени приема замечаний и предложений и других обстоятельствах, имеющих значение для надлежащей организации и проведения публичных слушаний.

В правовом акте о назначении публичных слушаний указывается, в том числе, тема публичных слушаний (пункт 3.2 Положения).

Информационное сообщение о проведении публичных слушаний опубликовано в газете «Иркутск-Официально» от 22.09.2009.

Как следует из представленной копии указанной публикации, на 23.09.2012 в 15 час. по адресу: <...>, назначено проведение публичных слушаний по вопросу об изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства (бревенчатый 2-этажный жилой дом) и земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:1385, площадью 1000 кв.м., предоставленного под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома, расположенных по адресу: г. Иркутск, Кировский район, ул.Карла Либкнехта, 31, на другой вид разрешенного использования - воссоздание памятника истории и культуры «Дом Дубровского», и строительство и дальнейшая эксплуатация административного здания с подземной автопарковкой, заказчик - ФИО1

Заключение о результатах публичных слушаний размещено в газете «Иркутск» от 15.12.2009.

Комиссией по землепользованию и застройке администрации г.Иркутска принято решение об изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства с «бревенчатый 2-этажный жилой дом» на «административное здание», земельного участка с «под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома» на «административное здание с подземной автостоянкой» (протокол публичных слушаний от 23.09.2009, рекомендация от 23.10.2012).

Таким образом, тема публичных слушаний, опубликованная в официальном печатном издании, не соответствует принятому решению.

Таким образом, из представленных по делу доказательств следует, что при проведении процедуры публичных слушаний и вынесении оспариваемого распоряжения орган местного самоуправления, в нарушение требований подпункта 5 пункта 2 статьи 33 Закона № 73-ФЗ, не согласовал решение об изменении правового режима земель историко-культурного назначения с уполномоченным государственным органом по охране объектов культурного наследия, а тема, по которой состоялись публичные слушания не соответствует теме, опубликованной в извещении о проведении публичных слушаний. Кроме того, оспариваемым распоряжением на территории объекта культурного наследия федерального значения в нарушение части 2 статьи 99 ЗК РФ разрешена деятельность, несоответствующая целевому назначению земель историко-культурного наследия. Указанное свидетельствует о нарушении прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

В силу части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 11 Закона № 73-ФЗ установлено, что государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральным органом охраны объектов культурного наследия и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.

Как следует из пункта 1 Положения о службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 09.03.2010 № 31-пп, Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области (далее - служба) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль и полномочия на территории Иркутской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в соответствии с законодательством.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 73-ФЗ федеральный орган охраны объектов культурного наследия, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, имеют право предъявлять иски в суд в случаях нарушения настоящего Федерального закона.

Согласно части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Допущенное нарушение должно быть устранено путем возложения на Администрацию города Иркутска обязанности по отмене распоряжения заместителя мэра – председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом от 13.12.2009 № 504-02-6178/9 «Об изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства и земельного участка, расположенных в <...>».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

заявленные требования Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение заместителя мэра – председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом от 13.12.2009 № 504-02-6178/9 «Об изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства и земельного участка, расположенных в <...>».

Обязать ответчика устранить допущенные нарушения путем отмены распоряжения заместителя мэра – председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом от 13.12.2009 № 504-02-6178/9 «Об изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства и земельного участка, расположенных в <...>».

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Н.Г.Позднякова