АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761 http://www.irkutsk.arbitr.ru
г. Иркутск Дело № А19-13375/2015
30 сентября 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 29.09.2015
Полный текст решения изготовлен 30.09.2015
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Филатова Д.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О. Ю. Тимофеевой, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области (ИНН <***>) о признании незаконными действий налогового органа по внесению записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с окончанием срока действия документа, подтверждающего право постоянно проживать в Российской Федерации,
В судебном заседании участвуют представители:
От заявителя: ФИО2 (паспорт гр-на Литвы, вид на жительство в РФ);
От ответчика: ФИО1 (доверенность, служебное удостоверение)
установил:
ФИО2 (далее – заявитель) обратился в арбитражный суд с требованием к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области (ИНН <***>) о признании незаконными действий налогового органа по внесению записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с окончанием срока действия документа, подтверждающего право постоянно проживать в Российской Федерации, и об обязании налогового органа восстановить запись о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Заявитель настаивал на удовлетворении требований. Ответчик требования не признал, полагая, что в соответствии с требованиями с п. 5 ст. 4 Закона №129-ФЗ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «н», «п», а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В соответствии с п 6 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством Российской Федерации порядке информации об аннулировании указанного документа или на основании окончания срока его действия с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке.
Согласно позиции инспекции, в связи с тем, что гр-н ФИО2 не подал в регистрирующий орган сведения о продлении вида на жительство налоговый орган правомерно внес запись о прекращении им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
ФИО3 (или ФИО2 – как указано самим заявителем в заявлении) является гражданином республики Литва, что подтверждается представленным в ходе судебного заседания паспортом и видом на жительство иностранного гражданина, выданном Отделом УФМС России по Иркутской области в Свердловском районе г. Иркутска. Зарегистрирован по месту жительства в г. Иркутске, … с 13.09.2013 г. (данные о месте жительства изъяты из судебного акта на основании требований ФЗ РФ «О персональных данных»).
29.05.2010 гр-ну ФИО2 выдан вид на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации сроком на 5 лет до 25.05.2015.
26.09.2014 гр-н ФИО2 зарегистрирован в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП <***>).
25.05.2015 вид на жительство гр-на ФИО2 продлен сроком до 11.02.2019г., 27.05.2015 ФИО2 повторно зарегистрирован по предыдущему месту жительства в г. Иркутске.
Копия вида на жительство представлена в материалах дела (том 1 листы 16-17).
02.06.2015 налоговым органом внесена в ЕГРИП запись о прекращении ФИО2 с 25.05.2015 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с окончанием срока действия документа, подтверждающего право постоянно проживать в Российской Федерации.
08.06.2015 ФИО2 подал в ИФНС России по Свердловскому округу уведомление о продлении срока действия вида на жительство.
ФИО2, 03.08.2015 вернувшись из отпуска, получил письмо № 04-15/0019213 от 04.06.2015 Межрайонной ИФНС России № 17 по Иркутской области с листом записи (форма 60009) о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Считая действия налогового органа незаконными, ФИО2 обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Пунктом 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что если иное не установлено настоящим Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «о», «р», и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «н», «п», а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.
Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В случае, если физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства, указанным лицом должна быть представлена копия документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации (подпункт «е» пункта 1 статьи 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» подтверждением права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство является разрешение на временное проживание, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Вид на жительство является документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа.
Согласно п. 3 ст. 8 закона № 115-ФЗ вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
Пунктом 4.1. ст. 8 закона № 115-ФЗ установлено, что территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляют обработку персональных данных лиц без гражданства, которые подали заявление о выдаче вида на жительство, или лиц без гражданства, в отношении которых такое заявление подано, в объеме, необходимом для оформления и выдачи вида на жительство, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции ведет учет видов на жительство, выданных лицам без гражданства и содержащих электронный носитель информации, а также персональных данных их владельцев в государственной информационной системе миграционного учета. Условия хранения и использования таких данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 ст. 8 закона № 15-ФЗ установлено, что порядок выдачи или продления срока действия вида на жительство, форма заявления о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, а также порядок подачи заявлений в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Пунктом 3 ст. 85 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы опеки и попечительства обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц, о фактах заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, о фактах установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.
Приказом ФНС России от 17.09.2007 № ММ-3-09/536@ (ред. от 12.01.2015) «Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации» утверждено приложение № 6 «Сведения О РЕГИСТРАЦИИ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА (ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА) ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Таким образом, судом установлено, что органы миграционного учета предоставляют соответствующую государственную услугу по выдаче (продлению) иностранным гражданам вида на жительство в РФ, ведут соответствующие государственные реестры таких данных. При этом в соответствии со ст. 85 НК РФ указанные сведения органы миграционного учет обязаны предоставлять в налоговые органы в установленные сроки.
Согласно пункту 9 статьи 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи.
Основания и порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя установлены ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ. Это:
- принятие предпринимателем решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:
- смертью данного лица;
- в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом)
- в связи с вступлением в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок,
- в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством Российской Федерации порядке информации об аннулировании указанного документа или на основании окончания срока его действия с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке (п. 6). В случае аннулирования документа, подтверждающего право иностранного гражданина либо лица без гражданства временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончания срока действия указанного документа государственная регистрация данных гражданина либо лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня аннулирования указанного документа или окончания срока его действия (п. 11).
При этом данный перечень не подлежит расширительному толкованию по усмотрению налогового органа.
Ссылка налогового органа на п. 5 ст. 5 Федерального закона РФ не принимается судом, так как относится к содержанию государственного реестра индивидуальных предпринимателей, но не устанавливает оснований для внесения в реестр соответствующих записей о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 названного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В силу части 6 статьи 7.1 Закона № 210-ФЗ непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги.
Таким образом, ни одно из выше указанных оснований для регистрации прекращения деятельности ФИО2 в качестве предпринимателя судом не установлено.
На момент внесения в ЕГРИП записи о прекращении деятельности от 02.06.2015 гр-н ФИО2 имел вид на жительство в РФ и был вновь зарегистрирован органами УФМС по тому же месту жительства в г. Иркутске.
При этом органы ФМС обязаны были предоставить данные сведения в налоговые органы в порядке и сроки, установленные вышеуказанными нормативными актами.
Неисполнение (несвоевременное исполнение) органами миграционного учета данной обязанности не может нести каких-либо неблагоприятных последствия для заявителя.
Налоговый орган не имел права требовать с заявителя представителя документов и сведений, которые налоговый орган и так должен был получить с другого государственного органа, предоставляющего государственные услуги.
Таким образом, действия налогового органа по внесению в реестр записи о прекращении ФИО2 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя незаконны, а требования заявителя подлежат удовлетворению.
Уплаченная заявителем при обращении в суд с настоящим заявлением госпошлина в размере 300 руб. подлежит взысканию с налогового органа в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 17 по Иркутской области о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении ФИО2 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с окончанием срока действия документа, подтверждающего право постоянно проживать в Российской Федерации и обязать восстановить запись о государственной регистрации ФИО2 в качестве индивидуального предпринимателя.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 17 по Иркутской области в пользу ФИО2 судебные расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Д. А. Филатов