АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.
1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):
ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.
Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело №А19-13509/2013
17.12.2013г.
Резолютивная часть решения объявлена 10.12.2013.
Решение в полном объеме изготовлено 17.12.2013.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мусихиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буценко Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664035, <...>)
о признании незаконным решения агентства лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664003, <...>) об отказе в предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» в аренду земельного участка, выраженного в письме № 91-35-5239/13 от 11.07.2013г.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО1 (паспорт, доверенность),
от ответчика: ФИО2 (удостоверение, доверенность),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» (далее – заявитель, ООО «ИНК», Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения агентства лесного хозяйства Иркутской области (далее – Агентство, ответчик), выраженного в письме № 91-35-5239/13 от 11.07.2013г., об отказе в предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» в аренду земельного участка площадью 3,0 га, расположенного по адресу: Иркутская область, Усть-Кутское муниципальное образование, Усть-Кутское лесничество, Марковское участковое лесничество, Марковская дача, квартал №448 (выделы 11, 12, 13), вид аренды: геологическое изучение недр, разработка месторождений полезных ископаемых, цель аренды: для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых: база бурения промысловая (строительство, обустройство и эксплуатация скважины №5 на Марковском нефтегазоконденсатном месторождении).
В судебном заседании представитель Общества заявленное требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Агентства заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
Общество с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» зарегистрировано в качестве юридического лица, ОГРН <***>.
20.06.2013 Общество обратилось в Агентство с заявлением №1429-ИНК о предоставлении в аренду сроком до 31.12.2033 лесного участка площадью 3,0 га, расположенного в квартале 448 (выделы 11, 12,13) Иркутской области, Усть-Кутского муниципального образования, Усть-Кутского лесничества, Марковского участкового лесничества, Марковской дачи, для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых: база бурения промысловая (строительство, обустройство и эксплуатация скважины №5 на Марковском нефтегазоконденсатном месторождении).
11.07.2013 письмом исх. № 91-35-5239/13 заместителем руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области сообщено, что предоставление испрашиваемого лесного участка в аренду невозможно в связи с тем, что данный участок относится к категории защитных лесов (ценные леса – нерестоохранные полосы лесов).
Полагая, что решение агентства лесного хозяйства Иркутской области, выраженное в письме № 91-35-5239/13 от 11.07.2013г., об отказе в предоставлении лесного участка площадью 3,0 га, расположенного в квартале 448 (выделы 11, 12,13) Иркутской области, Усть-Кутского муниципального образования, Усть-Кутского лесничества, Марковского участкового лесничества, Марковской дачи для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых: база бурения промысловая (строительство, обустройство и эксплуатация скважины №5 на Марковском нефтегазоконденсатном месторождении) нарушает права и законные интересы, Общество с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
В обоснование заявленного требования Общество указало, что отказ Агентства в предоставлении лесного участка в аренду противоречит пункту 2 статьи 8.2 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации; не позволяет Обществу приступить к выполнению работ по геологическому изучению недр, к началу бурения скважины №5, что препятствует осуществлению им предпринимательской деятельности и нарушает права и законные интересы в этой сфере.
Ответчик просит в удовлетворении заявленного требования отказать, полагает его не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: лесохозяйственным регламентом Усть-Кутского лесничества испрашиваемый заявителем земельный участок относится к защитным лесам: категории – ценные леса, нерестоохранные полосы лесов, в которых запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений; Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 №849-р не предусмотрен перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для категории защитных лесов – ценные леса; при отсутствии утвержденного перечня объектов, разрешенных для размещения на территории ценных лесов, Агентство не может предоставить данный земельный участок в аренду.
Суд, исследовав доказательства по делу: заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, ознакомившись с письменными доказательствами, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконным оспариваемого решения, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение оспариваемыми актами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации установлены виды использования лесов, в перечень которых входят выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых и строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
В соответствии с частью 2 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства.
Согласно части 4 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
В порядке части 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
В соответствии с пунктом 1 Положения об агентстве лесного хозяйства Иркутской области, утвержденного постановлением администрации Иркутской области от 31.10.2007 №237-па, агентство лесного хозяйства Иркутской области (далее - Агентство) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 указанного Положения Агентство в соответствии с возложенной на него задачей в установленном порядке осуществляет предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Следовательно, на агентство лесного хозяйства Иркутской области возложены полномочия по заключению договоров аренды участков лесного фонда.
20.06.2013 Общество обратилось в Агентство с заявлением №1429-ИНК о предоставлении в аренду сроком до 31.12.2033 лесного участка площадью 3,0 га, расположенного в квартале 448 (выделы 11, 12,13) Иркутской области, Усть-Кутского муниципального образования, Усть-Кутского лесничества, Марковского участкового лесничества, Марковской дачи, для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых: база бурения промысловая (строительство, обустройство и эксплуатация скважины №5 на Марковском нефтегазоконденсатном месторождении).
Письмом от 25.07.2013 исх. №91-35-5636/13 заместителем руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области в предоставлении испрашиваемого лесного участка в аренду отказано в связи с тем, что данный участок относится к категории защитных лесов (ценные леса – нерестоохранные полосы лесов).
Частями 3 и 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду в ряде случаев без проведения аукционов, в том числе для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработке полезных ископаемых. Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, предоставляется соответствующим органам государственной власти, органам местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями ЛК РФ. Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пунктам 1, 2, 3 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для: осуществления работ по геологическому изучению недр; разработки месторождений полезных ископаемых; использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В силу части 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 №849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
В пунктах 1 и 2 указанного Перечня приведены объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в защитных, эксплуатационных и резервных лесах, за исключением категории защитных лесов – ценные леса.
Основываясь на указанной норме, Агентство полагает, что поскольку испрашиваемый Обществом в аренду лесной участок относится к категории защитных лесов (ценные леса – нерестоохранные полосы лесов), предоставление данного лесного участка в аренду невозможно.
Данный довод судом рассмотрен и не может быть принят во внимание в связи со следующим.
Возможность осуществления деятельности, связанной с разработкой месторождений полезных ископаемых на землях лесного фонда, прямо предусмотрена статьями 25 и 21 Лесного кодекса Российской Федерации.
Испрашиваемый заявителем лесной участок в соответствии с лесохозяйственным регламентом Усть-Кутского лесничества относится к защитным лесам: категории – ценные леса, нерестоохранные полосы лесов.
Данное обстоятельство подтверждается представленной заявителем проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков ООО «Иркутская нефтяная компания».
В соответствии с пунктом «и» пункта 4 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации нерестоохранные полосы лесов относятся к категории ценных лесов.
В силу частей 1-3 статьи 106 Лесного кодекса Российской Федерации в ценных лесах запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса. В ценных лесах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений. В запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.
В месте с тем, в соответствии с частью 2 статьи 8.2 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации» в ценных лесах и на особо защитных участках лесов допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья, в отношении которых лицензии на пользование недрами получены до 31 декабря 2010 года, на срок, не превышающий срока действия таких лицензий.
Управлением по недропользованию по Иркутской области 17.09.2012 Обществу с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» выдана лицензия на пользование недрами ИРК 02896 НЭ, срок окончания действия которой 31.12.2033.
Указанная лицензия выдана заявителю в связи с прекращением деятельности юридического лица – пользователя недр ООО «УстьКутНефтеГаз» (лицензии ИРК 01161 НЭ от 18.09.1996 и ИРК 15266НЭ) вследствие его присоединения к другому юридическому лицу – ООО «Иркутская нефтяная компания», которое является правопреемником и заявителем по настоящему делу.
Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 №849-р, не является исчерпывающим, поскольку исходя из его буквального содержания следует, что законодателем определен перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, применительно к осуществлению работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых исключительно в защитных лесах, относящихся к категории защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, относящиеся к иным категориям защитных лесов, в данном перечне не поименованы.
Отсутствие прямого запрета на выполнение работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в защитных лесах иных категорий, за исключением тех, в которых осуществление таких видов деятельности прямо запрещено, свидетельствует об отсутствии у Агентства правовых оснований для отказа в предоставлении Обществу испрашиваемого лесного участка.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что решение ответчика, выраженное в письме № 91-35-5239/13 от 11.07.2013г., об отказе в предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» в аренду земельного участка площадью 3,0га, расположенного по адресу: Иркутская область, Усть-Кутское муниципальное образование, Усть-Кутское лесничество, Марковское участковое лесничество, Марковская дача, квартал №448 (выделы 11, 12, 13), вид аренды: геологическое изучение недр, разработка месторождений полезных ископаемых, цель аренды: для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых: база бурения промысловая (строительство, обустройство и эксплуатация скважины №5 на Марковском нефтегазоконденсатном месторождении), не соответствует требованиям законодательства в области землепользования и градостроительства.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что решение агентства лесного хозяйства Иркутской области, выраженное в письме № 91-35-5239/13 от 11.07.2013г., об отказе в предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» в аренду испрашиваемого лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых: база бурения промысловая (строительство, обустройство и эксплуатация скважины №5 на Марковском нефтегазоконденсатном месторождении), является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При изложенных обстоятельствах заявленное требование подлежит удовлетворению.
Распределяя понесенные Обществом при подаче настоящего заявления судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб., уплаченной платежным поручением №11046 от 12.09.2013, суд исходит из следующего.
Статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет, что состав судебных расходов состоит из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу части 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом суд учитывает, что согласно подпункту 1 пункту 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.
При таких обстоятельствах суд относит расходы, понесенные заявителем при подаче настоящего заявления по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб., на ответчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленное требование Общества с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» удовлетворить.
Признать незаконным решение агентства лесного хозяйства Иркутской области, выраженное в письме № 91-35-5239/13 от 11.07.2013г., об отказе в предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» в аренду земельного участка площадью 3,0 га, расположенного по адресу: Иркутская область, Усть-Кутское муниципальное образование, Усть-Кутское лесничество, Марковское участковое лесничество, Марковская дача, квартал №448 (выделы 11, 12, 13), вид аренды: геологическое изучение недр, разработка месторождений полезных ископаемых, цель аренды: для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых: база бурения промысловая (строительство, обустройство и эксплуатация скважины №5 на Марковском нефтегазоконденсатном месторождении).
Обязать агентство лесного хозяйства Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания».
Взыскать с агентства лесного хозяйства Иркутской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб., уплаченной платежным поручением №11046 от 12.09.2013.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья: Т.Ю. Мусихина