АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск
03 декабря 2015 г. Дело № А19-13625/2015
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 26 ноября 2015 г.
Решение в полном объеме изготовлено 03 декабря 2015г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ханафиной А.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Палкиным Д.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «АВТОМОБИЛИСТ» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 664007, <...>)
к МИНИСТЕРСТВУ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ОПЕКИ и ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664073, <...>)
о взыскании 1 734 085 руб. 66 коп.,
при участии в судебном заседании 19.11.2015:
от истца: ФИО1, представитель по доверенности, паспорт, ФИО2, представитель по доверенности, паспорт;
от ответчика: ФИО3, представитель по доверенности, паспорт, ФИО4, представитель по доверенности, паспорт;
от третьего лица: ФИО5, представитель по доверенности б/н от 29.10.2015, удостоверение
В судебном заседании объявлялся перерыв с 19.11.2015 до 26.11.2015.
Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области.
После перерыва судебное заседание продолжено 26.11.2015 в том же составе суда, при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1, представитель по доверенности, паспорт, ФИО2, представитель по доверенности, паспорт;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещено,
установил:
иск заявлен ОБЩЕСТВОМ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «АВТОМОБИЛИСТ» (далее - истец) к МИНИСТЕРСТВУ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ОПЕКИ и ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - ответчик) о взыскании основного долга в размере 1 734 085 руб. 66 коп.
В обоснование иска указано на неисполнение ответчиком обязательств по возмещению расходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, по соглашению о предоставлении субсидии перевозчикам, которые осуществляют перевозку пассажиров, относящихся к отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области № 53-57-119/1511 от 30.01.2015.
После перерыва от ответчика поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с нахождением представителя ответчика в очередном оплачиваемом отпуске.
Суд, рассмотрев ходатайство ответчика об отложении судебного заседания, не нашел правовых оснований для его удовлетворения, поскольку в предыдущих судебных заседаниях участвовало два представителя, следовательно, имелась возможность участия другого представителя в судебном заседании; также ответчиком не представлено документальное обоснование нахождения представителя ответчика в отпуске; кроме того, суд обратил внимание, что в ходатайстве об отложении судебного заседания ответчиком указано, что подробная правовая позиция ответчика изложена в отзыве на исковое заявление от 23.10.2015, имеющемся в материалах дела.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения по существу иска.
Ответчик в отзыве на исковое заявление, в судебном заседании 19.11.2015, предъявленные требования не признал, указал, что отказ в предоставлении субсидии мотивирован представлением истцом недостоверных сведений в отношении лиц, пользующихся льготами; расходы о перевозке льготной категории граждан в соответствии с Положением об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, утвержденному Постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013 № 521-пп, документально истцом не подтверждены, в связи с чем не наступила обязанность по возмещению.
Третье лицо в отзыве на исковое заявление, в судебном заседании 19.11.2015 с исковыми требованиями не согласилось, дало пояснения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с Положением о бесплатном проезде отдельных категорий граждан в Иркутской области в 2013 -2015 годах и предоставлении из областного бюджета субсидий в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 12.03.2013г. № 81-пп (далее-Положение), право на получение субсидий имеют юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие соглашение о предоставлении субсидий в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам автомобильным транспортом общего пользования по сезонным (садоводческим) маршрутам для отдельных категорий граждан с территориальными подразделениями министерства.
Субсидии из областного бюджета предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - уполномоченный орган) на цели, указанные в настоящем пункте.
Как следует из материалов дела, истец является транспортной организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров автомобильным (автобусным) транспортом на платной основе.
Между истцом и ответчиком 30.01.2015 заключено соглашение о предоставлении субсидий перевозчикам, которые осуществляют перевозку пассажиров, относящихся к отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области № 53-57-119/1511 (далее - соглашение), предметом которого является предоставления в 2015 году истцу субсидий из областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов и финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области на маршрутах: № 423 д. Позднякова – г. Иркутск- д. Позднякова; № 428 п. Смоленщина – г. Иркутск - п. Смоленщина; № 427 р.п. Маркова – г. Иркутск, р.п. Маркова; № 429 п. Первомайский – г. Иркутск – п. Первомайский, согласно схеме маршрутов в количестве 20 976 рейсов.
Дополнительным соглашением от 24.04.2015 к соглашению стороны добавили маршрут № 16К сквер имени Кирова – мкр. Солнечный.
Согласно пункту 1.4 соглашения возмещению подлежат расходы истца, оставляющие разницу между объемом транспортных услуг, предоставленных гражданам, и стоимостью единого социального проездного билета с учетом количества реализованных (выданных) единых социальных проездных билетов. При этом расчет затрат истца по электронным социальным проездным билетам определяется как разница между объемом транспортных услуг, предоставленных гражданам, и стоимостью электронного социального проездного билета с учетом доли поездок, приходящихся на одного перевозчика. Объем транспортных услуг, предоставленных гражданам, определяется исходя из установленных в соответствии с законодательством тарифов за одну поездку и (или) тарифов за пассажирокилометр, среднего расстояния перевозки, а также количества поездок в расчете 30 поездок на общественном транспорте в городском сообщении и 20 поездок на автомобильном транспорте пригородного сообщения в месяц.
Пунктами 2.1.2, 2.1.3 соглашения стороны установили, что для получения субсидий истец не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет ответчику реестры учета, не позднее 15 числа - расчеты суммы расходов истца.
Из пункта 3.1 договора следует, что основанием для отказа в перечислении субсидий является непредставление, несвоевременное представление документов, указанных в пунктах 2.1.2, 2.1.3 соглашения, а также, если документы, указанные в пунктах 2.1.2, 2.1.3 соглашения, не соответствуют прилагаемым к настоящему соглашению формам и (или) содержат недостоверные сведения.
Истец в период апрель-июнь 2015г. осуществлял перевозку отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки с выдачей им месячных проездных билетов.
В целях получения субсидии в счет возмещения расходов за апрель, май, июнь 2015 года в размере 1 734 085 руб. 66 коп. истец представил ответчику в установленные соглашением сроки реестры учета за апрель, май, июнь 2015 года; расчеты суммы расходов истца за апрель, май, июнь 2015 года; акты сверок реестров учета за апрель, май, июнь 2015 года; счета-фактуры.
Представленные истцом документы возвращены ответчиком истцу с указанием на неверное оформление документов, в связи с тем, что количество идентифицированных в качестве получателей ежемесячной денежной выплаты не совпадает в сумме с количеством реализованных билетов.
Письмом № 53-35-6314/15-11 от 17.07.2015 ответчик сообщил, что в представленных актах количество идентифицированных в качестве получателей ежемесячной денежной выплаты не совпадает в сумме с количеством реализованных билетов, указанных в счетах-фактурах и расчета в городском и пригородном транспортах.
Ответчик данные обстоятельства не оспорил, указал, что истцом заявлено о возмещении проездов одних и тех же граждан как по городу, так и по пригороду.
Истец заявил, что не обладает полномочиями и не отслеживает маршруты проездов граждан, приобретших у него единый социальный билет; все граждане, которым выдали проездные билеты, ответчиком утверждены как получатели единого денежного возмещения, имеющие право на получение мер социальной поддержки.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Порядок и условия обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, в форме приобретения единого социального проездного билета либо электронного транспортного приложения универсальной электронной карты, дающих право на проезд на всех видах общественного транспорта в городском сообщении (кроме такси) и общественного автомобильного транспорта в пригородном сообщении (кроме такси), а также порядок и условия предоставления бюджетных ассигнований перевозчикам, которые осуществляют перевозку пассажиров, относящихся к отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области на всех видах общественного транспорта в городском сообщении (кроме такси) и общественным автомобильным транспортом в пригородном сообщении (кроме такси), определены в Положении об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области (далее – Положение), утвержденном Постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013 № 521-пп.
В соответствии с Положением между сторонами заключено соглашение, определяющее порядок предоставления в 2015 году истцу субсидий из областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов и финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области на маршрутах: № 423 д. Позднякова – г. Иркутск- д. Позднякова; № 428 п. Смоленщина – г. Иркутск - п. Смоленщина; № 427 р.п. Маркова – г. Иркутск, р.п. Маркова; № 429 п. Первомайский – г. Иркутск – п. Первомайский, согласно схеме маршрутов в количестве 20 976 рейсов.
Истцом на основании соглашения осуществлена перевозка пассажиров, относящихся к отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении в период: апрель, май, июнь 2015 года.
Право на предоставление субсидии, согласно пункту 7 Положения, имеют перевозчики - юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, принявшие на себя по договору перевозки пассажира на всех видах общественного транспорта в городском сообщении (кроме такси) и общественным автомобильным транспортом в пригородном сообщении (кроме такси) обязанность перевезти пассажира из пункта отправления в пункт назначения, а также при соблюдении условий, предусмотренных подпунктами 1-9 пункта 7 Положения.
Согласно пунктам 12 Положения, 2.1.2, 2.1.3 соглашения для получения субсидии истец не позднее 10 и 15 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет ответчику реестры учета, расчеты суммы расходов истца.
Из абзаца 1 статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Таким образом, из буквального значения слов и выражений, содержащихся в пункте 12 Положения, пунктах 2.1.2, 2.1.3 соглашения следует, что для получения субсидии истец предоставляет предусмотренные соглашением документы; субсидии подлежат выплате истцу только при исполнении им обязанности по представлению установленных пунктами 2.1.2, 2.1.3 соглашения документов.
Представленными в материалы дела реестрами учета, расчетами сумм расходов, актами сверок реестров учета, счетов-фактур подтверждаются факты исполнения истцом обязанности по предоставлению ответчику документов, указанных в пунктах 2.1.2, 2.1.3 соглашения за апрель, май, июнь 2015 года.
Вместе с тем, ответчик отказался осуществить возмещение расходов истца на оказание гражданам льготных транспортных услуг в предъявленных истцом размерах в связи с неверным оформлением документов, не совпадением количества получателей ежемесячной денежной выплаты в сумме с количеством реализованных билетов.
Принимая во внимание, что Положением закреплено право граждан, относящихся к отдельным категориям, на приобретение единого социального проездного билета для проезда в автомобильном транспорте в городском и пригородном сообщении; действующее законодательство не ограничивает права граждан, имеющих меры социальной поддержки, правом только на получение одного из видов проездных билетов; из материалов дела, пояснений сторон в судебном заседании следует, что билеты реализованы в соответствии с согласованным с ответчиком количеством, расчет согласован со службой по тарифам; истцом в апреле, мае, июне 2015г. оказаны услуги на общую сумму 1 734 085 руб. 66 коп.; ответчику представлены документы, предусмотренные пунктом 2.1.2 договора; отсутствуют установленные пунктом 3.1 соглашения основания для отказа в перечислении субсидий, суд приходит к выводу о наличии у ответчика обязанности по возмещению понесенных расходов истца в размере 1 734 085 руб. 66 коп. в силу пункта 2.1.2 договора.
Также суд отмечает, что возмещение затрат истца поставлено по закону в зависимость от факта оказания услуг и не связано с вопросами целесообразности их представления.
Учитывая вышеизложенное, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, арбитражным судом разрешаются вопросы распределения судебных расходов, к каковым в силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится и государственная пошлина.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по заявленному иску составляет 30 340 руб. 86 коп.
Истцом при подаче искового заявления в арбитражный суд платежным поручением № 120 от 21.08.2015 уплачена государственная пошлина в размере 30 341 руб. 00 коп.
Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Таким образом, на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 30 341 руб. 00 коп.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Взыскать с МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ОПЕКИ и ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «АВТОМОБИЛИСТ» основной долг в размере 1 734 085 руб. 66 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 30 341 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Иркутской области.
Судья А.Ф. Ханафина