ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-13674/13 от 29.01.2014 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-13674/2013

05.02.2014 г.

Резолютивная часть решения объявлена 29.01.2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 05.02.2014 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сонина А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловым Э.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуальных предпринимателей Шулбаева Алексея Леонидовича, Михайловой Людмилы Ивановны

к Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта (Министерство транспорта), Администрации города Иркутска

третьи лица: индивидуальные предприниматели Забанов В.И., Забанов Е.А., Забанов Р.В., Забанов А.И., ООО «ТрансСибМаршрут», комитет по ЖКХ г. Иркутска

о признании незаконными бездействий

при участии в заседании:

от заявителей: Смолина М.С., Красков С.В. - представители по доверенности

от министерства: Попов Д.Л. - представитель по доверенности, Зенин П.Ю. – представитель по доверенности, Зинюк А.Ю. - представитель по доверенности

от администрации: Амшеева А.И. - представитель по доверенности

от 3-х лиц: Забанов А.И. – предприниматель, Уварова А.А. – представитель по доверенности, Воробцова Е.С. - представитель по доверенности

от Комитета ЖКХ г. Иркутска – не явился

установил:   индивидуальные предприниматели Шулбаев Алексей Леонидович, Михайлова Людмила Ивановна (далее – заявители, предприниматели) обратились в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ), о признании незаконным бездействия:

Министерства транспорта Иркутской области, выразившегося в отсутствии действий по изменению схемы движения пригородного маршрута №480 ж/к «Луговое» - Аэропорт (Иркутск) – ж/к «Луговое», проходящего по участкам улично-дорожной сети по ул. Ленина, ул. Дзержинского, ул. Байкальской, ул. Тимирязева, ул. Советской, ул. Ширямова и об обязании устранить допущенные нарушения путем:

изменения схемы движения автобусного маршрута №480 ЖК «Луговое» - Аэропорт (Иркутск) с учетом требований безопасности дорожного движения и положений Порядка формирования сети маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 10.08.2012 № 430 - ПП «Об отдельных вопросах организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области» на схему ЖК «Луговое» - Автовокзал», через остановку Цирк по ул.Желябова; изменения номера автобусного маршрута 480 на соответствующий порядковый номер в соответствии с очередностью присвоения ранее выданных номеров; изменить утвержденное время отправления с начального остановочного пункта ж/к Луговое и с конечного остановочного пункта «Автовокзал в г.Иркутске; изменения расписание движения транспортных средств по маршруту «ж/к Луговое-Автовокзал»;

Администрации г. Иркутска, выразившегося в отсутствии регулирования деятельности по организации транспортного обслуживания населения на территории г. Иркутска в отношении организации межмуниципальных перевозок Министерством транспорта Иркутской области пригородным автобусным маршрутом №480 «ж/к Луговое-Аэропорт»; об обязании Администрацию г.Иркутска устранить допущенные нарушения.

Определением суда от 25.11.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены индивидуальные предприниматели Забанов Владимир Ильич, Забанов Евгений Андреевич, Забанов Руслан Владимирович, Забанов Андрей, ООО «ТрансСибМаршрут».

Определением суда от 23.12.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по ЖКХ г. Иркутска (664011, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 11).

Представители предпринимателей в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в уточненном заявлении.

Представители ответчиков в судебном заседании заявленные требования не признали, поддержали доводы изложенные в отзывах.

Предприниматель Забанов А.И., представители третьих лиц, заявленные требования не признали.

Представитель комитет по ЖКХ г.Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

22.01.2014г. в судебном заседании объявлен перерыв до 14 час. 30 мин. 29.01.2014г. Информация о перерыве размещена на сайте Арбитражного суда Иркутской области.

Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 11.12.2012 Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области согласованы регулярные перевозки пассажиров и багажа по автобусному маршруту в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области № 480 «ж/к Луговое-Аэропорт-ж/к Луговое». С 21 января 2013 года пассажирские перевозки по данному маршруту осуществляют индивидуальные предприниматели Забанов В.И., Забанов Е.А., Забанов Р.В., Забанов А.И., ООО «ТрансСибМаршрут».

31.01.2013 комиссией по обследованию дорожных условий по вопросу организации межмуниципального сообщения по ул. К.Маркса, ул. Дзержинского, ул. Чехова, ул. Ленина, ул. Байкальская, ул. Тимирязева составлен акт. Согласно акту организация междугороднего и пригородного сообщения на участке по ул. К.Маркса, ул. Дзержинского, ул. Чехова, ул. Ленина, ул. Байкальская, ул. Тимирязева не представляется возможной, в связи с чем необходимо изменить схемы движения маршрутов междугороднего и пригородного сообщения на участке данных участках улиц.

Заявители полагая, что бездействие Министерства транспорта Иркутской области, выразившееся в отсутствии действий по изменению схемы движения пригородного маршрута №480 ж/к «Луговое» - Аэропорт (Иркутск) – ж/к «Луговое», проходящего по участкам улично-дорожной сети по ул. Ленина, ул. Дзержинского, ул. Байкальской, ул. Тимирязева, ул. Советской, ул. Ширямова и бездействие Администрации г. Иркутска, выразившееся в отсутствии регулирования деятельности по организации транспортного обслуживания населения на территории г. Иркутска являются незаконными и нарушают их права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные в материалы дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения и возражения представителей лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании статьи 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые интересы граждан или юридического лица, может быть признан судом недействительным. При этом, основанием для принятия решения суда о признании такого акта недействительным, является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными оспариваемых постановлений необходимо в совокупности наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Обязанность доказывания правомерности совершения оспариваемых бездействий, возлагается на Министерства транспорта Иркутской области и Администрацию города Иркутска.

Между тем, обязанность по доказыванию нарушений прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми бездействиями возлагается на заявителей.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 22.10.2012 комиссией обследован межмуниципальный пригородный автобусный маршрут «мкр. Луговое (Ж/К Луговое) – г. Иркутск (Аэропорт) - мкр. Луговое (Ж/К Луговое)». В соответствии с актом обследования межмуниципальный пригородный автобусный маршрут «мкр. Луговое (Ж/К Луговое) – г.Иркутск (Аэропорт) - мкр. Луговое (Ж/К Луговое)» удовлетворяет требованиям безопасности дорожного движения при условии выполнения предложений комиссии.

11.12.2012 Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области согласованы регулярные перевозки пассажиров и багажа по автобусному маршруту в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области №480 «ж/к Луговое-Аэропорт-ж/к Луговое». Пассажирские перевозки по данному маршруту осуществляют индивидуальные предприниматели Забанов В.И., Забанов Е.А., Забанов Р.В., Забанов А.И., ООО «ТрансСибМаршрут».

31.01.2013 комиссией по обследованию дорожных условий по вопросу организации межмуниципального сообщения по ул. К.Маркса, ул. Дзержинского, ул. Чехова, ул. Ленина, ул. Байкальская, ул. Тимирязева составлен акт. Согласно акту организация междугороднего и пригородного сообщения на участке по ул. К.Маркса, ул. Дзержинского, ул. Чехова, ул. Ленина, ул. Байкальская, ул. Тимирязева не представляется возможной, необходимо изменить схемы движения маршрутов междугороднего и пригородного сообщения на участке данных участках улиц.

В соответствии с пунктом 10 Порядка формирования сети маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области, утвержденным постановление Правительства Иркутской области от 10 августа 2012 года № 430-пп «Об отдельных вопросах организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области» (далее - постановление № 430-пп) изменение действующего автобусного маршрута осуществляется на основании результатов комиссионного обследования автобусного маршрута или на основании заявления перевозчика или его представителя.

Пунктом 11 указанного порядка установлено, что решение о необходимости изменения действующего автобусного маршрута по причине несоответствия дорожных условий действующего автобусного маршрута требованиям безопасности дорожного движения принимается по результатам проведения очередного комиссионного обследования. Соответствующая запись, а также срок, в течение которого перевозчики, обслуживающие данный автобусный маршрут, обязаны внести соответствующие изменения в паспорт автобусного маршрута (по истечении которого действующий автобусный маршрут будет закрыт), отображаются в акте комиссионного обследования автобусного маршрута.

Таким образом, для изменения действующего автобусного маршрута необходимо провести комиссионное обследование автобусного маршрута, а также принять решение, в котором должен быть указан срок, в течение которого перевозчики, обслуживающие данный автобусный маршрут, обязаны внести соответствующие изменения в паспорт автобусного маршрута (по истечении которого действующий автобусный маршрут будет закрыт).

Актом комиссионного обследования от 22.10.2012. установлено, что схема движения межмуниципального пригородного маршрута № 480 ж/к «Луговое» - Аэропорт (Иркутск) – ж/к «Луговое», утвержденная впоследствии, является безопасной.

При таких обстоятельствах у Министерства транспорта Иркутской области отсутствовали правовые основания для изменения схемы движения пригородного маршрута №480 ж/к «Луговое» - Аэропорт (Иркутск) – ж/к «Луговое».

Суд считает не подлежащими удовлетворению требования заявителей в части признания незаконным бездействия Администрации г. Иркутска, выразившееся в отсутствии регулирования деятельности по организации транспортного обслуживания населения на территории г. Иркутска в отношении организации межмуниципальных перевозок Министерством транспорта Иркутской области пригородным автобусным маршрутом № 480 «ж/к Луговое-Аэропорт» в связи со следующим.

В соответствии с Законом Иркутской области от 05.05.2012 №42-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области» и Порядком формирования сети маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области у администрации г. Иркутска отсутствует обязанность по организации транспортного обслуживания населения в отношении организации межмуниципальных перевозок.

Таким образом, требования заявителя в части признания незаконным бездействия Администрации г. Иркутска, выразившееся в отсутствии регулирования деятельности по организации транспортного обслуживания населения на территории г. Иркутска в отношении организации межмуниципальных перевозок Министерством транспорта Иркутской области пригородным автобусным маршрутом № 480 «ж/к Луговое-Аэропорт» не подлежат удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ  заявителями не представлено доказательств, какие именно права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены оспариваемыми бездействиями.

Приведенные заявителями доводы о снижении выручки, суд не может принять во внимание, так как предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, в связи с чем предприниматель сам несет риск последствий от предпринимательской деятельности.

Кроме того, в нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ заявителями не представлено доказательств того, что они осуществляют регулярные пассажирские перевозки автобусами по маршрутам города Иркутска. В представленном ответчиком реестре предпринимателей, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки автобусами по маршрутам города Иркутска, заявители не значатся.

Более того, согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, на основании указанного выше закона ответчикам запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Данная норма является императивной. Восстановление пропущенного срока законодатель ставит в зависимость от наличия у заявителя уважительной причины пропуска срока.

Представители заявителей представили ходатайство о восстановлении процессуального срока на обжалование бездействий. В обосновании данного ходатайства указали, что о нарушении прав они узнали 23.09.2013 в судебном заседании по делу №А19-8324/2013, после получения Акта обследования дорожных условий от 31.01.2013.

Рассмотрев указанное ходатайство о восстановлении процессуального срока, суд считает его не подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

Пунктом 5 Порядка формирования сети маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области, утвержденным постановление Правительства Иркутской области от 10 августа 2012 года № 430-пп «Об отдельных вопросах организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области» установлено, что об открытии, изменении и (или) закрытии автобусных маршрутов уполномоченный орган (на момент открытия спорного маршрута министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области) оповещает население посредством размещения соответствующей информации в региональной государственной информационной системе «Портал государственных услуг Иркутской области» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://gkh.irkobl.ru/sites/gkh/department/transport/avto/auto/reestr marshrut.xls) в течение 5 рабочих дней с момента открытия, изменения и (или) закрытия автобусного маршрута.

Кроме того, в заявлении, а также в уточненном заявлении предприниматели указывают на то, что маршрут №480 ж/к «Луговое» - Аэропорт (Иркутск) – ж/к «Луговое» начал функционировать с 21.01.2013 года. Таким образом, заявители узнали или должны были узнать о нарушении своих прав с 21.01.2013 года, в связи с чем суд не находит уважительными причины пропуска срока на обжалование бездействий.

Согласно пункту 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных данным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Как указано в Постановлении Президиума ВАС N 16228/05 от 19.04.2006 года пропуск срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в иске.

С учетом изложенного, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья А.А. Сонин