АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
Е-mail: i№fo@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск
14 октября 2015 года Дело № А19-13704/2014
3-и лица:
(1) Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Вихоревская детская школа искусств»,
(2) Муниципальное казенное учреждение культуры «Межпоселенческая библиотека Братского района»,
(3) Муниципальное казенное учреждение культуры «Межпоселенческое социально-культурное объединение «Акцент» Братского района»,
(4) Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Дюймовочка»,
(5) Муниципальное казенное образовательное учреждение «Вихоревская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»,
(6) Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида «Сказка»,
(7) Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»,
(8) Муниципальное казенное образовательное учреждение «Вихоревская средняя общеобразовательная школа №10».
при участии в заседании:
от заявителя: Антипина Л. Н. (доверенность, паспорт);
от ответчика: не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие
от третьих лиц: не явились, уведомлены
установил:
Индивидуальный предприниматель Алекман Вячеслав Геннадьевич (далее заявитель, предприниматель) обратился с требованием к Администрации Муниципального образования «Братский район» в лице Финансового управления Администрации Муниципального образования «Братский район» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении судебных актов Арбитражного суда Иркутской области по следующим делам:
- решение от 18.09.2014 № А19-6178/2014 (должник (8) Муниципальное казенное образовательное учреждение «Вихоревская средняя общеобразовательная школа №10»)
- решение от 23.06.2014 № А19-6179/2014 (должник (2) Муниципальное казенное учреждение культуры «Межпоселенческая библиотека Братского района»)
- решение от 23.06.2014 № А19-6180/2014 (должник (4) Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Дюймовочка»)
- решение от 23.06.2014 № А19-6182/2014 (должник (5) Муниципальное казенное образовательное учреждение «Вихоревская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»)
- решение от 18.08.2014 № А19-6183/2014 (должник (7) Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»)
- решение от 23.06.2014 № А19-6185/2014 (должник (3) Муниципальное казенное учреждение культуры «Межпоселенческое социально-культурное объединение «Акцент» Братского района»)
- решение от 23.06.2014 № А19-6186/2014 (должник (1) Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Вихоревская детская школа искусств»)
- решение от 18.08.2014 № А19-6187/2014 (должник (6) Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида «Сказка»,
а также не приостановлению операций по расходованию средств на лицевых счетах вышеуказанных должников
и наложении на ответчика судебного штрафа за неисполнение решений судов.
На основании ст. 49 АПК РФ заявитель отказался от требования о наложении судебного штрафа, а также отказался в связи с погашением должником задолженности от требований в части неисполнения ответчиком решений судов в отношении должников:
- решение от 23.06.2014 № А19-6179/2014 (должник (2) Муниципальное казенное учреждение культуры «Межпоселенческая библиотека Братского района»)
- решение от 23.06.2014 № А19-6180/2014 (должник (4) Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Дюймовочка»)
- решение от 23.06.2014 № А19-6182/2014 (должник (5) Муниципальное казенное образовательное учреждение «Вихоревская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»)
- решение от 23.06.2014 № А19-6185/2014 (должник (3) Муниципальное казенное учреждение культуры «Межпоселенческое социально-культурное объединение «Акцент» Братского района»)
- решение от 23.06.2014 № А19-6186/2014 (должник (1) Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Вихоревская детская школа искусств»).
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
Ответчик в представленном отзыве просило в удовлетворении требований отказать, так как ответчиком задолженность должников постепенно погашается по мере появления средств, более того ответчик полагает, что заявитель пропустил трехмесячный срок для обращения в суд.
Третьи лица представили отзывы, в которых просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Обстоятельства дела:
Решениями Арбитражного суда Иркутской области удовлетворены требования ИП Алекман В. Г. о взыскании задолженности за оказанные услуги по делам:
- решение от 18.09.2014 № А19-6178/2014 (должник (8) Муниципальное казенное образовательное учреждение «Вихоревская средняя общеобразовательная школа №10») – взыскано 773 895,99 руб. задолженности и 2000 руб. госпошлины, выдан исполнительный лист от 06.11.2014 серия АС № 005463556;
- решение от 18.08.2014 № А19-6183/2014 (должник (7) Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка») – взыскано задолженность в размере 816 082,28 руб., в том числе: 2000 руб. госпошлины, выдан исполнительный лист от 11.11.2014 серия АС № 005463616;
- решение от 18.08.2014 № А19-6187/2014 (должник (6) Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида «Сказка» – взыскано задолженность в размере 1 057 699,78 руб., в том числе: 2000 руб. госпошлины, выдан исполнительный лист от 06.11.2014 серия АС № 005463559.
Учреждение (ответчик) является, органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений на территории Братского районного муниципального образования, к категории которых непосредственно относятся Должники.
Алекман В. Г. исходящими письмами №№ 90, 91, 92 от 10.12.2014 направило вышеперечисленные исполнительные документы для исполнения ответчику, данные заявления получены ответчиком 30.12.2014.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принудительное исполнение вступивших в законную силу судебных актов производится, если названным Кодексом не предусмотрено иное, на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа.
Длительное неисполнение вступивших в законную силу судебных актов нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Согласно абзацу 4 пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 23 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
Согласно пункту 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (пункт 2 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
Как следует из пункта 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Как следует из абзаца 4 пункта 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В силу пункту 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Таким образом, положения статей 242.1, 242.2, 242.5 главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливают перечень документов, предоставляемых для исполнения взыскания, основания для возврата документов, поступивших на исполнение, определяют должностных лиц, обязанных обеспечить исполнение судебного акта, и предельный срок, в течение которого судебный акт должен быть исполнен и направлены на гарантирование полного исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов.
Судом установлено, что ответчик является органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений на территории Братского района Иркутской области, поэтому исполнительные листы правомерно направлены ему предпринимателем для исполнения. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Таким образом, судом установлено, что управление не исполнило в установленный трехмесячный срок своих обязательств, тем самым нарушив требования статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает единый, обязательный трехмесячный срок по исполнению судебных актов и не ставит при этом обязательным условием исполнения судебных актов отсутствие или наличие дефицитного бюджета.
Из содержания статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что она не содержит каких-либо условий для ее применения, неисполнение должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Учреждением не представлено документального подтверждения причин неисполнения судебного акта. Доказательств исполнения исполнительного документа в установленном размере в полном объеме, либо отсрочке, рассрочке или об отложении исполнения судебного акта либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, ответчиком суду не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Не принимается судом изложенный в отзыве довод ответчика о пропуске предпринимателем срока для обращения в суд, так как нарушение прав заявителя является в данном случае длящимся до момент полного исполнения решений судов о взыскании задолженности с муниципальных учреждений – должников, лицевые счета которых ведет ответчик. При таких обстоятельствах установленные ст. 198 АПК РФ сроки для обращения в суд за защитой нарушенного права в данном случае не подлежат применению.
При подаче настоящего заявления предприятие уплатило по платежному поручению от 24.08.2015 № 415 госпошлину в размере 300 руб., которая подлежит взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Муниципального образования «Братский район» в лице Финансового управления Администрации Муниципального образования «Братский район» по неисполнению вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Иркутской области по делам: решение от 18.09.2014 № А19-6178/2014, решение от 18.08.2014 № А19-6183/2014, решение от 18.08.2014 № А19-6187/2014, а также не приостановлению операций по расходованию средств на лицевых счетах должников: Муниципальное казенное образовательное учреждение «Вихоревская средняя общеобразовательная школа №10», Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида «Сказка».
Обязать Администрацию Муниципального образования «Братский район» в лице Финансового управления Администрации Муниципального образования «Братский район» устранить допущенное нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Алекман Вячеслава Геннадьевича путем исполнения вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Иркутской области: решение от 18.09.2014 № А19-6178/2014, решение от 18.08.2014 № А19-6183/2014, решение от 18.08.2014 № А19-6187/2014, а также обязать приостановить операции по расходованию средств на лицевых счетах должников: Муниципальное казенное образовательное учреждение «Вихоревская средняя общеобразовательная школа №10», Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида «Сказка».
Производство по делу в части требования о наложении судебного штрафа на Администрацию Муниципального образования «Братский район» в лице Финансового управления Администрации Муниципального образования «Братский район» прекратить.
Производство по делу прекратить в части требования об обязании Администрации Муниципального образования «Братский район» в лице Финансового управления Администрации Муниципального образования «Братский район» исполнить решения Арбитражного суда Иркутской области (решение от 23.06.2014 № А19-6179/2014; решение от 23.06.2014 № А19-6180/2014; решение от 23.06.2014 № А19-6182/2014; решение от 23.06.2014 № А19-6185/2014; решение от 23.06.2014 № А19-6186/2014; а также обязания приостановить операции по счетам должников (Муниципальное казенное учреждение культуры «Межпоселенческая библиотека Братского района»; Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Дюймовочка»; Муниципальное казенное образовательное учреждение «Вихоревская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»; Муниципальное казенное учреждение культуры «Межпоселенческое социально-культурное объединение «Акцент» Братского района»; Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Вихоревская детская школа искусств»), в связи с отказом от иска в данной части.
Взыскать с Администрации Муниципального образования «Братский район» в лице Финансового управления Администрации Муниципального образования «Братский район» в пользу индивидуального предпринимателя Алекман Вячеслава Геннадьевича судебные расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья Д. А. Филатов