ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-13919/19 от 28.10.2019 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А19-13919/2019

«1» ноября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 октября 2019 года.

Решение в полном объеме изготовлено 1 ноября 2019 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Козловой И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дубленых Н.М., рассмотрев дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 666702, Иркутская область, Киренский район, г. Киренск, ул. Партизанская (Мельничный мкр.), д. 29) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664003, <...>) о признании незаконными действий при проведении выездной плановой проверки, о признании недействительным акта проверки от 26.04.2019 № 000670,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности;

от заинтересованного лица: извещены, не явились;

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области о признании незаконными действий при проведении выездной плановой проверки, о признании недействительным акта проверки от 26.04.2019 № 000670 (с учетом уточнений).

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, полагает, что проведение проверки является необоснованным и противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило, ранее представил отзыв, возражая по существу заявленных требований.

Дело рассмотрено по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства.

На основании распоряжения от 25.03.2019 № 000670 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Иркутской области) в период с 17.04.2019 по 26.04.2019 проведена плановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» (далее – общество, заявитель, ООО «Тепловодоканал»), о чем составлен акт проверки № 000670 от 26.04.2019.

Не согласившись с фактом проведения проверки и акта проверки, посчитав их не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы, ООО «Тепловодоканал» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства каждое в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы и пояснения представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу вышеуказанных норм может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

Властное предписание, содержащееся в ненормативном правовом акте, направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц. Обязательность исполнения властного предписания - один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта. Документы, не содержащие обязательных для исполнения требований, не влекут правовых последствий, не могут затронуть прав и законных интересов лиц.

К решениям, которые могут быть оспорены в порядке главы 24 АПК РФ, относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Из вышеизложенного следует, что в порядке главы 24 АПК РФ подлежат обжалованию только те акты (решения), которые содержат властное волеизъявление, влекут определенные правовые последствия и обязательны для исполнения.

Акт проверки Управления Роспотребнадзора по Иркутской области № 000670 от 26.04.2019 вышеуказанными признаками не обладает, поскольку из его общего содержания следует, что он носит информационный характер, а именно: содержит описание проведенной плановой проверки и ее результатов на предмет исполнения законов о санитарно-эпидемиологических нормах; констатирует и фиксирует факт выявленных нарушений по результатам, установленным при проверке.

При этом ни в целом оспариваемый акт, ни его резолютивная часть не устанавливают каких-либо властно-распорядительных предписаний для общества, обязательных для исполнения.

Само по себе отражение в резолютивной части акта нарушения закона так же не свидетельствует о его властно-обязательном характере, поскольку это выводы проверяющих, не обязывающие заявителя к совершению каких-либо действий.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что акт проверки № 000670 от 26.04.2019 не является ненормативным правовым актом (решением), влекущим правовые последствия для заявителя, и не может быть обжалован в порядке главы 24 АПК РФ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

При таких обстоятельствах производство по делу в части требования о признании недействительным акта проверки от 26.04.2019 № 000670, подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Рассмотрев заявленные ООО «Тепловодоканал» требование о признании незаконными действий Управления Роспотребнадзора по Иркутской области при проведении выездной плановой проверки. Арбитражный суд приходит к следующему.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Оспариваемые действия совершены в период с 17.04.2019 по 26.04.2019.2019, в суд заявитель обратился 31.05.2019 (оттиск штемпеля почтового органа), то есть в пределах срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 1 Закона № 294-ФЗ, в частности, установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля).

Под проверкой понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами (статья 3 Закона № 294-ФЗ)

В силу пункта 1 статьи 9 Закона № 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

ООО «Тепловодоканал» является субъектом малого предпринимательства, включен в Единый реестр малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 1 статьи 26.2 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года, за исключением, в том числе, плановых проверок, проводимых в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

По мнению заявителя, проведение Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области проверки в отношении общества в период с 17.04.2019 по 26.04.2019 нарушает наложенный законодателем мораторий на проведение проверок в период с 01.01.2019 по 31.12.2020.

Между тем, суд не может признать данный довод заявителя обоснованным ввиду следующего.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности ООО «Тепловодоканал» является забор и очистка вода для питьевых и промышленных нужд.

В отношении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляемого Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, применяется риск-ориентированный подход (пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление)).

В соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (далее - Правила), утвержденными Постановлением, ООО «Тепловодоканал» отнесено к категории чрезвычайно высокого риска опасности, соответствующая информация размещена на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Иркутской области.

Правилами установлено, что плановая проверка для регионального государственного контроля (надзора) в отношении объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, проводится 1 раз в год.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (пункт 3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ).

В связи с чем, ООО «Тепловодоканал» включено в план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управления Роспотребнадзора по Иркутской области на 2019 год.

Закрепленный в пункте 1 статьи 26.2 Закона № 294-ФЗ мораторий не распространяется на проверки, проводимые в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Поскольку ООО «Тепловодоканал» отнесено к категории объектов чрезвычайно высокого риска, Управление Роспотребнадзора по Иркутской области обязано не реже 1 раза в год проводить плановую проверку.

Иное толкование заявителем положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств дела не освобождает его от обязанности прохождения плановой проверки в рамках регионального государственного контроля (надзора).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что плановая выездная проверка, осуществленная Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области в отношении ООО «Тепловодоканал» в период с 17.04.2019 по 26.04.2019, проведена на основании Закона №294-ФЗ, следовательно, соответствует действующему законодательству.

Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования.

Руководствуясь статьями 150, 151, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

производство по делу в части требования о признании недействительным акта проверки от 26.04.2019 № 000670, прекратить.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.

Судья И.В. Козлова