ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-13973/07 от 29.10.2007 АС Иркутской области

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ

г. Иркутск Дело №А19-13973/07-33

«29» октября 2007 г.

Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2007г., решение в полном объеме будет изготовлено 02 ноября 2007г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мусихиной Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Ойл-М»

к Отделу Государственного пожарного надзора г.Иркутска

о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении к административной ответственности,

руководствуясь статьями 211, 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленное требование удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление № 38/10-10/158 от 23.08.2007г. Отдела Государственного пожарного надзора г.Иркутска о назначении административного наказания Закрытому акционерному обществу «Ойл-М», основной государственный регистрационный номер 1023801430806, ИНН <***>, расположенному по адресу: <...>, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течении 10 дней со дня его принятия.

Судья: Т.Ю.Мусихина

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

664025, <...>,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. <***>, факс <***>

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №А19-13973/07-33

«02» ноября 2007 г.

Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2007г., решение в полном объеме изготовлено 02 ноября 2007г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мусихиной Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Ойл-М»

к Отделу Государственного пожарного надзора г.Иркутска

о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя: ФИО1, паспорт серии 2500 №514181, доверенность б/н от 08.10.2007г.,

от ответчика: не явились,

установил:

Закрытое акционерное общество «Ойл-М» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Отделу Государственного пожарного надзора г.Иркутска (далее – административный орган) о признании незаконным и отмене постановления административного органа № 38/10-10/158 от 23.08.2007г. о назначении административного наказания.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленное требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Административный орган, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, отзыв на заявленное требование не представил, о рассмотрение дела в отсутствие представителя не известил.

В силу ст. 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. 210 АПК РФ, без участия представителя административного органа.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Закрытое акционерное общество «Ойл-М» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц, основной государственный регистрационный номер 1023801430806, ИНН <***>.

Отделом Государственного пожарного надзора г. Иркутска произведена проверка АЗС, расположенной по адресу: <...>, принадлежащей ЗАО «Ойл-М» по вопросам соблюдения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, пожарной безопасности.

По результатам проведенной проверки административным органом составлен акт проверки от 21.06.2007г., в котором зафиксированы нарушения правил пожарной безопасности.

Прокуратурой Свердловского района г.Иркутска по материалам проверки вынесено постановление от 22.06.2007г. о возбуждении дела об административном правонарушении и материалы направлены для рассмотрения в ОГПН г.Иркутска.

12.07.2007г. ОГПН г.Иркутска вынес определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

23.08.2007г. административный орган вынес постановление №38/10-10/158 от 23.08.2007г. о назначении административного наказания.

Данным постановлением ЗАО «Ойл-М» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд с данным заявлением.

Исследовав доказательства по делу: заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, ознакомившись с письменными доказательствами, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

Общество при обращении в арбитражный суд Иркутской области заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления административного органа в связи с поздним получением постановления о назначении административного наказания.

Выслушав доводы заявителя, исследовав представленные документы, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Общество получило постановление №38/10-10/158 от 23.08.2007г. о назначении административного наказания – 12 сентября 2007г.

Таким образом, общество должно обратиться в суд с соответствующим заявлением не позднее 22 сентября 2007г.

В соответствии со ст. 114 АПК РФ процессуальный срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. В случаях, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Общество обратилось в арбитражный суд 24 сентября 2007г., что подтверждается оттиском штемпеля органа почтовой связи на конверте, следовательно, заявитель обратился в суд в последний день установленного процессуального срока, поскольку 22 сентября 2007г. приходится на нерабочий день.

В силу ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Статьей 28.2 ч.1 КоАП РФ установлено обязательное составление протокола об административном правонарушении за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ст. 28.6 ч.1,1.1 и 3 КоАП РФ.

Согласно ст. 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

В соответствии с положениями ч. 3, 4 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В материалах дела отсутствует протокол об административном правонарушении, которым установлен факт совершения административного правонарушения, уведомление лица, привлекаемого к административной ответственности, о составлении протокола об административном правонарушении.

Арбитражный суд Иркутской области определениями от 28.09.2007г. и 08.10.2007г. истребовал у Отдела Государственного пожарного надзора г. Иркутска материалы административного дела, однако указанные определения административным органом оставлены без исполнения.

Представитель общества в судебном заседании пояснил, что копию протокола об административном правонарушении заявитель не получал, о составлении протокола об административном правонарушении не извещался, составлялся ли протокол об административном правонарушении, неизвестно.

Согласно п.17 Постановления Пленума ВАС от 27.01.2003г. №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ» суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу ч. 2 ст. 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).

Таким образом, отсутствие протокола об административном правонарушении, отсутствие уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности, о составлении протокола об административном правонарушении свидетельствуют о нарушении административным органом процессуальных норм, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что административное правонарушение совершено обществом 21.06.2007г., постановление о назначении административного наказания вынесено 23.08.2007г.

Таким образом, постановление о назначении административного наказания вынесено административным органом по истечении установленного законом срока, т.е. по истечении 2-х месяцев.

При рассмотрении дела об административном правонарушении лицо, привлекаемое к административной ответственности, извещается о времени и месте рассмотрения дела (ст. 29.4 КоАП РФ).

Доводы заявителя о том, что извещение о рассмотрении дела об административном правонарушении и другие материалы проверки общество не получало, административным органом не оспорены.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Данная норма обеспечивает лицу, привлекаемому к административной ответственности, правовую возможность для защиты прав и законных интересов, следовательно, нарушение процессуальных прав носит существенный характер.

В соответствии с п.4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Административный орган не представил в суд доказательств, подтверждающих надлежащее соблюдение установленного законом порядка привлечения общества к административной ответственности.

Имеющиеся материалы дела свидетельствуют о нарушении административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, что является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.

Согласно ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражным судом также учтена правовая позиция, отраженная в постановлении Пленума ВАС №10 от 02.06.2004г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административном правонарушениях».

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое в решение административного органа не соответствует нормам КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление административного органа о назначении административного наказания подлежит признанию незаконным и отмене.

На основании выше изложенного, руководствуясь статьями 211, 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленное требование удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление № 38/10-10/158 от 23.08.2007г. Отдела Государственного пожарного надзора г.Иркутска о назначении административного наказания Закрытому акционерному обществу «Ойл-М», основной государственный регистрационный номер 1023801430806, ИНН <***>, расположенному по адресу: <...>, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течении 10 дней со дня его принятия.

Судья: Т.Ю.Мусихина