АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск
06 августа 2018 г. Дело № А19-13974/2017
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 30 июля 2018 г.
Решение изготовлено в полном объеме 06 августа 2018 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ханафиной А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дугаржаповой Е.Б.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СЛУЖБА ГОРОДСКИХ КЛАДБИЩ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 665717, <...>)
к Иркутской области в лице МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664027, <...>)
третье лицо: Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
о взыскании 233 255 руб. 64 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: ФИО1, представитель по доверенности, удостоверение;
от третьего лица: не явилось, извещено.
установил:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СЛУЖБА ГОРОДСКИХ КЛАДБИЩ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА (далее – истец) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Иркутской области в лице МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее – ответчик) о взыскании 233 255 руб. 64 коп.
В обоснование иска указано на неисполнение ответчиком обязательств по возмещению расходов, понесенных истцом в 2016 г., связанных с погребением 34 умерших из категории умерших, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие на основании имеющихся в деле доказательств.
Третье лицо, извещено надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явилось, ранее направило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Дело рассмотрено по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик исковые требования не признал, дал пояснения.
Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 04.07.2017 основным видом деятельности истца является организация похорон и представление, связанных с ними, услуг (л.д. 99 т. 1).
Согласно подпунктам 7, 8 пункта 2.2. устава истца, истец осуществляет погребение умерших при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение; погребение умерших личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки. (л.д. 91 т. 1).
Постановлением Администрации муниципального образования города Братска от 24.02.2015 № 410 утверждены тарифы на услуги, предоставляемые истцом, по погребению и при погребении умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, в размере 7 333 руб. 37 коп. (л.д 17 т. 1).
Постановлением Администрации муниципального образования города Братска от 24.02.2015 № 411 определена стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, и подлежащую возмещению специализированной службе по вопросам похоронного дела, в размере 6 860 руб. 46 коп. (л.д 18 т. 1).
Постановлением Администрации муниципального образования города Братска от 24.02.2015 № 412 определена стоимость услуг, предоставляемых при погребении умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, или умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел, и подлежащую возмещению специализированной службе по вопросам похоронного дела, в размере 6 860 руб. 46 коп. (л.д 20 т. 1).
Истцом представлены свидетельства о смерти в отношении 34 умерших, из которых следует, что данные лица умерли в период с мая 2014г. по май 2016г. (т. л.д. 22-60).
Истцом в судебном заседании указано, что погребения заявленных умерших осуществлены истцом в 2016г.
Расходы по захоронению указанных лиц составили 233 255 руб. 64 коп.; стоимость определена из расчета 6 860 руб. 46 коп. х 34.
Истец обращался в ОГКУ «УЗСН г. Братска», МКУ «СГК» из ОГКУ «УЗСН г. Братска», Министерство финансов Иркутской области, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерство финансов Российской Федерации с заявлениями о возмещении стоимости оказанных услуг по погребению невостребованных умерших. (л.д. 61-75 т. 1).
Расходы по погребению истцу не возмещены.
В связи с неисполнением ответчиком обязательств по возмещению стоимости услуг по погребению умерших в размере 233 255 руб. 64 коп. истец обратился с данным иском в суд.
Определениями суда от 10.01.2018 истребованы сведения о наличии статуса работающего (не работающего) на день смерти невостребованных погребенных Муниципальным казенным учреждением «Служба городских кладбищ» муниципального образования города Братска умерших, согласно списка за период 2015-2016 годов у у Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области, а также сведения о наличии обязательного социального страхования невостребованных погребенных на день смерти Муниципальным казенным учреждением «Служба городских кладбищ» муниципального образования города Братска умерших, согласно списка за период 2015-2016 годов у Государственного учреждения Иркутское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (т. 2 л.д. 35).
В материалы дела 26.01.2018 поступили сведения из Государственного учреждения Иркутское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации о том, что умершие не являлись лицами, добровольно вступившими в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страхователями отделения Фонда и не подлежали социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Истец является специализированной службой по вопросам похоронного делана территории муниципального образования «город Братск». Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Истцом заявлено, и данные обстоятельства не оспариваются лицами, участвующими в деле, что в 2016г. им осуществлено захоронение 34 умерших.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона о погребении при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Стоимость гарантированных услуг при погребении таких лиц определяется органами местного самоуправления и возмещается за счет средств соответствующего публично-правового образования либо средств Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, как это предусмотрено в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении.
Пунктом 3 статьи 9 Закона о погребении определены источники финансирования понесенных специализированными похоронными организациями расходов при оказании гарантированных услуг по погребению. Если умерший являлся пенсионером, расходы по погребению в установленных законом пределах возлагаются на Пенсионный Фонд Российской Федерации (а в случае досрочного оформления пенсии - на Федеральный бюджет). Если умерший подлежал обязательному социальному страхованию - расходы по погребению в установленных законом пределах относятся на Фонд социального страхования Российской Федерации. Во всех остальных случаях расходы по погребению подлежат оплате за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле (за исключением специальных случаев, установленных статьей 11 Закона).
Отнесение именно на субъект Российской Федерации расходных обязательств, связанных с оплатой услуг специализированной похоронной организации при отсутствии возможности оплаты таких услуг иными лицами, предусмотрено пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данная норма закона определяет вопросы, относящиеся к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Федерации, но подлежащие самостоятельному финансированию субъектом Федерации за счет собственных бюджетных средств. К таким вопросам отнесены и вопросы, связанные с предоставлением материальной и иной помощи при погребении (подпункт 41 пункта 2 статьи 26.3Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ).
В силу статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации не возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, если Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ отнес такие расходные обязательства к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из изложенного, обязательства по возмещению затрат специализированной организации похоронного дела по оказанию услуг погребения граждан, не подпадающих под категории, указанные в абзацах 2 - 4 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
Право истца на возмещение понесенных им расходов по погребению возникает из 1 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении.
Из материалов дела усматривается, что личность всех умерших, погребенных истцом, на основании справок о смерти, установлена. При этом пенсионерами и лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, они не являлись, что подтверждается сведениями Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области, а также Государственного учреждения – Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
При таких обстоятельствах расходы на погребение таких граждан должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации по аналогии с расходами на погребение умерших, личность которых не установлена.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2016 N 303-ЭС15-18506 по делу N А51-775/2015.
С учетом изложенного, доводы Министерства финансов Иркутской области, Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, изложенные в представленных отзывах, суд признает необоснованными, подлежащими отклонению.
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно сведениям службы по тарифам Иркутской области от 09.02.2015 стоимость услуг по погребению, оказываемых истцом, предоставление которых гарантируется государством на безвозмездной основе, может быть согласована в размере 6 860 руб. 46 коп., принятом в заключении администрации города Братска от 09.02.2015 (л.д. 76 т.2).
Поскольку истцом не представлен в материалы дела акт органа местного самоуправления, устанавливающего стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на 2016г., суд считает, что при определении размера подлежащих возмещению спорных расходов следует руководствоваться Постановлением Администрации муниципального образования города Братска от 24.02.2015, который полностью совпадает с размером социального пособия на погребение, установленного статьей 10 Закона о погребении и похоронном деле, а именно: размер пособия на погребение на 2016г. с учетом индексации составлял 5 277 руб. 28 коп., а с учетом районного коэффициента к заработной плате – 6 860 руб. 46 коп. (5 277 руб. 28 коп. х 1,3 (постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18) = 6 860 руб. 46 коп.
6 860 руб. 28 коп. х 34 тела умерших + 233 255 руб. 64 коп.
Данный расчет подтвержден и ответчиком.
Учитывая изложенное, требование истца о взыскании убытков в размере 233 255 руб. 64 коп. является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, арбитражным судом разрешаются вопросы распределения судебных расходов, к каковым в силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится и государственная пошлина.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по первоначально заявленному иску составляет 8 351 руб. 16 коп.
Истцом при подаче искового заявления в арбитражный суд уплачена государственная пошлина в размере 8 021 руб. 15 коп. платежным поручением № 117103 от 28.12.2016 (л.д. 16, т. 1).
Впоследствии иск уменьшен до 233 255 руб. 64 коп.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по уточненному иску составляет 7 665 руб. 11 коп.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 настоящего Кодекса.
Таким образом, истцу подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная платежным поручением № 117103 от 28.12.2016 государственная пошлина в размере 356 руб. (8 021 руб. 15 коп. – 7 665 руб. 11 коп.).
Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 7 665 руб. 11 коп.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Иркутской области в лице МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ за счет казны Иркутской области в пользу МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СЛУЖБА ГОРОДСКИХ КЛАДБИЩ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА 233 255 руб. 64 коп. – убытков, 7 665 руб. 11 коп. - судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить МУНИЦИПАЛЬНОМУ КАЗЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ «СЛУЖБА ГОРОДСКИХ КЛАДБИЩ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением № 117103 от 28.12.2016 государственную пошлину в размере 356 руб.; выдать справку на возврат государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Иркутской области.
Судья А.Ф. Ханафина