АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-13998/2011
05.09.2011г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 05.09.2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 05.09 .2011 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мусихиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яковлевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Иркутской области (место нахождения: 664047, <...>)
о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, место нахождения: 666670, <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в заседании:
от заявителя: не явились,
от ответчика: не явились,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Иркутской области (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ответчик, предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направил, известил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Предприниматель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленное требование признал.
В судебном заседании в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 09 час. 50 мин. 05.09.2011г.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, ОГРНИП – <***>.
Предприниматель имеет лицензию №АСС-38-001965 от 25.04.2011г. со сроком действия до 26.04.2016г. на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.
Управлением 13.07.2011г. в 09 час. 30 мин. на основании Распоряжения от 07.07.2011г. №02/20-71 проведена внеплановая документарная проверка деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1
Государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора (г.Усть-Илимск) Управления государственного автодорожного надзора по Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 по вопросу соблюдения автоперевозчиком лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров в ходе проверки установлено, что ИП ФИО1 совершил административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении лицензионных требований и условий, а именно: не обеспечил прохождение послерейсовых медицинских осмотров, что подтверждается отсутствием отметок о проведении послерейсового медицинского осмотра водителя с указанием даты, времени, подписи и расшифровки подписи медицинского работника в путевых листах № 15 от 15.06.2011г., № 16 от 22.06.2011г., № 17 от 25.06.2011г., отсутствием учетных документов, подтверждающих фактическое проведение медицинского контроля, чем нарушил ч.1 ст.23 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; требования п.2.2, п.2.3.2 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ от 18.01.1997г. № 2; не организовал проведение технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные нормативными документами, учет фактического выполнения ТО, что подтверждается отсутствием учетно-технических документов о фактическом проведении работ, отсутствием графиков проведения работ по ТО-1 и ТО-2 на 2011г., чем нарушил требования ст.18 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; требования п.3.2 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. № 2; п.2.5.2 требований «По обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденные приказом Минтранса РФ от 30.03.1994г. № 15; п.4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. № 637; не организовал проведение ежегодных занятий для повышения профессионального мастерства водителя ФИО3, что подтверждается отсутствием документов о проведении занятий по ежегодной 20-ти часовой программе безопасности дорожного движения, чем нарушил требования п.2.2, п.2.3.5 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», Утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.97г. № 2; п. 2.3.5 требований «По обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденные приказом Минтранса РФ от 30.03.1994г. № 15; не обеспечил полное и достоверное заполнение реквизитов путевых листов, что подтверждается отсутствием в путевых листах № 15, № 16, № 17 времени проведения предрейсового медицинского осмотра водителя, расшифровки подписи медицинского работника, отсутствием отметок в проведении послерейсового медосмотра водителя, отсутствием показаний одометра при выезде транспортного средства с места постоянной стоянки и его заезде на стоянку, чем нарушил п.п.6,14,16 требований приказа Минтранса РФ «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» от 18.09.2008г. № 152.
О выявленных нарушениях должностным лицом Управления составлен акт № 02/21-77 внеплановой документарной проверки субъекта транспортного комплекса от 13.07.2011г.
По результатам рассмотрения материалов проверки составлен протокол от 13.07.2011г. серии АГ № 000487-02/21-32 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено определение от 13.07.2011г. серии АБ № 1766 №02/20-32.
На основании части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответчик в направленном в суд ходатайстве указал, что с нарушениями, указанными в протоколе об административном правонарушении серии АГ № 000487-02/21-32 от 13.07.2011г., согласен, обязуется их устранить.
Исследовав доказательства по делу: ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Судом установлено, что заявитель действовал в рамках полномочий, установленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии - специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданного лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В силу подпункта 62 пункта 1 статьи 17 Федеральный закон от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит такой вид деятельности как перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт "б" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 № 637).
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона РФ от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Пунктом 2.2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ от 18.01.1997г. № 2 (далее – Положение)предусмотрено, что к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся: прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы; организация стажировки водителей; организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей; проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей; регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей; регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте; организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» владельцы автобусов обязаны организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов.
В случаях, когда водитель начинает рабочий день (смену) или заканчивает его вне производственных территорий владельца автобусов (при осуществлении междугородных перевозок, на маршрутах большой протяженности <*>, специальных перевозок, при смене водителей на линии и т.п.), владелец автобуса обязан обеспечить проведение указанных медосмотров через автовокзалы, автостанции и иных юридических лиц, обладающих соответствующей базой. <*> Рейсы, при которых водитель за установленную графиком смену не может вернуться к постоянному месту дислокации автобуса (пункт 2.3.2 Положения).
Статьей 18 Федерального закона РФ от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами. Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.
Пунктом 3.2 Положения предусмотрено, что владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
Пунктом 2.5.2 «По обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденного приказом Минтранса РФ от 30.03.1994г. № 15 предусмотрено, что организации и проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.09.84.
Пунктом 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. № 637, предусмотрено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации; е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование; ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации; и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
В соответствии с пунктом 2.2 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. № 2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся: прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы; организация стажировки водителей; организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей; проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей; регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей; регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте; организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
Пунктом 2.3.5 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. № 2 предусмотрено, что владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно - транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно - транспортном происшествии.
В пункте 2.3.5 «Об утверждении требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденные приказом Минтранса РФ от 30.03.1994г. № 15, указано, об организации занятий и обеспечения условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей по программе в соответствии с установленными нормами.
Сведения о транспортном средстве включают: 1) тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того - модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа; 2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса; 3) показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); 4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку (пункт 6 Приказа Минтранса РФ «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» от 18.09.2008г. №152).
Пунктом 14 Приказа Минтранса РФ «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» от 18.09.2008г. №152, установлено, даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на указанную стоянку проставляются индивидуальным предпринимателем в случае, если указанный предприниматель совмещает обязанности водителя.
Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества (пункт 16 Приказа Минтранса РФ «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» от 18.09.2008г. №152).
Суд, исследовав в судебном заседании представленные документы, установил, что предпринимателем допущено нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных специальным распоряжением (лицензией), а именно: не обеспечено прохождение послерейсовых медицинских осмотров, что подтверждается отсутствием отметок о проведении послерейсового медицинского осмотра водителя с указанием даты, времени, подписи и расшифровки подписи медицинского работника в путевых листах № 15 от 15.06.2011г., № 16 от 22.06.2011г., № 17 от 25.06.2011г., отсутствием учетных документов, подтверждающих фактическое проведение медицинского контроля;не организовано проведение технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные нормативными документами, учет фактического выполнения ТО, что подтверждается отсутствием учетно-технических документов о фактическом проведении работ, отсутствием графиков проведения работ по ТО-1 и ТО-2 на 2011г.; не организовано проведение ежегодных занятий для повышения профессионального мастерства водителя ФИО3, что подтверждается отсутствием документов о проведении занятий по ежегодной 20-ти часовой программе безопасности дорожного движения; не обеспечено полное и достоверное заполнение реквизитов путевых листов, что подтверждается отсутствием в путевых листах № 15, № 16, № 17 времени проведения предрейсового медицинского осмотра водителя, расшифровки подписи медицинского работника, отсутствием отметок в проведении послерейсового медосмотра водителя, отсутствием показаний одометра при выезде транспортного средства с места постоянной стоянки и его заезде на стоянку.
Указанные обстоятельства являются нарушением условий лицензии №АСС-38-001965 от 25.04.2011г., в рамках которой действует предприниматель.
Доказательств, опровергающих доводы Управления, предпринимателем не представлено, с доводами Управления предприниматель согласен.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Вышеуказанные действия предпринимателя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 13.07.2011г. серии АГ №000487-02/21-32, актом № 02/21-77 от 13.07.2011г., копией лицензии №АСС-38-001965 от 25.04.2011г., а также другими материалами дела.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Судом не установлено нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении при производстве по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При определении размера наказания суд в силу части 2 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитывает в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, то, что предприниматель признал вину в совершении правонарушения.
Доказательств наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суду не представлено.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что предприниматель подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему следует назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере - 3000 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявленное требование удовлетворить.
Индивидуального предпринимателя ФИО1, (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: Иркутская область, г.Усть-Илимск, проживающего по адресу: 666670, <...>; основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя – <***>), привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 3000 руб. с перечислением суммы штрафа по следующим реквизитам:
УФК по Иркутской области (УГАДН по Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, л/с <***>), р/с <***>
БИК 042520001, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области
ИНН <***>, КПП 381101001
ОКАТО 25401000000
КБК 10611630000010000140 «Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области дорожного движения».
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья: Т.Ю. Мусихина