ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-14094/10 от 08.09.2010 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело   А19-14094/10-43

13.09.2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании   08.09.2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено   13.09.2010 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Седых Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Иркутской области

к федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония №4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области»

о взыскании налоговой санкции в сумме 47.197 рублей 20 копеек,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности,

от налогоплательщика: ФИО2 – представитель по доверенности,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №12 по Иркутской области (далее - заявитель, налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония №4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» (далее - налогоплательщик, учреждение) о взыскании налоговой санкции в размере 47.197 рублей 20 копеек.

В судебном заседании представитель налогового органа заявленные требования поддержала, представитель налогоплательщика требования о взыскании штрафной санкции признала, просила суд уменьшить размер штрафных санкций и государственной пошлины в связи с тяжелым материальным положением учреждения.

Дело в соответствии со статьей 215 АПК РФ рассмотрено по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, заслушав объяснения заявителя, представителей заявителя и инспекции, судом установлены следующие обстоятельства.

19 января 2009г. учреждением в инспекцию по месту учета представлена первичная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008г., согласно которой сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 913.850 рублей 00 копеек.

20 августа 2009г. учреждением в инспекцию по месту учета представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008г., согласно которой сумма, исчисленная к уплате в бюджет, увеличена на 235.986 рублей 00 копеек.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной уточненной декларации, по результатам которой составлен акт №6890 от 15.10.2009г. и принято решение №5936 от 17.11.2009г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением №5936 налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2009г. в виде штрафа в размере 47.197 рублей 20 копеек.

Основанием для принятия указанного решения послужило неисполнение налогоплательщиком на дату представления уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009г. обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в размере 235.986 рублей 00 копеек, исчисленного к доплате по уточненной декларации.

Требование №1103 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 24.12.2009г., которым налогоплательщику предложено в срок до 18.01.2010г. добровольно уплатить штраф, направлено учреждению 24.12.2009г. заказной почтовой корреспонденцией.

Срок исполнения требования истек, сумма налоговой санкции налогоплательщиком не уплачена.

В связи с чем инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании с учреждения штрафа в размере 47.197 рублей 20 копеек по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2009г.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном названной статьей.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Как следует из представленных доказательств, уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009г. представлена налогоплательщиком 20.08.2009г.

Согласно статье 143 НК РФ учреждение является плательщиком налога на добавленную стоимость.

В силу статьи 174 НК РФ уплата налога на добавленную стоимость производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

В силу пункта 6 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Пункт 5 статьи 174 НК РФ устанавливает, что налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.

Таким образом, налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009г. должна быть представлена учреждением не позднее 20 января 2010г.

Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу, что уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009г. представлена учреждением после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога.

При таких обстоятельствах, основанием освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в силу положений пункта 4 статьи 81 НК РФ является уплата последним до даты представления уточненной декларации сумм налога, исчисленных к доплате, и пени за несвоевременную уплату налога.

Из материалов дела усматривается, что учреждением до 20.08.2009г. не уплачен налог на добавленную стоимость в размере 235.986 рублей 00 копеек, исчисленный к доплате по уточненной налоговой декларации за спорный период. Доказательств, опровергающих указанное обстоятельство, налогоплательщиком в ходе судебного разбирательства не представлено.

В связи с чем, суд полагает доказанным факт неуплаты федеральным бюджетным учреждением «Исправительная колония №4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» налога на добавленную стоимость в размере 235.986 рублей 00 копеек.

Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Однако, федеральным бюджетным учреждением «Исправительная колония №4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» заявлено ходатайство о снижении размера штрафных санкций, мотивированное недофинансированием по статьям расходов на содержание осужденных, наличием кредиторской задолженности в общей сумме 13.639.448 рублей 13 копеек.

Пункт 5 статьи 101 НК РФ, регламентирующей порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, устанавливает обязанность налогового органа в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки выявлять обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Судом установлено, что при проведении проверки налоговым органом не принято мер по выявлению обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность учреждения, поэтому суд полагает необходимым рассмотреть представленные ответчиком доказательства в целях установления таких обстоятельств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 112 НК РФ обстоятельством, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения признается обстоятельство, которое судом может быть признано смягчающим ответственность.

Пунктом 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 названного Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, нормой установлен минимальный предел снижения штрафа. Максимальный предел такого снижения законодательством о налогах и сборах не предусмотрен, что позволяет уменьшать штрафные санкции до такого размера, который суд считает допустимым в той или иной конкретной ситуации.

По общему правилу лицо, совершившее налоговое правонарушение, подлежит привлечению к ответственности и ему назначается наказание.

Учитывая принцип индивидуализации наказания, суд считает, что мера налоговой ответственности должна быть соразмерна совершенному противоправному деянию, поэтому при назначении наказания суд обязан учитывать характер правонарушения, степень вины нарушителя, а также отягчающие и смягчающие обстоятельства, то есть при рассмотрении вопроса о назначении виновному лицу наказания следует учитывать, в том числе и нормы закона, которые регламентируют возможность уменьшить налоговую ответственность, установить наличие или отсутствие смягчающих обстоятельств.

Непринятие во внимание соотношения характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств приведет к нарушению принципов справедливости наказания и его соразмерности и может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы.

Таким образом, суд при рассмотрении дела вправе учесть как смягчающее любое обстоятельство и с учетом принципа разумности и справедливости снизить размер назначенного наказания.

Суд считает, что налоговая санкция в размере 47.197 рублей 20 копеек, предусмотренная по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость, несоразмерна характеру совершенного правонарушения и размеру причиненного вреда.

Судом также учитывается положение Информационного письма ВАС РФ от 20.12.99г. № С1-7/СМП-1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие» о том, что нарушение имущественных прав применительно к частным лицам и, как следствие, иных прав и законных интересов налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности, возможно путем неоправданного наложения государственными органами административных санкций. В связи с чем при вынесении решения судом должны учитываться серьезность, реальность и последствие нарушения, повлекшего начисление санкций, соблюдение баланса публичного и частного интереса при разрешении спора.

Судом установлено, что федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония №4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» является государственным бюджетным учреждением, обеспечение выполнения функций которого осуществляются за счет средств федерального бюджета на основе бюджетной сметы; одной из задач учреждения является привлечение осужденных к труду в соответствии с требованиями статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, в первую очередь производится выплата заработной платы осужденным, работающим в колонии. Кроме того у учреждения имеется кредиторская задолженность, которая в общей сумме составляет 13.639.448 рублей 13 копеек.

Учитывая изложенные обстоятельства, а также, значительный размер взыскиваемых налоговых санкций, суд полагает возможным снизить сумму штрафа с 47.197 рублей 20 копеек до 4.000 рублей 00 копеек.

На основании изложенного требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.

Учитывая изложенное, суд полагает правомерным привлечение учреждения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2009г. в виде штрафа в размере 4.000 рублей 00 копеек.

Судом установлено, что налогоплательщику выставлено требование №1103 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 24.12.2009г., однако в срок указанный в требовании учреждение погашение задолженности не произвело.

В соответствии со статьей 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет.

Согласно статье 46 НК РФ взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах - с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Положения названной статьи применяются также при взыскании сбора и штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ.

Учреждение не имеет счетов в кредитных учреждениях.

Кроме того, налогоплательщик является государственным учреждением, финансируемым из средств бюджета. В соответствии с пунктом 1 статьи 239 Бюджетного Кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного акта.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает требования заявителя частично обоснованными и подлежащими удовлетворению. Поэтому с федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония №4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» надлежит взыскать штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2009г. в размере 4.000 рублей 00 копеек.

В удовлетворении остальной части требований надлежит отказать.

На основании части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на ответчика возлагаются расходы по государственной пошлине, в связи с чем с учреждения подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2.000 рублей 00 копеек.

В соответствии с пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами.

Учитывая, ходатайство федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» и то, что налогоплательщик финансируется из бюджета, находится в тяжелом материальном положении, суд полагает возможным снизить размер государственной пошлины до 500 рублей 00 копеек.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Взыскать с федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области», ИНН <***>, ОГРН <***>, находящегося по адресу: 664019, Иркутская обл, Иркутский р-н, п.Плишкино,

- штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2009г. в размере 4.000 рублей 00 копеек, с зачислением в соответствующие бюджеты и в доход Федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 рублей 00 копеек.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Седых Н.Д.