АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело № А19-1411/2014
28.04.2014г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Зволейко О.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ломаш Е.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение)
в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска к Обществу с ограниченной ответственностью страховая компания "Ингосстрах-М" в лице филиала (адрес юридического лица: 115191, Москва, ул. Тульская Б., 10; ОГРН <***>,
ИНН <***>) о взыскании штрафных санкций,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1 представитель по доверенности,
от ответчика: ФИО2 - представитель по доверенности.
установил:
В арбитражный суд Иркутской области заявлено требование о взыскании
с ответчика финансовых санкций в размере 48 869,13 руб.
Заявителем требования поддержаны, представлены пояснения по делу.
Ответчиком представлен отзыв, пояснения, заявленные требования не признает
в виду отсутствия состава правонарушения.
Сторонами по делу ходатайств не заявлено, с материалами дела ознакомлены.
В судебном заседании в соответствии со ст.163 АПК РФ объявлялся перерыв
до 11.00 час. 28.04.14, информация о котором опубликована на сайте арбитражного суда.
Дело рассматривается в порядке ст. 215 АПК РФ.
Проверкой, проведенной Управлением Пенсионного фонда (учреждением), установлено, что ответчиком нарушен срок представления индивидуальных сведений
за 2012 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, установленный пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
По результатам проверки составлен акт, принято решение от 26.07.2013г. № 245, согласно которому ответчик привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее: Закон № 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 48 869,13 руб. (488 691,32 руб.*10%).
Требованием от 02.09.2013г. №245 ответчику предложено добровольно уплатить сумму штрафа. Требование об уплате штрафа в установленный срок не исполнено. В связи с неуплатой ответчиком суммы финансовых санкций в добровольном порядке заявитель обратился в арбитражный суд с иском о взыскании указанной суммы штрафа.
В материалы дела от ответчика поступил отзыв на заявление. Сообщено, что индивидуальные сведения в ПФР направлены в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи 13.02.2013, а корректирующие сведения представлены 28.02.2013 и 19.03.2013г. после устранения ошибок. По мнению Филиала ООО «СК «Ингосстрах-М» в г. Иркутске, несвоевременная подача сведений не нанесла ущерба бюджету, с момента создания и регистрации в ПФР данного филиала отсутствует задолженность по уплате страховых взносов. Статья 46 Закона №212-ФЗ предусматривает ответственность за непредставление в установленный срок отчета в ПФР, при этом, считает, что оформление расчета с ошибкой не создает состава правонарушения.
Кроме того отмечено, что на рассмотрение акта камеральной проверки представитель филиала явилась 07.06.2013г., но по техническим ошибкам заседание комиссии перенесено. Уведомления о переносе (даты, времени и места) рассмотрения акта от 07.06.2013г. №245 ответчик не получал. Утверждает, что рассмотрение и вынесение решения по акту проверки от 02.04.2013 №245 осуществлено в отсутствие представителя филиала (не извещенного надлежащим образом).
На основании указанных доводов (изложенных в отзыве) просит решение
о привлечении к ответственности, предусмотренной абз. 3ст.17 ФЗ от 01.04.1996г.
№27- ФЗ в виде взыскания штрафа в сумме 48 869,13 руб. отменить.
Суд исследовал представленные документы, доводы сторон и пришел
к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан
в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Согласно положениям пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ
о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, указанные в данной статье.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из содержания данной правовой нормы следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 данного Закона, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из материалов дела, сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2012 год направлены в Пенсионный фонд в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи - 13.02.2013г. (установленный законом срок – до 15.02.2013г.). Факт первоначального представления рассматриваемых сведений за рассматриваемый период в Управление именно 13.02.2013г. Пенсионным фондом подтверждается. Однако указанные сведения были
не приняты управлением в связи с имеющимися ошибками. Пенсионным фондом в адрес страхователя были направлены замечания в виде протокола контроля отчетности ПФР
(возврат документов индивидуального учета на доработку), но по причине не устранения ошибок в срок был составлен акт от 02.04.2013 об обнаружении фактов, свидетельствующих о правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с решением учреждения от 10.05.2012 № 25 общество привлечено
к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона 27-ФЗ именно за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Вместе с тем, как установлено судом, по обществом сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за рассматриваемый период представлены 13.02.2013г, т.е. состав вменяемого страхователю правонарушения материалами дела не подтверждается.
Иной состав правонарушения, предусмотренный абзацем 3 статьи 17 Закона
№ 27-ФЗ и связанный с представлением страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, учреждением в отношении общества не установлен.
В вышеуказанном акте проверки указано, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за 2012 год страхователем представлены 28.02.2013г., вместе с тем, в решении о привлечении страхователя к ответственности не отражены обстоятельства совершенного обществом правонарушения, в том числе не содержится данных о том, какие сведения
и по каким именно застрахованным лицам неполно представлены, в чем заключается недостоверность представленных сведений (ошибки исчисления). Данные обстоятельства не отражены и в акте проверки.
Между тем, Закон № 27-ФЗ, возлагая на страхователя обязанность представить сведения индивидуального (персонифицированного) учета, не дает органу пенсионного фонда возможности отказать в принятии указанных сведений. В случае если эти сведения содержат недостоверные сведения, либо ошибки, которые не свидетельствуют
о недостоверности сведений, к страхователю могут быть применены соответствующие предусмотренные законом правовые последствия, в числе которых не числятся отказ в принятии сведений либо принятие решения о том, что сведения являются непредставленными.
Представление недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, образует другой состав правонарушения. Однако из материалов дела не следует, что общество привлекалось
к ответственности за такое нарушение.
За представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, которые не являются недостоверными сведениями, законом не предусмотрена ответственность. В таком случае ошибки подлежат исправлению в следующем порядке.
Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н) в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пункт 41 Инструкции N 987н устанавливает, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
То есть допущенные страхователем нарушения не являются теми индивидуальными сведениями о застрахованных лицах, ответственность за непредставление (недостоверное представление) которых установлена статьей 17 Закона № 27-ФЗ. Указанные нарушения не содержат какой-либо информации о застрахованных лицах для реализации пенсионных прав последних, не ведут к нарушению прав застрахованных лиц.
Кроме того, как указано ранее, такое нарушение, как представление неполных или недостоверных сведений плательщику в решении и не вменялось.
Не указание в решении Управления на то, что обществом представлены первоначальные сведения на обязательное пенсионное страхование за 2012 год в срок
до 15.02.2013, который указан в отчете отправления отчетности и установлен в протоколе ошибок, также является неправомерным.
Само по себе нарушение страхователем срока для представления корректирующих индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного страхования не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ, на что указано
в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011
№ ВАС-8836/11.
Таким образом, Управление неправомерно привлекло рассматриваемое лицо
к ответственности за несвоевременное представление вышеуказанных сведений.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу об отсутствии у пенсионного фонда правовых оснований для привлечения общества к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета
в системе обязательного пенсионного страхования, поскольку обязанность
по представлению сведений о застрахованных лицах исполнена последним своевременно, а наличие неточностей (ошибки) в своевременно представленной обществом отчетности не является основанием для вывода о квалификации его действий, как объективной стороны вменяемого правонарушения.
При указанных обстоятельствах, суд, оценив все имеющиеся доказательства
по делу, каждое в отдельности и в их совокупности, в соответствии со статьями 70,71 АПК РФ считает требования заявителя документально не обоснованными
и не подлежащими удовлетворению.
Аналогичная позиция содержится в определении ВАС РФ от 30.06.2011г.
№ ВАС-8836/11 по делу N А59-5022/2010; Постановлениях Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от: 09.04.2013г. по делу № А19-16068/2012,
от 18.01.2012г. по делу № А19-13314/2011, от 18.09.2012г. по делу № А19-266/2012.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 65,71,167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд
в течение месяца со дня его принятия.
Судья О.Л. Зволейко