ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-14182/2011 от 03.10.2011 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело   А19-14182/2011

03.10.2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена 03.10.2011 года.

Решение в полном объеме изготовлено 03.10.2011 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мусихиной Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яковлевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Русская Транспортная Компания» (ОГРН <***>, место нахождения: 664043, г.Иркутск, пгт.Мельниково, 4)

к Управлению Федеральной миграционной службы по Иркутской области (ОГРН <***>, место нахождения: 664003, <...>)

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 20.07.2011г., вынесенного Управлением Федеральной миграционной службы по Иркутской области,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 – паспорт, доверенность,

от ответчика: ФИО2 – паспорт, доверенность,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Русская Транспортная Компания» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы по Иркутской области (далее – административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 20.07.2011г., вынесенного Управлением Федеральной миграционной службы по Иркутской области.

В судебном заседании представитель Общества заявленное требование поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении.

Административный орган заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

В судебном заседании в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 15 час. 30 мин. 03.10.2011г.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Общество с ограниченной ответственностью «Русская Транспортная Компания» зарегистрировано в качестве юридического лица ОГРН – <***>.

12.04.2011г. в административный орган поступили документы из государственной инспекции труда в Иркутской области по вопросу обращения гражданина Молдовы ФИО3 о нарушении его трудовых прав Обществом с ограниченной ответственностью «Русская Транспортная Компания», выразившемся в невыплате заработной платы за 3 месяца работы с 06.07.2010г. по 13.10.2010г., а также командировочных расходов на общую сумму 58945 руб. Подтверждением осуществления трудовой деятельности гражданина Молдовы ФИО3 в Обществе является табель учёта рабочего времени поездной бригады рефрижераторной секции Общества, в котором отражена дата выхода на работу в составе поездной бригады гражданина Молдовы ФИО3 - 06.07.2010г. и дата окончания работы (передачи секции) - 05.11.2010г. Гражданин Молдовы ФИО3 допущен к осуществлению трудовой деятельности в качестве механика рефрижераторной секции в ООО «Русская Транспортная Компания», о чём свидетельствует служебное удостоверение, выданное ООО «Русская Транспортная Компания» на имя гражданина Молдовы ФИО3 Административным органом установлено, что у гражданина Молдовы ФИО3 отсутствовало разрешение на работу в Российской Федерации. Данное обстоятельство подтверждается справкой, выданной отделом по вопросам трудовой миграции УФМС России по Иркутской области. Тем самым ООО «Русская Транспортная Компания» были нарушены требования пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

30.05.2011г. по результатам проверки административным органом составлен протокол №296704 об административном правонарушении.

20.07.2011г. по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в отношении заявителя исполняющим обязанности начальника отдела по вопросам трудовой миграции УФМС России по Иркутской области старшим инспектором по ОП майором внутренней службы ФИО4 вынесено постановление о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.

Заявитель полагая, что при производстве по делу об административном правонарушении Управлением нарушен установленный порядок привлечения к административной ответственности, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании незаконным и отмене постановления от 20.07.2011г.

В обоснование заявленного требования Общество указало, что законный представитель юридического лица о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении по указанному административному делу уведомлен не был. Административный орган рассмотрел дело об административном правонарушении в отсутствие сведений о надлежащем уведомлении законного представителя Общества.

Административный орган требование не признал, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного постановления.

Исследовав доказательства по делу: ознакомившись с письменными доказательствами, заслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Проверив материалы дела, суд полагает, что административным органом допущены нарушения процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 24 постановления от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).

Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.

Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.

Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

В силу части 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанного лица от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи (неявка представителя юридического лица, если оно извещено в установленном порядке), в нем делается соответствующая запись.

Довод Управления о том, что в материалах административного дела имеется сопроводительное письмо УФМС России по Иркутской области о вызове генерального директора Общества на составление протокола об административном правонарушении, а также то, что данное письмо получено заявителем 06.05.2011г. согласно почтового уведомления, следовательно, заявитель надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении уведомлен надлежащим образом, не может быть принят судом во внимание, исходя из следующего.

Как усматривается из сопроводительного письма административного органа от 14.04.2011г. №11/12-4086 составление протокола об административном правонарушении в отношении Общества должно состояться в 14 час. 00 мин. 30.05.2011г. по адресу: <...>.

В отзыве от 27.09.2011г. №11/14 административный орган ссылается на то, что копия указанного сопроводительного письма получена Обществом 06.05.2011г., что подтверждается соответствующим почтовым отправлением.

Однако из представленной в материалы дела копии квитанции №03910 от 14.04.2011г. невозможно определить, какой именно документ направлялся административным органом в адрес Общества, поскольку к данной квитанции не приложены ни опись заказных отправлений, ни реестр вложения заказного письма.

Кроме того, из почтового отправления №66400337039104 суд усматривает, что письмо направлялось Управлением по адресу: <...>.

Однако как следует из сведений о внесении в единый государственный реестр юридических лиц, а также из пункта 1.5 Устава Общества с ограниченной ответственностью «Русская Транспортная Компания» юридическим адресом Общества является адрес: 664043, Иркутская область, г.Иркутск, пгт.Мельниково, 4.

Общество утверждает, что не получало через представителя либо по почте по юридическому адресу (месту нахождения) извещений, в которых бы содержалась информация о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении, а также рассмотрения дела об административном правонарушении.

Доказательств, опровергающих указанные доводы Общества, административным органом суду не представлено.

Таким образом, судом установлено, что протокол об административном правонарушении от 30.05.2011г. №296704 составлен административным органом в отсутствии законного представителя Общества, который не был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Материалы административного дела не содержат доказательств надлежащего извещения юридического лица, расположенного по адресу: 664043, Иркутская область, г.Иркутск, пгт.Мельниково, 4, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Сопроводительное письмо административного органа от 02.06.2011г. №6487, которое содержит сведения о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении Общества назначено в 14 час. 00 мин. 20.07.2011г. по адресу: <...>, направлялось Управлением также по адресу: 664009, <...>, то есть не юридическому адресу заявителя.

Таким образом, материалы административного дела не содержат доказательств надлежащего извещения юридического лица о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что административным органом нарушен установленный законом порядок привлечения Общества к административной ответственности.

Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Суд считает, что допущенное Управлением нарушение при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в не извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также в не извещении лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, является существенным нарушением порядка привлечения Общества к административной ответственности, поскольку заявитель был лишен предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных прав и гарантий защиты.

Указанные процессуальные нарушения носят существенный характер, и не позволили административному органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.

В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что постановление административного органа о привлечении Общества к административной ответственности не соответствует закону.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене полностью.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167 – 170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленное требование удовлетворить.

Признать незаконным Постановление Управление Федеральной миграционной службы по Иркутской области от 20.07.2011г. о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Русская Транспортная Компания», расположенного по адресу: 664043, Иркутская область, г.Иркутск, пгт.Мельниково, 4, ОГРН <***>, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и отменить его полностью.

Решение может быть обжаловано в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья: Т.Ю. Мусихина