ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-14224/20 от 07.12.2020 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                          Дело  № А19-14224/2020

14.12.2020 года

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании 07.12.2020 года.

Решение  в полном объеме изготовлено .12.2020 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марчуком Б.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «БратскМанСервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664022, <...>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска (ОГРН ИНН <***>, адрес: 664007, <...>)

о признании незаконными сообщения от 18.05.2020 № 10153 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 № 576 (апрель 2020), сообщения от 29.06.2020 б/н об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 № 576 (май 2020); об обязании произвести выплату субсидии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 № 576 за апрель, май 2020 года,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 22.06.2020;

от ответчика: ФИО2, доверенность от 09.01.2020 № 05-6/000242;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «БратскМанСервис» (далее – ООО «БратскМанСервис») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска о признании незаконными сообщения от 18.05.2020 № 10153 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 № 576 (апрель 2020), сообщения от 29.06.2020 б/н об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 № 576 (май 2020); об обязании произвести выплату ООО «БратскМанСервис» субсидии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 № 576 за апрель, май 2020 года.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, представитель ответчика заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, ООО «БратскМанСервис» обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска с заявлениями о предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (далее - Постановление № 576).

Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска по результатам рассмотрения заявлений ООО «БратскМанСервис» о предоставлении субсидии, сформировало сообщения от 18.05.2020, от 29.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 по тому основанию, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434.

Заявитель, полагая данные сообщения незаконными, нарушающими его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим заявлением.

В судебном заседании 30.11.2020, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 10 час. 20 мин. 07.12.2020. После перерыва в судебное заседание явились: представитель заявителя ФИО1, представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска ФИО2

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.   

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) граждане, организации вправе обратиться арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 названных Правил установлены условия для включения плательщиков в реестр в целях предоставления субсидии.

Одним из условий для включения в реестр в целях предоставления субсидий в соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Правил является отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 (ред. от 26.06.2020) «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (далее - Перечень).

Основные виды экономической деятельности классифицируются на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), принятым и введенным в действие приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее - ОКВЭД 2).

Письмом Минэкономразвития России от 15.04.2020 № Д13и-11577 «Об утвержденном перечне пострадавших отраслей» разъяснено следующее.

Каждая отрасль (сфера деятельности) в Перечне определяется соответствующими кодами ОКВЭД 2.

В ОКВЭД 2 отражены:

классы (XX);

подклассы (ХХ.Х);

группы (ХХ.ХХ);      

подгруппы (ХХ.ХХ.Х);

виды (ХХ.ХХ.ХХ).

В случае, если в Перечне приведен целиком класс или подкласс, это означает, что все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в Перечень.

Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц (далее -ЕГРЮЛ) основным видом деятельности ООО «БратскМанСервис» по состоянию на 01.03.2020 является «Торговля прочими автотранспортными средствами» (код по ОКВЭД 45.19).

Код ОКВЭД 45.19 является группой, входящей в класс по ОКВЭД 45, которые не включены в Перечень.

В Перечне приведена только подгруппа Код ОКВЭД 45.19.2.

Согласно Коду ОКВЭД 45.19. Торговля прочими автотранспортными средствами.

 Эта группировка включает:

- оптовую и розничную торговлю новыми и бывшими в употреблении  транспортными средствами, такими как: грузовики, прицепы и полуприцепы, транспортные средства для кемпингов, включая жилые прицепы и дома на колесах. Эта группировка также включает:

- оптовую и розничную торговлю внедорожниками (массой более 3,5 т).

ОКВЭД 2, в числе прочих, предусмотрены:

Код ОКВЭД 45.19.1 Торговля оптовая прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских,

Код ОКВЭД 45.19.2 Торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, в специализированных магазинах,

Код ОКВЭД 45.19.3 Торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, прочая.

Согласно абзацу 12 статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. Реализация грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов не отнесена в целях настоящей главы к данному виду предпринимательской деятельности (розничной торговле).

Согласно статье 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в российской Федерации»  оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст)  оптовая торговля – это вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для перепродажи, или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Заявитель в обоснование заявленных требований указал, что имеет право на предоставление субсидии в соответствии с Постановлением № 576, поскольку фактически  основным видом деятельности ООО «БратскМанСервис» по состоянию на 01.03.2020 является «Торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, в специализированных магазинах» ( код  ОКВЭД 45.19.2), а не та деятельность, которая указана в ЕГРЮЛ - «Торговля прочими автотранспортными средствами» (код по ОКВЭД 45.19).

Как на доказательство осуществления указанного вида деятельности общество сослалось на дилерский контракт от 27.09.2016 № MANDC270916/ BMS, заключенный между ООО «МАН Трак энд Бас РУС» (импортер) и ООО «БратскМанСервис» (дилер), предметом которого является продажа транспортных средств MAN в пределах территории Российской Федерации.

Параграфом 1 (Определения) дилерского контракта предусмотрено, что транспортные средства MAN – это грузовые автомобили, выпускаемые под торговой маркой MAN и автобусы, выпускаемые под торговой маркой MAN и Neoplan. Ассортимент автомобилей, перечисленных в Приложении 2, исключен.

В силу пункта 3 параграфа 4 (обязанности дилера) дилер обязан продавать транспортные средства MAN конечным покупателям на территории РФ. Дилер обязан продавать транспортные средства MAN только конечным покупателям, которые имеют зарегистрированный офис или адрес местонахождения в пределах территории.

Таким образом, анализ дилерского договора свидетельствует о том, что предметом его является продажа не любых транспортных средств, а только грузовых автомобилей и автобусов.

Дополнительно заявитель представил суду данные регистров бухгалтерского учета (расшифровка строки 90.1 (выручка) бухгалтерской отчетности), договор купли продажи от 28.11.2019 № 17/19, заключенный ООО «БратскМанСервис» (продавец) с ФИО3 (покупатель) о продаже полуприцепа-сортиментовоза.

Согласно представленным регистрам бухгалтерского учета основной доход организации формируется за счет продажи автотранспорта (69,3% за 2019 год и 72,08% за 1 квартал 2020 года). Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что торговля автотранспортными средствами осуществляется обществом через специализированные магазины, заявитель полагает, что основным видом его деятельности является именно розничная торговля автотранспортными средствами.

Действительно, основную долю выручки общества составляют поступления от продажи автотранспортных средств. Вместе с тем, у суда отсутствуют основания полагать, что данная продажа относится к розничной продаже.

В соответствии со статьей 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (статья 428), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, электронного или иного документа, подтверждающего оплату товара (статья 493 ГК РФ).

В отличие от договора розничной купли-продажи по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (статья 506 ГК РФ).

Пунктом 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 № 8 разъяснено, что квалифицируя правоотношения при реализации товаров, необходимо исходить из признаков договора поставки, предусмотренных статьей 506 ГК РФ, независимо от наименования договора, названия его сторон либо обозначения способа передачи товара в тексте документа. При этом под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать, в том числе, приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (например, оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.).

В этой связи к розничной торговле в целях применения системы налогообложения в виде ЕНВД относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами, как за наличный, так и безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи физическим и юридическим лицам для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, т.е. не для последующей реализации или использования в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Торговля товарами и оказание услуг покупателям, осуществляемые налогоплательщиками-продавцами на основе договоров поставки либо на основе иных договоров гражданско-правового характера, содержащих признаки договора поставки, относятся к предпринимательской деятельности.

Кроме того, следует иметь в виду, что в отличие от договора розничной купли-продажи, который является публичным договором, договор поставки не носит признаков публичности, указанных в статье 426 ГК РФ, и заключается на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг конкретным потребителям.

Согласно представленному договору купли-продажи от 28.11.2019 № 17/19 продавец передает в собственность покупателя один полуприцеп-сортиментовоз 981301стоимостью 2 170 000 руб.

Анализируя договор от 28.11.2019 № 17/19, суд установил, что его условия не отвечают признакам договора розничной купли-продажи, поскольку реализован был полуприцеп (грузовая платформа). В договоре предусмотрены доарбитражный порядок урегулирования споров и разногласий, подсудность споров Арбитражному суду Иркутской области в соответствии с нормами АПК РФ.

Как было указано выше, согласно абзацу 12 статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации продажа прицепов и полуприцепов в целях настоящей главы не отнесена к розничной торговле.

Предмет  дилерского  контракта от 27.09.2016 № MANDC270916/ BMS, заключенного между ООО «МАН Трак энд Бас РУС» (импортер) и ООО «БратскМанСервис» (дилер), также свидетельствует об отсутствии розничной торговли автотранспортными средствами.

Следовательно, реализация автотранспортных средств покупателям осуществляется заявителем не для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

В данном случае положениями абзаца 12 статьи 346.27 НК РФ, устанавливающими значение понятия розничной торговли с учетом цели конечного потребления, специально предусмотрено, что реализация таких транспортных средств, как грузовые автомобили, прицепы, полуприцепы и автобусы любых типов в силу лишь их специфики не относится к розничной торговле.

В судебном заседании представители сторон не отрицали тот факт, что Общество не применяет систему налогообложения в виде ЕНВД.

 Таким образом, доказательств того, что в спорный период основным видом экономической деятельности общества являлась «Торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, в специализированных магазинах» (Код ОКВЭД 45.19.2), заявителем не представлено.

Поскольку отрасль, в которой ведется деятельность ООО «БратскМанСервис» по состоянию на 01.03.2020 («Торговля прочими автотранспортными средствами» (код по ОКВЭД 45.19)), не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434,отказы налогового органа в предоставлении субсидий за апрель 2020 года и май 2020 года в соответствии с Постановлением № 576 являются правомерными, соответствуют закону и не нарушают прав заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                               Н.Г. Позднякова