ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-1422/2022 от 02.09.2022 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                             Дело № А19-1422/2022

«09» сентября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 сентября 2022 года

Полный текст решения изготовлен 09 сентября 2022 года

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марчуком Б.В.,  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, адрес: 664009, г. Иркутск)

к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Иркутска
(ОГРН <***>, ИНН <***>, 664025, <...>), Администрации г. Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664025, <...>)

о признании недействительным распоряжения от 27.10.2021 № 504-02-2798/21,

третье лицо: индивидуальный предприниматель ФИО2
(ОГРНИП <***>, ИНН <***>, адрес: 664520, Иркутская область, Иркутский район, п. Ангарские Хутора)

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО3, доверенность от 22.06.2021; ФИО4, доверенность от 11.02.2022;

от ответчика (Комитет по управлению муниципальным имуществом города Иркутска): ФИО5, доверенность, диплом;

от ответчика (Администрация города Иркутска): ФИО5, доверенность, диплом;

от третьего лица: ФИО3, доверенность от 13.01.2022; ФИО4, доверенность от 17.09.2019;

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Иркутска (КУМИ г. Иркутска), Администрации г. Иркутска о признании недействительным распоряжения от 27.10.2021 № 504-02-2798/21 «О проведении внеплановой выездной проверки гражданина (физического лица)».

 Представители заявителя в судебном заседании требования о признании недействительным оспариваемого распоряжения поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель КУМИ г. Иркутска и Администрации г. Иркутска, присутствовавший в судебном заседании 30.08.2022, заявленные требования не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве.

Представитель третьего лица – индивидуального предпринимателя ФИО2 полагал, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

Из материалов дела следует, что распоряжением КУМИ г. Иркутска от 27.10.2021 № 504-02-2798/21 назначено проведение внеплановой выездной проверки в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:11053, расположенного по адресу: <...>.

Не согласившись с распоряжением от 27.10.2021 № 504-02-2798/21, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.   

В судебном заседании 30.08.2022 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) был объявлен перерыв до 11 час. 02.09.2022. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области в сети Интернет.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости ФИО1 является собственником 99/100 доли, а ФИО2 - 1/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000024:11053, расположенный по адресу: <...>.

В связи с поступлением 11.08.2021 вх. № 027-6269/21, 18.08.2021 вх. № 504-05-03081/21 в адрес КУМИ г. Иркутска обращений граждан и.о. начальника управления муниципального контроля КУМИ г. Иркутска ФИО6 было вынесено распоряжение от 26.08.2021 № 504-02-2280/21 «О проведении внеплановой выездной проверки гражданина (физического лица)» ФИО2 по месту фактического осуществления деятельности: Иркутская область, г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Байкальская, 291, с кадастровым номером 38:36:000024:6883, на предмет соблюдения требований предусмотренных земельным законодательством.

Распоряжением  и.о. начальника управления муниципального контроля КУМИ г. Иркутска ФИО6 от 06.09.2021 № 504-02/2376/21 в распоряжение КУМИ г. Иркутска от 26.08.2021 № 504-02-2280/21, в пункты 2, 6 внесены изменения в связи с  изменением статуса земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:6883, а именно: снятием данного земельного участка с государственного кадастрового учета 31.08.2021 и образованием земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:11053 путем перераспределения земельного участка 38:36:000024:6883 и земель, находящихся в государственной собственности.

На основании распоряжения КУМИ г. Иркутска от 26.08.2021 № 504-02-2280/21 в редакции распоряжения от 06.09.2021 № 504-02-2376/21 главным специалистом отдела по соблюдению земельного законодательства управления муниципального контроля КУМИ г. Иркутска ФИО7, главным специалистом отдела исполнения судебных актов управления муниципального контроля комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска ФИО8 по адресу земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:11053 (Иркутская область, г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Байкальская) проведена внеплановая проверка соблюдения требований земельного законодательства в отношении ФИО2

08.10.2021 Комитетом составлен акт проверки № 2280/21, в котором отражены выявленные нарушения, а именно, нарушения статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившиеся в самовольном занятии гр. ФИО2 части земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:542 площадью 122 кв.м., земельного участка площадью 78 кв.м., расположенного смежно с западной стороны земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:11053.

Аналогичным образом, КУМИ г. Иркутска своим распоряжением от 26.08.2021 № 504-02-2281/2021 назначил внеплановую выездную проверку соблюдения земельного законодательства в отношении гр. ФИО1 по месту фактического осуществления деятельности: Иркутская область, г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Байкальская, 291, земельный участок с кадастровым номером 38:36:000024:6883.

В связи с  изменением статуса земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:6883 распоряжением  КУМИ г. Иркутска от 06.09.2021 № 504-02/2381/21 отменено  распоряжение от 26.08.2021 № 504-02-2281/21 «О проведении внеплановой выездной проверки гражданина (физического лица)».

Распоряжением от 27.10.2021 № 504-02-2798/21, оспариваемым в настоящем деле, Комитетом вновь назначено проведение внеплановой выездной проверки в отношении ФИО1 по месту нахождения земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:11053 по адресу: <...>. Основанием для проведения проверки явились те же обращения граждан, по которым проводилась проверка в отношении ФИО2 (от 11.08.2021 вх. № 027-6269/21, от 18.08.2021 вх. № 504-05-03081/21).

 Таким образом, Комитетом проведена единая проверка в целом земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:11053, в том числе: на основании распоряжения от 26.08.2021 № 504-02-2280/21 (в редакции распоряжения от 06.09.2021 № 504-02-2376/21) проверка проводилась в отношении ФИО2, на основании распоряжения от 27.10.2021 № 504-02-2798/21 – в отношении ФИО1

Суд отклоняет как несостоятельные, не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным по делу, доводы заявителя о нарушении надзорным органом моратория на проведении проверок в отношении индивидуальных предпринимателей, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2021 № 1520. Материалами дела установлено, что на дату инициирования проверки ФИО1 индивидуальным предпринимателем не являлся (зарегистрирован в данном качестве 08.11.2021), следовательно, на него не распространялся мораторий, установленный Постановлением Правительства № 1520.

Судом установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО2 в судебном порядке были оспорены распоряжение от 26.08.2021 № 504-02-2280/21 о проведении внеплановой выездной проверки, действия по проведению проверки.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05.05.2022 по делу № А19-20564/2021, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2022, заявленные требования индивидуального предпринимателя ФИО2 удовлетворены: признаны недействительными распоряжение КУМИ г. Иркутска от 26.08.2021 № 504-02-2280/21 (в редакции распоряжения от 06.09.2021 № 504-02-2376/21), а также действия Комитета по проведению проверки в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2, выразившиеся в составлении акта проверки управлением муниципального контроля КУМИ г. Иркутска от 08.10.2021 № 2280/21.

С учетом установленных обстоятельств суд при рассмотрении дела № А19-20564/2021 пришел к выводу о том, что Комитетом были нарушены требования к организации и проведению проверки, установленные Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», являющиеся в силу статьи 20 указанного закона основанием для признания недействительным результатов проверки и распоряжения от 26.08.2021 № 504-02-2280/21 в редакции распоряжения от 06.09.2021 № 504-022376/21.

Арбитражный суд по делу № А19-20564/2021 указал, что правомерность издания оспоренного ФИО2 распоряжения и установленные судом обстоятельства по проведению проверки заинтересованным лицом не доказаны, ненормативный акт нарушает законные права и интересы заявителя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Из оспариваемого Распоряжения следует, что проверка была проведена Комитетом в рамках осуществления муниципального земельного надзора в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля в Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 12.02.2015 N 45-пп, Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля в границах муниципального образования город Иркутск, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 31.08.2015 N 031-06-795/5, Административного регламента осуществления муниципального земельного контроля в границах муниципального образования город Иркутск, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 23.05.2012 N 031-06-1054/12 (далее - Административный регламент), а также Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Постановлением Администрации города Иркутска от 23.05.2012 N 031-06-1054/12 утвержден "Административный регламент осуществления муниципального земельного контроля в границах муниципального образования город Иркутск".

Основаниями проведения внеплановой выездной проверки согласно пункту 2.1.2 Регламента являются:

истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания (пункт 2.1.2.1 Регламента) мотивированное представление должностного лица уполномоченного органа по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в уполномоченный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 2.1.2.2 Регламента);

приказ (распоряжение) руководителя уполномоченного органа, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, (пункт 2.1.2.3 Регламента)

Пунктом 2.1.3.3 Регламента установлены основания для проведения внеплановой проверки органа государственной власти, органа местного самоуправления, гражданина - поступившие в уполномоченный орган обращения и заявления юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, Иркутской области городского округа, муниципального образования город Иркутск, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан.

Установленные указанными положениями основания проведения внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства носят исчерпывающий характер (пункт 2.7 Регламента) и, как установили суды при рассмотрении дела №А19-20564/2021, исходя из представленных обращений граждан, которые, по мнению Комитета, являлись основанием проведения проверки, данные обращениями таковыми не являлись ввиду отсутствия в них сведений о нарушении земельного законодательства, о нарушении чьих-либо имущественных прав допущенных собственниками земельного участка с кадастровым номером 38:36:000026:11053.

Обстоятельства, установленные судебным актом по делу № А19-20564/2021, имеют для настоящего спора преюдициальное значение, учитывая, что Комитетом проводилась проверка в отношении одного земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:11053, принадлежащего ФИО2 и ФИО1 на праве долевой собственности, и основания для проведения проверки идентичны- обращения граждан от 11.08.2021 вх. № 027-6269/21, от 18.08.2021 вх. № 504-05-03081/21.

Незаконность проведения такой проверки в отношении ФИО2 установлена вступившим в законную силу решением суда.

Таким образом, оспариваемое распоряжение КУМИ г. Иркутска от 27.10.2021 № 504-02-2798/21 не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. 

При таких обстоятельствах, требования ФИО1 о признании недействительным распоряжения от 27.10.2021 № 504-02-2798/21, заявленные к КУМИ г. Иркутска, подлежат удовлетворению. 

Требования ФИО1, заявленные к Администрации г. Иркутска, не подлежат удовлетворению, поскольку данный ответчик оспариваемое распоряжение не выносил, каких-либо действий по проведению проверки не совершал.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

   Заявленные требования к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Иркутска удовлетворить.

   Признать недействительным распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом города Иркутска от 27.10.2021 № 504-02-2798/21 «О проведении внеплановой выездной проверки гражданина (физического лица)».

   В удовлетворении требований к Администрации г. Иркутска отказать.

   Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

   Судья                                                                                                    Н.Г. Позднякова