АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-14273/2020
« 26 » октября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 20 октября 2020 года
Решение в полном объеме изготовлено 26 октября 2020 года
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марчуком Б.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Спас» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664519, <...>)
к Комитету по управлению Октябрьским округом администрации города Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664007, <...>)
о признании незаконным распоряжения от 02.07.2020 № 704-02-92/20-1,
при участии в заседании представителей
от заявителя: не явились;
от ответчика: ФИО1, доверенность от 13.01.2020 № 705-70-0080/20;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Спас» (далее – ООО «Спас») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Комитету по управлению Октябрьским округом администрации города Иркутска (далее - КУОО Администрации г. Иркутска) о признании незаконным распоряжения от 02.07.2020 № 704-02-92/20-1 «О переносе самовольно размещенного движимого имущества».
Заявитель в судебное заседание своего представителя не направил, заявил о рассмотрение дела в его отсутствие.
Представитель КУОО Администрации г. Иркутска в судебном заседании требования заявителя не признал, подержав позицию, изложенную в отзыве.
Из материалов дела следует, что распоряжением министерства имущественных отношений Иркутской области от 23.11.2018 № 2386/з ООО «Спас» выдано разрешение на использование земель из земель населенных пунктов, площадью 45 кв.м., местоположение: Иркутская область, г. Иркутск, Правобережный округ, в соответствии с приведенными координатами характерных точек границ в системе координат МСК-38. Разрешение выдано для размещения элементов благоустройства территорий и малых архитектурных форм, сроком на 3 года.
Выявив факт самовольного размещения заявителем движимого имущества (сооружения) по адресу: г. Иркутск, бул. ФИО2, в районе здания № 4, стр. 1, администрация города Иркутска в лице КУОО Администрации г. Иркутска направила в адрес ООО «Спас» уведомление от 29.05.2020 № 705-71-2343/20, в котором предложила заявителю в срок до 18.06.2020 выполнить перенос самовольно размещенного движимого имущества и освободить самовольно занятый земельный участок, а также сообщила о том, что в случае неисполнения требований, изложенных в уведомлении, администрацией будет осуществлен перенос принудительно с отнесением расходов на счет общества.
02.07.2020 заместителем мэра - председателя КУОО Администрации г. Иркутска издано распоряжение № 704-02-92/20-1, в соответствии с которым в период времени с 09 час. 00 мин. 30.07.2020 до 18 час. 00 мин. 30.10.2020 КУОО Администрации г. Иркутска надлежит обеспечить перенос самовольно размещенного движимого имущества – сооружения, расположенного по адресу: г. Иркутск, бул. ФИО2, в районе здания № 4, стр. 1.
Не согласившись с распоряжением от 02.07.2020 № 704-02-92/20-1, ООО «Спас» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании 13.10.2020, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 10 час. 20 мин. 20.10.2020. После перерыва в судебное заседание явились: представитель КУОО Администрации г. Иркутска ФИО1
Выслушав представителя Комитета, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) устанавливает, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, пунктом 4 которого предусмотрен такой вид объектов как элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.
Пунктом 2 статьи 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с «Положением о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления таких земельных участков и установления сервитутов на территории Иркутской области», утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 04.06.2015 № 271-пп (далее – Положение № 271-пп), обществу выдано сроком на 3 года разрешение на использование земель из земель населенных пунктов площадью 45 кв.м., местоположение: Иркутская область, г. Иркутск, Правобережный округ, в соответствующих координатах, с целью размещения элементов благоустройства территорий и малых архитектурных форм (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики) (распоряжение министерства имущественных отношений Иркутской области от 23.11.2018 № 2386/з).
В целях организации выявления и предотвращения размещения на территории города Иркутска движимого имущества в нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка, постановлением администрации г. Иркутска от 30.06.2017 № 031-06-640/7-1 утверждено «Положение о порядке переноса самовольно размещенного движимого имущества в городе Иркутске».
Согласно пунктам 3, 4 названного Положения под движимым имуществом понимаются подвижные, перемещаемые вещи, не прикрепленные к земле и не относящиеся к объектам недвижимости, перемещение которых не приведет к существенному изменению их свойств.
К самовольно размещенному движимому имуществу относятся телекоммуникационные контейнеры, металлические гаражи, контейнеры, заборы, теплицы, кладовые, сараи, иное движимое имущество, расположенные на земельных участках и местах, не отведенных для этих целей в установленном законом и иными правовыми актами порядке, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения.
ООО «Спас» указывает, что на спорном земельном участке им установлена малая архитектурная форма, которая не является самовольно размещенным движимым имуществом. Размещение малой архитектурной формы осуществлено им в соответствии с распоряжением от 23.11.2018 № 2386/з.
Суд находит данные доводы несостоятельными по следующим основаниям.
Как следует из представленных материалов, 06.02.2020 и 18.02.2020 специалистами комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (далее – КУМИ г. Иркутска) произведены осмотры земельного участка площадью 45 кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, Правобережный округ, б. ФИО2, в районе дома № 4, стр. 1, по результатам которых выявлено нахождение на нем нестационарного объекта.
Так, актом осмотра земельного участка от 06.02.2020 установлено, что на земельном участке, представленном ООО «Спас» на основании распоряжения от 23.11.2018 № 2386/з, размещен нестационарный объект. По результатам обработки геодезических измерений установлено, что земельный участок используется ООО «Спас» в соответствии с координатами, указанными в распоряжении.
Согласно акту осмотра земельного участка от 18.02.2020 № 52 на земельном участке расположено сооружение в виде информационного центра.
Из материалов фотофиксации к актам осмотра следует, что на земельном участке расположен именно нестационарный объект – павильон с вывеской «Информационный центр».
Кроме того, сам заявитель в своих пояснениях (возражения на отзыв заинтересованного лица) указал, что «…в ноябре 2019 фирмой «Спас» был изготовлен новый павильон и установлен на предоставленном земельном участке. На этот период времени в отношении земельного участка действовало Распоряжение министерства имущественных отношений Иркутской области от 23.11.2018 № 2386/з. Установленный павильон использовался ООО «Спас» исключительно как Пункт охраны правопорядка в рамках сотрудничества с ГУ МВД России «Иркутское».
Нахождение нестационарного объекта в существующем виде (на земельном участке, представленном обществу на основании распоряжения от 23.11.2018 № 2386/з) не может быть признано соответствующим целям предоставления земельного участка (для благоустройства). Как следует из текста распоряжения министерства имущественных отношений Иркутской области от 23.11.2018 № 2386/з, земельный участок предоставлен для размещения элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики).
Сооружение (павильон с вывеской «Информационный центр»), безусловно, не относится к таким элементам благоустройства и малым архитектурным формам.
Данное сооружение выявлено на спорном земельном участке в феврале 2020, т.е. в период действия распоряжения от 23.11.2018 № 2386/з.
Однако, на дату выдачи заявителю уведомления о добровольном переносе (29.05.2020) и на дату вынесения распоряжения о принудительном переносе самовольно размещенного движимого имущества (02.0.7.2020) действие распоряжения от 23.11.2018 № 2386/з было уже отменено.
Так, заявитель 17.04.2020 обратился в КУМИ г. Иркутска с заявлением об отмене распоряжения от 23.11.2018 № 2386/з.
По результатам рассмотрения заявления ООО «Спас» от 07.04.2020 заместителем мэра – председателем КУМИ г. Иркутска вынесено распоряжение от 20.04.2020 № 504-02-1320/20, согласно которому действие распоряжения министра имущественных отношений Иркутской области от 23.11.2018 № 2386/з «О выдаче разрешения на использование земель» отменено.
ООО «Спас» в возражениях на отзыв заинтересованного лица указало, что заявление об отмене распоряжения от 23.11.2018 № 2386/з было написано представителем общества по предложению руководителя КУМИ г. Иркутска, который в случае подачи такого заявления гарантировал выдать ООО «Спас» разрешение на использование предоставленного земельного участка под пункт охраны правопорядка. Считает, что упомянутое заявление было подано под влиянием обмана и заблуждения.
Доводы заявителя о том, что заявление от 17.04.2020 было написано руководителем ООО «Спас» под влиянием обмана, заблуждения и он не понимал правовых последствий его реализации, суд находит несостоятельными, поскольку соответствующих доказательств, подтверждающих факт подачи заявления под влиянием обмана или вынужденный характер обращения с подобным заявлением, обществом не было представлено.
Таким образом, специалистами КУМИ г. Иркутска в ходе осмотров однозначно установлено и в соответствующих актах зафиксировано, что выявленный на спорном земельном участке объект является движимым имуществом, расположенным на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке.
Заявитель полагает, что поскольку в распоряжении от 23.11.2018 № 2386/з указаны координаты характерных точек границ земельного участка, а в оспариваемом распоряжении – адрес местоположения земельного участка (без указания координат характерных точек границ в системе координат МСК-38), в данном случае не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, что речь идет об одном и том же участке, и имущество выявлено именно на том участке, который был предоставлен обществу на основании распоряжения от 23.11.2018 № 2386/з.
Как следует из оспариваемого распоряжения, местоположение земельного участка конкретизировано путем указания адресного ориентира (г. Иркутск, бул. ФИО2, в районе здания № 4, стр. 1). При этом в ходе осмотра 06.02.2020 Управлением земельного контроля КУМИ г. Иркутска были проведены геодезические работы, по результатам обработки которых установлено, что земельный участок используется ООО «Спас» в соответствии с координатами, указанными в распоряжении.
Кроме того, по утверждению самого заявителя размещение малой архитектурной формы, коей он считает информационный киоск (павильон), осуществлено им в соответствии с распоряжением от 23.11.2018 № 2386/з.
Следовательно, земельный участок, обозначенный в распоряжении от 02.07.2020 № 704-02-92/20-1, соответствует земельному участку, переданному ранее ООО «Спас» для размещения элементов благоустройства территорий и малых архитектурных форм, в связи с чем, суд отклоняет довод заявителя об отсутствии оснований для вывода о тождественности земельного участка, на который выдано разрешение, и земельного участка, о котором идет речь в оспариваемом распоряжении.
Таким образом, материалами дела установлено и заявителем не оспорено, что КУОО Администрации г. Иркутска выявлен был факт самовольного размещения движимого имущества - сооружения на земельном участке по адресу: г. Иркутск, бул. ФИО2, в районе здания № 4, стр. 1, представляющего собой не основанное на законе завладение земельным участком в нарушение установленного порядка предоставления и получения документа, удостоверяющего право на землю.
Согласно правилу подпункта 2 пункта 1 статьи 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка и иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2 статьи 60 ЗК РФ).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В развитие названных положений земельного законодательства постановлением администрации г. Иркутска от 30.06.2017 № 031-06-640/7-1 утверждено «Положение о порядке переноса самовольно размещенного движимого имущества в городе Иркутске».
В силу пунктов 5, 6 Положения выявление и принятие решений о переносе самовольно размещенного движимого имущества осуществляет комитет по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска. Комитет по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска еженедельно осуществляет осмотр подведомственной территории с целью выявления самовольно размещенного движимого имущества.
Согласно абзацу второму пункта 6 Положения каждый случай выявления самовольно размещенного движимого имущества оформляется в течение 3 (трех) рабочих дней со дня выявления актом, в котором указываются дата, время составления акта, наименование органа, фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), составившего акт, место нахождения выявленного объекта, сведения о выявленных нарушениях, о лицах (если такие установлены), на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений, сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом лиц, присутствовавших при выявлении самовольно размещенного движимого имущества, их подписи или отказ от подписи и другие сведения. К акту прилагаются цветные фотографии с фиксацией даты и времени съемки с возможной привязкой к объекту окружающей природной среды, с помощью которого впоследствии возможно будет определить местоположение самовольно размещенного движимого имущества, и иные имеющиеся материалы и документы.
Согласна пункту 9 Положения в случае наличия сведений о лицах, самовольно разместивших движимое имущество, в течение 10 (десяти) дней со дня составления акта, предусмотренного пунктом 6 настоящего Положения, уведомляет таких лиц о переносе самовольно размещенного движимого имущества в указанный в уведомлении срок.
Срок переноса самовольно размещенного движимого имущества, указанный в уведомлении, составляет:
- в летний период не менее 10 календарных дней, но не более 30 календарных дней;
- в зимний период не менее 10 календарных дней, но не более 90 календарных дней.
Уведомление оформляется за подписью заместителя председателя комитета - начальника управления жилищно-коммунального хозяйства комитета по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска. В уведомлении указываются дата составления уведомления, адрес участка, срок, в который должно быть перенесено движимое имущество, фамилия, имя и отчество гражданина или название юридического лица, обязанного произвести перенос, действия, которые должны быть произведены, краткая характеристика объекта, подлежащего переносу.
Уведомление о переносе самовольно размещенного движимого имущества выдается лицу, осуществившему самовольное размещение движимого имущества. При отказе лица, осуществившего самовольное размещение движимого имущества, получить уведомление на нем делается соответствующая отметка с мотивировкой отказа, о чем должностным лицом комитета по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска составляется соответствующий акт.
В случае отказа лица, осуществившего самовольное размещение движимого имущества, получить уведомление о переносе самовольно размещенного движимого имущества такое уведомление направляется лицу, осуществившему самовольное размещение движимого имущества, заказным письмом с уведомлением о вручении.
Уведомление о переносе самовольно размещенного движимого имущества размещается на WEB-портале органов местного самоуправления города Иркутска в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта.
Как установлено пунктом 12 Положения, если комитетом по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска приняты все предусмотренные настоящим Порядком меры по оповещению нарушителя о самовольном размещении движимого имущества, а нарушившее лицо не предприняло никаких мер по добровольному переносу самовольно размещенного движимого имущества и не предъявило доказательств наличия уважительных причин, по которым уведомление не исполнено, перенос осуществляется в принудительном порядке за счет средств бюджета города Иркутска.
В соответствии с пунктом 13 Положения в течение 10 (десяти) рабочих дней после истечения срока, установленного для добровольного переноса самовольно размещенного движимого имущества, комитет по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска подготавливает распоряжение заместителя мэра - председателя комитета по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска о переносе самовольно размещенного движимого имущества.
В распоряжении заместителя мэра - председателя комитета по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска о переносе самовольно размещенного движимого имущества указываются: адрес участка, период времени, в течение которого будет осуществлен принудительный перенос, информация о должностном лице комитета по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска, ответственном за организацию принудительного переноса (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность, номер телефона), организация, уполномоченная либо привлекаемая администрацией города Иркутска для производства работ по переносу.
Согласно пункту 14 Положения распоряжение заместителя мэра - председателя комитета по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска о переносе самовольно размещенного движимого имущества в течение 3 (трех) дней со дня его принятия направляется должностным лицом комитета по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска, ответственным за организацию принудительного переноса, заказным письмом с уведомлением о вручении лицу, осуществившему самовольное размещение движимого имущества, или вручается данному лицу лично под роспись.
Каких-либо нарушений требований, установленным данным Положением, КУОО Администрации г. Иркутска при вынесении оспариваемого распоряжения не было допущено и на наличие таковых заявитель не ссылается. Уведомление о добровольном переносе движимого имущества от 29.05.2020 № 705-71-2343/20 направлено в адрес заявителя заказным письмом и получено им 03.06.2020 (почтовый реестр от 01.06.2020, отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80080149820567).
Исходя из картографического описания границ Октябрьского административного округа г. Иркутска (Приложение № 4 к постановлению администрации г. Иркутска от 25.11.2009 года №031-06-3719/9) территория, на которой был выявлен самовольно размещенный нестационарный объект, входит в границы Октябрьского административного округа г. Иркутска.
Поскольку КУОО Администрации г. Иркутска были приняты все предусмотренные Положением меры по оповещению нарушителя о самовольном размещении движимого имущества, а нарушившее лицо не предприняло никаких мер по добровольному переносу самовольно размещенного движимого имущества и не предъявило доказательств наличия уважительных причин, по которым уведомление не исполнено, КУОО Администрации г. Иркутска обоснованно, в соответствии с установленным порядком вынес распоряжение о переносе движимого имущества заявителя в принудительном порядке.
Таким образом, оспариваемое распоряжение КУОО Администрации г. Иркутска от 02.07.2020 № 704-02-92/20-1 соответствует закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, заявленные требования ООО «Спас» о признании незаконным распоряжения КУОО Администрации г. Иркутска от 02.07.2020 № 704-02-92/20-1 удовлетворению не подлежат.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными определена для организаций в размере 3000 рублей.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
Заявителем при обращении в суд уплачена государственная пошлина в сумме 6000 руб. (платежное поручение от 10.08.2020 № 330).
В силу статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 3000 руб., как излишне уплаченная, подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Спас» из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению №330 от 10.08.2020 государственную пошлину в сумме 3000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья: Н.Г. Позднякова