АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-14321/2011
06.12.2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена 06.12.2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 06.12.2011 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мусихиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буценко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, место жительства: 664009, <...>)
к Управлению Федеральной миграционной службы по Иркутской области (ОГРН <***>, место нахождения: 664003, <...>)
о признании незаконными и отмене постановлений по делу об административном правонарушении от 22.06.2011 №№002297, 002298, 002127, вынесенных Управлением Федеральной миграционной службы по Иркутской области,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО1 – паспорт,
от ответчика: ФИО2 – удостоверение, доверенность,
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы по Иркутской области (далее – административный орган, Управление) о признании незаконными и отмене постановлений по делу об административном правонарушении от 22.06.2011 №№002297, 002298, 002127, вынесенных Управлением Федеральной миграционной службы по Иркутской области.
В судебном заседании предприниматель заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного органа заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 12 час. 30 мин. 06.12.2011.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, ОГРНИП – <***>.
03.05.2011 административным органом в 20 час. 00 мин. по адресу: <...>, выявлено событие административного правонарушения, совершенное индивидуальным предпринимателем ФИО1, выразившееся в нарушении требований статьи 21 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и пункта 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 №9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а именно: в указании заведомо ложных сведений, выразившихся в предоставлении неверного адреса места пребывания гражданина Республики Азербайджан ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Индивидуальный предприниматель ФИО4, являясь принимающей стороной для гражданина Республики Армения ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставила его на миграционный учет с 27.04.2011 до 26.07.2011 по адресу: <...>, в соответствии с пунктом 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 №9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Предприниматель выразила свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина проставлением подписи на оборотной стороне уведомления о прибытии. Однако фактически ФИО3 по данному адресу никогда не проживал.
30.05.2011 по результатам проверки административным органом составлен протокол МС №002297 об административном правонарушении.
22.06.2011 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в отношении заявителя заместителем начальника отдела иммиграционного контроля Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области капитаном вн.службы ФИО5 вынесено постановление о признании предпринимателя виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 35000 руб.
Кроме того, 03.05.2011 административным органом в 20 час. 00 мин. по адресу: <...>, выявлено событие административного правонарушения, совершенное индивидуальным предпринимателем ФИО1, выразившееся в нарушении требований статьи 21 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и пункта 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 №9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а именно: в указании заведомо ложных сведений, выразившихся в предоставлении неверного адреса места пребывания гражданина Республики Таджикистан ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Индивидуальный предприниматель ФИО4, являясь принимающей стороной для гражданина Республики Таджикистан ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставила его на миграционный учет с 29.04.2011 до 28.07.2011 по адресу: <...>, в соответствии с пунктом 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 №9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Предприниматель выразила свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина проставлением подписи на оборотной стороне уведомления о прибытии. Однако фактически ФИО6 по данному адресу никогда не проживал.
30.05.2011 по результатам проверки административным органом составлен протокол МС №002298 об административном правонарушении.
22.06.2011 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в отношении заявителя заместителем начальника отдела иммиграционного контроля Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области капитаном вн.службы ФИО5 вынесено постановление о признании предпринимателя виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 35000 руб.
Кроме того, 03.05.2011 административным органом в 20 час. 00 мин. по адресу: <...>, выявлено событие административного правонарушения, совершенное индивидуальным предпринимателем ФИО1, выразившееся в нарушении требований статьи 21 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и пункта 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 №9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а именно: в указании заведомо ложных сведений, выразившихся в предоставлении неверного адреса места пребывания гражданки Республики Кыргызстан Акматовой Самары Ибрагимовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Индивидуальный предприниматель ФИО4, являясь принимающей стороной для гражданки Республики Кыргызстан ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставила её на миграционный учет с 26.04.2011 до 25.07.2011 по адресу: <...>, в соответствии с пунктом 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 №9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Предприниматель выразила свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина проставлением подписи на оборотной стороне уведомления о прибытии. Однако фактически ФИО7 по данному адресу никогда не проживала.
30.05.2011 по результатам проверки административным органом составлен протокол МС №002127 об административном правонарушении.
22.06.2011 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в отношении заявителя заместителем начальника отдела иммиграционного контроля Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области капитаном вн.службы ФИО5 вынесено постановление о признании предпринимателя виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 35000 руб.
Заявитель полагая, что постановления административного органа не соответствуют требованиям закона и нарушают его права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований предприниматель указала, что дополнительным видом ее предпринимательской деятельности является сдача в наем собственного жилого помещения, при этом пояснила, что ложные сведения в отношении иностранных граждан не предоставлялись.
Административный орган требования не признал, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенных постановлений.
Исследовав доказательства по делу: ознакомившись с письменными доказательствами, заслушав объяснения предпринимателя и представителя административного органа, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в силу статей 2, 9 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Закон №109-ФЗ) подразумевает деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных данным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях указанных лиц.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 2 Закона №109-ФЗ под местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) понимается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (далее - учет по месту пребывания) - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания (пункт 6 части 1 статьи 2 Закона №109-ФЗ).
В соответствии с частью 1 и пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона №109-ФЗ иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с этим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно подпункту 7 части 1 статьи 2 Закона №109-ФЗ стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона) выступает гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится).
В силу статьи 22 Закона №109-ФЗ обязанность по предоставлению в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания возложена на принимающую сторону.
В соответствии со статьей 8 Закона №109-ФЗ правила и порядок осуществления миграционного учета устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 №9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 23 Правил предусмотрено, что принимающая сторона или иностранный гражданин, который временно пребывает на территории Российской Федерации либо постоянно или временно проживает в стране, при нахождении в месте пребывания, не являющемся его местом жительства, указывают необходимые сведения в уведомлении о прибытии, в том числе фамилия, имя, отчество; гражданство (подданство); дата и место рождения; пол; вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина; вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации; цель въезда; профессия; дата въезда в Российскую Федерацию; серия и номер миграционной карты; заявленные сроки пребывания; адрес места пребывания; адрес прежнего места пребывания в Российской Федерации (в случае прибытия в новое место пребывания).
Таким образом, миграционный учет осуществляется, в том числе, в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции, следовательно, при осуществлении миграционного учета сведения об иностранном гражданине или о лице без гражданства должны быть представлены в миграционную службу своевременно и достоверно.
Частью 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Термин «заведомо», использованный для уточнения характеристики ложных сведений, означает, что сообщающий эти сведения осведомлен об их ложности.
Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель ФИО4, являясь принимающей стороной для гражданина Республики Армения ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставила его на миграционный учет с 27.04.2011 до 26.07.2011 по адресу: <...>, в соответствии с пунктом 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 №9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Кроме того, заявитель, являясь принимающей стороной для гражданина Республики Таджикистан ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставила его на миграционный учет с 29.04.2011 до 28.07.2011 по адресу: <...>, в соответствии с пунктом 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 №9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Также предприниматель, являясь принимающей стороной для гражданки Республики Кыргызстан ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставила её на миграционный учет с 26.04.2011 до 25.07.2011 по адресу: <...>, в соответствии с пунктом 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 №9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Предприниматель выразила свое согласие на временное нахождение у нее иностранных гражданин проставлением подписи на оборотной стороне уведомлений о прибытии.
Административным органом в качестве единственного доказательства, подтверждающего, что вышеуказанные граждане по адресу: <...>, никогда не проживали, представлены письменные объяснения соседей: граждан ФИО8, проживающего по адресу: <...>; ФИО9, проживающего по адресу: <...>.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении в обязательном порядке должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Протоколы об административных правонарушениях МС №002297 от 30.05.2011, МС №002298 от 30.05.2011, МС №002127, а также из оспариваемые постановления содержат указание на то, что по адресу <...>, иностранные граждане не проживают; данный факт подтверждается показаниями соседей.
Согласно объяснениям ФИО8 от 09.05.2011 он проживает по адресу: <...>, со своей сестрой ФИО10 в течение 2 лет. Проживающая женщина по адресу; ул. Березовая, 7, - пожилая женщина, зовут Татьяна Иннокентьевна. В указанном доме иностранные граждане не проживают и подсобные работы не осуществляют. Дом строит гражданин России Виктор.
Согласно объяснениям ФИО9 от 03.05.2011 по адресу: <...>, он проживает со своей семьей в течение 6 лет. Дом №7 по ул.Березовая построили примерно 1 год назад. Хозяев лично не знает, периодически здесь бывает молодая русская девушка на а/м HONDASTRIM. Иностранные граждане по указанному адресу не проживают, работы не ведут.
Из содержания вышеуказанных объяснений следует, что соседи предпринимателя, проживающие в <...> не владеют полной и достоверной информацией о том, кто конкретно проживает по адресу: <...>.
Объяснения граждан ФИО8 и ФИО9 не позволяют суду установить, о каких именно иностранных гражданах идет речь.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В нарушение требований, установленных статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы административного дела не содержат объяснения самих иностранных граждан, которые могли бы сообщить место своего пребывания (нахождения); объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иные документы, подтверждающие совершение предпринимателем вменяемого ему правонарушения.
При указанных обстоятельствах суд лишен возможности установить наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, административным органом не доказано наличие обстоятельств, послуживших основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что постановления административного органа о привлечении к административной ответственности являются незаконными.
При таких обстоятельствах требования предпринимателя подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167 – 170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными и отменить постановления Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области №002297 от 22.06.2011, №002298 от 22.06.2011, №002127 от 22.06.2011 о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения г.Иркутск, проживающей по адресу: 664009, <...>, ОГРНИП - <***>, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья: Т.Ю.Мусихина