ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-1440/10 от 08.04.2010 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело   А19-1440/10-28

«15» апреля 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 08.04.2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено 15.04.2010 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Куклиной Л.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя ФИО1

к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Братске и Братском районе

о признании незаконным бездействия

при участии в заседании:

от заявителя: не явился

от ответчика: не явился

установил:

Предприниматель ФИО1 (далее заявитель, предприниматель) обратился с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Братске и Братском районе (далее ответчик, Территориальный отдел Роспотребнадзора), выразившегося в непредставлении ему копий документов по заявлению от 20.10.2009 вх. № 2282 и обязании устранить допущенные нарушения законодательства.

Предприниматель ФИО1 в ходе судебного разбирательства требования уточнил, просил признать незаконным отказ Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Братске и Братском районе в выдаче копий документов от 17.11.2009 № 2872 по его заявлению от 20.10.2009 вх. № 2282, а также обязать устранить допущенные нарушения.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В обоснование доводов указал, что отказ нарушает его право на получение информации, чем нарушен п. 3 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, Указ Президента РФ от 31.12.1993 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию». Также указал, что в результате невыдачи копий испрашиваемых им документов последовали отказы в выдаче заявителю санитарно-эпидемиологического заключения, необходимого для возобновления работы в ветеринарном кабинете, а также проверки в отношении предпринимателя. Также заявитель указал, что лишен в результате возможности установления виновного лица и предъявления причиненных убытков.

Ответчик в судебное заседание не явился, уведомлен в установленном законом порядке, в представленном отзыве требование не признал, указав, что отказ в выдаче документов является законным и не нарушает прав и законных интересов заявителя. Испрашиваемые заявителем документы являются служебными, а поэтому не могут быть выданы предпринимателю. Также указал, что указанные документы не являлись основанием, как ошибочно полагает заявитель, для проведения в отношении предпринимателя проверки.

Дело, в соответствии со ст. ст. 156, 200 АПК РФ, рассматривается в отсутствие сторон, по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, суд установил следующее.

20.10.2009 предпринимателем ФИО1 в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Братске и Братском районе подано заявление со ссылкой на п. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» за вх. № 2282 с просьбой о выдаче копий документов:

- письмо руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области ФИО2 в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Братске и Братском районе от 12.03.2008 (№ 09-23/2343);

- ответ от 24.03.2008 № 519 на данное письмо со стороны начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Братске и Братском районе ФИО3;

- согласование на размещение ветеринарного кабинета в теплице школы № 3 от 26.09.2005 № 2098;

- ответ и.о. начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Братске и Братском районе ФИО4 (№ 617) на обращение Председателя Думы г. Братска ФИО5 от 25.03.2008 № 579.

17.11.2009 заявителю Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Братске и Братском районе письмом № 2872 было отказано в выдаче испрашиваемых документов в связи с тем, что указанные документы являются служебными, а выдача служебных документов осуществляется только по запросу суда.

Заявитель, полагая, что данный отказ Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Братске и Братском районе в выдаче копий документов по его заявлению от 20.10.2009 вх. № 2282 не соответствует закону и нарушают его права и законные интересы, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании его незаконным.

Суд, оценив в совокупности все представленные доказательства, пришел к выводу, что в удовлетворении требований следует отказать исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пункт 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом незаконным отказа, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение оспариваемым отказом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

Исследовав представленные материалы, суд пришел к выводу о недоказанности заявителем нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате отказа Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Братске и Братском районе в представлении истребованных документов согласно заявлению предпринимателя от 20.10.2009 вх. № 2282.

Заявленное предпринимателем ФИО1 требование основано на статье 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, Указе Президента РФ от 31.12.1993 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию», и мотивировано тем, что Территориальный отдел вопреки указанным нормам права отказало в выдаче запрашиваемых предпринимателем копий документов.

Ссылка заявителя на данные нормы материального права в рассматриваемом случае, по мнению суда, несостоятельна. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не направлен на истребование каких-либо служебных документов у государственных органов, а поэтому в рассматриваемом случае не может применяться.

Так, Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

На основании ст. 4 Федерального закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

2) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

3) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Вместе с тем, заявитель со ссылкой на Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обратился в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Братске и Братском районе с заявлением за вх. № 2282 от 20.10.2009 о выдаче копий служебных документов, что указанным Законом не предусмотрено.

Судом установлено, что истребуемые заявителем документы адресованы другим лицам, являются документами внутренней переписки между государственными органами по организации работы по разрешению вопроса с помещением под ветеринарную лечебницу. Поэтому отказ в представлении копий этих документов не нарушает права и законные интересы заявителя и не создает препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности. Доказательств обратного заявителем не представлено.

Кроме того, из материалов дела усматривается, что испрашиваемый ответ исполняющего обязанности начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Братске и Братском районе ФИО4 (№ 617) на обращение Председателя Думы г. Братска ФИО5 от 25.03.2008 № 579 вообще не имеет непосредственного отношения к предпринимателю ФИО1

Отказы в выдаче заявителю санитарно-эпидемиологического заключения, необходимого для возобновления работы в ветеринарном кабинете, а также проведенные проверки в отношении предпринимателя, которые последовали, как указывает заявитель, в результате невыдачи копий испрашиваемых им вышеуказанных документов, были предметом рассмотрения в судебном порядке и их незаконность установлена судебными актами. Проведенные проверки в отношении предпринимателя в адмистативном порядке, по мнению суда, не являются следствием отказа в выдаче заявителю указанных в заявлении документов. В чем конкретно выражается нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым отказом в предоставлении ему документов, предпринимателем не указано. Как указал заявитель, отказ государственного органа в предоставлении истребуемых документов лишает его возможности установления виновного лица и предъявления причиненных убытков. Данный довод суд находит несостоятельным, и считает , что он не может служить основанием для признания оспариваемого отказа незаконным.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 12 указанного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Из материалов дела усматривается, что заявление предпринимателя ФИО1 от 20.10.2009 было рассмотрено в установленный Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срок – 17.11.2009, в предоставлении испрашиваемых документов заявителю было отказано, в связи с тем, что они являются служебными документами, то есть ответ дан по существу содержащейся в заявлении от 20.10.2009 просьбы о выдаче документов.

В связи с чем, суд не усматривает нарушений ответчиком Федерального Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при вынесении отказа в предоставлении документов.

Индивидуальный предприниматель в соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц,граждане, организации и иные лица, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При указанных заявителем доводах целью предпринимателя является не восстановление конкретного нарушения прав и законных интересов в сфере его предпринимательской деятельности, а путем получения интересующей его служебной информации установить конкретного виновника проводимых в отношении него проверок и предъявления в будущем убытков. При таких обстоятельствах суд полагает нет оснований для удовлетворения требований заявителя.

Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к выводу, что отказ Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Братске и Братском районе в выдаче копий документов по заявлению предпринимателя ФИО1 от 20.10.2009 вх. № 2282 принят в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. А поэтому, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

Доводы заявителя проверены судом, являются несостоятельными и не могут служить основанием для признания незаконным отказа Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Братске и Братском районе в выдаче копий документов.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенных обстоятельств, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.

Руководствуясь статьями 167 – 171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований предпринимателя ФИО1 о признании незаконным отказа Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Братске и Братском районе в выдаче копий документов по заявлению от 20.10.2009 вх. № 2282 и обязании устранить допущенные нарушения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий 2-месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Судья Л.А.Куклина