ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-14436/13 от 12.02.2014 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.

1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):

ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.

Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-14436/2013

« 17 » февраля 2014 года.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании   12.02.2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено   17.02.2014 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Шульги Н. О.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Акопян Е. Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Фасад»

к Министерству труда и занятости Иркутской области, Межведомственной комиссии по вопросам миграции Иркутской области

о признании незаконным решения от 11.07.2013 № 74-37-3916/13,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Чикашев А. А. - представитель по доверенности,

от ответчиков: Соколова И. Ю. - представитель межведомственной комиссии (доверенность), Сидоренко К. В. - представитель Министерства (доверенность),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Фасад» (далее – Общество, ООО «Фасад», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству труда и занятости Иркутской области о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам миграции Иркутской области в части отклонения заявки Общества с ограниченной ответственностью «Фасад» о потребности в работниках на 2014 год изложенного в уведомлении Министерства труда и занятости Иркутской области от 11.07.2013 № 74-37-3916/13; об обязании Межведомственной комиссии по вопросам миграции Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества; а также об обязании Министерства труда и занятости Иркутской области сообщить Обществу об устранении нарушения его прав.

Определением суда от 12.11.2013 по ходатайству заявителя к участию в деле в качестве соответчика привлечена Межведомственная комиссия по вопросам миграции Иркутской области (далее – Комиссия).

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям изложенным в заявлении.

Представитель Комиссии с заявленными требованиями не согласилась, указав на законность решения, изложенного в уведомлении от 11.07.2013 № 74-37-3916/13, об отклонении Обществу заявки о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2014 год в связи с наличием возможности удовлетворения потребностей в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или подготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации.

Представитель Министерства труда и занятости Иркутской области (далее – Министерство труда), поддержала позицию Комиссии, считает решение Комиссии соответствующим действующему законодательству и не нарушающим права и законные интересы заявителя. В отзыве Министерство труда указало, что по данным Министерства численность граждан, состоящих н учете в Центрах занятости населения городов и районов Иркутской области в целях поиска работы, позволяет обеспечить потребность заявителя по испрашиваемым профессиям, имеется наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации.

Дело рассмотрено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства:

Общество с ограниченной ответственностью «Фасад», зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1103850012089, основной вид деятельности: производство изделий из бетона, гипса и цемента.

29.04.2013 Общество обратилось в Министерство труда и занятости Иркутской области с заявкой о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2014 год по профессиям: каменщик, бетонщик, выборщик-укладчик в общем количестве 50 человек из числа граждан Узбекистана, указав на отсутствие национальных кадров в регионе.

Решением Межведомственной комиссии по вопросам миграции Иркутской области от 04.07.2013 (протокол № 2) заявка Общества отклонена, о чем Министерство труда и занятости Иркутской области уведомило Общество 11.07.2013 исх. № 74-37-3916/13. Основанием для отклонения заявки указано наличие возможности удовлетворения потребностей в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации.

ООО «Фасад», считая незаконным решение Межведомственной комиссии, оформленное уведомлением Министерства, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 17 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения» привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации. Привлечение и использование на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ), который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (статья 1 названного Закона).

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона № 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18.1 Закона № 115-ФЗ Правительство Российской Федерации ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы.

Пунктом 3 статьи 18.1 указанного Закона установлено, что в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 18.1 Закона № 115-ФЗ квоты, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда.

Квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда. Формирование квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, распределение указанной квоты по субъектам Российской Федерации, увеличение или уменьшение ее размера и установление резерва указанной квоты осуществляются в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 18 Закона № 115-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 18.1 Закона № 115-ФЗ исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 7 Положения о Министерстве труда и занятости Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 03.12.2012 № 688-пп, Указом Губернатора Иркутской области от 03.12.2012 № 385-уг «О внесении изменений в структуру исполнительных органов государственной власти Иркутской области» функции по ежегодному определению потребности в привлечении иностранных работников, оценке эффективности использования иностранной рабочей силы, вклада иностранных работников в социально-экономическое развитие Иркутской области возложены на Министерство труда и занятости Иркутской области.

Порядок определения федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации был установлен Правилами (действовавшими в 2013 году), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 № 783 №О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации№ (далее – Правила № 783), в соответствии с пунктом 2 которых определение исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот осуществляются с участием заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на основании предложений работодателей и заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - работодатели), привлекающих в целях осуществления трудовой деятельности иностранных граждан. Потребность в привлечении иностранных работников определяется с учетом видов экономической деятельности, профессий, специальностей и квалификации, а также страны происхождения (государства гражданской принадлежности) иностранных работников.

Пунктом 7 Правил № 783 установлено, что работодатели ежегодно, до 1 мая, представляют в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками (далее - заявка работодателей).

Заявки работодателей представляются в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации, на территории которых предусматривается осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности (пункт 8 Правил № 783).

Согласно пункту 9 Правил № 783 уполномоченные органы субъектов Российской Федерации ежегодно, до 1 июня, обобщают заявки работодателей и направляют их на рассмотрение:

а) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в соответствующих отраслях экономики, а также в области образования, занятости населения и других областях;

б) территориальных органов Федеральной миграционной службы;

в) территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства (далее - государственные инспекции труда);

г) трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации.

Пунктом 11 Правил № 783 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией рассматривают заявки работодателей и ежегодно, до 15 июня, готовят для уполномоченных органов субъектов Российской Федерации заключения о целесообразности предусматриваемых в предстоящем году объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.

Территориальные органы Федеральной миграционной службы рассматривают заявки работодателей с учетом имеющейся в этих органах следующей информации (пункт 12 Правил):

а) использование в предыдущем и текущем годах установленных квот и соблюдение допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами;

б) допущенные работодателями нарушения порядка привлечения иностранных работников и их устранение;

в) страны происхождения (государства гражданской принадлежности) иностранных работников.

В соответствии с пунктом 15 Правил № 783 согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот осуществляется в субъектах Российской Федерации межведомственными комиссиями по вопросам привлечения и использования иностранных работников, образованными заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами Федеральной миграционной службы, государственными инспекциями труда, трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации, деятельность которых регулируется положениями, утверждаемыми высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), а также настоящими Правилами. Состав межведомственных комиссий утверждается высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Согласно пункту 17 Правил № 783 межведомственные комиссии ежегодно, до 10 июля, рассматривают представленные уполномоченными органами субъектов Российской Федерации материалы и принимают решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.

Пунктом 18 Правил № 783 установлено, что по решению межведомственных комиссий объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично по следующим основаниям:

а) наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации;

б) наличие у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, неустраненных нарушений порядка привлечения и использования иностранных работников, допущенных при выполнении квот в предыдущем и текущем годах;

в) наличие у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, непогашенной задолженности по оплате труда работников за период, превышающий 3 месяца, а также выявленных государственной инспекцией труда и неустраненных нарушений трудового законодательства в предыдущем и текущем годах;

г) отсутствие возможности обеспечения иностранных работников жильем в населенных пунктах, в которых предполагается привлечение этих работников работодателями.

Пункт 20 Правил № 783 предусматривает, что уполномоченные органы субъектов Российской Федерации в 10-дневный срок с даты принятия межведомственными комиссиями решения об отклонении полностью или частично заявок работодателей уведомляют их о принятом решении в письменной форме с указанием оснований принятия такого решения.

Работодатели вправе обжаловать решения межведомственных комиссий в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Постановлением Губернатора Иркутской области от 27.03.2009 № 65-п образована межведомственная комиссия по вопросам миграции, распоряжением Губернатора Иркутской области от 19 апреля 2013 № 38-р утвержден ее состав.

В соответствии с пунктом 13 Положения о Межведомственной комиссии по вопросам миграции решения комиссии оформляются протоколами.

Согласно протоколу заседания Межведомственной комиссией по вопросам миграции от 04.07.2013 Комиссией рассмотрен вопрос о потребности в привлечении иностранных работников и размера утверждения на 2014 год квот. На заседании принято решение в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, учитывая ситуацию на рынке труда, заключения исполнительных органов государственной власти Иркутской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых споров Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, утвердить объем привлечения иностранных работников в Иркутской области на 2014 в количестве 22,2 тысяч человек, в том числе в разрезе отраслевой экономики строительство – 13,2 тыс. человек.

Из представленного в материалы дела Приложения № 1 к протоколу №2 заседания межведомственной комиссии по вопросам миграции от 04.07.2013 и уведомления от 11.07.2013 № 74-37-3916/13 следует, что заявка ООО «Фасад» отклонена в полном объеме в связи с наличием возможности удовлетворения потребностей в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечение рабочей силы из других субъектов РФ (подпункт «а» пункта 18 Правил № 783). При этом из текста протокола установить, как была рассмотрена заявка ООО «Фасад» не представляется возможным, поскольку данный протокол не содержит информацию по рассмотрению конкретных заявок работодателей.

Также, ни протокол комиссии, ни уведомление не содержали мотивированной информации о возможности удовлетворения заявленной потребности, в том числе путем предоставления такой услуги Центром занятости, либо направлением специалистов из других регионов.

Из пояснений представителя Межведомственной комиссии следует, что основанием для принятия решения об отклонении заявки ООО «Фасад» явились заключение Министерства труда и занятости Иркутской области; приложения к заключению Министерства данных регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения; данные областного государственного казенного учреждения центра занятости населения г. Иркутска (далее - ОГКУ ЦЗН г. Иркутска) «О потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест «вакантных должностей»

Из представленных в материалы дела заключений, рассмотренных межведомственной комиссией усматривается следующее.

Министерством образования Иркутской области направлена информация от 03.06.2013 о планируемой численности выпускников образовательных учреждений профессионального образования Иркутской области 2014; от 01.07.2013 о численности выпускников по программам среднего и начального профессионального образования в 2013.

По данным министерства образования Иркутской области о выпускниках образовательных учреждений Иркутской области начального и среднего профессионального образования:

- количество выпускников, планирующихся к выпуску образовательными учреждениями Иркутской области в 2014 году по специальностям, профессиям: строительство и эксплуатация зданий и сооружений - 50 человек, каменщик - 15 человек, монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий - 40 человек, маляр строительный - 188 человек, мастер общестроительных работ - 52 человека, мастер отделочных строительных работ - 77 человек, мастер столярно-плотнических и паркетных работ - 19 человек, монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования - 27 человек, плотник - 24 человека, сварщик (электросварочные и газосварочные работы) - 427 человек, столяр строительный - 152 человека, электромонтажник электрических сетей и электрооборудования - 38 человек, штукатур - 46 человек;

- численность выпускников по программам среднего и начального профессионального образования в 2013 году: строительство и эксплуатация зданий и сооружений - 17 человек, монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий - 20 человек, сварщик (электросварочные и газосварочные работы) - 446 человек, мастер общестроительных работ - 50 человек, мастер отделочных строительных работ - 245 человек, мастер столярно-плотнических и паркетных работ -127 человек.

По данным о профессиональном обучении безработных граждан, количество безработных граждан, направленных на профессиональное обучение в 2013 году по профессиям: газорезчик - 1 человек, мастер строительных и монтажных работ - 2 человека, монтажник - 7 человек, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций -3 человека, штукатур - 5 человек, электрогазосварщик - 158 человек, электросварщик ручной сварки - 2 человека и завершивших обучение в 2012 году по профессиям: бетонщик - 11 человек, газосварщик - 4 человека, каменщик - 9 человек, маляр - 17 человек, мастер строительных и монтажных работ - 5 человек, монтажник - 35 человек, облицовщик-плиточник - 5 человек, плотник - 27 человек, столяр строительный - 1 человек, штукатур - 32 человека, электрогазосварщик - 292 человека, электросварщик ручной сварки - 1 человек.

С учетом поступившей информации Министерством труда и занятости подготовлено заключение от 06.05.2013 № 74-37-2080/13 о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников в рамках квоты 2014 на основании пункта 18 Постановления № 783 в отношении профессий: арматурщик, бетонщик, газорезчик, газосварщик, каменщик, маляр, мастер строительных и монтажных работ, мастер участка, монтажник, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, облицовщик-плиточник, облицовщик-мозаичник, плотник, столяр, столяр строительный, штукатур, электрогазосварщик, электросварщик ручной сварки, в связи с наличием возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации.

Согласно заключению Министерства труда и занятости Иркутской области от 06.05.2013 № 74-37-2080/13 на момент рассмотрения заявки в учреждения занятости населения Иркутской области обратились в целях поиска подходящей работы граждане, имеющие профессии: арматурщик - 9 человек, бетонщик - 58 человек, газорезчик - 11 человек, газосварщик - 5 человек, каменщик - 15 человек, маляр - 62 человека, мастер строительных и монтажных работ - 14 человек, мастер участка - 25 человек, монтажник - 45 человек, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций - 12 человек, облицовщик-плиточник - 3 человека, плотник - 170 человек, столяр - 57 человек, столяр строительный - 1 человек, штукатур - 74 человека, электрогазосварщик - 200 человек, электросварщик ручной сварки - 22 человека. Также указано на количество выпускников, планирующихся к выпуску образовательными учреждениями в 2014 году по профессиям связанным со строительством; численность выпускников по программам среднего и начального профессионального образования в 2013 году по профессиям связанным со строительством; количество безработных граждан, направленных на профессиональное обучение в 2013 году и завершивших обучение в 2012 году.

Исследовав представленные в материалы дела сведения об обратившихся в целях поиска подходящей работы граждан, имеющие профессии связанные со строительством, сведения о профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан и привлечению иностранных работников в соответствии с перечнем приоритетных профессий, информацию о количестве выпускников областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных министерству образования Иркутской области в 2014, а также представленную в материалы дела информацию о массовых высвобождениях работников предприятий (организаций) Иркутской области на 09.12.2013, суд приходит к выводу, что указанные документы не свидетельствуют о наличии возможности заполнения указанных ООО «Фасад» вакансий.

Так, из указанных документов не следует, что потребность общества в работниках в 2014 году может быть покрыта за счет уже имеющихся вакансий в службе занятости претендентов, либо такие работники могут быть приняты за счет обучающихся (проходящих переобучение). Представленные документы свидетельствуют исключительно о количестве обучающихся и количестве переучиваемых работников, но не свидетельствуют о том, что на рынке труда Иркутской области предложение работников по указанным специальностям превышает потребность работодателей.

В информации представленной о массовых высвобождениях также указано на количество высвобождаемых и обратившихся в центр занятости. Однако из данной информации не следует, что потребность общества в работниках в 2014 году может быть покрыта за счет таких претендентов, обратившихся в центр занятости, по соответствующим специальностям, указанным в заявке.

Из заключения Министерства усматривается, что в совокупности в городах и районах Иркутской области имеются безработные, состоящие на регистрационном учете ОГКУ ЦЗН городов и районов Иркутской области. Вместе с тем данная информация не содержит сведений о числе вакансий по данным специальностям. Без сопоставления сведений о числе обратившихся и имеющихся вакансиях, представленные Министерством сведения не позволяют сделать вывод о том, что на рынке труда по указанным специальностям имеется достаточное предложение для заполнения вакантных должностей необходимых заявителю.

Как следует из материалов дела, ООО «Фасад» подало заявку о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2014 год в количестве 50 человек, по профессиям: бетонщик – 20 человек, каменщик – 20 человек, выборщик-укладчик камня – 10 человек, указав на отсутствие национальных кадров в регионе.

По данным представленным Министерством, Центр занятости населения г. Иркутска на момент подачи заявителем сведений о наличии вакантных мест по указанным выше профессиям (28.01.2013) предложил лишь две кандидатуры по профессии – бетонщик. Данных о том, что в адрес заявителя от Центра занятости был направлен хотя бы один соискатель, ответчиками не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что представленные Министерством сведения, которые были рассмотрены Комиссией, не подтверждают вывод о возможности удовлетворения потребности общества в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации.

Ссылка Министерства на отсутствие у Общества стабильной кадровой политики, постоянной потребности в привлечении рабочей силы, отсутствие эффективного планирования экономической деятельности Общества, не принимается судом, поскольку не подтверждает наличие оснований установленных пунктом 18 Порядка определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 № 783.

Также не подтверждает наличие оснований установленных пунктом 18 Порядка довод Министерства о низкой заработной плате установленной Обществом в заявке в размере 10000 рублей. Доказательств наличия у заявителя непогашенной задолженности по оплате труда работников за период, превышающий 3 месяца, а также выявленных государственной инспекцией труда и неустраненных нарушений трудового законодательства в предыдущем и текущем годах Комиссией и Министерством не представлено.

Статьей 7.1 - 1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» установлен перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения. К таким полномочиям, в частности, относятся: регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан; оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг, в том числе: содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности; содействие безработным гражданам в переезде и безработным, гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению; органов службы занятости; организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда).

В соответствии со статьей 26 Закона о занятости населения работодатели имеют право получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда.

В силу статьи 25 Закона о занятости населения работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости: сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Таким образом, нормами действующего законодательства Российской Федерации установлена обязанность для работодателей представлять сведения, в том числе, о наличии вакантных рабочих мест (должностей). Действующее законодательство Российской Федерации не возлагает на работодателей обязанность осуществлять поиск работников необходимых профессий, специальностей, должностей во всех субъектах Российской Федерации, осуществлять подготовку или переподготовку безработных граждан.

Вместе с тем, такие обязанности возложены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения. При этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан информировать заинтересованных работодателей о наличии необходимых трудовых ресурсов в других муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, в других субъектах Российской Федерации, о возможности переселения подходящих работников из других местностей для трудоустройства у работодателей, о возможности профессиональной подготовки или переподготовки безработных граждан.

ООО «Фасад» неоднократно представляло в территориальное подразделение Службы занятости Иркутской области сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест – 04.05.2012, 28.01.2013, 26.03.2013, однако помощи в подборе необходимого персонала обществу не было оказано, сведений о наличии необходимых трудовых ресурсах на территории Иркутской области или на территории других субъектов Российской Федерации не представлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Однако доводы Межведомственной комиссии по вопросам миграции о возможности удовлетворить потребность заявителя в работниках за счет рабочей силы из числа российских граждан не подтверждены какими-либо документальными доказательствами.

Довод Министерства о том, что работодатель не исполнял свою обязанности в соответствии с подпунктом 3 статьи 25 Закона о занятости в части ежемесячного представления сведений о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест, отклоняет судом как необоснованный, поскольку данным подпунктом установлена обязанность работодателей ежемесячно представлять органам службы занятости сведений о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Судом установлено, что сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест представлены в Центр занятости от г. Иркутска 26.03.2013 на 50 чел. в соответствии с приложением № 5 к Административному регламенту Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, не являются сведениями по квоте, как на то указывает Министерство. Обязанность информирования работодателем территориальное подразделение Службы занятости Иркутской о необходимости привлечения иностранных работников отсутствует.

В тоже время, материалами дела подтверждается, что помощи в подборе необходимого персонала обществу на указанных 50 человек не было оказано.

С учетом вышеизложенного арбитражный суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемого решения Межведомственной комиссией по вопросам миграции нарушен пункт 18 Правил определения испол­нительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 № 783.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Межведомственной комиссии по вопросам миграции Иркутской области, изложенное в уведомлении Министерства труда и занятости Иркутской области от 11.07.2013 № 74-37-3916/13 в части отклонения в полном объеме заявки ООО «Фасад» о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2014, является незаконным, необоснованным и нарушает права и законные интересы Общества, создавая препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает необходимым обязать Межведомственную комиссию по вопросам миграции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Фасад» в порядке, установленном действующим законодательством.

Далее, относительно заявленного ООО «Фасад» требования к Министерству труда и занятости Иркутской области об обязании сообщить Обществу об устранении нарушения его прав, суд считает необходимым отметить следующее.

Министерство труда и занятости Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере труда и содействия занятости населения на территории Иркутской области, а также в соответствии с законодательством отдельные переданные полномочия Российской Федерации в сфере занятости населения.

Пунктом 20 Правил № 783 предусмотрено, что уполномоченные органы субъектов Российской Федерации в 10-дневный срок с даты принятия межведомственными комиссиями решения об отклонении полностью или частично заявок работодателей уведомляют их о принятом решении в письменной форме с указанием оснований принятия такого решения.

Министерство в соответствии с возложенными на него задачами и функциями является исполнительным органом государственной власти, который информирует работодателей о принятом решении.

Судом установлено, что в рамках исполнения своих обязанностей Министерство, уведомлением от 11.07.2013 № 74-37-3916/13 проинформировало Общество о решении Межведомственной комиссии.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться:

1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения;

2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение;

3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться:

1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях;

2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения;

3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (часть 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

ООО «Фасад» в рамках настоящего дела не оспаривает ни ненормативный правовой акт, ни решение, ни действия (бездействие) Министерства труда и занятости Иркутской области, в связи с чем, требование заявителя, об обязании Министерства сообщить Обществу об устранении нарушения его прав отклоняется судом как противоречащее нормам процессуального права.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Межведомственной комиссии по вопросам миграции Иркутской области в части отклонения заявки Общества с ограниченной ответственностью «Фасад» о потребности в работниках на 2014 год изложенное в уведомлении Министерства труда и занятости Иркутской области от 11.07.2013 № 74-37-3916/13, как несоответствующее Федеральному закону от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Закону Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации».

Обязать Межведомственную комиссию по вопросам миграции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Фасад».

В удовлетворении требований к Министерству труда и занятости Иркутской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Н. О. Шульга