ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-14515/10 от 20.09.2010 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело   А19-14515/10-62

27.09.2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании   20.09.2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено   27.09.2010 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Областного государственного учреждения Центр занятости населения Эхирит-Булагатского района

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области

третье лицо - Дягилева Инга Гашиковна

о признании недействительным предписания от 12.05.2010г. №10,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель по доверенности Терентьева Т.Н.,

от ответчика – представитель по доверенности Васильев Ю.Г.,

от третьего лица – не явился,

установил:

Областное государственное учреждение Центр занятости населения Эхирит- Булагатского района (далее – заявитель, Центр занятости) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области (далее – Управление; ответчик) от 12.05.2010г. № 10 об устранении нарушений финансово-бюджетного законодательства Российской Федерации.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, указал, что при разработке Программы и финансово-экономического обоснования объемов субсидий из федерального бюджета, необходимых на оказание содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан правомерно применен районный коэффициент к пособию по безработице, на основании действующего на тот момент законодательства.

Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, полагает оспариваемое предписание законным.

Третье лицо - Дягилева И.Г., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, в представленном отзыве требования заявителя поддержала, указав, что полученные в качестве субсидии денежные средства использованы ею по назначению, о чем в Центр занятости ею представлен отчет. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Дело рассмотрено в порядке главы 24 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Должностными лицами Управления в период с 01.01.2009г. по 31.12.2009г. на основании удостоверения № 44 от 26.02.2010г. проведена плановая проверка использования Центром занятости субсидий, выделенных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что при выплате Дягилевой Инге Гашиковне субсидии на организацию предпринимательского дела выплачено 70 560 рублей, вместо причитающихся 58 800 рублей (на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан), чем, по мнению Управления, нарушены положения пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20.05.2009 № 436 и пункта 10 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1089 (с изменениями от 20.05.2009 № 436). Указанное отражено в акте проверки от 27.04.2010г.

12.05.2010г. Управлением вынесено предписание № 10 об устранении выявленных нарушений – незаконное использование средств федерального бюджета, не являющееся нецелевым использованием, путем возврата в областной бюджет 11 760 рублей излишне выплаченных субсидий Дягилевой И.Г. В качестве основания возврата указано положение пункта 40 Порядка реализации мероприятий Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 27.03.2009 № 88-пп.

Заявитель, полагая, что предписание не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса РФ определено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 № 1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» (далее - Постановление № 1089) предусмотрено предоставление субсидий на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации. Размер софинансирования мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан рассчитывается по следующей формуле:

Смпр = Чпр х Сгп, где: Смпр - размер софинансирования мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан; Чпр - численность участников программы; Сгп - сумма годового размера причитающегося безработному гражданину пособия по безработице.

Конкретный максимальный размер субсидии гражданам Постановлением № 1089 не установлен.

Во исполнение Постановления № 1089 Службой занятости населения Иркутской области разработана Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2009 год, утвержденная постановлением Правительства Иркутской области от 19.02.2009 № 39-пп (далее - Программа).

На основании статьи 33 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размер пособия по безработице, установленный Правительством Российской Федерации, увеличивается на размер районного коэффициента. В связи с чем, расчет субсидии произведен исходя из суммы годового размера причитающегося безработному гражданину пособия по безработице, с учетом районного коэффициента (Приложении к Программе № 12 «Финансово-экономическое обоснование объемов субсидий из федерального бюджета, необходимых на оказание содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан»)

В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления субсидий федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением № 1089, Программа и приложения к ней были рассмотрены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в том числе Министерством финансов Российской Федерации.

По результатам рассмотрения было подготовлено экспертное заключение и представлено в Правительство Российской Федерации для рассмотрения Межведомственной рабочей группой.

На основании протокольного решения Межведомственной рабочей группы от 19.02.2009 № АЖ-Р12-14-спр между Федеральной службой по труду и занятости и Правительством Иркутской области 23 марта 2009 года заключено Соглашение на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Иркутской области (далее - Соглашение). В соответствии с п.4.4. Соглашения на Иркутскую область возложена обязанность по обеспечению реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Иркутской области, в том числе по содействию в развитии малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан 400 человек на сумму 28 929,6 тыс. руб., т.е. из расчета 72 324 рубля на одного участника мероприятия.

В соответствии с требованиями статей 161, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации ОГУ Центр занятости населения Эхирит-Булагатского района расходовали денежные средства, полученные от главного распорядителя бюджетных средств по целевому назначению.

Договоры с гражданами о предоставлении субсидии на организацию предпринимательской деятельности безработных граждан заключались в соответствии с Программой. Размер субсидии определен исходя из суммы годового размера причитающегося безработному гражданину пособия по безработице, с учетом районного коэффициента и составил 70 560 рублей (4900- максимальный размер пособия по безработице, установленный Постановлением Правительства РФ от 08.12.2008 № 915 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год", увеличенный на размер районного коэффициента 1,2 и умноженный на 12 месяцев).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2009 года № 436 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 1089» (далее - постановление № 436) изменился порядок расчета субсидии на развитие малого предпринимательства: субсидия рассчитывается, исходя из суммы 12-кратной максимальной величины пособия по безработице. Постановление вступило в силу 06.06.2009г.

С учетом того, что Постановлением № 436 порядок применения Центрами занятости районных коэффициентов не определен, Минздравсоцразвития России в соответствии с полномочиями, предоставленными Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 321, а также на основании пп. 2 п.7 ст.7.1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» письмом Минздравсоцразвития России от 08.06.2009 № 23-3/10/2-4507 даны разъяснения, что увеличение максимальной величины пособия по безработице на районный коэффициент при выплате безработному субсидии на развитие малого предпринимательства и самозанятости не предусмотрено. Письмо поступило в СЗН Иркутской области 29.06.2009 вх.№ 74-19-2876/9, а в ОГУ ЦЗН Эхирит- Булагатского района 01.07.2009 вх.№ 618.

Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано внести соответствующие изменения в региональные программы и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

На основании поступивших разъяснений Минздравсоцразвития России, постановлением Правительства Иркутской области от 03.07.2009 № 225/4-пп в Программу внесены изменения, в том числе в приложение 12 к Программе.

На момент вступления в законную силу изменений, внесенных постановлением № 436, а также внесения изменения в Программу, 117 безработным гражданам субсидия выплачена с учетом районного коэффициента в соответствии с редакцией пункта 10 Постановления № 1089, действовавшей в момент заключения с безработными договоров на предоставление субсидий. Указанное отражено в приложение № 12 к Программе.

Программа с изменениями и дополнениями согласована на заседании Межведомственной комиссии при Правительстве Российской Федерации. Замечаний к расчетам по объемам субсидий на оказание содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан не было.

После внесения изменения в Программу, договоры о предоставлении субсидии на организацию предпринимательской деятельности безработных граждан заключались с учетом размера субсидии, исчисленной, исходя из суммы 12-кратной максимальной величины пособия по безработице без районного коэффициента.

Как следует из материалов дела, договор № 1 с Дягилевой И.Г. заключен Центром занятости 19.05.2010г., т.е. до вступления в законную силу вышеуказанных изменений.

В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Из анализа указанных положений следует, что изменить или отменить условие уже заключенного договора может только правовой акт, обладающий юридической силой закона, причем в нем при этом должно быть прямое указание на то, что настоящий закон распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Иные нормативные правовые акты не могут действовать с обратной силой на условиях заключенных договоров.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что Центр занятости при заключении договора с Дягилевой И.Г. и перечислении денежных средств, правомерно руководствовался действующим на тот момент законодательством.

В качестве правового обоснования возврата денежных средств в размере 11 760 рублей, выплаченных Дягилевой И.Г. Управление в предписании указало пункт 40 Порядка реализации мероприятий Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 27.03.2009 № 88-пп. В силу указанного пункта субсидии подлежат возврату только в случае неиспользования (неполного использования) субсидии, а также нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Между тем, Управлением в ходе проведенной проверки в отношении Центра занятости, неиспользование (неполного использования) субсидии, а также нарушение условий, установленных при их предоставлении, иных финансовых нарушений не установлено. В материалах дела отсутствуют и ответчиком в нарушение статьей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено суду доказательств, подтверждающих факт использования Центром занятости бюджетных средств в сумме 11760 руб. на иные цели, не соответствующие условиям их выделения, а также факт нарушения бюджетного законодательства заявителем.

Таким образом, суд приходит к выводу, что у Управления отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого предписания.

Кроме того, письмом Минздравсоцразвития России от 08.06.2009 № 23-3/10/2-4507 разъяснено, что сумма выплат безработному подлежит перерасчету, если ее размер меньше двенадцатикратной максимальной величины пособий по безработице.

Как следует из материалов дела, выплаченная Дягилевой И.Г. сумма в размере 70 560 рублей больше двенадцатикратной максимальной величины пособий по безработице, в связи с чем перерасчету не подлежит.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание по устранению выявленных нарушений № 10 от 12.05.2010г. не соответствует бюджетному законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению.

В силу статьей 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с ответчика в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2 000 рублей, уплаченные платежным поручением № 1482 от 19.07.2010г.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным предписание Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области от 12.05.2010г. № 10.

Обязать Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области в пользу Областного государственного учреждения Центра занятости населения Эхирит-Булагатского района судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Г.В. Ананьина