АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-14651/2013
«10» февраля 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 03 февраля 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 10 февраля 2014 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сураевой О.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гришиной О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Саянская производственная строительная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 666303, Иркутская область, г. Саняск, икр. Мирный, 9) о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (место нахождения: 630099, <...>) от 10 сентября 2013 года № 6-01-06/09-53/1280-ю о назначении административного наказания,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: до перерыва - директора ФИО1, представлен паспорт, представителя ФИО2 по доверенности, представлено удостоверение,
от административного органа: не присутствовал,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Саянская производственная строительная компания» (далее – Общество, ООО «СПСК») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее – МРУ Росалкогольрегулирования по СФО, административный орган) о назначении административного наказания от 10 сентября 2013 года № 6-01-06/09-53/1280-ю.
В судебном заседании 27 января 2014 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 03 февраля 2014 года.
Представители Общества в судебном заседании требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления поддержали. В обоснование заявленных требований Общество указало следующее.
Постановлением МРУ Росалкогольрегулирования по СФО от 10 сентября 2013 года № 6-01-06/09-53/1280-ю о назначении административного наказания Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене, поскольку считает, что несвоевременное представление декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции за второй квартал 2013 года произошло из-за технического сбоя программы «Личного Кабинета 000 «СПСК» в Интернете портала Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и предназначенного для передачи организациями деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Кроме того, при производстве по делу об административном правонарушении административным органом допущены нарушения процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые выразились в ненадлежащем извещении Общества о дате, времени и месте рассмотрения материалов административного дела.
МРУ Росалкогольрегулирования по СФО, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, представителя для участия в судебном заседании не направило, представило отзыв на заявление, в котором указывает на доказанность вины ООО «СПСК» в совершении вменяемого административного правонарушения, а также соблюдение процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей заявителя, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Саянская производственная строительная компания» имеет лицензию регистрационный номер 38РПА0000737 от 07 марта 2013 года сроком действия по 26 июля 2014 года на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в отделе, расположенном в магазине «Лео» по адресу: <...>; отделе, расположенном в магазине «Апельсин» по адресу: пер. Донской, д. 1.
Службой потребительского рынка и лицензирования Иркутской области в соответствии с возложенными на нее задачами в сфере обеспечения государственного регулирования оборота алкогольной продукции на территории Иркутской области по осуществлению приема деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также государственного контроля за их представлением (подпункт 39.8 пункта 7 постановления Правительства Иркутской области от 18 мая 2010 года № 111-пп «О службе потребительского рынка и лицензирования Иркутской области») установлено нарушение сроков представления ООО «СПСК» декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 11 за второй квартал 2013 года, что явилось основанием для составления 30 июля 2013 года советником отдела декларирования розничной продажи алкогольной продукции Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области протокола № 120/13-ю об административном правонарушении.
В соответствии с указанным протоколом установлено совершение Обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол и другие материалы административного дела направлены в Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу по Сибирскому федеральному округу.
10 сентября 2013 года заместителем руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по СФО вынесено постановление № 6-01-06/09-53/1280-ю о назначении административного наказания, в соответствии с которым ООО «СПСК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Согласно статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ) государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ предусмотрено, что порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 09 августа 2012 года № 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее – Правила № 815), которые регламентируют порядок предоставления в том числе деклараций об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции.
В силу пункта 13 Правил № 15 организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) и (или) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 11.
Декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (пункт 15 Правил № 815).
В соответствии с пунктом 16 Правил № 815 декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях. Декларации в случае их представления в электронной форме направляются по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью.
Согласно пункту 19 Правил № 815 декларации по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя). Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Формат представления в электронном виде деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 28 августа 2012 года № 237.
Декларации в случае их представления в электронной форме направляются по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью.
В течение суток с момента отправки декларации организация получает от Росалкогольрегулирования следующие документы: квитанцию о приеме декларации по телекоммунакиционным каналам связи или протокол форматно-логического контроля декларации, который содержит информацию о том, что декларация не прошла входной контроль.
При получении протокола форматно-логического контроля декларации организация устраняет ошибки, указанные в протоколе и повторяет всю процедуру передачи декларации.
Из оспариваемого постановления следует, что на основании протокола об административном правонарушении, а также сведений, сформированных в региональной информационной системе по приему розничных деклараций (адрес сервиса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://service.alcolicenziat.ru) административным органом установлено, что ООО «СПСК» во втором квартале 2013 года осуществляло деятельность по розничной продаже алкогольной продукции (закупило алкогольную продукцию в общем объеме 170,730 дал, реализовало алкогольную продукцию в общем объеме 150,0978 дал) и 18 июля 2013 года представило в электронном виде декларацию по форме приложения № 11 к Правилам за второй квартал 2013 года в Службу потребительского рынка и лицензирования Иркутской области (протокол загрузки: имя файла R1_<***>_063_18072013_709AEB85-27FD-4311-9F69-4FA58C7C31BA.XML), то есть с нарушением установленного срока на 8 дней.
Заявитель, оспаривая постановление административного органа, в качестве причин несвоевременного представлении декларации указал на технический сбой в программе личного кабинета ООО «СПСК» в Интернете портала Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и предназначенного для передачи организациями деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Так, 09 июля 2013 года Обществом было загружены файлы в электронном виде по установленному формату декларации за второй квартал 2013 года в личный кабинет, декларация была принята, о чем свидетельствовало изменение цвета контрольных окон. 12 июля 2013 года при проверке личного кабинета Обществом было обнаружено, что информация об отправлении 09 июля 2013 года файла с декларацией за второй квартал 2013 года исчезла из сервиса «Личный кабинет», в связи с чем в этот же день данная декларация повторно была направлена по телекоммуникационным каналам связи, декларация также была принята. После получения 18 июля 2013 года информации из Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области Обществом в третий раз была направлена декларация, которая также была принята. Впоследствии при раскрытии файла с информацией о декларации, направленной 12 июля 2013 года ООО «СПСК» было обнаружено, что данный файл содержал дополнительно информацию о декларации, направленной 09 июля 2013 года.
Согласно пояснениям административного органа, изложенным в отзыве на заявление, по сведениям, сформированным в АИС «Электронный паспорт предприятия» 09 июля 2013 года в 01:18:37.367 Общество представило в электронном виде декларацию по форме приложения № 11 к Правилам за второй квартал 2013 года. Однако из-за содержащихся ошибок, а именно: в строке № 119 элемент «П000000000005» имеет значение: «не удовлетворяющее требованиям формата. Ограничения на поле, в описании формата: «String» - Фактическая длина меньше значения MinLength. В строке № 119 элемент «П000000000006» имеет значение: «не удовлетворяющее требованиям формата. Ограничения на поле, в описании формата: «КПП: Только цифры, 9 знаков», указанная декларация не прошла контроль и не была принята к рассмотрению. Протокол форматно-логического контроля, с сообщением о вышеуказанной ошибке был направлен в личный кабинет Общества 09 июля 2013 года. 12 июля 2013 года в 06:54:39.630 Общество повторно направило декларацию за второй квартал 2013 года, которая также содержала аналогичные ошибки, в связи с чем не прошла контроль и не была принята. Протокол загрузки файла с сообщением о вышеуказанной ошибке был направлен в личный кабинет Общества 12 июля 2013 года. 18 июля 2013 года в 13:15:34 после устранения ошибок Общество представило декларацию по форме приложения № 11 к Правилам за второй квартал 2013 года, которая была принята к рассмотрению. Как указывает административный орган, направив декларацию по форме приложения № 11 к Правилам за второй квартал 2013 года 09 июля 2013 года, ООО «СПСК» не удостоверилось в том, что декларация прошла контроль и была принята к рассмотрению. При этом Общество имело возможность устранить ошибку и направить декларацию своевременно.
Как пояснил в судебном заседании представитель ООО «СПСК», во всех трех случаях направления декларации по форме № 11 к Правилам за второй квартал 2013 года какие-либо изменения либо исправления в декларации не вносились, поскольку формат заполнения декларации установлено программой. При этом ошибки в строке № 119, имеющие значение «не удовлетворяющие требованиям формата», возникли по причине наличия технического сбоя в программе личного кабинета организации, так как строка № 119, согласно представленной декларации об объемах розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за второй квартал 2013 года на бумажном носителе, содержит сведения об ИНН и КПП поставщика ООО ДВКЗ «Дагпотребсоюз», которые аналогичны сведениям, содержащимся в строках №№ 377, 442, 443, 599, 600. Указанные сведения переносятся из строки в строку, и если строка № 119 не соответствовала требованиям формата, то последующие строки (№№ 377, 442, 443, 599, 600) также не соответствовали бы формату. Однако данное обстоятельство в АИС «Электронный паспорт предприятие» отражено не было, ошибки в строках №№ 377, 442, 443, 599, 600 по требованиям формата установлены не были.
В соответствии с представленной инструкцией по работе с официальным сайтом – руководство пользователя «Личный кабинет предприятия» (далее – Руководство пользователя) данный документ является руководством по использованию WEB сервиса «Личный Кабинет» расположенного на Интернет портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и предназначенного для передачи организациями деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пунктом 1.3 которого предусмотрено, что услугами, доступными в личном кабинете, в том числе является прием деклараций об объемах производства, оборота, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 3.2 Руководства пользователя «Декларирование» пользователю доступны следующие действия: подача (добавление) файлов деклараций; просмотр протокола обработки файла декларации; сохранение протокола обработки декларации в файл. Кроме того, раздел «Декларирование» обращает внимание пользователя на то, что перед загрузкой файлов деклараций необходимо убедиться в том, что передаваемые файлы деклараций относятся к деятельности выделенной организации. При подаче деклараций производится проверка значений ИНН и КПП выделенной в списке организации и значений ИНН/КПП в файле деклараций. В случае несовпадения перечисленных значений, декларация не будет загружена.
Для загрузки файла декларации, необходимо выбрать формат, в котором создан файл деклараций. При выборе формата загружаемых файлов, пользователю будет предоставлена справочная информация о том, в каком формате, каким образом должно формироваться название файла декларации. По результатам загрузки файла декларации формируется протокол обработки файлов.
Как следует из протокола загрузки декларации на портал от 09 июля 2013 года, представленная Обществом 09 июля 2013 года декларация содержала ошибки, а именно в строке № 119 элемент «П000000000005» имеет значение: «не удовлетворяющее требованиям формата. Ограничения на поле, в описании формата: «String» - Фактическая длина меньше значения MinLength. В строке № 119 элемент «П000000000006» имеет значение: «не удовлетворяющее требованиям формата. Ограничения на поле, в описании формата: «КПП: Только цифры, 9 знаков». Аналогичная ошибка была установлено относительно декларации представленной ООО «СПСК» 12 июля 2103 года.
Вместе с тем, согласно представленной Обществом декларации об объемах розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за второй квартал 2013 года на бумажном носителе строка № 119 элементов «П000000000005» и «П000000000006», в отношении которой программой установлено нарушение требований формата», содержит сведения об ИНН и КПП ООО ДВКЗ «Дагпотребсоюз». Однако аналогичные сведения содержатся в строках №№ 377, 442, 443, 599, 600 элементов «П000000000005» и «П000000000006». При этом в указанных строках ошибки, имеющие значение: «не удовлетворяющее требованиям формата» не установлены.
Учитывая изложенное арбитражный суд считает, что установленные такого рода ошибки свидетельствует о техническом сбое программы при загрузке деклараций.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.2.1 Руководства пользователя раздел «Подача (добавление) файлов деклараций» пользователю предоставлено право по выбору формата для загрузки файла. При этом какие-либо действия по изменению требований формата Руководством пользователя не предусмотрены.
Согласно пункту 3 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина юридического лица характеризуется прежде всего совершением действий (бездействия), за которые КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность. Юридическое лицо не может быть признано виновным в совершении административного правонарушения в двух случаях:
- если у него не имелось возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность;
- если юридическое лицо имело возможность для соблюдения указанных правил и норм и приняло все зависящие от него меры для их соблюдения, но этих мер оказалось недостаточно.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» выяснение виновности юридического лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Учитывая изложенное арбитражный суд считает, что ООО «СПСК» 09 июля 2013 года предпринимало попытки представить декларацию по форме приложения № 11 к Правилам за второй квартал 2013 года ранее установленной даты (10 июля 2013 года), однако возможность по своевременному представлению у Общества отсутствовала в связи с техническим сбоем программы при загрузке файла.
При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о недоказанности административным органом вины Общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
Кроме того, согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1). В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2). При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4). В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» положения статьи 28.2 КоАП, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
Таким образом, обеспечение административным органом лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможности участвовать при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении является гарантией соблюдения его прав на защиту, а также создания необходимых предпосылок и условий для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении.
Из материалов дела усматривается, что рассмотрение материалов дела об административном правонарушении в отношении ООО «СПСК» вынесено в отсутствие законного представителя Общества.
В материалы дела административным органом представлено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 08 августа 2013 года № 633, которое направлено МРУ Росалкогольрегулирования по СФО сопроводительным письмом от 08 августа 2013 года № у6-8493/09 (рассмотрение дела назначено на 28 августа 2013 года на 10 час. 30 мин. по адресу: <...>, каб. № 611), и получено Обществом 07 сентября 2013 года.
В связи с поздним получением вышеуказанного определения рассмотрение дела об административном правонарушении было отложено на 10 сентября 2013 года на 13 час. 00 мин. Данное определение было получено ООО «СПСК» посредством электронной почты 09 сентября 2013 года от Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области и с соответствующей отметкой о получении 09 сентября 2013 года Обществом было отправлено электронной почтой в Службу.
Указанное обстоятельство административным органом не оспаривается.
Однако Общество полагает такое извещение ненадлежащим, поскольку получено им в 09 сентября 2013 года, то есть временной интервал между получением ООО «СПСК» уведомления и необходимостью обеспечения явки законного представителя юридического лица (представителя) составил один день (сутки), в связи с чем, Общество было лишено возможности на участие в рассмотрении административного дела, представить объяснения, возражения по существу вменяемого административного правонарушения.
Арбитражный суд, исследовав материалы дела считает, что Общество не было надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения материалов административного дела в связи со следующим.
Из сведений Единого государственного реестра юридических лиц место нахождения Общества с ограниченной ответственностью «СПСК» является: 666303, Иркутская область, г. Саянск, мкр. Мирный, 9.
МРУ Росалкогольрегулирования по СФО находится по адресу: 630099, <...>.
Принимая во внимание территориальную удаленность Общества от административного органа, срок извещения, временной интервал которого составил сутки, арбитражный суд считает неразумным.
При этом надлежащее извещение предполагает заблаговременное направление извещений, в том числе посредством электронной почты, с тем, чтобы лицо их получившее имело реальную возможность прибыть к назначенному времени, представить объяснения и замечания.
Суд считает, что формальное выполнение требования об извещении о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении не может быть расценено как принятие надлежащих и достаточных мер по обеспечению реальной возможности реализации Обществом прав и гарантий, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, как лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Кроме того, судом учтено, что при составлении протокола об административном правонарушении Заявитель обращался с ходатайством о рассмотрении материалов административного дела с его обязательным участием.
Учитывая изложенное, арбитражный суд приходит к выводу о том, что у административного органа не имелось оснований считать ООО «СПСК» надлежащим образом уведомленным о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении.
С учетом изложенного арбитражный суд приходит к выводу о том, что МРУ Росалкогольрегулирования по СФО при производстве по делу об административном правонарушении допущены нарушения процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года № 10 « О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Ненадлежащее извещение Общества о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения ООО «СПСК»» к административной ответственности, влияющим на всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела. Возможность устранения этого недостатка отсутствует.
Учитывая изложенное и принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что отсутствие доказательств наличия вины ООО «Саянская производственная строительная компания» в совершении вменяемого административного правонарушения, а также допущенное нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (место нахождения: 630099, <...>) от 10 сентября 2013 года № 6-01-06/09-53/1280-ю о назначении административного наказания в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Саянская производственная строительная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 666303, Иркутская область, г. Саняск, икр. Мирный, 9).
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья О.П.Сураева