ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-14715/2021 от 23.11.2021 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                             Дело  №А19-14715/2021

29.11.2021 г.

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  23.11.2021   года.

Решение  в полном объеме изготовлено   29.11.2021  года.                      

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Дмитриенко Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушнаренко Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Энергокомплект» (ОГРН: 5077746556730, ИНН: 7705787100, адрес: 115280, Россия, Москва г., муниципальный округ Даниловский вн.тер.г., Ленинская слобода ул., д. 26, этаж 5, помещ. XXXII-94,) от 05.07.2021

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
(ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966, адрес: 664025, Иркутской обл., г. Иркутск, ул. Российская, д. 17)

третье лицо: Акционерное общество «Дорожная служба Иркутской области»

о признании недействительным  решения изложенное в заключении от 11.06.2021 № 038/687/21

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явились, извещены;

от антимонопольного органа: Евдокимова А.О. (доверенность, паспорт, диплом);

от третьего лица: Ванярхо А.В. (доверенность, диплом, паспорт);

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Энергокомплект» (далее – ООО, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области, изложенное в заключении № 038/687/21 от 11.06.2021, о включении сведений Общества с ограниченной ответственностью «Энергокомплект» сроком на два года в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Заявитель о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, дополнительные документы не представил,  ранее в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представитель антимонопольного органа в судебном заседании указал на законность и обоснованность оспариваемого решения Управления, в связи с чем просил оставить требования заявителя без удовлетворения.

Представитель третьего лица, считает решение антимонопольного органа законным и обоснованным. Пояснил, что документы, подтверждающие обеспечения исполнения договора не были представлены. Кроме того, сам договор был подписан не форме заказчика а с протоколом разногласий с изменением срока поставки.

В судебном заседании 18.11.2021 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 15 часов 00 минут 23.11.2021г. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области в сети Интернет.

После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при участии того же представителя антимонопольного органа поддержавшего все свои доводы и возражения.

            Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам, исследовав которые, суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что в УФАС по Иркутской области от организатора торгов Акционерного общества «Дорожная служба Иркутской области», поступило обращение о включении сведений в отношении ООО «Энергокомплект» в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением участника закупки от заключения договора по результатам запроса котировок электронной форме на поставку конусной дробилки СМД-120-А, извещение № 32110124739.

            Иркутским УФАС России в связи с поступившими обращениями установлено, что Акционерным обществом «Дорожная служба Иркутской области»  на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение№ 32110124739 и документация о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку конусной дробилки СМД-120-А

ООО «Энергокомплект» подана заявка на участие в запросе котировок.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме от 08.04.2021г., размещенным на электронной площадке 09.04.2021, запрос котировок признан несостоявшимся, поскольку соответствующей всем требованиям извещения признана только одна заявка, принято решение о заключении договора с ООО «Энергокомплект», как с единственным участником запроса котировок, заявка которого соответствует всем требованиям извещения.

15.04.2021г. заказчик, посредством электронной площадки РТС-тендер направил участнику закупки проект договора для его подписания.

Согласно пункту 2.2 Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, а также согласно пункту 21.2.2 Положения о закупках, в течение пяти календарных дней с даты размещения Заказчиком о закупках, в течение пяти календарных дней с даты размещения заказчиком на электронной площадке проекта договора победитель (единственный участник) конкурентной закупки в электронной форме подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью указанный проект  договора, размещает на ЭП подписанный проект договора и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о конкурентной закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный 21.2.3 Положения.

20.04.2021г. ООО «Энергокомплект» направило посредством электронной площадки первый протокол разногласий к договору.

21.04.2021г. первый протокол разногласий заказчиком был частично принят в части пункта 4.1 и пункта 5.1 проекта договора и направлен повторно ООО «Энергокомплект».

ООО «Энергокомплект» 23.04.2021г.  направил адрес заказчика посредством электронной площадки второй протокол разногласий.

Заказчиком 28.04.2021г. в 13:04 мин. второй протокол разногласий был отклонен заказчиком и направлен Обществу.

29.04.2021г. ООО «Энергокомплект» подписал договор без предоставления обеспечения исполнения договора в размере 299 556, 67 руб. согласно пункта 7.1 договора.

В связи с не преставлением Обществом документа об обеспечении исполнения договора, Заказчиком 30.04.2021 года был опубликован протокол признания победителя уклонившимся от заключения договора.

Решением Комиссии Иркутского УФАС России изложенного в заключении № 038/687/21 от 11.06.2021, вынесенным по результатам обращения заказчика, в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года включены сведения, представленные заказчиком в отношении ООО «Энергокомплект».

Полагая, что вышеуказанные решения контрольного органа в сфере закупок не соответствуют требованиям закона и нарушают права и законные интересы ООО «Энергокомплект» в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим требованием.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В свою очередь, заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемым ненормативным правовым актом, решением своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) целями регулирования названного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках определено, что настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

В ч.ч. 1 и 2 ст. 2 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при осуществлении закупок на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств и предотвращения злоупотреблений со стороны недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом N 223-ФЗ предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков.

В силу части 1 статьи 5 Закона N 223-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе.

На основании пункта 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Частью 2 статьи 5 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации (Часть 3 статьи 5 Закона N 223-ФЗ).

В Правилах ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 (далее - Правила N 1211), установлено, что ведение реестра, в том числе включение в реестр и исключение из него сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (далее - недобросовестный участник закупки, поставщик (исполнитель, подрядчик)), осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра (далее - уполномоченный орган), на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (пункт 2 Правил N 1211).

Согласно пункту 2.1 приказа ФАС России от 18.03.2013 N 164/13 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Комиссия территориального органа ФАС России по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

Подтвержденные по результатам проверки Сведения включаются в Реестр не позднее трех рабочих дней со дня принятия указанного в пункте 2 настоящего приказа решения руководителя ФАС России (пункт 2.2 приказа).

Из вышеназванных положений следует, что жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров рассматриваются комиссиями территориальных органов антимонопольной службы, которые устанавливают обстоятельства нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров и подготавливают соответствующие заключения.

Из материалов делам усматривается, что Иркутским УФАС России в связи с поступившими обращениями установлено, что 26.03.2021г. заказчиком Акционерным обществом «Дорожная служба Иркутской области»  на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение№ 32110124739 и документация о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку конусной дробилки СМД-120-А. Начальная (максимальная) цена договора составляет 5 991 133 руб. 33 коп. Участниками закупки могли быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Ознакомившись с вышеуказанной информацией, заявителем — ООО “Энергокомплект» была поданы заявка на участие в запросе котировок.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме от 08.04.2021, размещенным на электронной площадке 09.04.2021, запрос котировок признан несостоявшимся, поскольку соответствующей всем требованиям извещения признана только одна заявка - ООО «Энергокомплект».

Победителем запроса котировок на основании протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме от 08.04.221г. опубликованном 09.04.2021 на электронной площадке признано ООО «Энергокомплект» с ценой договора 4 470 000 руб. в том числе НДС. Предложенная цена договора была снижена на 25,34% от НМЦД, со сроком поставки: в течение 30 календарных дней со дня заключения договора.

Заказчик 15.04.2021г. посредством электронной площадки РТС-тендер направил участнику закупки проект договора для его подписания.

Согласно пункту 2.2 Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, а также согласно пункту 21.2.2 Положения о закупках, в течение пяти календарных дней с даты размещения Заказчиком и на ЭП проекта договора победитель (единственный участник) конкурентной закупки в электронной форме подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью указанный проект договора, размещает на ЭП подписанный проект договора и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о конкурентной закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный 21.2.3 Положения. В случае если по результатам конкурентной закупки в электронной форме цена договора снижена на 25 процентов и более от начальной (максимальной) цены договора, победитель (единственный участник) соответствующей закупки предоставляет обеспечение исполнения договора в соответствии с пунктом 21.4 Положения.

20.04.2021г. ООО «Энергокомплект» направило посредством электронной площадки первый протокол разногласий к договору.

21.04.2021г. заказчиком был частично принят первый протокол разногласий, в части пункта 4.1 и пункта 5.1 проекта договора и направлен повторно ООО «Энергокомплект».

23.04.2021г.  ООО «Энергокомплект» направил в адрес заказчика посредством электронной площадки второй протокол разногласий.

28.04.2021г. в 13:04 второй протокол разногласий был отклонен заказчиком и направлен в адрес ООО «Энергокомплект».

29.04.2021г. в 20:35 ООО «Энергокомплект» подписал договор без предоставления обеспечения исполнения договора в размере 299 556,67 рублей, согласно пункта 7.1 договора.

Доказательств, препятствующих Обществу направить в адрес заказчика обеспечения исполнения договора Обществом не представлено.

29.04.2021г. по средства электронной  почты на адрес контактного лица Габова А.С. agabov@dsio.org ООО «Энергокомплект» направило письмо №640 от 28.04.2021г. с предложением новых условий срока поставки, а именно 90 календарных дней с момента заключения договора вместо 30 календарных дней с момента заключения договора указанных в документации и заявки Общества.

При этом, в соответствии с пунктом 13.18 Положения о закупках, договор заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается договор, обеспечения исполнения договора в соответствии с документацией о конкурентной закупке, пунктом 21.4 Положения.

Следовательно, согласно пункту 13.19 Положения о закупках, в случае непредставления победителем (единственным участником) конкурентной закупки, с которым заключается договор, обеспечения исполнения договора в срок, установленный для заключения договора, такой победитель (единственный участник) считается уклонившимся от заключения договора.

Согласно пункту 21.3.1 Положения о закупках, в течение 10 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе (протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе), указанных в пунктах 14.33, 14.34 Положения, победитель открытого конкурса либо единственный участник открытого конкурса обязан подписать договор и представить все экземпляры договора Заказчику. При этом победитель открытого конкурса либо единственный участник открытого конкурса, одновременно с договором обязан представить Заказчику документ и (или) информацию, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения договора в соответствии с документацией о конкурентной закупке, пунктом 21.4 Положения.

Согласно пункту 2.7 извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, а также согласно пункту 21.2.7 Положения о закупках, победитель (единственный участник) конкурентной закупки в электронной форме признается уклонившимся от заключения договора в случае, если в сроки, предусмотренные пунктом 21.2.2 Положения он не направил Заказчику проект договора, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя (единственного участника), или не направил протокол разногласий, предусмотренный пунктом 21.2.3 Положения, или, не предоставил обеспечение исполнения договора, предусмотренное документацией о конкурентной закупке, пунктом 21.4 Положения. При этом Заказчик не позднее трех рабочих дней с даты признания победителя (единственного участника) конкурентной закупки в электронной форме уклонившимся от заключения договора, составляет и размещает на ЭП протокол о признании такого победителя (единственного участника) уклонившимся от заключения договора, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения договора, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

Согласно пункту 2.9 Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, участник конкурентной закупки в электронной форме признанный победителем такой закупки в соответствии с пунктом 21.2.8 Положения вправе подписать проект договора или направить заказчику протокол разногласий в сроки, предусмотренные пунктом 21.2.3 Положения, либо отказаться от заключения договора. Одновременно с подписанным договором этот победитель обязан предоставить обеспечения исполнения договора, если требование обеспечения исполнения договора предусмотрено извещением и (или) документацией о конкурентной закупке, пунктом 21.4 Положения.

Таким образом, представив подписанный договор без  документа и (или) информации, подтверждающей предоставление обеспечения исполнения договора в соответствии с документацией о конкурентной закупке в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, свидетельствует об отсутствии намерения заключить договор на условиях, установленных Извещением, конкурсной документацией.

Учитывая не представления Обществом 29.04.2021г. документа и (или) информации, подтверждающей предоставление обеспечения исполнения договора в соответствии с документацией о конкурентной закупке одновременно с подписанным договором, ООО «Энергокомплект» протоколом от 30.04.2021г. правомерно был  признан уклонившимся от заключения договора вследствие непредставления обеспечения исполнения договора.

Заявитель утверждает, что  пункт 21.3.1 Положения регулирует порядок заключения договора по результатам проведения открытого конкурса, тогда как, по утверждению ООО «Энергокомплект», участие принималось в закупочной процедуре в виде запроса котировок.

При этом, суд не может согласиться с доводами заявителя относительно неправомерности применения к спорным правоотношениям условий пункта 21.3.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «ДСИО».

Как указано в выше в пункте 2.9 Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме установлено, что  участник конкурентной закупки в электронной форме признанный победителем такой закупки в соответствии с пунктом 21.2.7 Положения вправе подписать проект договора или направить заказчику протокол разногласий в сроки, предусмотренные пунктом 21.2.3 Положения, либо отказаться от заключения договора. Одновременно с подписанным договором этот победитель обязан предоставить обеспечения исполнения договора, если требование обеспечения исполнения договора предусмотрено извещением и (или) документацией о конкурентной закупке, пунктом 21.4 Положения.

Таким образом, необходимость предоставления обеспечения исполнения договора одновременно с подписанным договором  были известны обществу в момент проведения конкурса. И при подаче заявки на участие в указанной закупке, общество было ознакомлено с указанными положениями документации и дало согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения запроса котировок. При добросовестном отношении к исполнению обязательств и при наличии намерений заключить договор общество должно было и могло уточнить наличие возможности одновременного представления обеспечения исполнения договора, либо предоставить денежные средства в необходимом размере в качестве обеспечения исполнения договора.

ООО «Энергокомплект» принимая участие в закупке, должно осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае одновременного не представления обеспечения исполнения договора.

Более того, не соглашаясь с положениями документации, в частности указания главы 21 Положения, ООО «Энергокомплект» при подачи заявки могло оспорить конкурсную документацию, ее отдельные части, чего заявителем не было сделано.

Таким образом, суд считает, что Комиссия Иркутского УФАС правомерно пришла к выводу об уклонении ООО «Энергокомплект» от заключения договора по результатам закупки в связи с непредставлением обеспечения исполнения договора до его заключения.

            Также суд не может согласиться с доводом заявителя об обязанности ООО «Энергокомплект» дважды уплатить обеспечение исполнения договора, поскольку согласно пункту 13.14 Положения о закупке заказчик вправе предусмотреть в извещении об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке, договоре, заключаемом с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), требование обеспечения исполнения договора, способы, срок и порядок возврата такого обеспечения.

На основании пункта 21.4 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «ДСИО» в случае если по результатам конкурентной закупки цена договора, предложенная победителем, участником конкурентной закупки, с которым заключается договор, снижена на 25 и более процентов от НМЦД, начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг такой победитель либо такой, участник обязан до заключения договора предоставить Заказчику документы, подтверждающие обеспечение исполнения договора в размере в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения договора, указанный в извещении об осуществлении закупки и документации о конкурентной закупке, а в случае если извещением об осуществлении такой закупки и документацией о конкурентной закупке обеспечение исполнения договора не было предусмотрено, договор заключается только после предоставления таким победителем, участником обеспечения исполнения договора в размере пяти процентов начальной (максимальной) цены договора, но не менее чем в размере аванса (если договором предусмотрена выплата аванса).

Таким образом, заказчик при формировании документации о закупке не устанавливал обязательное условие об обеспечении исполнения договора, соответственно в изначальном проекте договора, являющемся неотъемлемой частью документации, отсутствовало требование о его обеспечении.

Вместе с тем, поскольку ООО «Энергокомплект» признано победителем запроса котировок и предложенная им цена снижена на 25 и более процентов, то у общества возникла обязанность перед заключением договора представить его обеспечение.

Поскольку обеспечение исполнения обязательства согласно статье 329 Гражданского Кодекса РФ является соглашением сторон, применяя положения Закона о закупках, условие об обеспечении договора должно быть закреплено в самом договоре, заключаемом по результатам закупки.

При этом, указание обязанности внесения обеспечения исполнения обязательства в договоре поставки и в Положении о закупке не свидетельствует об обязанности ООО «Энергокомплект» оплатить обеспечение исполнения обязательства в двойном размере.

Таким образом, ООО «Энергокомплект» как победитель запроса котировок, предложивший цену, сниженную на 25 и более процентов, обязан был предоставить заказчику до заключения договора документы, подтверждающие обеспечение его исполнения. Вывод заявителя об обязанности предоставления обеспечения исполнения дважды основан на неверном толковании положений законодательства, Положения о закупках и документации, а также условий договора поставки.

Из представленных  в материалы дела документов судом усматривается, что Общество не представило одновременно к подписанному договору документ об обеспечении исполнения договора, что последним не оспаривается.

Кроме того, невозможно не отметить так же 29.04.2021г.  направление ООО новых условий сроков поставки (письмо № 640 от 28.04.2021г.).

Таким образом, ООО «Энергокомплект»не исполнило свое вытекающие из статуса победителя аукциона обязательство по направлению подписанного проекта контракта и обеспечения исполнения договора с учетом требований установленных Федеральным законом №223-ФЗ.

Обществом не предприняты все необходимые и разумные меры для заключения договора, в поведении общества присутствуют признаки недобросовестности и включение общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае явилось необходимой мерой его ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.

Учитывая изложенное, Комиссия Иркутского УФАС правомерно пришла к выводу о недобросовестности действий ООО «Энергокомплект», в связи с чем решение выраженное в заключении №038/687/21 от 11.06.2021г. о включении сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков принято с соблюдением действующего законодательства.

Так же суд отмечает, что включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Общества, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.

Всем существенным доводам заявителя судом дана соответствующая оценка. Иные доводы и пояснения Общества судом рассмотрены и оценены, однако на выводы суда не влияют.

Принимая во внимание все вышеизложенное, арбитражный суд приходит к выводу, что решение Управления выраженное в заключении №038/687/21 от 11.06.2021г о включении ООО «Энергокомплект» в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку в рассматриваемом случае совокупность условий, при наличии которых оспариваемый акт Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области может быть признан недействительным, отсутствует, в удовлетворении заявления ООО «Энергокомплект» следует отказать.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                    Е.В. Дмитриенко